СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа Художественной направленности «Танцевальная мозайка»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Танцевальная мозаика» направлена на развитие и воспитание творческих способностей детей дошкольного возраста в области хореографического искусства.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа Художественной направленности «Танцевальная мозайка»»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК


А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я


Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК



«Рассмотрено»

на заседании методического

объединения педагогов дополнительного образования

Протокол № 1

от «31» августа 2021 года

Руководитель методического объединения: ____________


«Согласовано»:

Заместитель директора по УВР____________


от «31» августа 2021 года


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 5

___________И.А. Рябова

приказ №291-од

от «31» августа 2021 года






Дополнительная образовательная программа

Художественной направленности

«Танцевальная мозаика»

(в рамках платных образовательных услуг)




Возраст обучающихся:5-6 лет

Срок реализации программы: 1 год

Разработала: Харламова Татьяна Владимировна,

педагог дополнительного образования,

высшей квалификационной категории







г. Ноябрьск

2021



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Танцевальная мозаика» (далее- программа) направлена на развитие и воспитание творческих способностей детей дошкольного возраста в области хореографического искусства.

Вид деятельности программыхореография.

Уровень освоениястартовый.

Место реализации программы- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5». Адрес: 629800, ЯНАО, г. Ноябрьск ул. Лиственная 28.

Данная программа составлена на основе образовательной программы «Солнечный мир танца», автор Гапоненко О.В., в 2007 году программа была лицензирована Ростовским областным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Нормативно-правовая основа разработки программы:

• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) "Об образовании в Российской Федерации"

• Федеральный Закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

• Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

• Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 N 52016)

• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»

• Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. (ред. от 30.03.2020).

• Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642 (ред. от 16.07.2020) «Государственная программа РФ «Развитие образования»

• Федеральный национальный проект «Успех каждого ребенка» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16).

• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования»

• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от8.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»

• Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / [сост. А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] — М.: Просвещение, 2009. — 24с. (Стандарты второго поколения).

• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".

• Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 N 2945-Р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

• Распоряжение Правительства Ямало- Ненецкого автономного округа от 05.12.2019 № 583-РП «Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Ямало- Ненецком автономном округе»

  • Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» муниципального образования город Ноябрьск, утвержденного постановлением Главы муниципального образования от 12.02.2015 г. П-131.

Адресат программы: обучающиеся 5-6 лет. Состав группы: 8-10 человек. Уровень освоение программы: ознакомительный. Объем программы: 30 часов. Режим занятия: Занятия проводят с группой детей 1 раз в неделю. Продолжительность занятия: 30 минут

Программа выстроена на педагогической целесообразности и заключается в том, что обучение ритмическим движениям закладывающий «школу движений», развивающий психофизические качества, укрепляющий здоровье детей.

Актуальность программы обуславливает оптимальный вид деятельности, который формирует и развивает у детей творчество и воображение, благодаря сочетанию единой деятельности танца-музыки, движения и игры.

Педагогическая целесообразность заключается в доступности и простоте общеразвивающих упражнений под музыку, эффективность в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему ребёнка.

Отличительной особенностью программы является игровой метод, который придаёт образовательной деятельности привлекательную форму занятия, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон и развития мышления ребёнка.

Цель: содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами музыкально-ритмического движения.

Основными задачами являются:

1. Укрепление здоровья.

2. Развитие основных видов музыкально-ритмических движений, музыкальности.

3. Развитие способности ориентироваться в пространстве.

4. Развитие творческих и созидательных способностей.

5. Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности.

Обоснование значимости программы - дополнительная общеразвивающая программа «Танцевальная мозаика» представляет собой комплексную образовательную программу для занимающихся.

Аннотация программы.

Данная программа обусловлена практической значимостью: музыкально-ритмические и танцевальные движения, разученные детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности, могут применяться в повседневной жизни, способствуют мотивации для обучения в дальнейшем искусству хореографии. Поэтому программа является актуальным и необходимым звеном в целостном развитии обучающегося, в восприятии детьми окружающего мира, раскрепощение детей, привитие музыкально-двигательных навыков, развитие художественного вкуса. Главным направлением программы является введение детей в мир танца посредством художественно-творческой деятельности способствующей становлению эмоционально-ценностного отношения учащихся к искусству, постижение гармонии и красоты.

Возрастная категория: 5-6 лет.

Категория состояния здоровья: без ОВЗ.

Период реализации программы: 9 месяцев (6 модулей). 1 модуль-1 месяц, 2 модуль-4 месяца, 3-модуль-1.5 месяца, 4 модуль-1 месяц, 5 модуль-1 месяц, 6 модуль-2 месяца.

Продолжительность реализации программы:

Срок реализации программы 1 год. Всего 30 часов.

Режим занятий группы: 1 раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность одного академического часа - 30 минут.

Условия формирования групп:

Возраст зачисления до 6 лет. Число детей, одновременно находящихся в группе 10 человек.

Формы обучения по программе: очное.

Занятие ведёт Харламова Татьяна Владимировна, педагог дополнительного образования, хореограф, высшей квалификационной категории.

Материально-технические условия реализации программы.

1. Зал для занятий хореографией площадью не менее 2 м. на 1 ребёнка в соответствии с

Сан Пи Ном от 04.07.2014 № 41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,

содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного

образования детей».

2. Оборудование кабинета: доска - 1 шт., стол письменный для педагога – 1 шт., стул для педагога -1 шт., ТСО: компьютер, колонки, принтер. Музыкальный центр-1 шт.


Форма аттестации и контроля по итогам реализации программы:

- педагогическое наблюдение, сравнительная оценка, беседа, опрос;

- проведение открытых уроков для родителей;

- участие в праздничных программах, концертах;

- проведение итогового занятия в конце учебного года.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Возрастная категория учащихся 5-6 лет.

Планируемые результаты

Укрепление физического и психического здоровья дошкольников, овладение детьми навыками искусства танца, развитие музыкальных способностей. Желание продолжать занятие хореографией, после освоения программы.

Ожидаемые результаты

По прохождении данной программы обучающиеся будут знать:

  • комплекс разминочных упражнений для подготовки тела к занятию;

  • основные танцевальные компоненты, терминологию, правила выполнения упражнений;

  • элементы музыкальной грамоты;

  • иметь представление о факторах, способствующих сохранению и укреплению здоровья, профилактики заболеваний.

Уметь:

  • эмоционально и правильно исполнять несложные танцевальные композиции и виды танцев, соответствующие программе;

  • исполнять детские песенки с изученными танцевальными элементами;

  • выполнять построения и перестроения, усложненные различными видами ходьбы и исполнением различных движений;

  • работать с реквизитом в танце;

  • выполнять законы исполнительского мастерства;

  • внимательно слушать педагога и четко выполнять его рекомендации;

  • работать коллективно, слаженно. 

Условия реализации программного материала:

  • соблюдение правил охраны труда, норм санитарной гигиены в помещении и правил противопожарной безопасности;

  • просторный специализированный зал;

  • музыкальное сопровождение;

  • костюмы и реквизит к танцу;

  • наличие учебного, наглядно методического, дидактического материала.

Учебно-тематический план


раздела

Название раздела

Количество часов в разделе

1.

Модуль 1. «Азбука танцевального движения»

4




2.

Модуль 2. «Вместе весело шагать»

4

3.

Модуль 3. «Музыкально- ритмическая гимнастика»

6

4.

Модуль 4. «Музыкально – подвижные игры»

4

5.

Модуль 5. «Игромимика»

4

6.

модуль 6. «Танцевальная композиция»

8

Всего часов по программе

30



1. Азбука танцевального движения. Является основой для формирования правильной осанки, чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, со словом, музыкальные задания и игры.

2. Вместе весело шагать. Являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения в классе. Строевые упражнения способствуют развитию умений ориентироваться в пространстве, формированием двигательного аппарата, координации, развития памяти и внимания.

3. Музыкально-ритмическая гимнастика. Служит основой для освоения ребенком различных видов движений. В раздел входят, общеразвивающие, а также упражнения на укрепление осанки, напряжение и расслабление мышц, дыхательные.

4. Музыкально-подвижные игры. Является ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы соревнования, подражания, имитации, образного движения, ролевые ситуации.

5. Игромимика. Направлена на обучение выразительным движениям, работу с мимикой и пантомимикой. Представлены этюды- упражнения для обучения азбуке выражения эмоций.

6. Танцевальная композиция. Направлена на формирование у детей пластичности, гибкости, координации. В разделе представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.



Календарно-тематическое планирование

п/п

занятия

Тема занятия

Количество часов по

программе

Модуль 1. «Азбука танцевального движения»

1.

1-4

Поклон-приветствие «Давайте знакомиться», Постановка корпуса. «Елочки - пенёчки», Положения головы, рук, ног.  Понятие осанка. Упражнения для рук, упражнение для ног, «пружинка», «мячик» Основные танцевальные элементы, «Ёлочка», «Топотушки»

4

Модуль 2. «Вместе весело шагать»

2.

5-8

Направление движения: «линия танца», Понятия: «по линии танца», «против линии танца». Игра «Найди своё место»

Построение в шеренгу и колонну, «змейка», «ниточка и иголочка»

Свободное размещение в классе с возвратом, в шеренгу, колонну, круг, полукруг, расстановка в шахматном порядке.

4


Модуль 3. «Музыкально-ритмическая гимнастика»

3.

9-16

Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса.

Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног

Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса

Комплексные упражнения для всей группы мышц, упражнения для тренировки равновесия

Танцевальные движения на пластику

6

Модуль 4. «Музыкально-подвижные игры»

4.

17.

Танцевальные шаги в образах: журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птиц, слона и т.д. Игры «Зебрик», «Зайчики», «Зверобика»

1

5.

18.

Изображение неодушевленных предметов и явлений: море, волны, деревья, цветы; едем на машине, косим траву, поезд едет, самолет летит, ракета стартует. «На дворе мороз и ветер»

1

6.

19.

Танцевальные элементы трудового процесса «Поможем маме», «Стирка»

1

7.

20.

Сюжетные и характерные движения, образные воплощения. «Кот и мыши», «Пингвины».

1

Модуль 5. «Игромимика»

8.

21.

Этюды на выразительность движения «Озорной щенок», «Пугливый мышонок»

1

9.

22.

Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу?»

1

10.

23.

Этюды на выражения основных эмоций «Зеркало», «Мартышка»

2



Модуль 6. «Танцевальная композиция»


11.

24.

Простые элементы танца

4

22.

25.

Составление танцевальные этюды из пройденных элементов,
работа над этюдами.

4



ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПИЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


1. Материально-технические условия реализации программы.

-хореографический класс, оборудованный станками, зеркалами и музыкальным инструментом (фортепиано);

- модульный комплекс. Персональный компьютер (рабочее место - педагога);

- музыкальный центр;

-сценические костюмы.

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.

Использование ряда методических материалов: книги, аудио, видео материалы.

3. Методическое обеспечение программы содержит необходимые информационные ресурсы для ведения качественного образовательного процесса. Основными принципами построения программы являются:

  • принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику;

  • принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;

  • принцип обучения владению культурой движения: гибкость, пластичность.

  • принцип наглядности, который предусматривает использование комплекс средств и приёмов: личная демонстрация приёмов, словесное описание материала.


Список литературы.

Методические пособия для педагога:

1. Алябьева Е.А. «Занятия по психогимнастике с дошкольниками», «ТЦ Сфера» - М, 2009 г.

2.«Здоровьефомирующее физическое развитие» под ред. М. М. Безруких, -М, «Владос» 2001г.

3. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» –С. Пб., 2000г.

4. Вербовская Е.В. «Методическое пособие по детской психогимнастике для воспитателей дошкольных учреждений»– Нижний Новгород, 1999г.

5. Ганичева И.В. «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми», - М «Книголюб» 2004г.

6. «Танцы в детском саду» Н. Зарецкая, З. Роот, -М «Айрис Пресс», 2003г.

7.  Касицина М.А., Бородина И.Г. «Коррекционная ритмика», - М, «Гном и Д» 2005г.

8. Михеева Е.В. «Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет», -Волгоград, «Учитель», 2014г.

9.  Раевская И.П. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду»–М «Просвещение» 1991г.

10. Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика» –М «Просвещение», 1989 г.

11.  Фирилёва Ж.Е. «Танцы и игры под музыку для детей дошкольного возраста», Изд.-«Планета музыки», 2021.

Интернет ресурсы:

https://horeografiya.com/

https://www.horeograf.com/

https://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2012/09/23/nuzhnye-knigi-po-khoreografii-i-tantsam

https://secret-terpsihor.com.ua/

Список литературы для детей.

1. Александрова Н. А. Танцы. Мини-энциклопедия для детей. Рассказы о танцах разных народов и времен. Издательство: БВХ-Петербург. 2018г.

2. Каплунова И. М. «Топ, топ, каблучок. Танцы в детском саду», Издательство «Композитор», 2015 г.

3. Ожич Е. «История танцев», Изд. «Качели», 2017 г.

4. Трояно Р. Сказочная энциклопедия. Прекрасные танцовщицы. Изд.: ИД Плэй, 2019 г.



ПРИЛОЖЕНИЕ

Оценочные материалы.

Формы и виды контроля аттестации.

Входной контроль: первая неделя реализации программы. Собеседование, выполнение упражнений.

Текущий контроль: в течении учебного года в соответствии с темами учебного плана. Беседа, наблюдение, выполнение экзерсисов, показ упражнений. Эффективность занятий определяется диагностикой по следующим критериям: музыкальные способности, гибкость и пластичность, координация, ловкость движения.

Текущий контроль как правило, осуществляется в конце темы или на завершающем этапе освоения раздела.


Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

Умение слушать музыку и выполнять движения под музыку

Движения передают музыкальный образ. Движения совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом музыкального произведения.

Танцевальные движения недостаточно выразительны. Движения не всегда совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом музыкального произведения.

В движениях не отражается характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом музыкального произведения.

2

Гибкость, пластичность

Хорошо развита мягкость, плавность, подвижность суставов, гибкость позвоночника. Развито умение двигаться легко и пластично в соответствии с характером музыки.

Хорошо развиты пластичность, ловкость. При выполнении движений допускает неточности движений.

Не согласовывает свои движения с движениями других детей, не ориентируется в пространстве, выполняет несимметричные движения. Испытывает затруднения при выполнении движений.

3

Координация, ловкость движений

Правильное и точное исполнение ритмических композиций. Умение координировать движения с музыкой.

Не достаточно правильное сочетание движений рук и ног при выполнении танцевальных движений.

Движения неуверенные, раскоординированные.

Наблюдение. Процесс наблюдения осуществляется в ходе учебного занятия за деятельностью обучающихся при выполнении ими упражнений, танцевальных движений с целью выявления успехов и ошибок.

Беседа с обучающимися ведется исходя из изученного материала по теме занятия, по разделу. Вопросы определяются исходя из изученного теоретического материала, ошибок учащихся при выполнении упражнений. Беседу можно использовать как форму контроля на учебном занятии в следующих случаях:

- в первой части занятия – повторение раннее пройденного материала;

- по ходу занятия, когда педагог видит, что учащийся допускает ошибки при выполнении упражнений;

- в конце учебного занятия – закрепление изученного материала, когда важно помочь учащемуся увидеть правильность выполнения упражнений, понять недостатки.

Текущий контроль и промежуточная аттестации позволяют оценить совокупность знаний и умений, а также степень сформированности планируемых результатов.

Текущий контроль, промежуточная аттестация служат основным средством обеспечения в учебно-воспитательном процессе обратной связи между педагогом и учащимся, необходимой для стимулирования их работы и совершенствования методики преподавания.

Промежуточная/итоговая аттестация – показ упражнений, мониторинг планируемых результатов. Оценочные материалы для теоретической подготовки по промежуточной/итоговой аттестации в Приложении 2. Критерии уровня сформированности планируемых результатов определяются исходя из планируемых результатов.

Просмотр физических данных:

Растяжка – ребёнок садится на шпагат - высокий уровень, плохо садится – средний уровень, не садиться - низкий уровень.

Гибкость - ребёнок делает мостик с точки стоя - высокий уровень, мостик с точки лёжа- средний уровень, не делает мостик – низкий уровень.

Прыгучесть – ребёнок легко делает прыжки с хорошей затяжкой ног - высокий уровень, делает прыжки, но без затяжки – средний уровень. прыжок тяжёлый, неуклюжий – низкий уровень.

Музыкальный слух:

Обучающийся может самостоятельно повторить хлопками заданный ритм - высокий уровень, может повторить хлопками не полностью всё задание – средний уровень, не может повторить хлопками ритм – низкий уровень.

В-высокий уровень

С-средний уровень

Н-низкий уровень

Мониторинг показателя исполнительской культуры обучающихся осуществляется методом наблюдения.

Высокий уровень - владеет приёмами действий исполнительского мастерства, соблюдает нормы поведения и имеет нравственные качества личности.

Средний уровень - не всегда применяет приёмы действий и различные способы исполнительского мастерства, имеет моральные суждения о нравственных поступках, не всегда находит компромисс в ситуации.

Низкий уровень - низкий уровень коммуникативных качеств, редко соблюдает нормы поведения, испытывает затруднение в публичном выступлении.




Карта контроля обучающегося

Параметры

Данные

Начало года

Конец года

ГИБКОСТЬ

 

 

ПРЫЖОК

 

 

ВЫВОРОТНОСТЬ

 

 

УСТОЙЧИВОСТЬ

 

 

ВЫСОТА  БАЛЕТНОГО ШАГА

 

 

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ

 

 

ПРОПОРЦИИ ТЕЛА

 

 

ОСАНКА

 

 

СТОПА

 

 

ОБЩИЙ  БАЛЛ, УРОВЕНЬ (ВЫСОКИЙ, СРЕДНИЙ, НИЗКИЙ)

 

 

Гибкость тела. Гибкость тела является одним из главных профессиональных требований для танцора. Она проверяется величиной прогиба назад и вперёд. Для ее определения необходимо поставить ребёнка так, чтобы ноги были прямые, стопы сомкнуты, руки разведены в стороны.  Когда ребенок наклоняется назад, педагогу нужно обратить внимание на правильность прогиба в области верхних грудных и нижних поясничных позвонков. Затем ребенок осуществляет медленный наклон вперёд, стараясь достать корпусом и головой колени, обхватив руками голеностопы ног.

Прыжок. Основное положение – свободное положение ног, с предварительным коротким приседанием. Прыжок выполняется несколько раз подряд. Обращаем внимание на выпрямление ног, на работу ног и стопы, силу толчка от пола и мягкость приземления. В момент прыжка требуется оттянуть пальцы ног вниз. Высота прыжка находится в прямой зависимости от силы отталкивания и от силы тяжести тела. Отдельные звенья тела должны находиться в состоянии неподвижности

Выворотность. Под выворотностью понимается способность развернуть ноги (бёдра, голени и стопы) в положении en dedan, при правильно поставленном корпусе бёдра, голени и стопы повёрнуты своей внутренней стороной наружу. Для определения выворотности необходимо проделать ряд следующих действий:

1.     Поставить ребёнка к станку в первую позицию, придерживая туловище в вертикальном положении. Попросить его глубоко присесть, отрывая постепенно пятки, чтобы бёдра раскрылись в стороны. Взяв руками за бёдра, выше колен, помочь раскрыться. Пронаблюдать легко или с трудом ребёнок это делает. Необходимо помнить, что при хорошей выворотности оба колена свободно уходят в стороны по линии надплечий, а тазобедренная часть и бёдра образуют прямую линию.

2. Попросить ребенка выполнить упражнения «лягушка»: ребенок лежит на спине. Мы подтягиваем стопы к ягодицам и раскрываем его бёдра в стороны. Необходимо следить, чтобы у ребенка не было прогиба в пояснице. Если колени испытуемого свободно прилегают к полу, значит выворотность в тазобедренных суставах хорошая.

3. Попросить ребёнка встать боком к станку в позицию. Он, придерживаясь за палку, поднимает ногу на 900 (педагог может ему помогать) и отводит ногу назад. При этом необходимо следить, чтобы нога сохраняла выворотное положение. Если выворотность у ребенка недостаточная, то пятка и нога при отводе их назад не сохраняют выворотности всей ноги.

Особое внимание при определении выворотности ног следует обратить:

– на строение тазобедренного сустава, степень податливости ноги, способность всей ноги занять выворотное положение;

– на резко выраженные Х-образные ноги, что иногда обуславливается слабостью связочно-мышечного аппарата, и отрицательно сказывается при занятиях хореографией;

- на возможность растягивания внутренних связок коленного сустава специальными упражнениями;

- на носки ребенка, которые могут быть повёрнуты наружу или внутрь. При этом нужно учитывать, что формирование строения ног к 12 годам заканчивается, формируются голеностопные суставы.

Устойчивость. Важную роль в осанке играет нормальная работа вестибулярного аппарата, координация, общее хорошее физическое развитие. Для определения координации движений ребенку предлагается выполнить следующие упражнения:

а) «Ласточка» на полупальцах.

б) «Стойкий оловянный солдатик»: ребенок должен с закрытыми глазами простоять на одной ноге некоторое время, вытянув руки вперёд.

в) «Дорожка»: испытуемый должен пройти вперёд по прямой с закрытыми глазами.

Балетный шаг. Высота балетного шага определяется при выворотном положении ног в трёх направлениях: в сторону, вперёд, назад. Для определения данных параметров необходимо ребёнка поставить боком к станку или пригласить его выйти на середину зала. Из первой позиции рабочую ногу в выворотном положении, выпрямленную в колене и с вытянутым подъёмом поднимают в сторону до той высоты, до какой позволяет это делать бедро. После проверки величины пассивного шага проверяется активный шаг, то есть способность самому поднять ногу. Педагогу необходимо обратить внимание на то, насколько высоко поднимается нога. Помните, что амплитуда шага способствует высоте прыжка.

Пропорции тела:

ДОЛИХОМОРФНАЯ – узкое туловище, плечи и таз. Относительно длинные ноги и руки, само же туловище сравнительно короткое.

БРАХИМОРФНАЯ – длинное и широкое туловище и короткие руки и ноги.

МЕЗОМОРФНАЯ – средняя форма строения тела, промежуточная между двумя предыдущими.

Осанка. Каждый хореограф знает насколько важно для ребенка иметь правильную осанку. Изгибы позвоночника должны быть выражены умеренно. Отклонения в осанке – асимметрия лопаток (незначительный сколиоз), поясничный лордоз, сутулость (кифоз) – могут быть  исправлены в ходе занятий. Кроме того, как отклонения в осанке рассматриваются О-образные и Х-образные ноги. Серьёзным недостатком осанки является плоскостопие.

 Стопа. Подъём стопы определяется при выворотном положении ног и проверяется поочерёдно: сначала одна нога, затем другая. Из первой позиции нога выдвигается в сторону (во вторую позицию), колено выпрямляется. Педагог осторожно проверяет эластичность и гибкость стопы. При наличии подъёма стопа податливо изгибается, образуя месяцеобразную форму по профилю. Стопа может быть нормальная, сводчатая или плоская, подъём – высокий, средний или маленький.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!