СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная индивидуальная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «триумф»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Направленность: художественная

Уровень программы: углубленный

Возраст обучающихся: 10-15 лет

Срок реализации: 1год

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная индивидуальная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «триумф»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА


СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании педсовета Директор МБУ ДО ЦДТ

МБУ ДО ЦДТ Т.А.Куделина_________

Протокол № Приказ №

От "___ "_____2020 г. От "__"_________2020г.











ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«ТРИУМФ»




Направленность: художественная

Уровень программы: углубленный

Возраст обучающихся: 10-15 лет

Срок реализации: 1год

Автор-составитель педагог дополнительного образования: В. С. Стырова















г. Зверево

Ростовской области.

2020 г.

Паспорт

дополнительной общеобразовательной программы


Название ИОП

Модульная индивидуальная программа «Триумф»

Сведения об авторе- составителе


ФИО: Стырова Виктория Станиславовна

Место работы: МБУ ДО ЦДТ

Адрес образовательной организации:

Город Зверево ул. Школьная 7

Домашний адрес автора: Город Зверево ул. Казакова 24 кв.19

Телефон служебный: 88635544151

Телефон мобильный: 89034854351

Должность: педагог дополнительного образования

Участие в конкурсах авторских образовательных программ и программно-методических комплексов/результат

нет

Нормативно-правовая база (основания для разработки программы, чем регламентируется содержание и порядок работы по ней)

Разработана в соответствии с:

- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, опубликовано в «Российской газете» 31 декабря 2012 г., вступил в силу: 1 сентября 2013 г.) (далее – Закон);

- Областной Закон Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

- Распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;

- Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации концепции развития дополнительного образования детей»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18  ноября 2015 г.).

- Устав и локальные акты ЦДТ

Материально-техническая база

В помещении для занятий имеются материально-технические средства обучения:

    1. Справочно-информационная литература;

    2. Аудиосредства: магнитофон, микрофон, проигрыватель, электронные аудиозаписи и медиа – продукты;

    3. Компьютер (ноутбук);

    4. Усиливающая аппаратура;

Год разработки, редактирования

2020 год

Структура программы

Титульный лист, пояснительная записка, учебный план, календарно-тематический план 1 года (углубленный), содержание 1 года (углубленный),

Оценочные материалы, методические материалы, список литературы.

Направленность

художественная

Уровень программы:

углубленный

Направление

театральное

Возраст учащихся

10 – 16 лет

Срок реализации

1 год

Новизна

Новизна ИОП в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование театральных навыков обучающегося.

Актуальность

Программа способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей подростка, развитию у них желания активно участвовать в творческой деятельности, определяет необходимость успешной социализации подростка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.

Цель и задачи программы

Цель индивидуального образовательной программы: создание условий для самовыражения и самореализации одаренного подростка через театральную деятельность.

Задачи

способствовать развитию:

– актерских способностей, умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью;

– практических навыков пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей подростка;

– интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;

– творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;

– эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;

создать условия воспитания:

– воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры в театральном направлении;

– творческой активности подростка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

– духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной народной и мировой культуры.

Ожидаемые результаты

По окончании обучения учащийся должен:

- создавать пластические импровизации под музыку разного характера;

- произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно;

- владеть приемами выразительного чтения и четкой дикции;

- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными подтекстам.

- выразительно прочитать диалог, правильно, четко с нужными интонациями.

- самостоятельно готовить сцену, бутафорию, реквизит, костюмы к репетиции;

- определять свое и авторское отношение к событиям и персонажам;

- различать и узнавать произведения различных литературных жанров;

- уметь четко передавать образ изображаемого героя;

- чувствовать и понимать образ героя;

- реализовать полученные навыки в конкретной творческой работе.

- заполнять свою мизансцену в точности до пластики рук, взгляда и суметь в течение данного урока повторить её;

- воспроизвести мизансцену, построенную другим учеником, в точности повторить её;

- двигаясь по сценической площадке, равномерно заполнить её.

- самостоятельно анализировать свою работу и работу коллектива.

Формы

Занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме.

Режим занятий

Учебные занятия проводятся по 2 часа 4 раза в неделю.

Формы подведения итогов реализации

- предварительный - диагностика способностей учащихся;

- текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися театральными умениями и развитием театрального мастерства;

- итоговый - анализ результатов выступления обучающихся в различных мероприятий разного уровня.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения и развития одаренной личности, которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Раннее выявление, обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями составляет одну из главных задач совершенствования системы образования в целом.

Важно отметить, что целью деятельности учреждений дополнительного образования детей – это создание условий для жизненного, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, что способствует развитию детской одаренности.

Индивидуализированное образование осуществимо с помощью индивидуальной образовательной программы.

Сегодня дополнительное образование имеет свой опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями и талантливой молодежью, и готово к реализации системы мероприятий, направленных на решение поставленных задач, для организации работы с одаренным ребенком.

Для того, чтобы одаренность развивалась, необходимо подобрать индивидуальные формы работы для каждого обучающегося.

Данная образовательная программа предназначена для работы педагога дополнительного образования с обучающими театрального объединения «Триумф» Стыровой М., Стырова К., Назарова А. , Заводской А., Веремеевой М., и Коваленко К. эти обучающиеся разбиты на микрогруппы по 2 человека по уровню способностей.

Подростки проявили высокий уровень мотивации и высокий уровень достижений в области театрального творчества. Об этом свидетельствуют показатели успешности прохождения образовательных программ и высокого результата участия в конкурсах международного, всероссийского и областного уровня. А именно:

Диплом Гран-при Международного конкурса исполнительского мастерства «Вдохновение» 2019 г

Диплом за 1-е место в 3-ем Международном конкурсе чтецов «Велик и могуч ты, русский язык…» 2019 г

Диплом 1-й степени Всероссийского конкурса посвящённый 75-летию снятия блокады города Ленинграда «И жизнью смерть была побеждена...» 2019 г.

Диплом Гран-при и лауреата 1-й степени Всероссийского конкурса «Самородки России» г Новочеркасск 2019г

Диплом лауреата 1-й степени и 3 степени Всероссийского конкурса «Самородки России» г.Гуково 2019 г

Диплом 1-й степени областного конкурса литературно-музыкальных композиций «Голос памяти» 2019 г

Диплом 1-й степени и 2 степени Всероссийского конкурса «Есть такая профессия – Родину защищать!» 2020г.

Диплом 1-й степени Всероссийского конкурса «В окно повеяло весной» 2020 г.

Диплом 1-й степени и 2 степени Всероссийского конкурса «Мы гордимся Великой Победой!» 2020 г.

Индивидуальные занятия необходимы для:

- подготовки к поступлению в культпросвет училище;

- более качественного, детального разбора произведений;

- повышения профессионального уровня творческого коллектива;

Индивидуальная работа с воспитанниками имеет ряд особенностей и требует от педагога терпения, осторожности и кропотливого труда.

Индивидуальное обучения включает работу над отрывками из современных пьес или инсценировкой литературного произведения.

Индивидуальная программа включает в себя работу над отрывками из русской классики. Эта работа имеет свои особенности. Иные социальные взаимоотношения, иные эстетические и этические взгляды общества, мироощущение персонажей порождает особую манеру поведения. Начинающий актер сталкивается с костюмами иной эпохи, стилевым поведением, аксессуарами, отличными от привычного окружения современной действительности. Громадную роль в понимании эпохи играет изучение иконографического материала, а также письма и воспоминания современников.

Принципы выбора отрывков, а также этапы работы над ними, совпадают с принципами работы над современным отрывком.

При выборе отрывка педагог должен руководствоваться следующими соображениями:

- содержание отдельно взятого отрывка, его сюжет и действия должны быть понятны без просмотра всей пьесы;

- драматургический материал должен быть интересен учащемуся для работы и соответствовать его творческим возможностям

Работа над отрывком включает в себя несколько этапов:

  1. - событийный анализ отрывка.

  2. - самостоятельная работа над образом.

  3. - репетиции отрывков.

Учебный план (углубленный).

№ п/п


Модули


Год обучения

Количество часов


1 год обучения

1 полугодие

(в т.ч – аттесттация)

2 полугодие

(в т.ч –

аттестация)

«Основы актерского мастерства»

56 (1)

-

56 (1)

«Сценическая речь»

80 (1)

-

80 (1)

«Театральная мастерская»


-

152 (1)

152 (1)


136 (2)

152 (1)

288 (3)

288


Модуль №1

к комплексной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Триумф» «Основы актерского мастерства»

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

В неделю – 8 часов, из них 6 часов на индивидуальные (2 часа по 45 минут на каждую микрогруппу) + 2 часа по 45 минут общих групповых занятий.

п/п

Тема занятий

Всего

Стырова М., Стыров К

Назаров А., Заводская А

Веремеева М., Коваленко К.

Формы

Аттестации

/контроля

Индивидуальные

занятия

Групповые занятия

Индивидуальные

занятия

Групповые занятия

Индивидуальные

занятия

Групповые занятия

Дата

Кол-во часов

Дата

Кол-во часов

Дата

Кол-во часов

Дата

Кол-во часов

Дата

Кол-во часов

Дата

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Развитие сценического внимания, фантазии, воображения

4


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч

Творческие показы,

праздники,

конкурсы, беседы

2.

Пантомима – это вид сценического искусства

4


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч

3.

Этюд как основное средство воспитания актёра.

12


6


6


6


6


6


6

3.1

Цель и задача этюдов

2


2 ч


-


2 ч


-


2 ч


-

3.2

Составные части этюда

2


-


2 ч


-


2 ч


-


2 ч

3.3

Событие основа этюда

2


2 ч


-


2 ч


-


2 ч


-

3.4

Актёрские задачи в этюдах

2


-


2 ч


-


2 ч


-


2 ч

3.5

Этюд на эмоциональные воспоминания,

2


2 ч


-


2 ч


-


2 ч


-

3.6

Парный этюд

2


-


2 ч


-


2 ч


-


2 ч

4.

Импровизация в работе актера.

4


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч

5.

Связь со зрительным залом.

4


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


Всего

56

28

28

28


Модуль №1

к комплексной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Триумф» «Основы актерского мастерства»

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам 1 модуля

В результате изучения курса программы обучающийся должен знать, понимать:

- снимать наиболее значительные физические зажимы;

- описывать эмоции, испытываемые героем этюда или художественного произведения, и уметь дать им приблизительные истолкование;

- создавать пластические импровизации под музыку разного характера;

- произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно;

- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными подтекстам.- выразительно прочитать диалог, правильно, четко с нужными интонациями.


Содержание программы «Основы актерского мастерства»:

1. Развитие сценического внимания, фантазии, воображения

Теория: Сценическое внимание. Отличительные особенности внимания в жизни и на сцене. Фантазия и воображение. Данные понятия необходимы актеру для создания образа.

Практическая работа: Использование специальных упражнений и тренингов для выработки сценического внимания. Для развития этих качеств используются упражнения, где обычные предметы, благодаря фантазии ребенка совершают невероятные превращения. Использование этюдов помогает развивать воображение и смоделировать жизненные ситуации. Ряд упражнений помогает снять физиологический зажим мышц, который происходит из-за психоэмоционального состояния актеров – новичков, впервые попавших на сцену, способствуют раскрепощению упражнения с воображаемыми предметами.

2 Пантомима – это вид сценического искусства

Теория:

Пантомима – это вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела без использования слов.

Практика: Разучивание и проведение игр на развитие двигательных способностей, пластической выразительности и воображения.

Упражнения на выразительность: пантомимы

  1. Инсценировка пословицы.  Цель упражнения - сыграть небольшую сценку, иллюстрирующую общеизвестную пословицу, таким образом, чтобы максимально доходчиво донести до партнёров по игре или зрителей ее смысл. Возможные примеры пословиц: «Семь раз отметь – один отрежь», «Баба с возу – кобыле легче» и т.п.

  2. Упражнение «Повтори» Любому начинающему актеру необходим свой ориентир, пример для подражания. Попытаться повторить у любого объекта его эмоции, речь.

  3. 5 предлагаемых обстоятельств к роли:

  1. Уже давно не спал и очень устал от выполнения сложной работы.

  2. Вчера получил повышение и новую зарплату в 2 раза больше предыдущей.

  3. Получил сверхспособности настоящего супергероя, теперь он умеет летать, лазить по стенам, пускать паутину запястьем.

  4. Только что проиграл все свое состояние в рулетку.

  5. Смотрит скучный актерский спектакль в то время, когда по телевизору идет футбольный матч его любимой футбольной команды.

4.) Игры: Крокодил, Активити, Alias. Цель подобных игр – с помощью пантомимы и без слов постараться объяснить загаданный предмет, явление или фразу другим игрокам так, чтобы они догадались.

3 Этюд как основное средство воспитания актёра.

Теория:

Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд - «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславского)

Практика: Составные части этюда: мысль, событие, действие, обстоятельства.

Учебно-тренировочные упражнения

Этюды на решение различных актёрских задач:

1. На выполнение простого задания;

2. На освоение предлагаемых обстоятельств;

3. На сценическое отношение к факту, предмету;

4. На общение в условиях органического (оправданного) молчания;

5. На взаимодействие с партнером.

6. Одиночный этюд на освоение простейшей жизненной ситуации:

- с определенной целью открыть дверь,

- переставить мебель;

- последовательность малых физических действий;

- на эмоциональные воспоминания,

- на физическое самочувствие;

7. Парный этюд на действие с воображаемыми предметами – для воспитания чувства непрерывности, логически развивающегося действия;

2. «Я» в предлагаемых обстоятельствах, импровизационное самочувствие.

4. Импровизация в работе актёра.

Теория: Роль импровизации.

Практика:- мизансцены спектакля.

- взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе

- импровизация в точности выполнения установленных мизансцен

- связь мизансцены с задачей каждой сцены и спектакля в целом.

5. Связь со зрительным залом.

Практика:

- отношения режиссера и актера.

- мизансценирование по линиям, точкам, физическому действию.

Модуль №2

к комплексной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Триумф» «Сценическая речь»

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

В неделю – 8 часов, из них 6 часов на индивидуальные (2 часа по 45 минут на каждую микрогруппу) + 2 часа по 45 минут общих групповых занятий.

п/п

Тема занятий

Всего

Стырова М., Стыров К

Назаров А., Заводская А

Веремеева М., Коваленко К.

Формы

Аттестации

/контроля

Индивидуальные

занятия

Групповые занятия

Индивидуальные

занятия

Групповые занятия

Индивидуальные

занятия

Групповые занятия

Дата

Кол-во часов

Дата

Кол-во часов

Дата

Кол-во часов

Дата

Кол-во часов

Дата

Кол-во часов

Дата

Кол-во часов

1

Волшебная страна звуков.

4


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч

Творческие показы,

праздники,

конкурсы, беседы

2

Краски голоса.

2


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч

3

Гигиена голоса.

2


-


2 ч


-


2 ч


-


2 ч

4

Упражнения на дыхание

4


2 ч


-


2 ч


-


2 ч


-

5

Артикуляционная гимнастика

4


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч

6

Упражнения на дикцию

4


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч

7

Скороговорки

4


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч

8

«Работа над литературным произведением» Проза

8


2 ч

2 ч


2 ч

2 ч


2 ч

2 ч


2 ч

2 ч


2 ч

2 ч


2 ч

2 ч

9

«Работа над литературным произведением» Поэзия

8


2 ч

2 ч


2 ч

2 ч


2 ч

2 ч


2 ч

2 ч


2 ч

2 ч


2 ч

2 ч


Всего

80

40

40

40

Модуль №2

к комплексной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Триумф» «Сценическая речь»

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам 2 модуля

В результате изучения курса программы обучающийся должен знать, понимать:

- строение артикуляционного аппарата;

- гигиену голоса;

- место дикции в исполнительской деятельности.

уметь:

- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- говорить короткие фразы на одном дыхании;

- говорить выразительно, осмысленно.

Содержание программы «Сценическая речь»:

1. Волшебная страна звуков.

Теория: Основы техники речи. Культура речи. Голос – источник разнообразных звуков. Рождение звука. Основы техники речи. Речевые ошибки и пути их исправления.

Практика: Практическая работа над речевыми ошибками.

2. Краски голоса.

Теория: Голос – источник разнообразных звуков. Рождение звука. Основы техники речи. Речевые ошибки и пути их исправления. Знакомство с искусством художественного слова. Анатомия и физиология речевого аппарата. Речевой аппарат. Особенности произношения гласных звуков. Особенности произношения согласных звуков.

Практика: Речевые упражнения.

3. Гигиена голоса.

Теория:. Бережное отношение к здоровью – как залог успеха.

Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос.

Воспаление трахеи: как последствие - потеря голоса.

Меры профилактики лор – болезней, их необходимость.

4. Упражнения на дыхание

Теория:. Техника сценической речи дыхание.

Практика: 3 стадии дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание:

Проговаривание сложные сочетания звуков – СТФРА, ВЗВА, ЛБАЛЬ.

Проговаривание текста средней длины с закрытым ртом.

Дыхательные учебно-тренировочные упражнения: по методике И.О. Исаевой.

5. Артикуляционная гимнастика:

Теория:. Техника сценической речи артикуляция.

Практика:

1. Работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок). Переход от гласной к согласной и наоборот.

2. Артикуляционная гимнастика (методика и алгоритмы В. Емельянова)

3. Передача в чтении мысли, выраженной в тексте, соблюдение правила логического чтения (паузы, ударения).

6. Упражнения на дикцию

Теория:. Техника сценической речи дикция.

Практика:

1. Игры и учебно-тренировочные упражнения: на дикцию:

  1. «Прыжок в воду» - в воображении (мысленно) проделайте движения пры­гуна в воду. «Видя» эти движения, сопровождайте их тек­стом: «На вышку, я легко взбегаю, Прыжок!.. Как птица я взлетаю! Вот оборот! Я вниз стрелой! Срываюсь быстро под водой!» 

  2. «Колокола» - сглаживания переходов из регистра в регистр, чтобы звук был качественно однородным во всех регистрах, нужно уметь сделать незаметными переходы из регистра в регистр (быстрое переключение с грудного в головной регистр)

7. Скороговорки:

Практика: простые скороговорки повторяя на выдохе медленно и четко:

  1. «Король-орёл»

  2. «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей»,

  3. «На горе Араратрастёт красный виноград, Ара Ара Арарат, зреет красный виноград» (Во время произношения буква должна выделяться).

  4. «Добыл бобыль бобов».

  5. «От топота копыт пыль по полю летит»

  6. «Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп».

  7. «Бык тупогуб»,

  8. «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей»,

  9. «Сорок сорок в короткий срок съели сырок»,

  10. «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.) с увеличение темпа.

  11. Погода размокропогодилась;

  12. Нашего пономаря да не пер епоном аривать стать;

  13. Расчу вствовавшаяся Варвара расчу в с т в о вала нерасчу вствов а в- ше гося Вавилу;

  14. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

  15. Ткет ткач ткани на платки Тане.

  16. Фрол прям, Пров крив.

  17. Шли три попа, три Прокопья-попа, три Прокопье-вича;

  18. Говорили про попа, про Прокопья-попа, про Про-копьевича.

  19. Водовоз вез воду из-под водопровода.

  20. Дробью по перепелам да по тетеревам.

  21. «Сорок сорок в короткий срок съели сырок»;

  22. «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.).

8. «Работа над литературным произведением» Проза

Теория Особенности работы с текстом. Прозаическое произведение и особенности работы над ним. Методы исполнения. Логическая мелодия текста. Логические ударения. Виды логических ударений. Правила расстановки логических ударений. Интонационно-логическая выразительность речи. Логика – умение грамотно выстроить текст. Речевой такт. Пауза. Знаки препинания. Психологические паузы. Фразовое и логическое ударение. Пауза логическая и фразеологическая. Темп и ритм речи. Мелодика речи. Тембр звучащей речи. Интонация.

Практика Сценические особенности и общие основы словесного действия актерского искусства и искусства художественного слова. Выбор материала для работы. Работа над прозаическим отрывком. Выбор произведения. Идейно-тематический разбор произведения. Определение исполнительской задачи (сверхзадачи), обусловленной основной мыслью. Образ исполнителя. Соответствие внешнего облика исполнителя и сверхзадачи образа идее автора. Мелодекламация. Влияние музыки на исполнение.

Работа с текстом. Логический анализ:

  • расстановка логических пауз;

  • определение логических ударений;

  • нахождение логического центра в предложении, фразе.

Детские произведения нашей жизни (детская проза)

Школьные годы чудесные (школьная проза)

С чего начинается Родина? (патриотическое направление)

Рассказы русских и зарубежных писателей

Сказки народов мира

9. «Работа над литературным произведением» Поэзия

Теория Работа над стихами. Стихотворное произведение и работа над ним. Форма построения стихотворений. Системы стихосложения. Размеры стихосложения. Рифма и ее разновидности. Система рифмовки. Четверостишье как вид строфы. Особенности рифмовки.

Практика Выбор чтецкого материала. Самостоятельная работа над стихами. Самостоятельная работа над басней. Игра «Найди рифму». Подготовка к конкурсу, к концерту.

«Золотой и серебряный век»

Современные детские авторы

Модуль №3

к комплексной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Триумф» «Театральная мастерская»

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

В неделю – 8 часов, из них 6 часов на индивидуальные (2 часа по 45 минут на каждую микрогруппу) + 2 часа по 45 минут общих групповых занятий.


п/п

Тема занятий

Всего

Стырова М., Стыров К

Назаров А., Заводская А

Веремеева М., Коваленко К.

Формы

Аттестации

/контроля

Индивидуальные

занятия

Групповые занятия

Индивидуальные

занятия

Групповые занятия

Индивидуальные

занятия

Групповые занятия

Дата

Кол-во часов

Дата

Кол-во часов

Дата

Кол-во часов

Дата

Кол-во часов

Дата

Кол-во часов

Дата

Кол-во часов

1

Разбор произведения

20


10


10


10


10


10


10

Творческие показы,

праздники,

конкурсы, беседы

1.1

Предварительный разбор произведения.

2


-


2 ч


-


2 ч


-


2 ч

1.2

Первое чтение произведения.

2


2 ч


-


2 ч


-


2 ч


-

1.3

Распределение по ролям.

2


-


2 ч


-


2 ч


-


2 ч

1.4

Основная идея.

2


2 ч


-


2 ч


-


2 ч


-

1.5

Тема, идея, конфликт. Положительные и отрицательные герои.

4


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч

1.6

Читка по ролям.

8


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч

2

Работа над произведением

40


20


20


20


20


20


20

2.1

Психологический рисунок роли

8


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч

2.2

Создание характера, сценического образа.

8


2 ч

2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч

2.3

Воспроизведение отдельных эпизодов.

12


2 ч

2 ч

2 ч


2 ч

2 ч

2 ч


2 ч

2 ч

2 ч


2 ч

2 ч

2 ч


2 ч

2 ч

2 ч


2 ч

2 ч

2 ч

2.4

Воспроизведение отдельных событий

12


2 ч

2 ч

2 ч


2 ч

2 ч

2 ч


2 ч

2 ч

2 ч


2 ч

2 ч

2 ч


2 ч

2 ч

2 ч


2 ч

2 ч

2 ч


3

Работа над оформлением

4


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


4

Репетиции с деталями декораций.

4


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


5

Проигрывание произведения целиком

8


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч


2 ч



Всего

152

76

76

76



Модуль №3

к комплексной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Триумф» «Театральная мастерская»

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам 3 модуля

В результате изучения курса программы обучающийся должен знать, понимать:

- этапы работы над спектаклем;

- законы сценического действия;

- принципы построения литературной композиции;

-правила поведения зрителя, этикет зрителя;

-уметь:

- самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;

- строить диалог с партнером на заданную тему;

-играть на сцене, выражая свои чувства и отношение к своему герою.

- проявлять инициативу, творчество.

- владеть элементами внутренней и внешней техники актёра;

- владеть словесным бессловесным действием в спектакле;

Содержание программы «Театральная мастерская»

1 Разбор произведения

Предварительный разбор.

Теория: Предварительный разбор. Читка сценария. Распределение ролей. Значение бессловесных и словесных элементов действия для совершенствования актёрского мастерства.

Первое чтение произведения.

Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

Практика:

- логика действий и предлагаемые обстоятельства

- роль предлагаемых обстоятельств в выполнении заданной логики действий

- заданные словесные воздействия,

- этюды на организацию действия «Я» в предлагаемых обстоятельствах

- организация борьбы, предмет конфликта, как цель одной из борющихся сторон

- передача и перехват инициативы (этюды)

- расстановка сил, закон борьбы – чтобы выиграть, нужно уступить инициативу

- дальнейшее совершенствование в использовании элементов бессловесных действий

- связь словесных действий с бессловесными элементами действий

- разные варианты соединения задаваемых элементов бессловесного действия сос словесными воздействиями

- зарождение представления о действенном характере замысла

Основная идея.

Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.

Практика: Работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.

Тема, идея, конфликт, положительные и отрицательные герои.

Теория: «Подтекст – я говорю то-то и то-то, имея тайное желание воздействовать. На собеседника так-то и так-то, помимо его воли» (Е.Б.Вахтангов).

Практика:

- подтекст – органичная жизнь слова;

- действенный посыл;

- сообщает слову уникальность, неповторимость смысла для данного человека в данной ситуации;

- это часть подтекста общего поведения человека.

Упражнения на вскрытие подтекста.

«Наоборотики» (мысль противоположная форме выражения).

Упражнения на развитие психофизической выразительности речи.

Упражнения на органическое воплощение элементов логики действий.

2. Работа над произведением

Психологический рисунок роли

Практика: Основная черта характера каждого из героев, его внешний облик, каким ты его себе представляешь? Почему?

Создание характера, сценического образа.

Теория: - Технология создания характера, сценического образа. Микромизансцена словесного воздействия как логика действия.

Практика: - характер и характерность

- представление о взаимозависимости решений характеров в спектакле

- представление о сверхзадаче.

- ответственность за точное выполнение установленного психологического рисунка роли.

Воспроизведение в действиях отдельных эпизодов и событий.

Практика:

- мизансцены спектакля.

- взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе

- связь мизансцены с задачей каждой сцены и спектакля в целом.

3. Работа над оформлением

Театральный грим. Театральный костюм.

Теория: Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима.

Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.

Практика: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу.

Создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.

4. Репетиция с деталями декораций

Практика: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.

5. Проигрывание произведения целиком

Практика: Прогонные репетиция картин, актов, всей пьесы. Уточнение смысловых акцентов в развитии действия пьесы, уточнение ритма и темпа главных событий в их последовательном развитии Закрепление мизансцен. Закрепление и проверка художественно-постановочной стороны спектакля -оформления, костюмов, света и т.д. Монтировочные репетиции (без исполнителей и с исполнителями). Генеральные репетиции всей пьесы и их обсуждение в коллективе.

Оценочные материалы

Важное место в реализации программы отводится контролю и оцениванию. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о процессе обучения, а в целях достижения цели, обеспечения качества обучения. Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно - стимулирующий и корригирующий характер.

Формы подведения итогов реализации программы итоговый анализ результатов выступления учащихся в мероприятий разного уровня.

Система оценки результатов освоения дополнительной программы подводится по трём уровням освоения программы.

Итоговый контроль освоения программы, анализ их успехов в творческой деятельности проводится в течение всего учебного года на учебных занятиях, открытых занятиях для родителей. Осуществляется в следующих формах: спектакль, театрализованное представление, показ самостоятельных этюдов.

Главным критерием в оценке деятельности ребёнка в детском театре является его творческое раскрытие и проявление в процессе подготовки и исполнения спектакля или других мероприятий, которые подводят итоги учащихся.

Предполагаемое участие в мероприятиях

Даты проведения

Название мероприятия

Результат

Октябрь

День учителя


Ноябрь

День матери


Декабрь

Новый год


Январь, февраль

Патриотическая направленность


Март

8 марта


Апрель - май

Итоговая Творческая работа


Акцент в организации театрализованной деятельности с обучающимися делается на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия и на организацию индивидуальной и коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

1. Основы театральной культуры

Высокий уровень – 3 балла:

- проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности;

- знает правила поведения в театре;

- называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень – 2 балла:

- интересуется театральной деятельностью;

- использует свои знания в театральной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл:

- не проявляет интереса к театрально деятельности;

- затрудняется назвать различные виды театра.

2. Речевая культура

Высокий уровень – 3 балла:

- понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание;

- дает подробные словесные характеристики своих героев;

- творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла:

- понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев;

- выделяет и может охарактеризовать единицы литературного произведения.

Низкий уровень – 1 балл:

- понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета;

- пересказывает с помощью педагога.

3. Эмоционально – образное развитие

Высокий уровень – 3 балла:

- творчески применяет в спектаклях и инсценировках знание о различных эмоциональных состояниях и характерах героев;

- использует различные средства выразительности.

Средний уровень – 2 балла:

- владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать;

- использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень – 1 балл:

- различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью педагога.

4. Основы коллективной творческой деятельности

Высокий уровень – 3 балла:

- проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над работой.

Средний уровень – 2 балла:

- проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами коллективной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл:

- не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы коллективной деятельности.

Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности

Высокий уровень (18 – 21 баллов).

Артистичен, раскованно ведёт себя на сцене, движения ясные и выразительные, использует импровизацию, мимику, выразительная и эмоциональная речь, хорошая дикция речи, активно проявляет себя в репетиционно - постановочной работе, проявляет инициативу и самостоятельность, умеет анализировать, образно мыслить.

Средний уровень (11 – 17 баллов).

Проявляет артистичность, чувствуется скованность в движениях , мимике, мало импровизации, в речи не выражает эмоции и выразительность, не отработана дикция речи, не проявляет себя в репетиционно - постановочной работе.

Низкий уровень (7 – 10 баллов).

Не проявляет артистичность, очень скованно ведёт себя на сцене, нет эмоциональных выражений в движениях и мимике, плохая техника и дикция речи, не проявляет себя в репетиционно - постановочной работе, не умеет анализировать, образно мыслить.

Основными формами подведения итогов теоретических знаний является устный опрос, который осуществляется в течение года с целью выявления знаний по разделам и темам программы.

№ п/п

Группа № 1

список учащихся

«Основы актерского мастерства»


«Сценическая речь»


«Театральная мастерская»


Общий балл

теория

практика

теория

практика

теория

практика

1









2










Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются обучающимися во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.

Методические материалы

Методическое обеспечение программы

Программа «Триумф» строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеоролики,

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Принцип индивидуального подхода — для каждого педаго­га не нов и первостепенен. Но в творчестве от него нельзя отсту­пать ни на шаг, ни на одно мгно­вение. Мне приходится «подго­нять материал» под возможности каждого обучающегося в нашем коллективе.

Реализация перечисленных выше принципов основана на применении и сочетании различных педагогических технологий:

Технология целостного процесса обучения и воспитания.

- изучение интересов и потребностей обучающихся, их личностных качеств;

- постановка конкретных целей и задач;

- определение ожидаемых результатов;

- подбор и разработка эффективных методик обучения и воспитания;

- организация деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами;

- педагогический мониторинг;

- самоконтроль, самооценка, анализ результатов;

- выдвижение новых целей и задач, корректировка образовательной программы.

Технология обучения творчеству.

- выявление творческих способностей обучающегося;

- развитие креативности студийца через использование различных игровых технологий, тренинговых упражнений, выполнение творческих заданий, авторских работ и др.;

- использование ИКТ и предоставление обучающимся возможности знакомиться с аудио- и видео- материалами по театральному направлению;

- самоконтроль, рефлексия, самоанализ творческой деятельности студийца;

- использование системы поощрения и стимулирования.

Технология учебного диалога

Диалог усиливает творческое начало обучения.

- развитие у ребят самостоятельности и инициативы, умения думать, размышлять, формировать и отстаивать свою точку зрения;

- создание личностно-значимой развивающей ситуации через обращение к личностному потенциалу учащихся – опыту собственных размышлений и чувств, переоценка прежних взглядов и формирование новых ценностей.

Технология игровой деятельности.

- включение обучающихся в выполнение общедоступных заданий, развивающих психофизические процессы, индивидуальность;

- вовлечение студийцев в сложные ситуативные игры, игры – импровизации, помогающие проникать во внутренний мир другого человека, находить новые средства самовыражения;

- развитие обучающихся ассоциативно – образного мышления через игровую деятельность;

- формирование нравственной и эстетической позиции у студийцев при знакомстве с законами сцены, особенностями театрального творчества.

Технология коллективной творческой деятельности КТД.

  • планирование КТД;

  • формирование совета дела, инициативной группы;

  • подготовка КТД (обозначение круга обязанностей, распределение обязанностей);

  • осуществление контроля и самоконтроля за ходом подготовки к КТД;

  • сотрудничество с учащимися при подготовке КТД;

  • проведение КТД;

  • анализ проведенного КТД;

  • поощрение участников и организаторов КТД.

Технология проектной деятельности.

  • развитие у учащихся организаторских навыков

  • развитие навыков коллективной деятельности

  • формирование умения планировать и реализовывать цель имеющимися средствами.

Используемые педагогические технологии адаптированы к конкретным условиям театрально-вокального объединения «Триумф». Они носят гуманистический характер и способствуют овладению учащимися не только специальными ЗУН вокального и театрального мастерства, но и развивают личностные качества учащихся: ответственность, толерантность, активную жизненную позицию, смелость в принятии решений и др.

Воспитательная деятельность

В условиях духовного обновления общества, гуманистической направленности в сфере культуры и образования особое значение приобретают проблемы воспитания подрастающего поколения.

В свободное время возможно разная деятельность:

- отдых и развлечения;

- развитие личности посредством творческой деятельности.

Личностно-деятельный подход в учебно-воспитательный процессе театрально-вокального объединения «Триумф», рассматривается:

- с учетом его личностной обусловленности;

- с учетом личностных позиций его участников и педагога;

- в воспитании (целенаправленности, коммуникабельности, лояльности, терпению, трудолюбию)

И вообще развитие личности учащегося достигается в результате деятельности и в одной из ее форм в общении.

Между тем, как отмечают ученые, дети по своим психолого-педагогическим характеристикам является наиболее вокальными и театральным.

Основные направления деятельности театрального объединения.

Учебные занятия в театральном объединении осуществляются по нескольким специальным направлениям. Ребята овладевают основами сценической речи, актерского мастерства, сцендвижения, осваивают спецкурсы, посещают мастер-классы и др. Очень важным аспектом деятельности коллектива является воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование культуры и глубины мировоззрения у каждого подростка.

Методы и формы реализации программы

В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.

Стилевой подход широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

Творческий метод используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.

Метод импровизации и сценического движения. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенности перед зрителями и слушателями. Всё это дает учащимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Успехи реализации программы возможны:

  • если будет реализована теоретическая и практическая часть программы на 100%;

  • если учитываются возрастные и личностные особенности учащихся, мотивация их деятельности;

  • если используется разнообразный методический материал по программе учебного курса;

  • если в кабинете есть необходимые технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса.

Учебно-воспитательная работа (концертно-исполнительская деятельность)

Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в ЦДТ рамках школьных, городских, областных мероприятиях. Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.

Тематика репертуара (по согласованию с учащимися):

Школьная;

«Золотой век»;

«Серебряный век»;

Донской фольклор;

Патриотическая направленность;

Рассказы русских и зарубежных писателей;

Уроки этики;

Сказки народов мира;

Мифы, легенды;

Героический эпос славян, былины;

Из копилки детектива;

Театрализация, в том числе экспромт.

Диагностические материалы

Методика «Закончи предложение»1

Цель: выявить отношение к нравственным нормам, уровень развития коммуникативных качеств, способность к эмпатии (сопереживанию).

Ход работы: воспитанникам предлагается в быстром темпе (чтобы добиться привычного ответа) закончить предложение или небольшой рассказ

Варианты:

Если я знаю, что поступил неправильно, то….

Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то…

Когда в моем присутствии обижают человека, я…

Обработка полученных данных: анализ.

Методика выявления уровня самооценки учащихся (автор Р.В. Овчарова)2

Анкетирование учащихся по выявлению уровня самооценки:

2 – да; 1 – трудно сказать; 0 – нет.

Вопросы анкеты:

  1. Мне нравится создавать фантастические проекты.

  2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

  3. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

  4. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

  5. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

  6. Мне нравится находить причины своих неудач.

  7. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

  8. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.

  9. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

  10. Убедительно могу доказать свою правоту.

  11. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

  12. У меня часто рождаются интересные идеи.

  13. Мне интереснее работать творчески, чем по другому.

  14. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

  15. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.

16. Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.

Результат:

- 24-32 балла – высокий уровень;

- 12-24 – средний;

- 0-12 – низкий.

Игровая методика «Воображаемая социограмма»

Цель: исследование взаимоотношений членов группы, определение статуса детей, каждый участник получает представление о своей роли в группе.

Социограмма – это наглядный способ представить межличностные отношения в группе, симпатии – антипатии, связи и группировки.

Ход упражнения: Детям сообщается, что они будут разыгрывать короткую сценку на выбранную тему, например, тему подготовки к экстремальному путешествию. Им надо самим все организовать: выбрать режиссера, другие должности, придумать сценарий, подготовить сцену. Один из участников обычно сразу же вызывается быть режиссером (это и есть потенциальный лидер). Он размещает участников группы в пространстве, назначает каждому роль, которая соответствует его представлениям об этом участнике. Далее детьми придумывается короткий сценарий и тут же разыгрывается. Когда вся сценка разыграна, режиссер обсуждает свои впечатления с группой, и каждый рассказывает:

- как он чувствовал себя в этой роли, которую ему пришлось играть;

- как он при этом воспринимал всех остальных.

Темы сценок могут быть разными. В процессе игры педагог может выделить учащихся: с лидерскими качествами; с организаторскими способностями; детей активных, инициативных, артистичных, дружелюбных, альтруистичных, а также детей застенчивых, необщительных, отвергаемых.

Упражнение «Колокол»3.

Цель: развитие способности к доверию и поддержке.

Участники образуют круг, стараясь встать как можно ближе друг к другу

Один из участников выходит в центр круга.

Ему следует максимально расслабиться, а остальные участники должны,

вытянув руки перед собой, покачивать его из стороны в сторону, поддерживая и не давая упасть. В центре круга могут побывать все желающие.

Вопросы для обсуждения:

Удалось ли действительно расслабиться, довериться группе?

Если нет, что мешало?

Диагностика «Определение уровня сформированности специальных способностей»

Цель: определить уровень сформированности специальных способностей учащихся детского театрального коллектива.

На каждом этапе обучения учащиеся должны овладеть определенными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для успешного овладения избранным видом деятельности. В процессе овладения специальными знаниями, умениями и навыками у учащихся развиваются и специальные способности (коммуникативные, исполнительские, вокальные организаторские).

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые являются условием успешного осуществления определенной деятельности и которые определяют отличия в овладении необходимыми для нее знаниями, умениями, навыками.

Каждая способность определяется согласно принятым единым критериям к оцениванию деятельности учащихся вокального направления, с учетом требований образовательных программ деятельности детских и подростковых вокальных коллективов, возрастных особенностей учащихся.

В данной диагностике определены показатели (индикаторы) – внешне проявляющиеся признаки, по которым оцениваются анализируемые способности.

Каждая анализируемая способность оценивается по 3-х балльной системе:

1 балл – слабо выражена (низкий уровень сформированности)

2 балла – хорошо выражена (средний уровень сформированности)

3 балла – явно выражена (высокий уровень сформированности)

Подсчитывается общее количество баллов, и определяются уровни сформированности специальных способностей каждого учащегося:

Высокий уровень – от 15 до 21 балла

Средний уровень – от 8 до 14 баллов

Низкий уровень – 7 баллов


Список литературы.

Литература для педагога

  1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.

  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.

  3. Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985.

  4. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.

  5. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. - Л.-М.: Искусство, 2002.

  6. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.

  7. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.

  8. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.

  9. Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.

  10. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.

  11. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -

  12. М.: Просвещение, 2006.

  13. Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.

  14. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога.- М.: Социум, 2000.

  15. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.

  16. Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980.

  17. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск, 2005.

  18. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004.

  19. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2000.

Литература для детей

  1. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004. 3. Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.

  2. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. - М.:

  3. Просвещение, 2003.

  4. Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.

  5. Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.

  6. Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников.- М.: Просвещение, 1994.

  7. Шильгави В.П.Начнем с игры. - М.: Просвещение, 1994.

  8. Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высшая школа, 2004.




1 Фридман Л.М. – с.54-55.

2 Бюллетень программно – методических материалов для УДОД. - №5. – 2005. – с.14.

3 Вожатый века. - №2. – 2007. – с.14-16

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!