Тема урока. Второстепенные члены предложения. Дополнение. 5 класс
Тип урока. Изучение нового материала.
Цель учителя. Сформировать представление о дополнении.
Цель ученика. Научиться находить дополнение при помощи вопросов.
Планируемые результаты:
Личностные. Характеризуют свой поступок на основе известных и простых правил «доброго», «безопасного», «правильного» поведения.
Метапредметные:
регулятивные: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии своей оценки и определять степень успешности своей работы;
познавательные: выполнять анализ (выделение признаков), выбирать основания для сравнения, выстраивать логическую цепь рассуждений,
учиться находить дополнение, задавать вопросы косвенных падежей, научиться подчеркивать дополнения;
коммуникативные: доносить свою позицию до других, слушать других, читать вслух и про себя тексты учебника.
Предметные: знать вопросы косвенных падежей, от какого члена предложения задавать вопрос к дополнению;
уметь задавать вопросы от сказуемого к дополнению.
Этап урока и его цель | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | УУД |
1.Организационный этап. (Цель. Организация самооценки обучающегося, их готовности к предстоящей деятельности на уроке) | Проверяет готовность к уроку | Готовятся к уроку | |
2.Актуализация знаний (Цель. Организация восприятия задания обучающимися) | Диктует предложение для синтаксического разбора. Задает вопрос: «Какой член предложения нам незнаком?» См.Приложение. | Записывают под диктовку у доски и в тетрадях, разбирают предложение. | Личностные. Характеризуют свой поступок на основе известных и простых правил «доброго», «безопасного», «правильного» поведения, уважения к труду. Познавательные. Выполняют анализ предложения. Регулятивные. Обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. |
3.Введение нового задания.(Цель. Организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста) | Формирует задание по учебнику: «Прочитать параграф 37, составить таблицу «Дополнение» Формирует группы. | Читают, комментируют, думают, как лучше составить таблицу. | Познавательные. Анализ текста, выделяют признаки, выстраивают логическую цепь рассуждений. Коммуникативные. Доносят свою позицию до других |
4. Воспроизведение нового знания (построение алгоритма) (Цель. Организация совместной деятельности) | Корректирует работу групп. | Выполняют работу по построению таблицы. | Познавательные. Читают вслух и про себя текст, слушают других. |
5.Первичное закрепление. (Цель. Организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи) | Создает эмоциональный настрой на выполнение задания. Побуждает к высказыванию своего мнения. См. Приложение | Защита своих таблиц. Проговаривают что такое дополнение, на какие вопросы отвечают, какой частью речи выражены, как подчеркиваются.. | Познавательные. Выстраивают логическую цепь рассуждений. Коммуникативные. Доносят свою позицию до других. |
6. Тренинг. (Цель. Организация первичного закрепления построенного алгоритма. | «Сильным» ученикам предлагает индивидуальные задания у доски(2 человека), остальных организует на совместную работу ( 1 человек у доски, остальные работают в тетрадях). Диктует предложения. Контролирует выполнение работы. См. Приложение | Выполняют индивидуальные задания (2 человека). Остальные работают в тетрадях, один у доски. Находят дополнения. Объясняют свой выбор. Выполняют упражнение № 181 | Познавательные. Задают вопросы к дополнению, подчеркивают. Коммуникативные. Доносят свою позицию до других Регулятивные. Осуществляют действия по реализации плана, сверяют свои действия по плану (таблице). |
7.Рефлексия деятельности на уроке. (Цель. Организовать понимание ценности выполненной деятельности) | Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу. См.Приложение | Осуществляют самооценку. Формулирую конечный результат своей работы на уроке. | Познавательные. Выполняют анализ (выделяют признаки), выбирают основания для сравнения. Регулятивные. Учатся вырабатывать критерии оценки и определяют степень успешности своей работы. |
8.Комментарий к домашнему заданию. (Цель. Организовать закрепление новых знаний в домашних условиях) | Дает комментарий к домашнему заданию. | Слушают внимательно. Записывают задание в дневники. | |
ПРИЛОЖЕНИЯ.
2. Актуализация знаний. Синтаксический разбор предложения. Ребята помогают ему.
- Какой член предложения нам незнаком?
- Дайте оценку поступку ребят . Хорошо это или плохо?
-Часто ли вы помогаете кому-либо?
4. Воспроизведение нового знания.
Член предложения | вопросы | Чем выражено | Пример. |
Дополнение | Кого?чего?; Кому? чему?; кого?что? Кем?чем?; о ком? о чем? | Существит, местоим в косв пад | Катя прочитала книгу |
| | | |
| | | |
| | | |
6 Тренинг. Карточка №1
Переписать, подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.
Птицы хлопают крыльями и клюют почки.
Карточка №2
Вставьте в предложения подходящие по смыслу дополнения. Подчеркните условными знаками дополнение и обозначьте те слова, к которым они относятся.
Катя прочитает Что? о чем?
Ученики писали что? о чем?
Автобус привез кого?.
Упр. 182. Выписать дополнения вместе с теми словами, от которых они зависят.
покрывает (что?) дороги; разгребает (что?) листья; ищет (что?) орех; выживает (кого?) птиц; гот овят (что?) корм; Расскажет (о чем7) о полях
7. Вопросы для рефлексии: Что мы сегодня узнали на уроке?
Чему мы сегодня научились на уроке?
Какую роль выполняют дополнения в нашей речи?
Как вы считаете, усвоили вы сегодняшнюю тему? И насколько?
8 Домашнее задание. &37 выучить, упражнение 183
Традиционный урок. Второстепенные члены предложения. Дополнение 5 класс
Цели: Углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения.
Ознакомить с дополнение и способами его выражения.
Учить находить дополнения.
Ход урока.
Организационный момент. Проверка ДЗ
Объяснение нового материала . (Объясняет учитель) пар 37
Закрепление материала
Запись домашнего задания с комментарием