СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОП "Занимательная грамматика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная программа создана для работы с мотивированными учащимися в рамках платных образовательных услуг.  Прошла экспертизу в городском методическом центре. Апробирована в 2016-2017 учебном году.

Просмотр содержимого документа
«ДОП "Занимательная грамматика"»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Занимательная грамматика» предназначена для обучающихся 6-х классов. Она расширяет и уточняет представление о языке, активируется словарь и речь в целом. Всё это обеспечивает общее развитие детей, вводит их в удивительный мир слов, развивает языковое чувство. Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы основного общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. Программа строится на основе интереса учащихся к предмету. Образовательная деятельность, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких-либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен. Дополнительная образовательная программа предполагает опору на знания, приобретённые учащимися на уроках русского языка. На занятиях в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой. Материал подобран таким образом, что каждое занятие призвано обогащать детей новыми знаниями.

Цель:

Содействие коммуникативному воспитанию обучающихся.

Задачи:

-развивать творческую мысль и инициативу ученика, тренировать его ум;

-научить анализировать занимательные языковые факты, помочь понять строй языка.

Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Основные формы:

игры на языковом материале;

вопросы занимательной грамматики;

инсценировки языковых ситуаций;

краткие увлекательные рассказы о жизни языка;

практическая работа с различными рода словарями.

В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая.

Программа рассчитана на 30 часов.


Содержание программы

1. Организационное занятие. В мире безмолвия и неведомых звуков. Звук и буква

Речевой слух. Опора на умение различать звук и букву. Важность звуковой произносительной стороны в создании выразительности, эмоциональности речи. Игровые упражнения и решение занимательных задач.

2. Фонема. Для всех ли фонем есть буквы?

Рассказ «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходера «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква-подсказчица. Буква-помощница. Буквы-актёры.  

3. Тайны фонемы.

Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки». Звуки – «волшебники»: сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

4Можно ли писать без букв?

Экскурс в историю. Узелковое, пиктографическое, идеографическое письмо, иероглифы, клинопись. Занимательная игра «Шифровальщики».

5. Экскурсия в прошлое. Буквы потерянные и редкие

Различные виды письма. Буквенное письмо. Создание славянской азбуки. Сообщения об отдельных буквах. Понятие о тарабарской грамоте. Расшифровка ребусов.

6. Банты и шарфы. «Пигмалион» учит орфоэпии

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов «банты» и « шарфы». Разыгрывание ситуаций с этими словами. Знакомство с героями и содержанием  комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

7. Звучащая строка. Кис- кис! Мяу! или Кое- что о звукоподражаниях

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных  языков.

8. Словесные раскопки

Развитие и обогащение языка – процесс непрерывный. «Раскопки» слов, их происхождение, история слов. Наука этимология. Игра «Почему мы так называемся».

9. Увлекательное около нас

Рассказ об истории географических названий: городов, рек, озёр, улиц и площадей.  Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

10. Бывают ли у слов родственники?

Многообразие способов образования слов. Богатые возможности словообразования и формообразования. Практическая работа «Богатство русского языка». Лингвистическая игра «Родственники».

11-12. Об одном и том же - разными словами. О словах одинаковых, но разных

Разговор о словарном запасе человека. Оттенки синонимов смысловые, эмоциональные. Практическая работа со словарем синонимов. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений  у слова. Практическая работа «Отличие  многозначных слов и  слов-омонимов». Полные и частичные омонимы. Причины порождения неправильного понимания омонимов, использование их для составления шуток. Работа с толковым словарём. Лингвистическая игра «Лексическое лото».

13. «Тёзки наоборот»

Продолжение разговора о словарном запасе человека. Многообразие антонимов. Решение занимательных лингвистических заданий. Работа с пословицами и поговорками.  Работа со «Словарём  антонимов русского языка».

14. Фразеологические обороты

Богатство русского языка фразеологизмами, их роль. Работа со словарём фразеологических оборотов. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи. Лингвистическая игра «Рыбная ловля».

15-16. Тайна имени

Знакомство с наукой «ономастика». Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имён собственных. Работа со словарями и интернет-ресурсами. Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

17. Паронимы, или «ошибкоопасные»  слова 

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Знакомство со словарной статьей   «Словаря   паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

18. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

19. Полёт в будущее. Неологизмы

Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Будущее». 

20. Как работает слово?

Путешествие в страну Морфологию. Многообразный мир частей речи – имя Существительное, имя Прилагательное, Глагол. Решение занимательных задач.

21. Искусство красноречия

Знакомство с понятием «красноречие». Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

22. Анаграммы и метаграммы. Шарады и логогрифы

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан-налим, актёр-тёрка).Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов - ответов.

23. Строительная работа морфем

«Строительные блоки» для морфем: приставки, корни, суффиксы, окончания, основы. Словообразование. Игра «Образуй слова».

24. Законы сцепления слов 

Знакомство с синтаксисом и пунктуацией. «Строительные блоки» для предложения: слово, словосочетание, предложение.

25. Где обитают знаки препинания?

Знаки препинания – ноты текста. «Играем» текст: расставляем знаки препинания. Чтение «по нотам».

26-27. В руках умелых слово творит чудеса

Русский язык – один из богатейших языков в мире. Решение занимательных лингвистических заданий.

28. Творческая мастерская «Созвездие синквейнов»

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Составление cинквейнов.

29. Олимпиада

Выполнение олимпиадных заданий. Развитие образного и креативного мышления.

30. Наш язык богат и могуч. Что значит владеть языком?

Заключительное занятие. Итоговый проект.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Учащиеся, успешно окончившие курс, смогут:

  • вступать в контакт, определяя целевую установку общения и учитывая особенности собеседника/адресата;

  • креативно мыслить, опираясь на языковые факты;

  • проявлять инициативу, тренированный ум;

  • анализировать занимательные языковые факты, включая их в строй языка.

  • высказываться целостно, логично и связно как в структурном, так и в смысловом отношении.

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Организационное занятие. В мире безмолвия и неведомых звуков. Звук и буква

1

2.

Фонема. Для всех ли фонем есть буквы?

1

3.

Тайны фонемы

1

4.

Можно ли писать без букв?

1

5.

Экскурсия в прошлое. Буквы потерянные и редкие

1

6.

Банты и шарфы. «Пигмалион» учит орфоэпии

1

7.

Звучащая строка. Кис- кис! Мяу! или Кое- что о звукоподражаниях

1

8.

Словесные раскопки

1

9.

Увлекательное около нас

1

10

Бывают ли у слов родственники?

1

11.

Об одном и том же - разными словами

1

12.

О словах одинаковых, но разных

1

13.

«Тёзки наоборот»

1

14.

Фразеологические обороты

1

15.

Тайна имени: как тебя зовут?

1

16.

Тайна имени: из чьих будешь?

1

17.

Паронимы, или «ошибкоопасные»  слова

1

18.

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова

1

19.

Полёт в будущее. Неологизмы

1

20.

Как работает слово?

1

21.

Искусство красноречия

1

22.

Анаграммы и метаграммы. Шарады и логогрифы

1

23.

Строительная работа морфем

1

24.

Законы сцепления слов 

1

25.

Где обитают знаки препинания?

1

26.

В руках умелых слово творит чудеса: играем в слова

1

27.

В руках умелых слово творит чудеса: играем со словами

1

28.

Творческая мастерская «Созвездие синквейнов»

1

29.

Олимпиада

1

30.

Наш язык богат и могуч. Что значит владеть языком?

1



Учебно-методическое обеспечение программы



  1. Быстрова Е.А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся национальных школ.- Л.: Просвещение, 1984

  2. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия - М.: Эксмо; Форум, 2007.

  1. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1977.

  2. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1987.

  3. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся - М.: Просвещение, 1983.

  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- М.: Азбуковник, 2003.

  5. Пословицы русского народа /Сб. В. Даля в 2-х томах.- М.: Художественная литература, 1984.

  6. Словарь иностранных слов.- СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007.

  7. Словарь синонимов русского языка. Словарь антонимов русского языка.- СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007.

  8. Фразеологический словарь русского литературного языка / Составитель А.И.Федоров.– М.: ООО «Фирма. Издательство АСТ», 2001.

Литература

  1. Арсирий А.Г. Занимательная грамматика русского языка.- М.: Экслибрис-Пресс, 1997.

  1. Арсирий А.Г. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся/ Под ред. Л.П. Крысина.- М.: Просвещение, 1995.

  2. Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995.

  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996.

  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: «АСТ», 1996 .

  5. Дроздова О.Е. Олимпиады по русскому языку. 5-9 классы. - М.: Экзамен, 2013.

  6. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. – М.: Вентана-Граф, 2016.

  7. Занимательные материалы по русскому языку. 5-6 класс/ Составитель И.Г. Гергель.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

  8. Кодухов В. Рассказы о синонимах: Кн. для внеклассного чтения для учащихся.- М.: Просвещение, 1984.

  9. Козловский Я. Весёлые приключения не только для развлечения.- М.: Детская литература, 1993.

  10. Колесов В. История русского языка в рассказах.- М.: Просвещение, 1982.

  11. Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах: сб. задач. – М.: Флинта: Наука, 2011.

  12. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 2007.

  13. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В. Панов.- М.: Педагогика, 1984.

  14. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 2005.







12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!