СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДООП "Вожатый-Лидер"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДООП "Вожатый-Лидер" - формирование и развитие личностных качеств, коммуникативных навыков, навыков практической деятельности, а также развитие лидерских качеств учащихся, для освоения новой социальной роли – вожатый, в том числе вожатого летней организации отдыха и оздоровления детей.

Просмотр содержимого документа
«ДООП "Вожатый-Лидер"»











ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Социально-гуманитарной направленности

«ВОЖАТЫЙ-ЛИДЕР»


Возраст детей:

12-17

лет

Срок реализации:

3 года
















Автор - составитель:

Леонтьева Ольга Александровна,


заместитель директора по ВР
























п.г.т. Шаля, 2022 г.





Оглавление


Паспорт программы………………………………………………………

3

Пояснительная записка…………………………………………………...

4

Учебный план 1 года обучения…………………………………………..

15

Содержание учебного плана 1 года обучения………………………….

17

Учебный план 2 года обучения…………………………………………..

23

Содержание учебного плана 2 года обучения………………………….

24

Учебный план 3 года обучения…………………………………………..

28

Содержание учебного плана 3 года обучения……………………….….

30

Организационно-педагогические условия………………………………

35

1) Календарный учебный график……………………………………….

35

2) Условия реализации программы……….……………………………..

35

3) Формы аттестации и оценочные материалы…………………………

38

Список литературы……………………………………………………….

39

Паспорт программы


Полное наименование программы

«Вожатый-лидер»

Исполнитель, юридический адрес: МБОУ «Шалинская СОШ № 45»,

п.г.т. Шаля, ул. Энгельса, 54

ФИО автора

Леонтьева Ольга Александровна

Должность автора

Заместитель директора по воспитательной работе

Целевые группы

Обучающиеся в возрасте 12 - 17 лет

Число обучающихся в группе

12-15 обучающихся

Цель программы - формирование и развитие личностных качеств, коммуникативных навыков, навыков практической деятельности, а также развитие лидерских качеств учащихся, для освоения новой социальной роли – вожатый, в том числе вожатого летней организации отдыха и оздоровления детей.

Направленность

Социально-гуманитарная

Срок реализации программы

3 года

Объем программы

216 учебных часов

1 год обучения – 72 учебных часа

2 год обучения – 72 учебных часа

3 год обучения – 72 учебных часа

Тип программы и уровень освоения

разноуровневая

(1 год обучения – ознакомительный,

2 год обучения – базовый уровень,

3 год обучения – продвинутый уровень)

Краткое содержание программы – Программа «Вожатый-лидер» направлена на получение детьми новых знаний, практического опыта общения между сверстниками, знаний организации детского досуга, ориентирована на самореализацию и социализацию воспитанника. Обучение по программе поможет подростку утвердится в выборе своей профессии. Обучение по программе предполагает выявление лидеров-активистов, тех, кто сможет «вести за собой», и создания условий для развития лидерских качеств.

Отличительная особенность данной программы состоит в изучении разнообразных методов и приемов, способствующих развитию у обучающихся организаторских, коммуникативных и креативных способностей через включение в активную социально-досуговую деятельность, а также в обобщении и структурировании материала, который направлен на развитие у обучающихся умений и навыков вожатской работы.

Непосредственное участие детей в организации и проведении коллективных творческих дел, конкурсов, деловых игр, лекций, дискуссий, тренингов – активизирует процессы рефлексии, способствуют ценностному самоопределению, формирует коммуникативные и организаторские умения учащихся.

Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вожатый-лидер» имеет социально-гуманитарную направленность.

Программа даёт возможность подростку попробовать себя в педагогической деятельности. Пробуя себя в разнообразных формах деятельности, учащиеся проверяют постоянство своих интересов, проверяют свое умение общаться, утверждают свою жизненную позицию, что является первой ступенью в выборе будущей профессии. Программа «Вожатый-лидер» является одним из ориентиров профессионального самоопределения учащихся среднего и старшего школьного возраста.

Обучение по данной программе представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, обсуждений и дискуссий на волнующие и интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техники ведения разговора, спора, умения упорядочить точки зрения, достигнуть согласия и найти решения в группе. Обучающийся имеет возможность приобрести новых друзей, расширить свой кругозор, иметь практику общественной жизни, почувствовать себя нужным и способным помочь множеству людей, оказавшихся в трудной ситуации.

Программа «Вожатый-лидер» разработана на основании следующих документов:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от  9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196;

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28);

- методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);

- Приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30 марта 2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории «Свердловской области на период до 2035 года»;

- Методические рекомендации по проектированию и разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых образовательными организациями в Шалинском городском округе;

- Устав МБОУ «Шалинская СОШ № 45»,

- Образовательная программа МБОУ «Шалинская СОШ № 45».

Актуальность программы «Вожатый-лидер» обусловлена тем, что за последние несколько лет значительно увеличился спрос организованный детский отдых в лагерях с дневным пребыванием.

В связи с этим появляются новые предложения для детей и родителей. Возрастает ответственность организаторов перед потребителем данной услуги, оказывать которую должны подготовленные люди, заинтересованные в результатах своего труда, понимающих всю степень ответственности за работу в детском коллективе. Воспитательный процесс сегодня настолько сложен, что в нём может участвовать не каждый – нужна специальная подготовка, нужны опыт и искреннее желание работать с детьми.

Работа с детьми требует от вожатого самых разнообразных знаний и умений. Она строится на основе широкой эрудиции, знаний об основах воспитания, о детской психологии, об управлении процессом развития личности ребёнка и детского коллектива.

Настоящий вожатый – проводник новых инициатив и идей, друг и наставник, организатор полезных дел, участник развлекательных мероприятий.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вожатый-лидер» разноуровневая. 1 год обучения – ознакомительный уровень, 2 год обучения – базовый уровень, 3 год обучения – продвинутый уровень.

Цель программы: формирование и развитие личностных качеств, коммуникативных навыков, навыков практической деятельности, а также развитие лидерских качеств учащихся, для освоения новой социальной роли – вожатый, в том числе вожатого летней организации отдыха и оздоровления детей.

Обучающие задачи:

− расширить кругозор в области истории детского общественного движения;

- сформировать у воспитанников представления о роли, назначении и функциях вожатого;

− познакомить с принципами и методами организации КТД, творческих мероприятий особенностями работы с младшими школьниками и учащимися среднего звена;

- формировать знания о технологиях воспитательной работы и организации досуга, умению их применить в различных ситуациях.

Развивающие задачи:

-развивать организационно-коммуникативные умения обучающихся;

- развивать мышление: умение анализировать, обобщать, систематизировать;

-формировать навыки саморегуляции поведения и действий в образовательном процессе на основе планирования, самоконтроля, самооценки и анализа результатов учебной деятельности, рефлексии, норм социокультурных отношений.

- развивать профессионально значимых качеств вожатого, коммуникативных умений.

Воспитательные задачи:

- формировать положительную мотивацию на предстоящую деятельность;

- развивать потребность в творческой деятельности в области организации детского досуга;

- воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности, гордости за причастность к общему делу;

- формировать готовность подростков к проектированию своего профессионального жизненного пути;

- развивать у обучающихся навыки работы в группе, команде.

Формы реализации: очная форма. Возможна реализация программы с применением дистанционных образовательных технологий.

Адресат программы

Программа адресована обучающимся подросткового возраста с 12 до 17 лет. Подростковый возраст – это тот уникальный сензитивный период, в который наиболее эффективно происходит обучение основным поведенческим стратегиям, приводящим впоследствии к успешной самореализации, наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала личности.

Именно в подростковом возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, развивается самостоятельность, исполнительность и дисциплинированность. Также в этом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности: увеличивается объем внимания, памяти, происходит развитие наблюдательности.

Срок реализации программы: данная программа рассчитана на 3 года обучения, 30 месяцев, 468 часов. Предполагается 3 этапа реализации:

- первый год обучения: 10 месяцев, 156 часов (72 учебных часа, 84 часа практики).

- второй год обучения: 10 месяцев, 156 учебных часа.

- третий год обучения: 10 месяцев, 156 учебных часа.

Реализация программы предполагает прохождение летней практики в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания в количестве 3 недель (21 день по 4 часа), 84 часа.

Возможна реализация программы с применением дистанционных образовательных технологий.

Режим занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 академических часа. Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.




Режим занятий во время освоения учебных часов

Год обучения

Кол-во часов

в год

Кол-во

часов в неделю

Кол-во занятий в неделю

Продолжительность занятия

1

72 ч.

2 ч.

2

1 ак.ч.

2

72 ч.

2 ч.

2

1 ак.ч.

3

72 ч.

2 ч.

2

1 ак.ч.


Режим занятий во время летней практики

Год обучения

Кол-во часов

в год

Кол-во

часов в неделю

Кол-во занятий в неделю

Продолжительность занятия

1

84 ч.

24 ч.

6

4 ак.ч.

2

84 ч.

24 ч.

6

4 ак.ч.

3

84 ч.

24 ч.

6

4 ак.ч.


Особенности организации образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Вожатый-лидер». Учебные группы формируются из обучающихся разного возраста (12-17 лет). Опыт реализации программы позволяет утверждать, разновозрастные группы имеют свои преимущества перед одновозрастными: младшие наблюдают и учатся у старших, а старшие помогают младшим, опекают их и тем самым тоже учатся. Занятия проводятся со всем составом учебной группы.

В освоении данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы участвуют учащиеся в возрасте 12-17 лет. Содержание и условия реализации образовательной программы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям учащихся среднего и старшего школьного возраста. Набор учащихся в объединение свободный. Количественный состав детей в группе до 15 человек. Формирование учебных групп осуществляется на добровольной основе, без специального отбора. Состав группы постоянный. Особенностью организации образовательного процесса является возможность проведения занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При проведении занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий используются платформы для дистанционного онлайн обучения, социальные сети, мессенджеры.

В группы первого года обучения принимаются обучающиеся 7 – 10 классов без предъявления требований к начальному уровню подготовки. Группа может состоять из детей одного возраста или быть разновозрастной. Количество обучающихся в группе от 12 до 15 человек.

На второй год обучения принимаются обычно дети, освоившие программу первого года обучения. Если приходят заниматься новые обучающиеся 15 – 16 лет, то после входной диагностики они зачисляются в группу детей 2-го года обучения, так как уровень их знаний, имеющиеся умения и навыки работы в команде, приобретенные чаще всего в школе, соответствуют общекультурному уровню обучения. Количество обучающихся в группе от 12 до 15 человек.

Третий год обучения – возможен добор в группу третьего года обучения детей 15 - 16 лет, который осуществляется с учетом возраста, имеющихся знаний и умений, полученных в другом объединении или в результате индивидуального обучения. Условием зачисления учащихся на третий год обучения является успешное выполнение одной из творческих работ, соответствующей уровню результата второго года обучения, т.е. имеющих способности к организации работы с детским коллективом. Количество обучающихся в группе от 12 до 15 человек.

Содержание программы «Вожатый-лидер» построено с учетом 3 уровней освоения.

- ознакомительный уровень (1 год обучения) предполагает формирование интереса к творческим занятиям, содержит упражнения и задания по формированию и развитию коммуникативных умений и навыков, дающие основные базовые знания и умения, необходимые для работы в команде, группе. Для обучающихся программа ознакомительного уровня – это возможность попробовать себя в разных видах взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, обсуждений и дискуссий на волнующие и интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техники ведения разговора, спора, умения упорядочить точки зрения, достигнуть согласия и найти решения в группе. По итогам освоения данного раздела проводится промежуточный контроль – тестирование и анализ выполненных практических работ.

- базовый уровень (2 год обучения) - предусматривает формирование осознанного интереса к изучению специфики работы с детским коллективом воплощается в проектной (исследовательской и практической) деятельности, в ходе которой осваиваются и применяются методики, адекватные поставленным проблемам.

- продвинутый уровень (3 год обучения) – предусматривает раскрытие и реализацию личностного потенциала и творческой индивидуальности личности через организацию разнообразной деятельности детей и подростков в процессе организации вожатской работы.

Формы, методы и педагогические технологии, используемые в данной программе. В процессе реализации данной программы используются групповые формы обучения. Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие. Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации: занятия малокомплектными группами для работы над сценарием, коллективно-творческим делом, репетиции, проведение мероприятий.

Программой предусмотрены традиционные и нетрадиционные формы занятий: лекции-диалоги, креативные сессии, тестирование, анкетирование, практикумы, конкурсы, деловые и ролевые игры, эвристические занятия, игры, КТД, тренинги.

В данной программе используются следующие методы:

 словесные (речевые, вербальные): рассказ, объяснение, лекция, беседа.

 практические: ориентационно-ролевая игра, тестирование, проектирование, упражнения, работа с литературой.

 наглядные: презентация, иллюстрация и демонстрация.


Планируемые результаты освоения программы

1 год обучения (стартовый уровень)

Предметные:

Обучающийся будет знать:

- особенности возрастного развития детей младшего, среднего школьного возраста и подростков;

- нормативно-правовые основы работы вожатого;

- особенности временного детского коллектива;

- логику развития лагерной смены, методики организации тематических дней;

- методику организации коллективно-творческих дел, малые формы работы;

- возможности игры;

- особенности организации самоуправления в лагере;

- основы безопасности жизни и здоровья детей.

Обучающийся будет уметь:

- проектировать (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности);

- организовывать (организация жизнедеятельности в отряде, организация работы в группе, координация собственной деятельности);

- сотрудничать с детьми, взаимодействовать с детьми;

- анализировать педагогические ситуации, организовывать и проводить анализ мероприятий с детьми, анализировать собственную деятельность;

- оформлять пресс-центр, уголки, выставки, изготавливать призы и т.д.

Метапредметные:

Личностные:

- осознание смысла учения и понимания личной ответственности за будущий результат;

- развитие рефлексии;

- умение адекватно реагировать на трудности;

- умение анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- умение выражать положительное отношение к процессу познания; умение оценивать собственную деятельность.

Регулятивные:

- умение определять последовательность своих действий;

- умение соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Познавательные:

- умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- умение воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности;

- умение работать в группе, включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы.

Личностные результаты:

- умение ориентироваться на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, ставить цели и строить жизненные планы;

- способность вырабатывать собственную позицию по отношению к событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории науки, духовных ценностей и достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

- готовность принимать и реализовывать ценности здорового и безопасного образа жизни, воспитывать бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

- способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.


2 год обучения (базовый уровень)

Предметные:

Обучающийся будет знать:

- основные приемы эффективного общения;

- особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста и подростков;

- особенности организации деятельности временного детского коллектива;

- логику развития лагерной смены, методики организации тематических дней;

- методику организации коллективно-творческих дел, малых форм работ;

- возможности игры и игровой деятельности.

Уметь:

- организовывать (организация жизнедеятельности в отряде, организация работы в группе, координация собственной деятельности);

- сотрудничать с детьми, взаимодействовать с детьми;

- анализировать педагогические ситуации, анализировать собственную деятельность;

- диагностировать индивидуальные особенности воспитанников.


Метапредметные:

Личностные: осознание смысла учения и понимания личной ответственности за будущий результат; развитие рефлексии; умение адекватно реагировать на трудности; умение анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; умение выражать положительное отношение к процессу познания; умение оценивать собственную деятельность.

Регулятивные: умение определять последовательность своих действий; умение соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Познавательные: умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации; умение воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности; умение работать в группе, включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы.

Личностные результаты:

- умение ориентироваться на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, ставить цели и строить жизненные планы;

- способность вырабатывать собственную позицию по отношению к событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории науки, духовных ценностей и достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

- готовность принимать и реализовывать ценности здорового и безопасного образа жизни, воспитывать бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

- способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.


3 год обучения (продвинутый уровень)

Предметные:

Обучающийся будет знать:

- теоретические основы формирования и развития команды и командной работы;

- технологии создания команды;

- основные принципы развития команды, эффективного привлечения детей и предотвращения конфликтов.

Уметь:

- применять закономерности командообразования в практической деятельности;

- эффективно взаимодействовать в команде;

- создавать благоприятную и конструктивную атмосферу в команде;

- управлять динамикой, мотивацией и сплоченностью групп;

- проводить психологический самоанализ себя и других людей; руководить процессом создания команды, распределением командных ролей и выявлением лидерского потенциала.


Метапредметные результаты:

Личностные: осознание смысла учения и понимания личной ответственности за будущий результат; развитие рефлексии; умение адекватно реагировать на трудности; умение анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; умение выражать положительное отношение к процессу познания; умение оценивать собственную деятельность.

Регулятивные: умение определять последовательность своих действий; умение соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Познавательные: умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации; умение воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности; умение работать в группе, включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы.

Личностные результаты:

- умение ориентироваться на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, ставить цели и строить жизненные планы;

- способность вырабатывать собственную позицию по отношению к событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории науки, духовных ценностей и достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

- готовность принимать и реализовывать ценности здорового и безопасного образа жизни, воспитывать бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

- способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.

Формы подведения итогов реализации программы.

Диагностика промежуточных результатов обучения осуществляется в несколько этапов:

В начале учебного года проводится вводный контроль – это оценка исходного уровня знаний учащихся перед началом образовательного процесса. Форма вводного контроля - тестирование.

В конце изучения каждого раздела программы проводится тематический контроль, который позволяет определить степень сформированности знаний, умений и навыков по темам программы, это дает возможность своевременно выявлять пробелы в знаниях и оказывать учащимся помощь в усвоении содержания материала. Формы тематического контроля: защита творческих работ, тестирование, самопрезентация, конкурсная программа.

В конце учебного года проводится итоговый контроль в форме конкурса вожатского мастерства, в подготовке и проведении которого учащиеся демонстрируют полученные за учебный год знания и навыки.


Учебный план 1 года обучения (стартовый уровень)


п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводный курс

7

3

4

Защита творческих презентаций «Портрет идеального вожатого»

1.1

Входной мониторинг

2

1

1

1.2

Кто такой вожатый? Портрет идеального вожатого.

2

1

1

1.3

Роль вожатого в детском коллективе. Этика вожатого

2

1

1

1.4

Веревочный курс на сплочение коллектива

1

0

1

тренинг

2.

Временный детский коллектив

8

4

4


2.1

ВДК: виды, классификация, особенности развития

2

1

1


2.2

Этапы развития ВДК

2

1

1

Творческие задания

2.3

Специфика работы с разной возрастной категорией.

2

1

1

Педагогическая ситуация «Взрослый – ребенок».

2.4

Лучший отряд

2

1

1

Конкурс «Лучший отряд»

3.

Логика развития смены

10

5

5


3.1

Этапы развития смены.

2

1

1


3.2

Организационный, основной и заключительный периоды смены.

2

1

1


3.3

План-сетка отрядных мероприятий

2

1

1

Составление графика мероприятий

3.4

Формы и виды работы с отрядом

2

1

1


3.5

Отрядные КТД

2

1

1


4.

Конфликтология

4

2

2


4.1

Классификация конфликтов в ВДК

2

1

1


4.2

Авторитет вожатого

2

1

1


5.

Игротехника

22

10

12


5.1

Её Величество – Игра! Классификация игр. Игры на знакомство

2

1

1

игры

5.2

Игры на командообразование, сплочение и раскрепощение

2

1

1

игры

5.3

Игры с залом.

2

1

1

игры

5.4

Настольные игры. Развлекательные и познавательные игры.

2

1

1

игры

5.5

Подвижно-ролевые игры

2

1

1

игры

5.6

Калейдоскоп забытых игр

2

1

1

Разработка и составление сценария, карточек для игры и т.д.

5.7

Ролевые игры

2

1

1

5.8

Игры детей России

2

1

1

5.9

Игры по станциям, квесты

3

1

2

5.10

Игровые программы (подготовка и проведение)

3

1

2

6.

Добровольчество

7

2

5


6.1

Формы и методы шефской и тимуровской работы.

3

1

2

Разработка КТД по шефско-тимуровской работе, проведение акции

6.2

Организация и проведение акции

4

1

3

7

Друг песни

6

3

3


7.1

Вводное занятие. Песни для младшего возраста детей

2

1

1


7.2

Песни под гитару

2

1

1

Разучивание песен

7.3

Песни военных лет. Патриотические песни

2

1

1

8.

Планирование летней смены в лагере

4

2

2


8.1

Планирование

2

1

1

Разработка плана

8.2

План-сетка

2

1

1

9.

Игра на звание «Вожатый-наставник»

4

0

4

Творческая презентация

10.

Летняя практика

84

0

84

Итоговое мероприятие

Итого:

156

31

125





Содержание учебного плана 1 года обучения

(стартовый уровень)


1. Вводный курс

1.1. Входной мониторинг

Теория. Вводное занятие: цели, задачи объединения, формы работы. Понятие «Вожатый». Тестирование «Почему я хочу быть вожатым?» Творческое игровое задание «Есть такая профессия – педагог». Игры на самопрезентацию «Это здорово!», «Рекламное объявление».

Практика. Проведение входной диагностики.

1.2. Кто такой вожатый?

Теория. Вожатый в школе, в лагере с дневным пребыванием. Особенности лагеря с дневным пребыванием детей. Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность вожатого. Что должен знать вожатый? Права и должностные обязанности вожатого. Охрана жизни и здоровья детей в детском лагере с дневным пребыванием детей.

Практика. Работа с инструкциями по технике безопасности, изучение режима работы лагеря.

1.3. Роль вожатого в детском коллективе.

Теория. Функции вожатого в детском коллективе. Противопоказания к профессиональной деятельности. Личностные качества вожатого. Портрет идеального вожатого. Этика вожатого. Культура речи и поведения вожатого. Алгоритм успеха вожатого. Умения и навыки вожатого. Техника безопасности в работе вожатого.

Практика. Тестирование «Почему я хочу быть вожатым?». Игра «Мой идеал». Тренинг на формирование мотивации к работе вожатого. Защита творческих презентаций «Портрет идеального вожатого».

1.4. Веревочный курс на сплочение коллектива.

Теория. Понятие веревочный курс, целеполагание проведения веревочного курса, педагогический эффект курса. Виды веревочного курса: туристический, тренинг на сплочение коллектива.

Практика. Прохождение веревочного курса как тренинга на сплочение коллектива. Этапы: скала, паутина, лабиринт, связанные одной нитью, апельсин, крокодил, чудовище, переправа.

2. Временный детский коллектив

2.1. ВДК: виды, классификация, особенности развития

Теория. Основные особенности временного детского коллектива, его организация, разновидности. Психолого-педагогических особенностях детей младшего школьного возраста. Модели организации жизнедеятельности детей в отряде.

Практика. Упражнение «Какой мы коллектив» (по А.Н. Лутошкину). Деловая игра «Самоуправление».

2.2. Этапы развития ВДК

Теория. Этапы развития детского коллектива. Что такое командообразование. Формирование группы и технология ее развития. Что такое тимбилдинг? Веревочный курс. Как организовать самоуправление в отряде. Функции самоуправления детей в лагере.

Практика. Игры на командообразование и снятие конфликтных ситуаций. Творческие задания «Знакомство в первый день», «Мой будущий отряд».

2.3. Специфика работы с разной возрастной категорией.

Теория. Возрастные и психолого-физиологические особенности детей. Взаимодействие взрослых и детей в лагере, создание нравственно-эмоциональной атмосферы сотрудничества и общения.

Практика. Педагогическая ситуация «Взрослый – ребенок».

2.4. Лучший отряд

Практика. Создание «методической копилки вожатого».

Конкурс «Лучший отряд».

3. Логика развития смены

3.1. Этапы развития смены.

Теория. Периодизация смены и логика её развития, общелагерные мероприятия, их виды и типы.

Практика. Исследование «Периодизация смены». Творческое задание «Разработка тематической смены».

3.2. Организационный, основной и заключительный периоды смены.

Теория. Организационный, основной и заключительный периоды смены. Особенности их организации и реализации для вожатого.

3.3. План-сетка отрядных мероприятий

Теория. Теоретические основы понятия «план сетка в детском лагере», виды план сетки в детском лагере.

Практика. Упражнение «План-сетка».

3.4. Формы и виды работы с отрядом

Теория. Основные формы и виды работы с отрядом: акция, конкурс, викторина, КТД, игра.

Практика. Мозговой штурм «Разнообразие форм отрядной работы», Создание памятки «Формы отрядной работы», пополнение «Методической копилки вожатого».

3.5. Отрядные КТД

Теория. Виды КТД: спортивные, трудовые, интеллектуальные, художественные. Основные задачи КТД. Принципы организации и проведения КТД. Первая стадия – предварительная работа. Вторая стадия – коллективное планирование. Какие формы коллективного планирования использовать вожатому. Третья стадия – коллективная подготовка. Четвертая стадия – проведение КТД. Пятая стадия – коллективное подведение итогов. Условия педагогического успеха КТД. Методика организаций шоу-мероприятий. Виды и структура шоу – мероприятий. Разработка сценария и реквизита. Внешний вид и правила поведения на сцене. Флеш-моб в лагере.

Практика. Создание «Банка КТД». Организационно-деятельностная игра «Отрядное КТД»

4. Конфликтология

4.1. Классификация конфликтов в ВДК

Теория. Что такое конфликт. Классификация конфликтов в ВДК. Стоит ли предотвращать конфликт в отряде? Причины конфликтов. Способы их устранения.

Практика. Педагогические ситуации. Дискуссия «Стоит ли предотвращать конфликт в отряде». Разбор и анализ педагогических ситуаций.

4.2. Авторитет вожатого

Теория. Авторитет вожатого.

Практика. Исследование «Авторитет вожатого».

5. Игротехника

5.1. Её Величество – Игра! Классификация игр. Игры на знакомство

Теория. Классификация игр. Виды игр, цели и задачи проведения различных типов игр, место проведения. Игры на знакомство. Игры у костра. Игры в помещении. Игры на сплочение. Игры на выявление лидера. Подвижные игры на свежем воздухе.

Практика. Игры «Снежный ком», «Шел по крыше воробей», «Меня зовут чух, чух, чух», «Узнай меня по движению», «Галерея портретов» «Бинго», «Зоопарк», «Поменяйтесь местами те, кто..»

5.2. Игры на командообразование.

Теория. Виды: игры на знакомство, сплочение, сближение. Цели и задачи проведения игр данной категории.

Практика. Игры на сплочение, командообразование и раскрепощение. «Обруч», «Паутинка», «Пылесосик», «Печатная машинка», «Лягушка», «Зеркало», «Остров» и др.



5.3. Игры с залом.

Теория. Специфика проведения игр с залом. Необходимые условия для проведения игры, как удержать внимание зрителя.

Практика. Игры «Ипподром», «Гол, штанга», «Аквариум», «Американские гонки», «Я по городу гуляю», «Пицца», «Моль», «Дождик», «Раз мобильник», «Зайчики, зайчики», «Тыр, пыр, пулеметы».

5.4. Настольные игры. Развлекательные и познавательные игры.

Теория. Цели и задачи проведения настольных игр, виды настольных игр, возрастной ценз проведения игр. Разновидность игр для разного возраста. Цели и задачи проведения развлекательных - познавательных игр, виды игр этой категории, возрастной ценз проведения игр, Разновидность игр для разного возраста.

Практика. Игры для старшего возраста: «Биржа», «Монополия». Игры для младшего возраста с использование карты, фишек для передвижения, кубики с цифрами. Разработка игры для младшего возраста. Игры: «Географическое лото», «Фишка», «Кто хочет стать миллионером?». Структура построения игры, необходимый инвентарь, подборка слов для игры «Фишка».

5.5. Подвижно-ролевые игры

Теория. Цели и задачи игр, место проведения, организация, подбор инвентаря для проведения игр.

Практика. «Поиски клада», «Казаки-разбойники», «Теремок», «Инвентаризация». Разработка и составление карточек для игры «Инвентаризация» на заданной местности.

5.6. Калейдоскоп забытых игр

Теория. История возникновения и классификация народных игр. Особенности спортивных народных игр. Игры - драматизации. Устные игры: виды, характерные особенности: загадки, скороговорки, кричалки, дразнилки.

Практика. Играем в игры наших предков. Иллюстрация проведения устных игр.

5.7. Ролевые игры

Теория. Структура ролевых игр, разработка сценария ролевой игры по произведениям художественной литературы, изучение взаимодействия участников игры как игроков. Подготовка инвентаря под тематику игры, подбор костюмов. Формы проведения ролевых игр.

Практика. Игры на базе учреждения: «Космос», «Репка», «Дикий запад». «Средневековый замок», «Инспектор Варнике», «Яхта», «Институт НИИ»

5.8. Игры детей России

Теория. Знакомство с культурой и играми народов мира.

Практика: Играем в национальные игры. Игра «Дай платочек», Азербайджан. Игра «Прела-горела», Белоруссия. Игра «Волк во рву», Россия. Игра «Найди платок», Австрия. Игра «Статуя», Армения. Игра «Квинта», Литва. Игра «Канатоходцы», Узбекистан.

5.9. Игры по станциям, квесты.

Практика. Квест-игра «По станциям здоровья». Игра по станциям «Кругосветка».

5.10. Игровые программы

Теория. Виды игровых программ. Условия проведения, необходимый инвентарь. Цели и задачи. Структура построения игровых программ

Практика. КТД. Игровые программы: «Ромашка», «Угадай мелодию», «Хорошие шутки». Разработка и составление игровых заданий для программы «Ромашка».

6. Добровольчество

6.1. Формы и методы шефской и тимуровской работы.

Теория. Кто такие шефы, тимуровцы? История возникновения направления. Понятие «Волонтерство», история возникновения движения добровольцев. Знакомство с существующими отрядами добровольцев – волонтеров в Свердловской области. Цели и задачи добровольческой деятельности. Виды деятельности.

Практика. Разработка КТД по шефско-тимуровской работе.

6.2. Организация и проведение акции.

Теория. Технология проведения акций.

Практика. Осуществление разработанной акции. Акция «Помоги ближнему» (сбор книг, вещей).

7. Друг песни

7.1. Вводное занятие. Песни для младшего возраста детей.

Теория. Цели и задачи блока. Ценность использования песен в оздоровительных лагерях. Возрастные особенности младших школьников.

Практика. Маршевые песни. Разучивание песен для младшего возраста: «От улыбки», «Антошка», «Вместе весело шагать», «Детство», «Солнечный круг», «Чунга- Чанга», «Если с другом вышел путь».

7.2. Песни под гитару

Теория. Возрастные особенности и тематика песен для подростков.

Практика. «Ты да я, да мы с тобой», «Ассоль», «Я люблю тебя», «Батарейка», «Изгиб гитары желтой», «Замыкая круг», «Песня о друге», «Как здорово, что все мы здесь…», «Люди идут по свету», «Когда мои друзья со мной», «Верный друг».

7.3. Песни военных лет. Патриотические песни.

Теория. Разговор о войне. . Разговор о гражданском обществе.

Практика. «Смуглянка», «Идет солдат по городу», «Брянская улица», «День победы», «Песня танкиста», «Три танкиста», «Песня пилотов», «Маруся», «Катюша». «Гимн Школы», «Гимн России», «Песни оздоровительных лагерей».

8. Планирование летней смены в лагере

8.1. Планирование.

Теория. Цели, задачи планирования, способы планирования. Мозговой штурм. Презентация план-сетки летних лагерей прошлых лет. Анализ.

Практика. Рассмотрение мероприятий, разбор мероприятий, подборка названия мероприятия под тематику смены.

8.2. План-сетка

Теория. План-сетка, необходимость составления, расстановка мероприятий, составление списка мероприятий. Составление графика спортивных мероприятий. Подборка тематических праздников, Тематика смены как основа массовых мероприятий.

Практика. Составление план сетки по заданной тематике.

9. Игра на звание «Вожатый-наставник»

Теория. Правила игры

Практика. Творческая презентация.

10. Летняя практика

Практика. Разработка плана-сетки для смены лагеря с дневным пребыванием детей. Знакомство с отрядом и формирование коллектива. Корректировка плана-сетки. Оформление отрядного уголка. Реализация мероприятий плана-сетки. Проведение итогового мероприятия.


Учебный план 2 года обучения (базовый уровень)


п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего часов

Теория

Практика

1.

Организация и проведение смены в летнем оздоровительном лагере.

21

8

13


1.1

Вводное занятие.

1

1

-


1.2

Философия и педагогика каникул.

5

4

1


1.3

Особенности создания временного детского коллектива.

5

1

4


1.4

Методика коллективного воспитания (организация смены в лагере)

5

1

4


1.5

Организация и содержание работы творческих объединений, клубов, профильных отрядов и секций в лагерях

5

1

4


2

Методика организации работы вожатого в летнем оздоровительном лагере

15

7

8


2.1

Программирование работы. Организация работы вожатого.

5

3

2


2.2

Педагогическая карта отряда. Методические подходы к работе с детьми разного возраста

5

2

3


2.3

Модели организации жизнедеятельности детей в отряде

5

2

3


3

Практикум по педагогическим технологиям. Режиссура массовых мероприятий.

26

11

15


3.1

Технология приготовления праздника «Праздничный пирог»

2

1

1


3.2

Тематические праздники

6

2

4


3.3

Игровые технологии. Праздник по опорному слову.

4

2

2


3.4

Практикум по социально-педагогическому проектированию

4

2

2


3.5

Режиссура массовых мероприятий

6

2

4


3.6

Деловые, организационно-деятельностные игры как основной элемент праздника

4

2

2


4.

Презентация творческих проектов. Подведение итогов.

10

4

6


4.1

Презентация творческих проектов, сценариев, методических разработок, оформительских работ, картотек игр.

6

2

4


4.2

Групповые и индивидуальные консультации. Итоговая диагностика

4

2

2


5.

Летняя практика

84

0

84


Итого:

156

30

126




Содержание учебного плана 2 года обучения

(базовый уровень)

1. Организация и проведение смены в летнем оздоровительном лагере.

1.1. Вводное занятие.

Теория. Входная диагностика организация подготовки к работе в детском оздоровительном лагере. Особенности, задачи, формы подготовки к работе с детьми в лагере.

1.2. Философия и педагогика каникул.

Теория. Каникулярное время, специфика смен в осенние, весенние каникулы. Детский отдых как оздоровительная кампания. Здоровье сберегающие технологии. Режимные моменты лагеря. Воспитывающий и развивающий потенциал летних каникул. Воспитание в гуманистической педагогике. Детский оздоровительный лагерь как воспитательное, культурно-досуговое и оздоровительное учреждение. Особенности его воспитательного потенциала для обеспечения эмоционально привлекательного досуга, восстановления здоровья, творческой самореализации подростков. Особенности природного и социального окружения, их использование в воспитательной работе. Преемственность в работе со школой, семьей, детскими общественными организациями, специфика лагеря как учреждения дополнительного образования. Принципы работы. Функции летних объединений, приоритетные направления работы.

Практика. Организация оздоровительных мероприятий: закаливающие процедуры, соблюдение гигиенических правил, навыков чистоты помещений, территории личных вещей. Организация лечебно-профилактической работы в лагере. Роль врача и медицинского персонала в организации оздоровительной работы лагеря. Положение об охране жизни и здоровья детей своего региона.

1.3.Особенности создания временного детского коллектива.

Теория. Самоуправление и соуправление в лагере. Виды и формы моделей самоуправления. Понятие о временном детском коллективе. Его психологические особенности: соборность, автономность, динамизм, внутри коллективных отношений, интенсивность общения, особые темп и ритм жизни. Цикличность в формировании и развитии. Особенности формирования и работы с временным детским коллективом. Организация детского самоуправления и принципы взаимодействия органов самоуправления со взрослыми. Самоуправление. Творческие формы организации детского самоуправления. Самоуправления как игровой момент. Самоуправление в отряде. Самоуправление в лагере. Презентация фотоматериала с проведения выборов в лагерях.

Практика. Игры на выявления лидера. Игра «Выборы командира отряда» инаугурация президента, председателя, командира.



1.4. Методика коллективного воспитания (организация смены в лагере)

Теория. Содержание работы оздоровительного, профильного лагеря в разнообразной коллективной творческой деятельности с учетом интересов и возможностей детей и подростков во взаимодействии с социальным и природным окружением, в сочетании массовых, отрядных индивидуальных форм работы. Создание и развитие традиций. Три периода смены – организационный основной и заключительный, сочетающие, все направления социальной, культурно-досуговой, воспитательной и оздоровительной деятельности коллектива лагеря.

Практика. Выполнение творческого задания: разработка мероприятий по направлениям (поручениям): хозяйственник – составить перечень необходимых предметов, который вожатый должен взять с собой в лагерь; игровикам – провести игру; редактору – составить словарь лета;  методистам – провести аукцион форм работы с отрядом;

 песенникам – спеть вместе со всеми хорошую песню.

1.5. Организация и содержание работы творческих объединений, клубов, профильных отрядов и секций в лагерях.

Теория. Организация работы кружка. Тематика занятий. Структура занятия. Режимные моменты работы кружка. Востребованность кружка. Основные виды кружков. Задачи летних объединений по развитию интересов и способностей детей и подростков. Формы и методы изучения интересов ребят, их возрастных и индивидуальных особенностей. Виды, формы и порядок создания творческих объединений. Методика работы инструктора, вожатого, руководителя кружка, сочетающая массовые, групповые и индивидуальные методы работы.

Практика. Составление программы кружка по направлению. «Игротехник», «Караоке – бар», «Танцевальная феерия», КВН.

2. Методика организации работы вожатого в летнем оздоровительном лагере.

2.1. Программирование работы. Организация работы вожатого.

Теория. Программирование работы, проектный метод разработки программ. Задачи педагогического коллектива лагеря по организации работы с детьми и подростками. Содержание педагогического направления и руководства деятельностью подростков. Общее и особенное в планах работы педагогов и детских коллективов. Программирование работы отрядов, клубов, творческих объединений. Обеспечение объектов для познавательной трудовой и общественной деятельности. Программы тематических дней, недель, сюжетно-ролевых игр, работа туристкой базы. Особенности взаимодействия с коллегами по отряду: распределение обязанностей и функций, предъявление единых педагогических требований. Взаимодействие взрослых и детей в лагере, создание нравственно-эмоциональной атмосферы сотрудничества и общения. Особенности педагогической позиции руководителей в коллективах детей разного возраста. Союзники и помощники педагога и вожатого: взаимодействие с тренерами, инструкторами по физкультуре, плаванию, руководителями кружков.

Практика. Игра «Ярмарка идей» (банк идей по программированию воспитательной работы.), мозговой штурм, дебаты «Как бы сделал я».

2.2. Педагогическая карта отряда. Методические подходы к работе с детьми разного возраста.

Теория. Социально-педагогическая карта отряда. Как применить сведения о детях в воспитательном процессе. Выбор педагогически целесообразных форм и методов работы с детьми младшего, среднего, подросткового и старшего школьного возраста. Учет психовозрастных и половозрастных особенностей детей, девочек и мальчиков. Методические подходы к работе с детьми разного возраста.

Практика. Педагогическая этика вожатого. Педагогический стиль вожатого. Имидж педагога. Авторитет вожатого среди детей и взрослых. Творческое решение педагогических задач, выход из сложных социально- педагогических ситуаций. Этикет на все случаи жизни.

2.3. Модели организации жизнедеятельности детей в отряде

Теория. Принципы моделирования организации жизнедеятельности детей в летнем объединении. Игровые модели: сюжетно-ролевые, имитационные, деловые.

Практика. Проектно-исследовательские модели. Коммуникативные модели организации деятельности. Обзор передового педагогического опыта в организации летнего отдыха.

3. Практикум по педагогическим технологиям. Режиссура массовых мероприятий.

3.1.Технология приготовления праздника «Праздничный пирог».

Теория. Рецепт праздника. 10 условий для организации и проведения праздника.

Практика. Разработка праздника по 10 условиям.

3.2. Тематические праздники.

Теория. Подборка тем для праздников. Подготовка оформления тематического праздника. Основные организационные моменты. Подготовка участников праздника. Подборка сюрпризных моментов, конкурсов и основной части праздника.

Практика. Разработка праздничной программы на тему: «День космонавтики», «8 Марта», «1 апреля».

3.3. Игровые технологии. Праздник по опорному слову.

Теория. Методика организации праздника по опорному слову. Целесообразность проведения праздников по опорному слову. Аудитория для праздника. Ведущая роль игры в организации воспитательной и оздоровительной работы в летнем лагере. Технология развивающей кооперации. Оздоровительные игровые технологии. Принципы разработки техноигр. Летняя игротека. Её величество – игра (по материалам книг С. Шмакова). Игра – дело серьезное: психологические, коммуникативные, развивающие, деловые, организационно-деятельностные, ролевые, сюжетно-ролевые, спортивные, интеллектуальные, философские игры.

Практика. Составление сценария праздника по опорному слову.

3.4. Практикум по социально-педагогическому проектированию.

Теория. Психолого-педагогические особенности воспитания в летний период. Проблемы поведения детей и подростков, не привыкших к самообслуживанию. Проблемы адаптации ребенка в лагере. Психологический климат и благополучие во временном детском коллективе. Валеологизация воспитательного процесса в летнем оздоровительном лагере.

Практика. Организация жизни и деятельности детей и подростков по режиму: питание, рациональный труд, самообслуживание, пребывание детей на свежем воздухе, занятие физкультурой, спортом, туризмом, сон. Разумное сочетание режима дня и творческой деятельности лагерной смены.

3.5. Режиссура массовых мероприятий.

Теория. Массовое мероприятие как понятие. Подготовка сценарного хода, подготовка ведущих мероприятия, традиции организации мероприятий, зрители, участники, наградной фонд, сценическая речь, конкурсная программа, концертная программа. Культура актера

Практика. Разработка мероприятия для оздоровительного лагеря.

3.6. Деловые, организационно-деятельные игры, как основной элемент праздника.

Теория. Игры экспромты, игры с телепрограмм.

Практика. Разработка игры, экспромт, сюжетные этюды: «Приветствие», «Знакомство», «Приглашение», «День рождения».

4. Презентация творческих проектов. Подведение итогов.

4.1. Презентация творческих проектов: сценариев, методических разработок, оформительских работ, картотек игр.

Теория. Творческая личность вожатого – одно из условий педагогической деятельности.

Практика. Оформление вожатской копилки, творческая презентация наработки.

4.2. Групповые и индивидуальные консультации, итоговая диагностика.

Теория. Устный экзамен по усвоению программы, тестирование

Практика. Творческая презентация.

5. Летняя практика

Практика. Разработка плана-сетки для смены лагеря с дневным пребыванием детей. Знакомство с отрядом и формирование коллектива. Корректировка плана-сетки. Оформление отрядного уголка. Реализация мероприятий плана-сетки. Проведение итогового мероприятия.



Учебный план 3 года обучения

(продвинутый уровень)


п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего часов

Теория

Практика


Введение «Ориентиры лета»

1

-

1


1.

Планирование и организация деятельности вожатого

13

6

7


1.1

Логика развития лагерной смены

2

1

1


1.2

Организационный период смены

2

1

1


1.3

Основной период смены

2

1

1


1.4

Заключительный период смены

2

1

1


1.5

Организация самоуправления

2

1

1


1.6

Классификация игр

3

1

2


2.

Развитие коллектива в условиях в условиях детского лагеря

8

4

4


2.1

Стадии развития коллектива

2

1

1


2.2

Воспитательные возможности коллектива

2

1

1


2.3

Развитие лидерских позиций в условиях лагеря, школы

2

1

1


2.4

Конфликтные ситуации в лагере

2

1

1


3.

Возрастные физиологические и психологические особенности детей

4

2

2


3.1

Формы и методы работы с младшими школьниками (8-9 лет)

2

1

1


3.2

Формы и методы работы с младшими подростками (10-12 лет)

2

1

1


4.

Планирование воспитательной работы

14

5

9


4.1

КТД

4

1

3


4.2

Оформительские умения в работе вожатого

4

1

3


4.3

Тематические дни

2

1

1


4.4

Организация и содержание работы творческих объединений, клубов и профильных отрядов

2

1

1


4.5

Отрядный огонек

2

1

1


5.

Игровая деятельность в лагере

12

3

9


5.1

Игротека

4

1

3


5.2

Ролевые игры

4

1

3


5.3

Разработка конкурсно-игровых программ

4

1

3


6.

Проектная деятельность

10

5

5


6.1

Отрядная программа

2

1

1


6.2

Разработка проекта тематического дня в лагере

2

1

1


6.3

Разработка тематического мероприятия

2

1

1


6.4

Разработка собственной мастерской

2

1

1


6.5

Разработка творческой визитной карточки

2

1

1


7.

Сценическая деятельность

8

4

4


7.1

Элементы танцевального искусства

2

1

1


7.2

Элементы актерского мастерства

2

1

1


7.3

Сценическая речь

2

1

1


7.4

Элементы вокального мастерства

2

1

1


8.

Конкурс вожатского мастерства

2

-

2


Итого:

72

29

43






Содержание учебного плана 3 года обучения

(продвинутый уровень)


Введение «Ориентиры лета».

Теория. Что такое лагерь? Игра на знакомство «Великолепная Валерия». Особенности лагеря с дневным пребыванием детей. Составление карты достопримечательностей. Кодекс поведения вожатого. Характеристика личностных качеств вожатого.

Практика. Игра «Мой идеал». Обязанности вожатого.

1. Планирование и организация деятельности вожатого

1.1. Логика развития лагерной смены.

Теория. Периоды смены лагеря: организационный, основной, заключительный. Что такое оргпериод.

Практика. Программа и планирование смены. Конкурс «Ромашка». Источники планирования. Календарь лета. Виды планов. Планирование деятельности отряда. Личный план работы вожатого. Режим дня.

1.2. Организационный период смены.

Теория. Специфика организационного периода смены лагеря. Как понравиться детям? Как быстро запомнить имена детей? Бейджики.

Практика. Игра «Снежный ком». Газета «Здравствуйте». «Огонек знакомства». Отрядный круг. Как обращаться к детям? Знакомство с требованиями (законами), традициями лагеря. Инструктаж. Соглашение. Ожидание. Игры на выявление интересов (маршрутные игры, игры-испытания). Как придумать название отряду. Мозговой штурм. Знакомство с другими отрядами. Открытие смены.

1.3. Основной период смены.

Теория. Специфика основного периода смены лагеря. Как провести творческий конкурс? «Шляпное сражение». Как провести познавательную викторину, интеллектуальную игру? «Светский разговор». Как организовать спортивную эстафету? Сказочная эстафета. Как организовать уборку территории? «БУНТ» – большая уборка на территории. Что делать, если идет дождь? Игры за столом. Игра «Муха». Что делать в жаркий день? Игры на пляже (с водой). Что делать, если в вашем отряде у кого-то день рождения? Чем занять детей во время поездки в автобусе?

Практика. Игра «Кто? С кем? Куда? Зачем?». Как провести экскурсию? Конкурс гидов. Правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения. Что такое тематический день? Логика и алгоритм построения тематического дня.

1.4. Заключительный период смены

Теория. Специфика заключительного периода смены лагеря. Подведение итогов смены. Газета «Эх, было дело…», «Мне бы хотелось вам сказать…». Закрытие смены. Награждение.

Практика. Операция «Нас здесь не было».



1.5. Организация самоуправления

Теория. Организация самоуправления в ВДК. Понятие «временный детский коллектив». Стадии развития временного детского коллектива. Самоуправление, стадии развития самоуправления. Понятие дежурный командир, обязанности дежурного командира.

Практика. Организация работа центров и секторов.

1.6. Классификация игр

Теория. Классификация игр. Игра, как основная форма работы с детьми в условиях лагеря. Виды игр. Типология игр. Этапы организации игры.

Практика. Игра с эстрады «Футбол». Создание «Банка игр», «Банка форм работы» вожатого. «Аукцион идей».

2. Развитие коллектива в условиях детского лагеря

2.1. Стадии развития коллектива.

Теория. Становление и развитие коллектива.

Практика. Игра «От носа к носу».

2.2. Воспитательные возможности коллектива.

Теория. Понятие о временном детском коллективе. Его психологические особенности: сборность, автономность, динамизм внутриколлективных отношений, интенсивность общения, особые темп и ритм жизни. Цикличность в формировании и развитии. Особенности формирования и работы с временным детским коллективом. Организация детского самоуправления и принципы взаимодействия органов самоуправления со взрослыми. Соуправление.

Практика. Нестандартные, творческие формы организации детского самоуправления.

2.3. Развитие лидерских позиций в условиях лагеря, школы.

Теория. Лидер. Стили лидерства. Позиция вожатого.

Практика. Игра «Квадрат».

2.4. Конфликтные ситуации в лагере.

Теория. Методики изучения психолого-социальных способностей и качеств личности, критерии оценки уровня сформированности детского коллектива. Конфликты и пути их решения.

3. Возрастные физиологические и психологические особенности детей

3.1. Формы и методы работы с младшими школьниками (8-9 лет)

Теория. Социально-педагогическая карта отряда. Как применять сведения о детях в воспитательном процессе. Выбор педагогически целесообразных форм и методов работы с детьми младшего, среднего подросткового и старшего школьного возраста. Учет психовозрастных и половозрастных особенностей детей, девочек и мальчиков. Методические подходы к работе с детьми разного возраста. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Практика. Игры на командообразование.



3.2. Формы и методы работы с младшими подростками (10-12 лет)

Теория. Психологические особенности подростка. Особенности взаимоотношений детей и взрослых на разных этапах развития личности ребенка. Восприятие людьми друг друга.

Практика. Игры на командообразование.

4. Планирование воспитательной работы

4.1. КТД

Теория. Содержание работы оздоровительного лагеря в разнообразной коллективной творческой деятельности с учетом интересов и возможностей детей и подростков, во взаимодействии с социальным и природным окружением, в сочетании массовых, отрядных и индивидуальных форм работы.

Практика. Создание и развитие традиций.

4.2. Оформительские умения в работе вожатого

Теория. Стенная газета. Отрядный уголок.

Практика. Оформление отрядного уголка.

4.3.Тематические дни.

Теория. Алгоритм проектирования тематических дней.

Практика. Сценарий тематического дня.

4.4. Организация и содержание работы творческих объединений, клубов и профильных отрядов

Теория. Самообслуживающий и производительный труд. Совместная работа с предприятиями, учреждениями, хозяйствами по профессиональной ориентации подростков. Создание мастерских, ремонтных бригад, лагерных бюро добрых услуг.

Практика. Проектирование профильных смен

4.5. Отрядный огонек

Теория. Технология проведения отрядного огонька.

Практика. Сценарий проведения отрядного огонька.

5. Игровая деятельность в лагере

5.1. Игротека.

Теория. Ведущая роль игры в организации воспитательной и оздоровительной работы в детском оздоровительном лагере. Технология развивающей кооперации. Оздоровительные игровые технологии. Принципы разработки техноигр. Игротека в лагере.

Практика. Игровой тренинг.

5.2. Ролевые игры.

Теория. Алгоритм проведения ролевой игры.

Практика. Сценарий ролевой игры.

5.3. Разработка конкурсно-игровых программ

Теория. Алгоритм проведения конкурсно-игровых программ.

Практика. Сценарий конкурсно-игровой программы.



6. Проектная деятельность

6.1. Отрядная программа

Теория. Программирование работы, проектный метод разработки программ. Программа как прогнозирование основных задач и путей их реализации в деятельности коллектива отряда. Структура и содержание программы работы педагогического коллектива на летний сезон. Общее и особенное в планах работы педагогов и детских коллективов.

Практика. Программирование работы отрядов, клубов, кружков. Обеспечение объектов для познавательной, трудовой и общественной деятельности.

6.2. Разработка проекта тематического дня в лагере.

Теория. Программы тематических дней, недель, сюжетно-ролевых игр.

Практика. Презентация проектов.

6.3. Разработка тематического мероприятия

Теория. Алгоритм проектирования тематического мероприятия.

Практика. Конкурс тематических мероприятий.

6.4. Разработка собственной мастерской

Теория. Понятие мастерской. Технология мастерской.

Практика. Презентация мастерских.

6.5. Разработка творческой визитной карточки.

Теория. Алгоритм разработки визитной карточки отряда.

Практика. Конкурс визиток.

7. Сценическая деятельность

7.1. Элементы танцевального искусства

Теория. Танцевальные умения вожатого. Основы аниматорского искусства.

Практика. Проведение анимаций.

7.2. Элементы актерского мастерства

Теория. Актерское мастерство вожатого. Принципы разработки сценария и проведения массовых мероприятий с детьми в условиях детского лагеря. Режиссура массовых мероприятий. Советы и правила по организации и проведению детских праздников, шоу, конкурсов, фестивалей, концертов и т. д. Нетрадиционные праздники в лагере.

Практика. Выступления на сцене.

7.3. Сценическая речь

Теория. Советы и правила по организации и проведению детских праздников, шоу, конкурсов, фестивалей, концертов и т. д. Нетрадиционные праздники в лагере.

Практика. Выступления на сцене.

7.4. Элементы вокального мастерства

Теория. Основы вокального мастерства вожатого.

Практика. Выступления на сцене.



8. Конкурс вожатского мастерства.

Теория. Правила участия в конкурсе.

Практика. Конкурс.

9. Летняя практика

Практика. Разработка плана-сетки для смены лагеря с дневным пребыванием детей. Знакомство с отрядом и формирование коллектива. Корректировка плана-сетки. Оформление отрядного уголка. Реализация мероприятий плана-сетки. Проведение итогового мероприятия.



Организационно-педагогические условия


1) Календарный учебный график


Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

1.09

31.05

36

36

72

2 занятия в неделю по 1 часу

01.06

30.06

4

21

84

6 занятий в неделю по 4 часа

2 год

1.09

31.05

36

36

72

2 занятия в неделю по 1 часу

01.06

30.06

4

21

84

6 занятий в неделю по 4 часа

3 год

1.09

31.05

36

36

72

2 занятия в неделю по 1 часу

01.06

30.06

4

21

84

6 занятий в неделю по 4 часа

Недель в I полугодии: 17

Недель во II полугодии: 23

Каникулы: 1 июня – 31 августа

Выходные дни: 31 декабря – 8 января


2) Условия реализации программы


Материально - техническое обеспечение


№ п/п

Наименование

Количество

Учебный кабинет площадью 41 м2

1

Учительский стол

1

Учительский стул

1

Ученический стол

2

Ученический стул

16




Технические и электронные средства обучения и контроля знаний обучающихся


№ п/п

Наименование

Количество

Ноутбук

1 шт.

Мультимедиапроектор

1 шт.

Экран

1 шт.


Учебно-практическое оборудование и инструменты


№ п/п

Наименование

1

блокноты

2

бумага А0 (ватман)

3

бумага А4 офисная (белая),

4

бумага А4 офисная (цветная)

5

карандаши цветные (комплект)

6

клей (клей-карандаш, клей-ПВА)

7

нож канцелярский

8

ножницы бытовые

9

планшет (канцелярский)

10

фломастеры цветные

11

мяч резиновый

12

скакалки

Мультимедийные презентации:

1

«Творческие проекты»

2

«Логика развития смены»

3

«Формы отрядной работы»

4

«Временный детский коллектив»

5

«Кто есть «ВОЖАТЫЙ?»

6

«Самоуправление»

Нормативные документы:

1

Конституция РФ

2

Конвенция о правах ребенка

3

профессиональный стандарт вожатого

4

Сборники материалов: всероссийских детских центров «Океан», «Орленок»


Методическое обеспечение

Программа включает в себя лекционные и практические занятия (деловые и ролевые игры, упражнения на взаимодействия в группе, тренинги, творческие задания, конкурсы, проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, встречи со специалистами и интересными людьми, экспресс тесты и опросы, коллективно-творческое дело (КТД), беседы).

Деловые и ролевые игры учат обучающихся анализировать и оценивать человеческие взаимоотношения, в разрешении которых существенно не только правильное решение, но и поведение, интонация, мимика и т.д. Опыт проведения ролевых игр показывает, что они способствуют расширению поведенческого диапазона, развитию уверенности в себе, интеллектуальному развитию. Между практическими блоками организуется беседа и дискуссия. Выбор вопросов и тем осуществляется в зависимости от содержания пройденного материала и перспективных тем.

Беседа может проводиться в начале раздела, в виде введения в изучаемый вопрос (например, «Правила поведения на занятиях») или в качестве обобщающего этапа на заключительных занятиях по разделам. Наиболее продуктивными являются те занятия, которые сочетают в себе беседу/дискуссию (не более 10-15 минут) и практическую деятельность с демонстрацией практических приемов деятельности.

Защита творческих заданий проводится с целью развития коммуникативных умений и навыков (мыслить быстро и выступать аргументированно). Применяться данная форма может нечасто, но обязательно, так как формирует навыки открытого общения и умения применять полученные знания на практике в новой ситуации.

Проектирование и моделирование реализуются с целью создания условий для выдвижения, развития и реализации творческой идеи. Как индивидуальной, так и групповой. Конкурс позволяет решить совокупность задач, ориентированных на определение степени усвоения достаточно большого содержания сразу нескольких тем или разделов. Данная форма проведения предполагает игровые элементы: команда, жюри, зрители и др. Конкурс внутри творческого объединения направлен на реализацию «я-образа» через соперничество, самопознание себя путем сравнения себя и сверстника.

Коллективно-творческое дело (Далее – КТД) основное средство сплочения коллектива, совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. КТД ориентировано на развитие фантазии и творческих способностей детей.


Кадровое обеспечение

Программу реализует специалист, имеющий среднее профессиональное или высшее образование в области, соответствующей профилю программы без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению программы.



3) Формы аттестации и оценочные материалы



Механизм оценивания образовательных результатов Критерии

Показатели

Количество баллов


1.1. Теоретическая подготовка


1.1. Теоретические знания по каждому модулю

Соответствие

теоретических

знаний ребенка

программным

требованиям

Минимальный уровень – учащийся владеет менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой (1-3 балла)

Средний уровень – объем усвоенных знаний составляет более ½ (4-7 баллов)

Максимальный уровень – освоен практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период (8-10 баллов)

1.2 Владение специальной терминологией

Осмысленность

и правильность

использования

специальной

терминологии

Минимальный уровень – учащийся, как правило, избегает применять специальные термины (1-3 балла)

Средний уровень – учащийся сочетает специальную терминологию с бытовой (4-7 баллов)

Максимальный уровень – специальные термины употребляет осознанно и в их полном соответствии с содержанием (8-10 баллов)

2. Практическая подготовка


2.1 Практические навыки и умения

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Минимальный уровень – учащийся овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков (1-3 балла)

Средний уровень – объем усвоенных навыков и умений составляет более ½ (4-7 баллов)

Максимальный уровень – учащийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой (8-10 баллов)

2.2 Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Минимальный уровень – учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием (1-3 балла)

Средний уровень – работает с оборудованием с помощью педагога (4-7 баллов)

Максимальный уровень – работает с оборудованием самостоятельно, не испытывая особых затруднений (8-10 баллов)

2.3 Творческие навыки

Креативность

в выполнении

практических

заданий

Начальный уровень развития креативности – учащийся в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания (1-3 балла)

Репродуктивный уровень – выполняет задания на основе образца (4-7 баллов)

Творческий уровень – выполняет практические задания с элементами творчества (8-10 баллов)




Список литературы


Для педагога:

1. Баклунина, Е. А. Школьное ученическое самоуправление как фактор развития лидерских качеств подростков / Е. А. Баклунина // Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы Международного научно-творческого форума, 31 октября-3 ноября 2016 г. – Челябинск: Челябинский гос. ин-т культуры, 2016. – С. 119-120.

2. Клейменова, А. Е. Роль и значение лидерства в современном мире / А. Е. Клейменова // Образование в сфере культуры и искусства: интеграция науки и практики = Education in cultural and arts sector: integration of science and practice: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию факультета культуры и искусств Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, Тамбов, апрель 2017. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2017. – С. 183-188.

3. Крекова, М. М. Лидерство и командообразование: учебное пособие / Крекова М. М., Киселева Е. М., Миндлин Ю. Б. – Москва, 2018. – 257 с.

4. Морозова, М. И. Первые шаги к вожатскому мастерству: учебное пособие / М. И. Морозова, И. А. Сиялова; Ком. по физ. культуре, спорту, туризму и молодёжной политике Ленинградской обл., Гос. учреждение «Ленинградский обл. центр досуговых, оздоровительных и учебных программ «Молодёжный», Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. – Санкт-Петербург: Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2008. – 95 с.

5. Организация работы с молодежью: методы, формы, технологии в современных условиях: коллективная монография / С. А. Аванесова, Н. Д. Бобкова, Е. В. Лунева и др. ; под общ. ред. К. А. Фомичева; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курганский государственный университет». – Курган: Курганский государственный университет, 2017. – 152 с.

6. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатого: методические рекомендации / Володина С. А., Галой Н. Ю., Горбенко И. А. и др.; под общей ред. Левановой Е. А., Сахаровой Т. Н.; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет». – Москва: МПГУ, 2017. – 139


Для обучающихся:

1. История вожатского дела: методические рекомендации / Н. Ю. Галой, И. А. Горбенко, Л. А. Долинская и др.; Под общей ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой; Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет». – Москва: МПГУ, 2017. – 141 с.

2. Мартынова, М. Д. Игровой практикум: школа вожатского мастерства / Мартынова М. Д., Маркина Л. Г., Пьянов А. Н., Сокольникова И. А.; Мордов. гос. ун-т им. Н. П. Огарева и др. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2005. – 102

3. Петров, А. Ю. Soft skills современного менеджера: командообразование и лидерские навыки / А. Ю. Петров, А. В. Махароблидзе А. В.; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Высшая школа экономики и менеджмента. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2017.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!