СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий мероприятия: "Донские казаки на службе Государства Российского".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час на тему: Донские казаки на службе Государства Российского. Цель мероприятия - воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.  

Просмотр содержимого документа
«Сценарий мероприятия: "Донские казаки на службе Государства Российского".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жирновская средняя общеобразовательная школа

















Классный час:


























Тема: Донские казаки на службе Государства Российского.

Цель мероприятия - Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.
Задачи:
1. Воспитательная. Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества;
2. Развивающая. Развивать у учащихся память, мышление, коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники; .
3. Образовательная. Изучить, расширить знания учащихся об истории, быте, традициях казаков.


Ход мероприятия:

Сегодня нас с Вами ждет знакомство с традициями и обычаями одного из интереснейших народов, проживавших на территории Донского края. Как называют вольных воинов, всадников, которые и по - сей день являются неотъемлемой частью культуры Донского края? (казак).

Верно ребята, молодцы. Именно с традициями и обычаями интересного народа как казаки нам предстоит сегодня с Вами познакомиться.

Донской край

Я родом из Донского края.
На свете нет прекрасней рая.
Простор степей, простор песков
И хлебных желтых колосков.

Великий и могучий Дон,
Он с Волгой нежной обручен.
Прекрасный здесь живет народ.
Казаки - мир его зовет.


Казак – опора всей России.
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь,
Гордятся все, и я горжусь.

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Чрезвычайно строго в казачьей среде соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают.

Народ казаков отличается многими обычаями и традициями от других народов, но, конечно же, главной отличительной чертой любой казачьей деревни являлось жилье казака. Поиграем в «Поле чудес».

Как называется жилище или дом казака?







Традиционный казачий дом, называется куренью. Интерьер казачьего жилища был в основном одинаков для всех районов Дона. В доме обычно было две комнаты: великая и малая курень. В малой курени находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой курени стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды, комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница». В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, куличи, пасхальные яйца, записи молитв, "поминальные книжки".


А сейчас мы совершим вертуальную экскурсию по Новочеркасскому музею Донского казачества. https://www.youtube.com/watch?v=zkuvz7stA5g

Главной отличительной особенностью народа казаков является, конечно же, их одежда.

Ученик 1: Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов.

Мужско традиционный казачий костюм представляет собой широкие штаны, которые называются - шаровары, длинные сапоги и два вида рубах. Одна из них называется "русская" и ее заправляли в штаны, а вторая "украинская"- которая носилась на выправку. Обязательной деталью имиджа казака была фуражка и, конечно же, пояс.

Для праздничных мероприятий у каждого казака был праздничный мундир, на который казак, если он имел боевые награды, вешал на мундир.

Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т.е. снаряжения за свой счет. Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить. Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом - я более перед богом за тебя не ответчик».

Ученик 2:Женский традиционный костюм гораздо отличается от одежды, которая есть в нашем представлении. Сформировался традиционный казачий женский костюм только к середине XIX века. Он состоял из юбки и кофточки (кохточка), сшитой из ситца. Она могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.

Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела и прясть, и ткать, и кроить, и шить, вышивать и плести кружева.

Значение внешнего вида играло для казачьего народа большое значение, играл внешний вид казака. Он считался признаком духовного и материального состояния казака, неопрятный внешний вид казака вызывал у его товарищей чувство неуважения, что было большим ударом для самого казака.


Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции и обычаи, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписаные казачьи домашние законы:

1. Уважительное отношение к старшим.

2. Уважение к женщине (матери, сестре, жене)

3. Безмерное почитание гостя.

Казаки и родители

Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Непочитание отца с матерью считалось за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением.

В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату».

Отношение к старшим

Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность, готовность к оказанию помощи и соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы – снять шапку и поклониться).

В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать в разговоры без его разрешения) и, тем более, непристойно выражаться. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим, и требовалось немедленное его исполнение.

Отношение к женщине

Уважительное отношение к женщине - матери, жене, сестре - обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.

Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.

В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости.

Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери – казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне, и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль, как в семье, так и в казачьем обществе, принадлежала мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строго порядка казачьего быта.

Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех ее членов, и примером в этом являлась жена казака – мать его детей.

Рождение казака

Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим уважением, и только постоянные военные походы заставляли их быть холостыми. Развратников в своей среде не терпели, наказывались развратники смертью. Рожденного младенца холостые казаки (принявшие обет безбрачия) нянчили все, и когда у него появлялся первый зубок, все непременно приходили смотреть его, и восторгам этих закаленных в боях воинов не было конца.

Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа.

Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечению сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану-воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять. Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.

Честь казачья

Добрая слава о казаках распространялась по всему миру, их стремились пригласить на службу и французские короли, и германские курфюрсты, но особенно соседние православные народы.

Казаки были неподкупны, предательств среди них, среди природных казаков, не было. Попав в плен, тайн своего братства не выдавали и умирали под пытками смертью мучеников.

Слово казака

Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господние и строго соблюдали посты. Народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних слов не любил и дела на кругу (Раде) решал скоро и справедливо.

По отношению к своим провинившимся оценка братьев-казаков была строга и верна, наказания за преступления - измену, трусость, убийство и воровство - были жестоки.

Казаки и гости

Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке.

Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе.

Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. И старик уступал место гостю, даже если тот был моложе его.

Наравне с гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью. Как свидетельствует католический священник Китович, в Сечи можно было оставить на улице деньги, не опасаясь, что они могут быть похищены.

Таковы были нравы и обычаи старого казачества.


Сейчас проведём игру «Собери из слов пословицу» (из данного набора слов составить пословицу или поговорку).

1. Атаманом, терпи, будешь, казак.

2. Пули, казак, боится, не.

3. Не поест, сам, коня, казак, а, накормит.

4. Казак, рысак, и, таков, каков.


 А теперь попробуйте отгадать военные казачьи загадки.

1. Крепка, звонка да отточена, кого поцелует, тот и с ног долой. (сабля)

2. Летит птица крылатая без глаз, без крыл, сама свистит, сама бьёт. (стрела)

3. На чужой спине едет, на своей груз везёт. (седло)

4. Шесть ног, две головы, один хвост. (всадник на коне)

5. Обувь в огне изготавливается и с ног не снимается. (подковы)

6. Погоны жёлтые, шашки острые, пики длинные, кони борзые, полем едут с песнями искать царю чести, а себе славы. (казаки)

Язык донского казачества был довольно своеобразен и некоторые слова не понятны. Сейчас мы поиграем в игру «Переводчик». Переведите текст, заменяя казачий говор более понятными для нас словами.

Ноне гутарил один казак: «Надысь наловил в речке сулу, чебаков. Развёл костёр, устроил казан, да и наварил щербы. Тут пострелята мои прибежали, уселись вечерить. Глядь, а супротив нас чапурачикиляет».

(гутарил-рассказывал, надысь-недавно, сула-судак, чебаков –лещ, казан-котёл металлический, щербы-ухи, пострелята-дети, вечерить-ужинать, супротив-напротив, чапура-белая цапля, чикиляет-идёт прихрамывает)


Ребята у казаков, как у любого народа есть свои заповеди, у казаков их много, но есть три самых главных. Давайте вместе их повторим хором:

-Старикам - уважение. 
-Гостю – всё почтение. 
- А женщине – любовь. 


 Ребята! А в наши дни можно жить по этим заповедям?

Конечно же, можно и нужно, ведь они учат любить родину, учат быть честными, трудолюбивыми, учат товариществу.

Сегодня мы познакомились с малой частью обычаев донских казаков, которые складывались в течение длительного времени.

Хочу закончить словами Вадима Неподобы

У каждого на свете есть, наверно, 
Любимый уголок земли, такой, 
Где листья по - особому на вербе 
Склонились над задумчивой водой. 
Где небо выше и просторы шире 
И так привольно и легко дышать, 
Где ко всему в прекрасном этом мире 
По-детски чисто тянется душа...


Щедра наша Донская земля! Но щедрость свою она дарит тем людям, кто заботится о ней, кто лелеет ее, кто хранит яркие страницы истории нашегоДонского края и передает все из поколение в поколение. Я надеюсь, что вы будете любить и беречь нашу прекрасную землю и чтить её обычаи и традиции.


Подведение итогов

Итак ребята, мы с Вами сегодня совершили удивительную экскурсию, узнали много нового о казаках, об их традициях и обычаях. Надеюсь, что вы будете беречь казачьи традиции и обычаи и соблюдать казачьи заповеди.

Помни, брат, что у казаков:
Дружба - обычай;
Товарищество - традиции;
Гостеприимство – закон. 

Спасибо за внимание!

Источники

1. http://pohodd.ru/article_info.php?articles_id=118 - ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ, НРАВЫ КАЗАКОВ. Павел Захарович Фролов.

2. http://www.razdory-museum.ru/c_heathen-christ.html - Обряды и традиции казаков.

3. Рыбаков Б.А. Языческое мировоззрение русского средневековья // Вопросы истории. 1974. № 1.

4. Толстой Н.И. Каков облик дьявольский? // Толстой Н.И. Языки народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. Изд. 2-е, испр. М.: Изд-во «Индрик», 1995.

5. http://www.portal-slovo.ru/

6. http://cossackstan.ru/kultura/262-o-pesnjakh-donskikh-kazakov.html - Казачий стан.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!