ДОНЧАТА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Дончата» 1класс разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы Е. Ю. Сухаревской «Доноведение» и Т. А. Бутенко «Край родной» Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 минут.
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Дончата».
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Место предмета в учебном плане
Основной целью курса «Дончата» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Дончата» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
Структура курса «Дончата»
Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего место проживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
Общая характеристика программы
Методические основы изучения курса
«Дончата».
Для установления смысловых связей между основным пропедевтическим содержанием исторического, географического образования и краеведческим материалом важны внутрипредметные и межпредметные связи.
Так, например, дети получают первичные представления о своём крае в контексте основного содержания на уроках окружающего мира. На уроках доноведения эти сведения конкретизируются и расширяются. Каждый содержательный блок данного курса подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так, например, на уроках доноведения дети изготавливают коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретённые на уроках окружающего мира, литературы, изобразительного искусства и трудового обучения, углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин и др.
Интегративный подход осуществляется при подготовке рассказа по иллюстрации. Следует помнить, что дети лучше выражают свои мысли в рисунках, чем в словах. Им легче нарисовать и объяснить нарисованное, чем об этом рассказать. В младших классах школьники учатся работать с иллюстрациями. Наша практика преподавания свидетельствует, что школьники часто ограничиваются простым перечнем изображённых лиц и действий. Задача учителя - научить учащихся проводить элементарный анализ рисунка, составлять рассказ по иллюстрации. Учащиеся должны знать, что на переднем плане рисунка обычно размещаются главные действующие лица. И именно с них начинается обзор рисунка. Далее устанавливается, что изображено на заднем плане, слева, справа. Затем следует описать внешний вид людей, их действия, орудия труда, оружие, постройки. Задача учителя состоит в том, чтобы учить детей видеть связь между изображёнными на рисунке людьми и предметами, выражать отношение к увиденному. Важно научить их анализировать и описывать не только сюжетные рисунки, но и статичные иллюстрации – памятники архитектуры, искусства - по плану: 1- название памятника, 2- время его создания (год, век или период истории), 3 – в память (в честь чего, кого) какого события построен, 4 – кто его построил, 5 – внешний вид. При этом не всегда можно будет ответить на все предложенные пункты, например, часто неизвестны авторы того или иного творения.
Для детей целесообразно рекомендовать такие задания: нарисовать сюжет к прочитанному рассказу, подобрать пословицы и поговорки по теме, подготовить сообщение с привлечением дополнительного материала. На уроке желательно использовать школьный атлас Ростовской области. В рабочих тетрадях «Доноведения» представлены задания, на которых дети учатся ориентироваться по карте: определять границы области, находить названия, указывать города и реки родного края и т.п.
При подготовке к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание младших школьников возможно при различных видах и формах обучения. На основании учёта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности учащихся учитель может выстраивать обучение в группах. Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:
парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;
групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);
командные игры, когда класс делится на две команды.
Групповая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в целом); высокая степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий промежуток времени; высокая динамика урока, ведущая к активизации мышления учеников; быстрый сбор информации от учеников; достаточная степень контроля за работой учащихся и т.п.
Признаками групповой формы на уроке и вне его являются: деление класса на группы для самостоятельного решения учебных задач; выполнение каждой группой определённого задания (проекта, исследования) либо одинакового, либо дифференцированного. Историческая пропедевтика в отличие от других курсов начальной школы носит описательно-повествовательный характер. Учащиеся не могут непосредственно наблюдать историческое событие (кроме недавних, произошедших на памяти), тем более делать опыты, проводить эксперимент. Но возможны беседы-исследования среди родных, местных жителей об их участии в исторических событиях, быте и традициях семьи, родного края в прошлом. Поиск ответа на поставленные вопросы активизирует умственную деятельность детей, направляет её на отыскивание результата.
На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся под руководством учителя могут собрать данные о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику на прощальном вечере с начальной школой.
При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.
Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В УМК «Доноведение» представлено описание обычаев и обрядов, уходящих своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону. Такие материалы можно использовать и вне уроков.
Программа рассчитана на 1 час в неделю
33 учебные недели х 1 час в неделю = 33 часа в год.
В 1 – А классе программа будет реализована за 32 часа: 1 выпадает на 23.02.17
1 – Б классе программа будет реализована за 32 часа: 1 час выпадает на 8.03.17
В 1 – В классе программа будет реализована за 30 часов: 3 часа выпадают на праздничные дни – 9.01, 1.05, 8.05.17
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 КЛАСС (33ч)
Введение (1ч)
Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу.
Я и окружающий мир (2ч)
Родной край.
Природа Донского края (26ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.
Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок.
Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной.
Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.
Человек и природа ( 4ч)
Занятия людей Донского края в разные времена года.
Экскурсии1
В школьный двор, парк, зоопарк; к водоёму, по родному городу (селу):
«Родной город (село)», «Осень», «Зимняя сказка», «Весна», «Лето», «У водоёма»
Требования к уровню подготовки младших школьников
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся
Получат представления:
о связях между живой и неживой природой родного края;
о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
об истории родного края;
узнают об
объектах неживой и живой природы Ростовской области;
особенностях погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
водоёмах Ростовской области и их значение в хозяйстве;
полезных ископаемых родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правилах поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
государственной символике Ростовской области, своего района;
важнейших событиях в истории родного края;
народах, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
родственных связи в семье;
правилах поведения в общественных местах и на улице;
смогут:
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
описывать наиболее важные события истории родного края;
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
приводить примеры профессий людейсельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
могут научиться:
1. личностным универсальным учебным действиям,обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определятьпоследовательностьсобственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
находить ипользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;в том числе с помощью компьютерных средств;использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий;исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края.Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Учебно-методический комплект курса «Дончата»
для учащихся
Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю.Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе– Ростов-на-Дону«ИздательствоБАРО– ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.
Сухаревская Е.Ю., БакреваМ.Н.,ЗыбинаЕ.А.,Ткаченко А.Г. Доноведение:Рабочая тетрадь (1класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.Доноведение:Рабочая тетрадь (4класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
для учителя
Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю.Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А.,СтепановаТ.Г.ТкаченкоА.Г.Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 2 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.
Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение»
Тематическое планирование курса «Дончата»
№ | Тема урока | Виды деятельности на уроке | Кол-во часов | 1 - А | 1 - Б | 1 - В |
1 | Вводный урок. Мы теперь не просто дети | Вводная беседа о предмете «Дончата». Раскрашивание картинки (с.3) | 1 | 1.09 | 7.09 | 5.09 |
2 | Родной край. Времена года. | Беседа о родном крае. Чтение учителем стихотворений (страничка для чтения). Раскрашивание картинки (с.4). Составление рассказа по картинке. Беседа обо всех временах года. | 1 | 8.09 | 14.09 | 12.09 |
3 | Осень. Осенние месяцы. | Чтение учителем (с.8) (страничка для чтения). Беседа об осенних месяцах. Разучивание одного стихотворения наизусть. Разгадывание кроссворда (с.7). Раскрашивание картинки (7) | 1 | 15.09 | 21.09 | 19.09 |
4 | Экскурсия. Осенние изменения в природе. | Беседа об осенних изменениях в природе края. Сбор природного материала. | 1 | 22.09 | 28.09 | 26.09 |
5 | Растения осенью. | Разгадывание загадок о деревьях. Решение проблемы «Почему художник не нарисовал ещё одно дерево». | 1 | 29.09 | 5.10 | 3.10 |
6 | Растения осенью | Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев) | 1 | 6.10 | 12.10 | 10.10 |
7 | Листья жёлтые летят.. | Выставка поделок из плодов деревьев. Рассказы детей. Раскрашивание листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из листьев. | 1 | 13.10 | 19.10 | 17.10 |
8 | Занятия людей осенью | Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Чтение учителем (с.4) (страничка для чтения). | 1 | 20.10 | 26.10 | 24.10 |
9 | Что растёт на огороде и в саду? | Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». | 1 | 27.10 | 9.11 | 7.11 |
10 | Что растёт на огороде и в саду? | Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?» | 1 | 10.11 | 16.11 | 14.11 |
11 | Что растёт в поле? | Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу. | 1 | 17.11 | 23.11 | 21.11 |
12 | Жизнь животных осенью. | Чтение учителем (с.21) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». | 1 | 24.11 | 30.11 | 28.11 |
13 | Жизнь животных осенью. | Беседа о перелётных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких) | 1 | 1.12 | 7.12 | 5.12 |
14 | Экскурсия. Зимние изменения в природе. | Беседа о зимних изменениях в природе края. Беседа о признаках зимы. | 1 | 8.12 | 14.12 | 12.12 |
15 | Зимняя сказка. | Разгадывание кроссворда. Чтение учителем (с.27) (страничка для чтения). Беседа о зимних месяцах. Раскрашивание картинок. | 1 | 15.12 | 21.12 | 19.12 |
16 | Жизнь животных зимой. | Чтение учителем (с.30) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. | 1 | 22.12 | 11.01 | 16.01 |
17 | Жизнь животных зимой. | Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа. | 1 | 12.01 | 18.01 | 23.01 |
18 | Живой уголок. | Разгадывание кроссворда. Составление рассказа, используя опорные слова из кроссворда. | 1 | 19.01 | 25.01 | 30.01 |
19 | Занятия людей зимой. | Чтение учителем (с.34) (страничка для чтения). Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?» | 1 | 26.01 | 1.02 | 13.02 |
20 | Занятия людей зимой. | Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке. | 1 | 2.02 | 15.02 | 20.02 |
21 | Весна. Весенние месяцы. | Беседа о весенних месяцах. Чтение учителем (с.37) (страничка для чтения). Разгадывание кроссворда. Раскрашивание картинок. | 1 | 16.02 | 22.02 | 27.02 |
22 | Экскурсия. Весенние изменения в природе. | Беседа об изменениях в природе края весной. | 1 | 2.03 | 1.03 | 6.03 |
23 | Растения весной. | Беседа «Что происходит с растениями весной?» Раскрашивание картинок. | 1 | 9.03 | 15.03 | 13.03 |
24 | Жизнь животных весной. | Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» | 1 | 16.03 | 29.03 | 27.03 |
25 | Жизнь животных весной. | Чтение учителем (с.41) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных. | 1 | 30.03 | 5.04 | 3.04 |
26 | Занятия людей весной. | Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. | 1 | 6.04 | 12.04 | 10.04 |
27 | Экскурсия. Летние изменения в природе. | Беседа о летних изменениях в природе края. Чтение стихотворений о лете. | 1 | 13.04 | 19.04 | 17.04 |
28 | Жизнь животных летом | Беседа «Как изменяется жизнь животных летом?» | 1 | 20.04 | 26.04 | 24.04 |
29 | Что растёт на лугу? | Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растениях луга и поля. Раскрашивание картинок. | 1 | 27.04 | 3.05 | 15.05 |
30 | Что растёт на лугу? | Учимся рисовать птиц и животных. | 1 | 4.05 | 10.05 | 15.05 |
31 | Экскурсия на водоём. Что растёт у водоёма? | Беседа о водоёмах края. Рисование. Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма. Беседа «Как вести себя на водоёме». | 1 | 11.05 | 17.05 | 22.05 |
32 | Занятия людей летом. Обобщающий урок. | Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» по картинкам. «Перелистываем страницы» - рассказы детей о сезонных изменениях в природе, деятельности людей. | 1 | 18.05 | 24.05 | 22.05 |
1