СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Доноведение"- кружок для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная программа по предмету "Окружающему миру"

Просмотр содержимого документа
«"Доноведение"- кружок для 1 класса»


ДОНЧАТА


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса «Дончата» 1класс разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы Е. Ю. Сухаревской «Доноведение» и Т. А. Бутенко «Край родной» Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 минут.

Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Дончата».

Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.

Место предмета в учебном плане

Основной целью курса «Дончата» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:

Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные:1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие:1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

  1. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.


Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Дончата» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира

При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

  1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

  2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

3. История Донского края – часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.

Структура курса «Дончата»

Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:

  • Я и окружающий мир,

  • Природа Донского края,

  • Человек и природа,

  • Жизнь на Дону,

  • Яркие страницы истории земли Донской.

Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего место проживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.

Общая характеристика программы

Методические основы изучения курса

«Дончата».


  • Для установления смысловых связей между основным пропедевтическим содержанием исторического, географического образования и краеведческим материалом важны внутрипредметные и межпредметные связи.

Так, например, дети получают первичные представления о своём крае в контексте основного содержания на уроках окружающего мира. На уроках доноведения эти сведения конкретизируются и расширяются. Каждый содержательный блок данного курса подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так, например, на уроках доноведения дети изготавливают коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретённые на уроках окружающего мира, литературы, изобразительного искусства и трудового обучения, углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин и др.

  • Интегративный подход осуществляется при подготовке рассказа по иллюстрации. Следует помнить, что дети лучше выражают свои мысли в рисунках, чем в словах. Им легче нарисовать и объяснить нарисованное, чем об этом рассказать. В младших классах школьники учатся работать с иллюстрациями. Наша практика преподавания свидетельствует, что школьники часто ограничиваются простым перечнем изображённых лиц и действий. Задача учителя - научить учащихся проводить элементарный анализ рисунка, составлять рассказ по иллюстрации. Учащиеся должны знать, что на переднем плане рисунка обычно размещаются главные действующие лица. И именно с них начинается обзор рисунка. Далее устанавливается, что изображено на заднем плане, слева, справа. Затем следует описать внешний вид людей, их действия, орудия труда, оружие, постройки. Задача учителя состоит в том, чтобы учить детей видеть связь между изображёнными на рисунке людьми и предметами, выражать отношение к увиденному. Важно научить их анализировать и описывать не только сюжетные рисунки, но и статичные иллюстрации – памятники архитектуры, искусства - по плану: 1- название памятника, 2- время его создания (год, век или период истории), 3 – в память (в честь чего, кого) какого события построен, 4 – кто его построил, 5 – внешний вид. При этом не всегда можно будет ответить на все предложенные пункты, например, часто неизвестны авторы того или иного творения.

  • Для детей целесообразно рекомендовать такие задания: нарисовать сюжет к прочитанному рассказу, подобрать пословицы и поговорки по теме, подготовить сообщение с привлечением дополнительного материала. На уроке желательно использовать школьный атлас Ростовской области. В рабочих тетрадях «Доноведения» представлены задания, на которых дети учатся ориентироваться по карте: определять границы области, находить названия, указывать города и реки родного края и т.п.

  • При подготовке к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание младших школьников возможно при различных видах и формах обучения. На основании учёта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности учащихся учитель может выстраивать обучение в группах. Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:

  • парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;

  • групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);

  • командные игры, когда класс делится на две команды.

Групповая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в целом); высокая степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий промежуток времени; высокая динамика урока, ведущая к активизации мышления учеников; быстрый сбор информации от учеников; достаточная степень контроля за работой учащихся и т.п.

Признаками групповой формы на уроке и вне его являются: деление класса на группы для самостоятельного решения учебных задач; выполнение каждой группой определённого задания (проекта, исследования) либо одинакового, либо дифференцированного. Историческая пропедевтика в отличие от других курсов начальной школы носит описательно-повествовательный характер. Учащиеся не могут непосредственно наблюдать историческое событие (кроме недавних, произошедших на памяти), тем более делать опыты, проводить эксперимент. Но возможны беседы-исследования среди родных, местных жителей об их участии в исторических событиях, быте и традициях семьи, родного края в прошлом. Поиск ответа на поставленные вопросы активизирует умственную деятельность детей, направляет её на отыскивание результата.

На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся под руководством учителя могут собрать данные о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику на прощальном вечере с начальной школой.

  • При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.

  • В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.


  • Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В УМК «Доноведение» представлено описание обычаев и обрядов, уходящих своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону. Такие материалы можно использовать и вне уроков.





Программа рассчитана на 1 час в неделю

33 учебные недели х 1 час в неделю = 33 часа в год.

В 1 – А классе программа будет реализована за 32 часа: 1 выпадает на 23.02.17

1 – Б классе программа будет реализована за 32 часа: 1 час выпадает на 8.03.17

В 1 – В классе программа будет реализована за 30 часов: 3 часа выпадают на праздничные дни – 9.01, 1.05, 8.05.17


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 КЛАСС (33ч)

  1. Введение (1ч)

  2. Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу.

  3. Я и окружающий мир (2ч)

  4. Родной край.

  5. Природа Донского края (26ч)

  6. Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

  7. Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.

  8. Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок.

  9. Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной.

  10. Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.

  11. Человек и природа ( 4ч)

  12. Занятия людей Донского края в разные времена года.

  13. Экскурсии1

  14. В школьный двор, парк, зоопарк; к водоёму, по родному городу (селу):

  15. «Родной город (село)», «Осень», «Зимняя сказка», «Весна», «Лето», «У водоёма»

Требования к уровню подготовки младших школьников

В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся

Получат представления:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;

  • о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;

  • об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;

  • об истории родного края;

узнают об

  • объектах неживой и живой природы Ростовской области;

  • особенностях погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

  • водоёмах Ростовской области и их значение в хозяйстве;

  • полезных ископаемых родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;

  • правилах поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

  • государственной символике Ростовской области, своего района;

  • важнейших событиях в истории родного края;

  • народах, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);

  • родственных связи в семье;

  • правилах поведения в общественных местах и на улице;


смогут:

  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);

  • различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

  • приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);

  • приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);

  • описывать наиболее важные события истории родного края;

  • рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);

  • показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;

  • приводить примеры профессий людейсельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

могут научиться:

1. личностным универсальным учебным действиям,обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

  • объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определятьпоследовательностьсобственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

- оценивать собственные знания и умения;

- доводить дело до конца.

3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

  • находить ипользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;в том числе с помощью компьютерных средств;использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

  • проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий;исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

  • ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края.Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.



Учебно-методический комплект курса «Дончата»


для учащихся

  1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю.Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе– Ростов-на-Дону«ИздательствоБАРО– ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.

  2. Сухаревская Е.Ю., БакреваМ.Н.,ЗыбинаЕ.А.,Ткаченко А.Г. Доноведение:Рабочая тетрадь (1класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

  3. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.Доноведение:Рабочая тетрадь (4класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.


для учителя

  1. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю.Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

  2. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А.,СтепановаТ.Г.ТкаченкоА.Г.Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 2 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.

  3. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

  4. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

  5. Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение»



Тематическое планирование курса «Дончата»


Тема урока

Виды деятельности на уроке

Кол-во

часов

1 - А

1 - Б

1 - В


1

Вводный урок. Мы теперь не просто дети

Вводная беседа о предмете «Дончата». Раскрашивание картинки (с.3)

1

1.09

7.09

5.09

2

Родной край. Времена года.

Беседа о родном крае. Чтение учителем стихотворений (страничка для чтения). Раскрашивание картинки (с.4). Составление рассказа по картинке. Беседа обо всех временах года.

1

8.09

14.09

12.09

3

Осень. Осенние месяцы.

Чтение учителем (с.8) (страничка для чтения). Беседа об осенних месяцах. Разучивание одного стихотворения наизусть. Разгадывание кроссворда (с.7). Раскрашивание картинки (7)

1

15.09

21.09

19.09

4

Экскурсия. Осенние изменения в природе.

Беседа об осенних изменениях в природе края. Сбор природного материала.

1

22.09

28.09

26.09

5

Растения осенью.

Разгадывание загадок о деревьях. Решение проблемы «Почему художник не нарисовал ещё одно дерево».

1

29.09

5.10

3.10

6

Растения осенью

Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев)

1

6.10

12.10

10.10

7

Листья жёлтые летят..

Выставка поделок из плодов деревьев. Рассказы детей. Раскрашивание листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из листьев.

1

13.10

19.10

17.10

8

Занятия людей осенью

Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Чтение учителем (с.4) (страничка для чтения).

1

20.10

26.10

24.10

9

Что растёт на огороде и в саду?

Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?».

1

27.10

9.11

7.11

10

Что растёт на огороде и в саду?

Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?»

1

10.11

16.11

14.11

11

Что растёт в поле?

Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу.

1

17.11

23.11

21.11

12

Жизнь животных осенью.

Чтение учителем (с.21) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?».

1

24.11

30.11

28.11

13

Жизнь животных осенью.

Беседа о перелётных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких)

1

1.12

7.12

5.12

14

Экскурсия. Зимние изменения в природе.

Беседа о зимних изменениях в природе края. Беседа о признаках зимы.

1

8.12

14.12

12.12

15

Зимняя сказка.

Разгадывание кроссворда. Чтение учителем (с.27) (страничка для чтения). Беседа о зимних месяцах. Раскрашивание картинок.

1

15.12

21.12

19.12

16

Жизнь животных зимой.

Чтение учителем (с.30) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок.

1

22.12

11.01

16.01

17

Жизнь животных зимой.

Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа.

1

12.01

18.01

23.01

18

Живой уголок.

Разгадывание кроссворда. Составление рассказа, используя опорные слова из кроссворда.

1

19.01

25.01

30.01

19

Занятия людей зимой.

Чтение учителем (с.34) (страничка для чтения). Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?»

1

26.01

1.02

13.02

20

Занятия людей зимой.

Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке.

1

2.02

15.02

20.02

21

Весна. Весенние месяцы.

Беседа о весенних месяцах. Чтение учителем (с.37) (страничка для чтения). Разгадывание кроссворда. Раскрашивание картинок.

1

16.02

22.02

27.02

22

Экскурсия. Весенние изменения в природе.

Беседа об изменениях в природе края весной.

1

2.03

1.03

6.03

23

Растения весной.

Беседа «Что происходит с растениями весной?» Раскрашивание картинок.

1

9.03

15.03

13.03

24

Жизнь животных весной.

Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?»

1

16.03

29.03

27.03

25

Жизнь животных весной.

Чтение учителем (с.41) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных.

1

30.03

5.04

3.04

26

Занятия людей весной.

Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам.

1

6.04

12.04

10.04

27

Экскурсия. Летние изменения в природе.

Беседа о летних изменениях в природе края. Чтение стихотворений о лете.

1

13.04

19.04

17.04

28

Жизнь животных летом

Беседа «Как изменяется жизнь животных летом?»

1

20.04

26.04

24.04

29

Что растёт на лугу?

Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растениях луга и поля. Раскрашивание картинок.

1

27.04

3.05

15.05

30

Что растёт на лугу?

Учимся рисовать птиц и животных.

1

4.05

10.05

15.05

31

Экскурсия на водоём. Что растёт у водоёма?

Беседа о водоёмах края. Рисование. Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма. Беседа «Как вести себя на водоёме».

1

11.05

17.05

22.05

32

Занятия людей летом. Обобщающий урок.

Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» по картинкам. «Перелистываем страницы» - рассказы детей о сезонных изменениях в природе, деятельности людей.

1

18.05

24.05

22.05




1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!