ТЕМА «ДОЛГ И СОВЕСТЬ»
Способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности
1) мировоззрение 2) совесть
3) долг 4) мораль
Прочитайте текст и выполните задания
Если человек считает, что он свободен, означает ли это, что он может делать всё, что ему угодно?
Свобода выдвигает свои «нельзя», — и не потому, что что-то произвольно запрещено, а потому, что корыстные соображения и побуждения сами по себе не могут принадлежать свободе. Корыстные поступки — вынужденные поступки. Вынужденность ничего не запрещает, но она лишает человека его свободы. Поэтому настоящая, внутренняя свобода человека существует только при отсутствии внешней вынужденности.
Совесть освобождает человека от корыстных (в широком смысле) расчётов, побуждений. Корысть и эгоизм — внешни по отношению к человеку. Совесть и бескорыстие внутри человеческого духа. Поэтому поступок, совершенный человеком по совести, — свободный поступок.
Итак, совесть страж подлинной, внутренней свободы человека. Совесть противостоит давлениям извне. Она защищает человека от внешних воздействий. Конечно, сила совести может быть больше или меньше; случается, она вовсе отсутствует.
Внешние силы, порабощающие человека (экономические, политические, телесные недомогания и пр.), вносят во внутренний мир человека хаос, дисгармонию. Порабощённый внешними силами человек дисгармоничен.
Совесть бескорыстна (побуждает человека к бескорыстному поведению) и, следовательно, сама свободна в самом широком смысле этого понятия. Она основа возможности полной независимости человека (даже в тюрьме, лагере, в карцере, на дыбе и т.д.), его внутренней цельности, сохранения ею индивидуальности, личности. Совесть противостоит всем корыстным, эгоистическим внешним воздействиям, нивелирующим индивидуальность человека, уничтожающим человека как личность, разрушающим ею гармоничность. Всё, что человек делает из расчёта или под влиянием внешних обстоятельств, неизбежно приводит к внутренним конфликтам, к дисгармоничности. Совесть очень таинственна по своей сути. Это не только бескорыстие. В конце концов может быть и бескорыстие зла. Особенно это ясно, если верить в существование злого начала в мире, дьявола (отсюда можно представить себе дьявола как личность).
Почему поступки, совершённые под воздействием совести, не противоречат друг другу, а составляют некую цельность? Не означает ли это, что добро восходит к одной цельной и высокой личности — к Богу?
Наша личная свобода, которая определяется нашей совестью, имеет своё пространство, своё поле действия, которое может быть бо- лес широким и менее широким, более глубоким и менее глубоким. Размеры и глубина действия свободы человека зависят от степени культуры человека и человеческого сообщества. Совесть действует в пределах культуры человека и человеческого сообщества, в пределах традиций народа... Перед людьми большой культуры большой выбор решений и вопросов, широкие творческие возможности, где совесть определяет степень искренности творчества и, следовательно, степень его талантливости, оригинальности и т.д.
Д.С. Лихачёв
3.1. Озаглавьте текст.
3.2. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них? .
3. 3. Как, по мнению автора, связаны между собой совесть и свобода?
3.4. Какими качествами характеризуется совесть, по мнению Д.С. Лихачёва?
ТЕМА «ОБРАЗОВАНИЕ»
Запишите слово, пропущенное в таблице
Сфера культуры | Характеристика |
наука | Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире |
……….. | Целенаправленный процесс обучения и воспитания |
Установите соответствие между понятием и определением: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПОНЯТИЕ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
самообразование | 1) приобретение знаний путём самостоятельных занятий, без помощи преподавателя |
Б) самопознание | 2) претворение в жизнь значимых для человека целей, планов, идей, проектов |
В) самореализация | 3) познание личностью самой себя, своего Я, своих возможностей, качеств |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Составьте кластер на тему «Образование в Российской Федерации»
Проанализируйте высказывание мыслителя, учёного и художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.
«Печальная участь ожидает того, кто наделён талантом, но вместо того, чтобы развивать и совершенствовать свои способности, чрезмерно возносится и предаётся праздности и самолюбованию. Такой человек постепенно утрачивает ясность и остроту ума, становится косным, ленивым и обрастает ржавчиной невежества, разъедающей плоть и душу.»
Как вы понимаете смысл этого высказывания?
Согласны ли вы с этим высказыванием?
Сак оценивает Леонардо да Винчи образование в жизни человека?
ТЕМА «НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
1.Выберите правильный ответ.
Отличительной чертой науки является
1) воздействие на чувства людей
2) обращение к сверхъестественным силам
3) стремление к достижению истины
4) опора на обыденный опыт.
2.К каким областям научного знания относятся изучаемые в школе предметы?
Область научного знания | Школьный предмет |
Гуманитарные науки | |
Естественные науки | |
Технические науки | |
3. Верны ли следующие суждения о науке?
А. Наука использует особый научный язык.
Б. Методами науки являются наблюдение, эксперимент, анализ.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4.Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце. подберите элемент из второго столбца.
Признак | Область духовной жизни |
создание теорий | 1) наука |
Б) создание художественных образов | 2) искусство |
формирование чувства прекрасного | |
Г) проведение эксперимента | |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
ТЕМА «РЕЛИГИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КУЛЬТУР»
Выберите правильный ответ.
Перед охотой все мужчины племени исполнили ритуальный танец и молились богам. Какую сторону жизни общества иллюстрирует этот прим
1) экономическую 2) политическую 3)религиозную
Социальную
2.Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия регулирует поведение людей в обществе.
Б. Религиозные объединения представляют угрозу для жизни обществе
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «свобода совести»? Привлекая знания обществоведческою курса, составьте два предложения, содержащие информацию о свободе совести.
4.Установите соответствие между термином и определением: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
термин | определение |
А) религия | 1) отрицание веры в существование богов, религиозных представлений и культов и утверждение самоценности мира и человека |
Б) секта | 2) обособленная группа верующих, отошедшая от той или иной Церкви или общины |
В) атеизм | 3) обращение верующего к Богу, богам, другим сверхъестественным или ассоциированным с Богом существам; часть богослужения |
Г) молитва | 4) особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включает свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (Церковь, религиозную общину) |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
4.Охарактеризуйте отношения между религиозными организациями и государством в нашей стране. На каких принципах строятся эти отношения?
Какие функции выполняет религия в современном обществе?