На 17.11.16
Алгебра. 7д класс
Системы двух линейных уравнений
с двумя переменными как математические
модели реальных ситуаций
Цель: познакомить учащихся с применением систем линейных уравнений при решении задач. Обеспечить овладение основными алгоритмическими приемами применения систем двух линейных уравнений при решении задач.
На первом уроке:
I. Устная работа.
1. Составьте уравнение, зная что:
а) длина прямоугольника х м, ширина у м, а периметр 24 м;
б) основание равнобедренного треугольника а см, боковая сторона b см, периметр 59 см;
в) туристы 5 ч ехали на автобусе со скоростью х км/ч и 8 ч на поезде со скоростью у км/ч. За эти 13 ч туристы проехали 680 км.
2. Приведите пример уравнения с переменными х и у:
а) имеющего одно решение;
б) не имеющего решений;
в) имеющего бесконечное множество решений;
г) решением которого была бы любая пара чисел.
II. Письменно: № 14.2; 14.4; 14.5.
На втором уроке:
I. Устная работа.
1. Составьте уравнение по следующему условию задачи:
а) В одном магазине было х кг яблок, а в другом у кг. За день продали: первый магазин 12 % имеющихся там яблок, а второй – 15 %, всего было продано 1,5 т яблок;
б) Тетрадь стоит х рублей, блокнот – у рублей. Два блокнота втрое дороже пяти тетрадей.
2. Разложите на множители:
а) x2 – 4y2; б) 8p3 + 1;
в) 16x4 – x6; г) 0,01 – a4;
д) ; е) –144 + p2.
II. Письменно: № 14.9; 14.20.
Ответ: 200; 160.
№ 14.21; 14.22; 14.24.
На третьем уроке:
I. Устная работа.
1. Составьте уравнение по условию задачи:
а) Собственная скорость катера а км/ч, скорость течения реки х км/ч. За 3 ч вверх по реке катер прошел 54 км.
б) В одной коробке х кг печенья, в другой – у кг. Если из одной коробке переложить в другую 3 кг, печенья в коробке станет поровну.
2. Представить в виде многочлена стандартного вида:
а) x (x + 3); б) (3 – a)(a + 3);
в) (x2 + 1)(1 – x2); г) (x + 1)(x2 – x + 1);
д) (1 – 2b)2; е) .
II. Письменно: № 14.27.
Пусть х см/с – скорость точки, движущейся быстрее, а у см/с – скорость второй точки; тогда получим систему уравнений:
Следовательно, скорость первой точки 15 см/с, а второй – 10 см/с.
Ответ: 15 см/с; 10 см/с.
№ 14.11.
Ответ: 4 ц; 5 ц.
№ 14.12.
На четвертом уроке:
I. Устная работа.
1. Опишите с помощью системы уравнений следующую ситуацию:
а) Разность двух чисел равна 12. Одно из них больше другого в 4 раза;
б) В классе 36 учеников. Девочек на 3 меньше, чем мальчиков;
в) 4 боксера тяжелого веса и 5 боксеров легкого веса вместе весят 730 кг. Спортсмен тяжелого веса весит на 70 кг больше спортсмена легкого веса.
2. Придумайте ситуацию, которая описывается следующей системой уравнений:
а) б)
II. Письменно: № 14.29; 14.17; 14.30; 14.31.
Если позволит время, можно порешать задачи № 14.32–14.38.
III. Задание на дом: § 14.
Урок 1: 14.1; 14.3; 14.7.
Урок 2: № 14.8; 14.19; 14.23.
Урок 3: № 14.6; 14.10; 14.33.
Урок 4: № 14.16; 14.18.