СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад (выступление на ГМО учителей технологии)

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад (выступление на ГМО учителей технологии)»








Вступление на ГМО учителей технологии

Тема: «Формирование метапредметных результатов технологического образования в проектной деятельности.»














Подготовила: Гуляева Ирина Николаевна

учитель 1 кв. категории

МОАУ «СОШ №6»
















В основу стандартов нового поколения положен системно-деятельностный подход, основная задача которого – развитие личности школьника на основе учебной деятельности. При этом на первый план выходит формирование универсальных учебных действий и получение трёх уровней результатов освоения основной образовательной программы: личностных, предметных, метапредметных. Достижение поставленных задач требует внедрения современных образовательных технологий и принципов организации учебного процесса. Каким должен быть урок, отвечающий требованиям нового стандарта? С помощью, каких технологий, приёмов и методов мы сможем обеспечить получение учеником всех трёх результатов?

Современный подход к решению образовательных задач на уроках технологии заключается в том, что в процессе активной (т.е. самостоятельной) познавательной деятельности ученики овладевают основами трудовой деятельности, знакомятся с технологиями, операциями, приемами преобразования различных материалов, приобретают опыт творческой деятельности.

Проектная деятельность в образовательной области «Технология» рассматривается как исключительное по своей эффективности средство развития у учащихся способностей и является обязательной учебной деятельностью на уроках технологии. Я не буду долго останавливаться на самом методе. Он не нов, и большинство учителей активно применяют его на своих уроках. Я расскажу о своем опыте работы.

В начале учебного года в кабинете на стенде я вывешиваю списки тем примерных проектов для каждого класса. Учащиеся кроме предложенных тем могут выбирать свои. Так, когда в кабинете появилось несколько новых швейных машин, одна из учениц поинтересовалась: «А какая машина из них лучше?» Я ответила: «Проверь сама». Так появился исследовательский проект «Возможности современной бытовой швейной машины». Выполняя его, ученица изучила историю создания швейных машин, инструкции к машинам, выполнила на них образцы различных строчек, оформила работу «Виды машинных строчек», которая и сейчас служит наглядным материалом на уроке. Ученицы для исследовательских проектов выбирают те темы, которые им интересны: «Школьная форма», «История русского костюма», «Народные обычаи и традиции», «Что ели наши предки», «Овощи-лекари» и т.д.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени, и предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных предметных областей.

Самостоятельность и активность не возникает сама собой, а создается творческим трудом учителя и учащихся. Поэтому любая педагогическая технология, метод или приём могут помочь активизировать деятельность учащихся. Необходимо только грамотно отобрать те из них, которые именно в этом классе, в этот период обучения принесут наибольшую пользу.

Результаты выполненных проектов, должны быть «осязаемыми». Так для учащихся 5 классов я предложила проект «Игольницы бывают разные», где ученицы изготовили игольницы доступными для них способами и имели возможность сравнить свою работу с другими. А учащиеся 7 классов выполнили коллективный проект, изготовив макеты «Комната школьника».

Метод проектов позволяет перейти от формального обучения школьников умениям и навыкам без определения цели выполняемой работы и ее значимости для учащегося, его семьи, школы, общества к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения. Это такие проекты как: «Подарок своими руками», «Приготовления завтрака для всей семьи», «Свой дом украшу я сама», «Подарок любимой маме». В год экологии многие учащиеся выбрали темы «Из отходов в доходы», «Новая жизнь старых вещей», «Из ненужного - нужное», «Панно из пуговиц».

Проект на уроках технологии – это самостоятельная творческая работа ученика от идеи до её воплощения под руководством учителя. Учащиеся, начиная с 5 по 8 класс, выполняют творческие проекты по различным разделам предмета, тематика которых постоянно меняется и усложняется. Но так как в группе от 10-13 учениц, то одновременно проконсультировать и проверить все проекты невозможно физически. В связи с этим у каждого класса есть свой график выполнения и сдачи проекта.

Выполнение проекта складывается из трех этапов: разработка проекта, практическая реализация, защита проекта.

Наиболее трудоемким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. В процессе поиска необходимой информации ученики изучают разнообразную литературу, пользуются Интернет, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся техническая документация (рисунки, эскизы, чертежи), подбираются необходимые материалы и инструменты. В кабинете есть целый «Банк идей» (это папки с различными образцами работ, литературой, схемами т.д.), которыми могут пользоваться учащиеся при выборе проекта.

Второй этап работы – материализация проектного замысла с внесением необходимых корректировок.

Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Такая защита стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, позволяет знакомить класс с работой всех, делать учащимся определенные выводы по своей работе, в сравнении с другими, включая самооценку, но и помогает им отстаивать свои творческие идеи.

Каждый проект, в своей основе, имеет проблему, связанную с потребностями человека. "Жизненная" проблема ученика может иметь широкий диапазон: от банальной бытовой проблемы: "Что самому приготовить на завтрак?", статусной – "Что я могу такое сделать, чтобы выделиться в классе?", до вполне взрослой – осознанного участия в конкурсах.

Проектная деятельность является привлекательной для учащихся и продолжается и во внеурочной деятельности, в кружковой работе созданием таких проектов как: «Рукотворные тряпичные куклы», «Рождественский вертеп», «Календарные народные куклы» и т.д.

В современных условиях невозможно обучить человека на всю жизнь. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания. Необходимо вырабатывать у школьников самостоятельность мышления и понимание объективной необходимости учиться и всесторонне совершенствоваться на протяжении всей жизни. Так как образованный человек знает, где найти то, чего он не знает.

Зачем школьнику нужен проект?

Для решения своих "жизненных" проблем.

Опыт оформления документации поможет создавать качественные рефераты по любому предмету.

Работая в коллективе, разовьет в себе коммуникативные компетенции.

Умение искать, анализировать, синтезировать, преобразовывать информацию понадобиться ему ежедневно.

Умение излагать свои мысли, быть доказательным, презентовать себя позволит найти свою нишу в профессиональной деятельности.

Зачем учителю нужен проект?

Уча других, мы также учимся и сами. Все, что дает этот метод ученику, даст и учителю. Грамотно оформленная документация, навык написания статьи, создание собственного Портфолио, участие в экспериментальной работе.

Участие в проектной деятельности позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения. Уроки технологии в школе, это уроки созидания, развития, творчества, поиска, наработки идей, которые поведут в осмысленную профессиональную деятельность.

Внедрение метода проектов в учебный процесс позволяет:

- повысить познавательную активность учащихся;

- поднять имидж учащихся (изготовления проектного изделия самостоятельно - от идеи до воплощения в реальность), учителя (обучение) школьников передовой технологии);

- включить в процесс обучения их родных и близких (обсуждение проекта в домашней обстановке, помощь родителей в поиске материалов и инструментов)

- усилить полезность обучения (товар или услуга создается для дома, школы и т. д.);

- активно формировать у учащихся лучшие гражданские качества (трудолюбие, целеустремленность, ответственность, экономичность, стремление к созиданию

В новом образовательном стандарте метапредметные результаты характеризуются как способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов.

В ходе проектной деятельности у обучающихся развиваются все три типа  УУД, целенаправленно ведущих к достижению метапредметных результатов.

        Так, формирование метапредметных регулятивных УУД происходит на начальном этапе работы над проектом, когда обучающиеся: определяют цель и задачи проекта, обдумывают и составляют план работы, поэтапно реализуют этот план, анализируя возникающие затруднения и находя способы преодоления трудностей, представляют конечный результат и умеют его оценить.                 

                Познавательные УУД развиваются в процессе работы с информацией, что находит свое выражение в обдумывании какого рода информация необходима, выборе источника информации (интернет, справочник, словарь, ЭОР и др.), анализе, сравнении и отборе информации из разных источников, способе и форме преобразования информации для реализации проекта.

                Метапредметные коммуникативные УУД формируются при осуществлении совместной проектной деятельности, а также при публичной защите проекта.

                Что же касается личностных результатов, они проявляются при выражении желания и готовности выполнить проект самостоятельно, в группе или в паре (что говорит о высоком уровне мотивации), в выборе темы проекта, в отражении личной позиции, следовании нравственно-этическим и социальным нормам.      

   Таким образом, можно сделать вывод, что проектная технология является эффективным педагогическим инструментом для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что и требует ФГОС.

 

Я думаю, все вы внимательно изучили новую программу и обратили внимание. Что одним из разделов модуля «Производство и технологии» в 5-6 классах является раздел «Основы проектной деятельности». В 7-9 классах в модуле «Обработка материалов и пищевых продуктов» есть раздел «Моделирование как основа познания и практической деятельности». А также в вариативном модуле «Робототехника» 5-9 классов есть раздел «Робототехнические проекты». В модуле «Компьютерная графика» 8-9 классов – раздел «Разработка проекта инженерного объекта». Так что и в новых ФГОС проектная деятельность никуда не делась.

Кроме этого у девятиклассников школ допуском к итоговой аттестации является выполнение и защита проектов по любому учебному предмету. Там немного меняется оформление содержания, а алгоритм выполнения проекта остается неизменным. Кроме этого у нас в школе третий год в 10-11 классах ведется предмет « Индивидуальный учебный проект». К концу 11 класса учащиеся защищают выполненный ими проект, оценка за который идет в аттестат. И наша работа на уроках технологии в средней школе дает свои плоды, так как учащиеся уже многое умеют и знают.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!