СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад " Воспитание экологической культуры у учащихся с ОВЗ в условиях школы – интерната. Из опыта работы воспитателя"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе представлен опыт работы воспитателя по экологическому воспитатнию детей с ОВЗ.Здесь показана практическая работа педагога по данной теме. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад " Воспитание экологической культуры у учащихся с ОВЗ в условиях школы – интерната. Из опыта работы воспитателя"»

Воспитание экологической культуры у учащихся с ОВЗ в условиях школы – интерната. Из опыта работы воспитателя

Приоритетная цель современного образования – личностное развитие ребенка. Полноценное становление личности невозможно без воспитания экологической культуры школьников. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры.

Актуальность

В настоящее время одной из важнейших проблем охраны окружающей природной среды является экологическое воспитание подрастающего поколения. На наших улицах не редкость сломанные деревья, сорванные цветы с клумб и даже покалеченные животные. А уж если поехать в лес или к озеру… Кучи мусора после отдыха, казалось бы, добропорядочных граждан – привычное дело. 

Лесные пожары, загрязненные реки и многое другое. Что это? Смутные времена? Нехватка контроля? А может быть, все-таки недостаток воспитания, в том числе и экологического.

Любовь к природе и живым существам, понимание ее ценности и важности, заложенные до автоматизма правила поведения на лоне природы и многое другое – это результат правильного и последовательного экологического воспитания, начинать которое никогда не может быть рано. 

С самого детства ребенок должен знать, что цветы и деревья – живые существа, что они чувствуют боль, а животных нужно только защищать, а не обижать. Каким бы маленьким ни был ребенок, потянуть кота за хвост, сорвать просто так цветок на клумбе и многое другое для него должно быть просто недопустимо. И пресекать подобные действия должны родители и педагоги.

Экологическая культура

Экологическая культура приобретает все большую значимость в современном мире, т. к. это одна из важнейших проблем общества, определяющая саму возможность его дальнейшего существования. Поэтому данная проблема в наши дни становится наиболее актуальной.       
«Экологическая культура» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Формирование экологической культуры предполагает экологическое образование и экологическое воспитание. И начинать обучение необходимо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережно относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране в целом.
В нашей школе- интернате большое внимание уделяется  формированию у школьников  активной экологической позиции, развитию экологических знаний.

Цель: развитие личности, неравнодушной к экологическим проблемам родного края и практически решающей посильные задачи охраны окружающей среды.

Задачи:

Формирование у школьников бережного отношения к природной среде.

Развитие деятельности по охране и улучшению окружающей среды; 

Формирование осознанного соблюдения правил поведения в природе; 

Овладение умениями изучать и оценивать состояние окружающей среды; 

Воспитание потребности общения с природой; 

Формирование у младших школьников бережного отношения к природной среде.

Развитие деятельности по охране и улучшению окружающей среды; 

Формирование осознанного соблюдения правил поведения в природе; 

Овладение умениями изучать и оценивать состояние окружающей среды; 

Воспитание потребности общения с природой; 


Экологическое воспитание реализуется – на уроках предметно-практического обучения, ознакомления с окружающим миром, а также во внеурочной деятельности. 

Формы работы:
Классные часы. Экологические акции. Викторины. Воспитательские занятия.

Цель:

Формировать гражданскую позицию «Земля наш- дом». А дом всегда нужно беречь и защищать.

Формировать представления об экологии её роли в жизни людей.

Экологические мероприятия нашего класса

День древонасаждения

Экологические походы

Экологическая акция « Живи родник»

Участие во всероссийских экопроектах, проведение экоуроков «Вода в нашей жизни», « Уроки чистой воды». Из ненужных вещей сделай нужные.

Акция « Сохрани дерево» - сбор макулатуры;

участие в городской акции « Нашим рекам чистые берега»

Поделки из природного материала

Рисунки

Участие во всероссийских экологических викторинах «Вода в природе»,

На занятиях по внеклассному чтению знакомимся с произведениями русских писателей о природе, животных. Проводим энциклопедические часы на которых знакомимся с самыми , самыми: птицами, животными, растениями. Знакомимся с книгой рекордов Гиннеса.

Украшение школьного двора

Большую роль в экологическом образовании школьников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Наши ребята имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. А экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, потому что, процесс обучения будет непродуктивным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов. Всё это не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям. На сегодняшний день социально-экологическая ситуация выдвигает перед педагогами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. В любом городе есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, птицы, насекомые, камни. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности. Участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного отношения к природе. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, которые необходимы им в семейном воспитании.

В современном мире экологические проблемы приобрели самое главное значение. Первоочередной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего разнообразия живых существ, сбережения совокупности нашей Планеты. Главное значение придается экологическому образованию подрастающего поколения. Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателей детского сада: от их экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, в умении создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться самому этими проблемами. Можно сказать о том, что при формировании экологической культуры дошкольников используется большое разнообразие средств и методов экологического образования. Но следует отметить и тот факт, что ряд методов будет наиболее эффективным, если их использование будет осуществляться в неразрывной связи с развивающей экологической средой, которая в свою очередь является основой для их использования. Хорошей опорой в этом являются программы экологической направленности, которые открывают большое количество возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников. 5 января Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны. На федеральном и муниципальных уровнях разработана система мероприятий, посвященных заботе о природе и окружающем нас мире. Именно с 2017 года в нашей стране стали много внимания уделять проблемам экологии. Ученые и власть давно обеспокоены экологической ситуацией в стране, которая ухудшается с каждым годом. Почему всё это происходит? Причина – деятельность человека в природе, часто безграмотная, неэкономная, ведущая к нарушению экологического баланса. Российская Федерация является одним из самых загрязненных в мире государств. Аварийные ситуации на производствах перестали быть редкостью, атмосфера всё больше наполняется с каждым днем концентрацией вредных газов, поэтому крупные города стали находиться в опаснейшем положении. Причиной загрязнения воды и почвы становятся производственные выбросы, которые негативно отражаются на сельском хозяйстве. Быстрая вырубка лесов, проблема утилизации бытовых отходов актуализируют реализацию плана мероприятий в ГКОУ РО Пролетарской школе - интернате. Воспитателям важно донести учащимся проблему защиты окружающей среды, борьбы за природу. Каждый из тех, кто наносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль школ в экологическом воспитании детей, и эту работу надо начинать именно с младшего школьного возраста. Именно с этого возраста важно воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребёнка в природе, но и его активное участие в её сохранении и сбережении. Разностороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неисчерпаемый источник духовного обогащения. Природа оставляет глубокий след в душе каждого учащегося, воздействуя на его чувства своей яркостью и многообразием. Ребёнку кажется, что именно он первооткрыватель, что именно он первым услышал стрекотание кузнечика, именно он первым увидел, что снег – это очень большое количество красивых снежинок. школьники с интересом смотрят на окружающий мир, но иногда не видят и не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними и который учит замечать главное, то ученики захотят узнать ещё больше.

Несмотря на то, что большинство всероссийских мероприятий рассчитаны на студентов, работников заповедных зон и экологов, школьники также должны знать о движении страны, ориентированном на защиту природы. Человек связан с природой. Многочисленные творческие конкурсы, акции обратят внимание детей и взрослых на природу, а также на разные проблемы, связанные с ее чистотой и экологией. Большую часть времени дети проводят в школе, нашем втором доме, и хотят видеть ее красивой и уютной. Каждый человек может и должен внести свою частичку труда в творческое преобразование (украшение) своей территории. Участие в практической деятельности поможет освоить не только определенные навыки работы по украшению участка организацией посадок, но и вызовет интерес и любопытство к нашей работе всех учащихся и их родителей.

Храм природы

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм,

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Александр Кардаков



Интернет ресурсы:

https://moluch.ru/archive/181/46598/

Васильева Е. В., Крайнова М. В., Муканова А. В. Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ // Молодой ученый. — 2017. — №47.1. — С. 25-32. — URL https://moluch.ru/archive/181/46598/ (дата обращения: 04.11.2019).

















ГКОУ РО «Пролетарская специальная школа - интернат»









Доклад





« Воспитание экологической культуры у учащихся с ОВЗ в условиях школы – интерната. Из опыта работы»

Форум: МО воспитателей

Автор: воспитатель 5 класса Куцева Л.В.













05.11.2019 год

г. Пролетарск


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!