Конференция для родителей «Воспитание миролюбия в семье»
Тема выступления: «Воспитание доброты и гуманности через общение с домашними животными»
Литау Лариса Ивановна
Педагог дополнительного образования
Заместитель директора по УВР
МОУДО «ДЭБЦ»
Какими вырастут наши дети – зависит от нас. Дети нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а, наоборот уважаемые родители, помогали бы сохранить доброту на всю жизнь.
Человек изначально, с момента своего рождения, помещён в мир культуры.
Эмпатия – способность поставить себя на место другого человека или животного, способность к сопереживанию.
В современной науке проблема формирования эмпатии: сочувствие, сопереживание, симпатии у детей, сегодня наиболее актуальна, так как наши дети растут и развиваются, к сожалению, иногда в озлобленной обстановке, где не является приоритетным помочь кому-то, а лишь только выжить неважно какими путями.
Поэтому, вырастить и воспитать гармонично развитого человека, способного чувствовать, сопереживать, понимать — желание и стремление многих родителей. На достижение этой цели так же направлены и усилия педагогов нашего Центра.
Этика отношения к людям и этика отношения к животным - биоэтика - имеют одну и ту же психическую основу - способность сопереживания. Поэтому воспитание у детей доброго отношения к животным формирует у них такие социально важные качества, как отзывчивость, доброта.
Именно через животных, а точнее общение с животными в нашем Центре педагоги учат детей доброте и гуманности, милосердию и любви. На примере животных дети учатся как нужно и в домашней атмосфере своим близким и родным помогать друг другу, уважать друг друга, дарить тепло и заботу. Наш Центр посещают обучающиеся с 5 до 18 лет.
В эколого – биологическом Центре где проходят занятия для детей, царит особая атмосфера спокойствия: Например, выставочный зал «Аквариум» мы называем залом «Рыботерапии» такое название оно приобрело от того что побывав в этом зале человек успокаивается, может собраться с мыслями.
В выставочном зале «Террариум» и «Птичник» детям предоставляется уникальная возможность пообщаться с животными, которых можно взять на руки: это кролики, морские свинки, шиншиллы.
Взяв на руки животное у детей сразу возникает столько эмоций, непередаваемое чувство восхищения и умиления! Это мы называем «Зоотерапией», контакт и непосредственное общение с животным миром.
Не мало важна роль бесед о бережном обращении к животным и ко всему что и кто окружает на занятиях по нашим образовательным программам таким как: «Ребятам о зверятах», «Царство Нептуна», «Юный натуралист», «Природа – наш дом», «Человек и природа» и т.д.
Разумеется, одних знаний о животных недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к ним – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность, то есть создать условия для общения с живым существом; учить наблюдать за поведением питомца, кормить, заботиться, получая от этого удовольствие. Общение ребенка с живыми объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т. е. положительную мотивацию на отношение ко всему и в том числе, что очень важно на атмосферу и отношения в семье.
Общение с живым существом (черепахой, котёнком, щенком) – ещё одна важная деятельность в процессе воспитания в семье, которая способна пробуждать в детях душевность, бескорыстие, доброту и гуманность. Эта деятельность важна ещё и потому, что правильные формы общения с животными дети обязательно перенесут в семью.
Как показывает практика, дети упорно делят животных на «полезных» и «бесполезных». Мы не устаем напоминать нашим детям, что в природе нет ничего лишнего, каждый имеет свое место и важное значение будь то растение или животное. Так же и в жизни людей каждый имеет особое важное значение, а значит любим, нужен и дорог.
Домашние животные - большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство долга. Мы отвечаем за живое – и за животное и за растение - перед природой, перед обществом, перед собственной совестью.
Общение с животными даёт возможность почувствовать, что ребёнок важен, значим. Контакт с животными вызывает положительные эмоции.
Даже простое зрительное созерцание живых существ полезно, так как оно расслабляет, умиротворяет и даёт массу эстетических переживаний для ребенка.
Наблюдения за поведением животного расширяют репертуар эмоций: радость, доброжелательность, грусть, обида, злость становятся понятны и узнаваемы.
Находясь рядом с питомцем у ребенка формируются: милосердие, доброта, способность к состраданию. Ребёнок выступает в роли лица, совершающего акт милосердия, когда он получает удовлетворение оттого, что кому-то реально помог. Для него таким слабым, нуждающимся в его добром поступке, может быть только животное. Ребёнок смотрит на мир глазами другого существа, и ему гораздо легче, сопереживать. Известно, что дети более отзывчивы в отношении к животным, более обострённо переживают то, что происходит с ними. Следовательно, отношение детей к питомцам - это та область деятельности ребёнка, где можно наиболее успешно осуществлять миролюбие.
Милосердие, доброта, отзывчивость - это черты характера, которые являются базовой характеристикой личности и неотъемлемы от неё. Если ребенок научился переживать за живое существо - пусть это будет животное - он также сочувственно отнесётся к чужой боли, если будет страдать человек.
Уважаемые родители вам необходимо показывать своим детям красоту и разнообразие животного мира, проводить параллели между миром животных и миром людей. Доводите ваших детей к пониманию главного: животные и люди одинаково способны испытывать радость и страдания. Помогите детям научиться связывать радости и горести домашних животных с поведением и отношением человека.
Доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. Обучайте детей доброте через сопереживание ко всему живому. Быть милосердным - значит, уметь сопереживать, уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо и осторожно, как мы учим делать детей первые шаги.
.