СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Воспитание чувства патриотизма на уроках родной (русской ) литературы в 9 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы по программе  «Родная литература»  под редакцией Н. В. Беляевой, М. А. Аристовой, Ж.Н. Критаровой 2020г

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Воспитание чувства патриотизма на уроках родной (русской ) литературы в 9 классе»



Воспитание чувства патриотизма на уроках родной литературы в 9 классе

Проблема патриотического воспитания в нашем государстве всегда была актуальной. Это обусловлено самой историей России. Процесс развития страны сопровождался непрерывной борьбой с другими государствами за свои национальные интересы. Патриотическое воспитание подрастающего поколения было главной общественной потребностью, одним из условий сохранения государства. Способом воспитания патриотических чувств у молодёжи были былины, сказания о подвигах русских воинов, богатырей, наставления князей своим сыновьям, рассказы о героях, отдавших жизнь за Родину. Дети и молодёжь стремились наравне со взрослыми внести свой вклад в развитие и процветание своей страны, в любой момент встать на защиту родных рубежей.

Экономические преобразования, наметившиеся в нашей стране в начале девяностых годов обусловили изменения в социокультурной жизни, повлекли переоценку ценностей в сознании подрастающего поколения. Началась деидеологизация общества. Стала проявляться гиперболизация идеи удовлетворения запросов и интересов личности в противовес воспитанию в ней коллективистских качеств, в том числе и патриотических чувств.

Эта ситуация в большей степени огорчала учителей-филологов, особенно остро чувствующих свою ответственность за духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. На уроках русского языка и литературы постоянно ведётся работа в этом направлении, но благодаря введению нового предмета «Родная литература» возможностей решения проблемы стало больше.

Одним из главных результатов освоения программы по предмету «Родная литература», по замыслу авторов, должно стать осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.







Программу курса «Родная литература» 9 класса открывает раздел «Россия – Родина моя». Первая тема «Отечественная война 1812 года в творчестве В.Жуковского». Имя Жуковского у большинства выпускников школ, освоивших программу по литературе, ассоциируется с романтическими балладами. Благодаря курсу родной литературы современные девятиклассники имеют возможность познакомиться с произведением «Певец во стане русских воинов». Написано стихотворение накануне сражения при Тарутине, в штабе Кутузова. Сюжет стихотворения – не описание военных действий, а монолог поэта-патриота. Это обращение к тем, кто прославил Россию на полях сражений (Дмитрий Донской, Петр I, Суворов) и в этом для Жуковского нерасторжимая связь прошлого с настоящим, с нынешним поколением и новыми героями (Кутузовым, Ермоловым, Раевским, Милорадовичем) и с теми, кто уже сложил голову в этой войне. Но это слова уже поэта-воина:

За гибель – гибель, брань за брань,

И казнь тебе, губитель…
Мы села – в пепел; грады – в прах;
В мечи – серпы и плуги.


Читая страницы учебного пособия «Родная литература» учащиеся заново открывают для себя Пушкина. Идея стихотворения «Бородинская годовщина» не потеряла своей актуальности. Оно даёт ответы на многие вопросы современности.

Россию не пригласили в Польшу, где отмечалось 80 лет со дня начала Второй мировой войны, в то время как именно наша страна, освободив Европу от нацистского ига, понесла в ней самые большие потери . Историю пытаются переписать, унизить нашу страну и лишить ее великой Победы. И так Запад поступает уже не в первый раз.

Почти 200 лет назад Александр Сергеевич Пушкин дал решительный отпор клевете недругов в адрес России после ее победы над Наполеоном. Тогда русская армия, изгнав вторгшуюся на российские просторы наполеоновскую армаду, в которой, кстати, воевало множество наемников из других стран, включая поляков, освободила Европу от его владычества. Но прошло немного лет, и Европа, словно забыв про это, стала обвинять нашу страну во всех грехах и грозить новым вторжением. На что Пушкин и откликнул

своими стихами. И оказалось, что они, написанные много лет назад, самым удивительным образом актуальны и сегодня.

«Бородинская годовщина» создана в 1831 году как ответ на подавление мятежа в Польше.

После трёх разделов Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией, Польша прекратила существование как государство. В 1815 году (спустя 20 лет после ликвидации Речи Посполитой) после окончательной победы над Наполеоном, Венский конгресс решил восстановить Польшу, но исключительно в границах Российской Империи и под покровительством Александра I. Фактически это было полноценное государство, которое в основном формально только подчинялось Москве.

Польское восстание 1830-1831 годов было попыткой польской шляхты создать государство, независимое от Российской Империи. 26 августа 1831 года русская армия штурмом захватила Варшаву, одержав победу. В результате очень либеральная и демократическая Польская Конституция 1815 года была отменена Николаем I. Польша становилась одной из губерний России, без особых привилегий. Дата подавления восстания совпала с Бородинской годовщиной

Кичась, они забыли ныне;
Забыли русской штык и снег,
Погребший славу их в пустыне.
Знакомый пир их манит вновь —
Хмельна для них славянов кровь;
Но тяжко будет им похмелье;
Но долог будет сон гостей
На тесном, хладном новоселье,
Под злаком северных полей!


После подавления мятежа окрепли русофобские настроения. Европа позабыла, чем закончился поход Наполеона на Россию. Пушкин предупреждает: после пира придут тяжкое похмелье и смерть, метафорически отождествленная с долгим сном на холодных «северных полях».

Поэт, обращаясь к противникам России, перечисляет все беды и несчастья, которые претерпела наша страна в прошлом, и заявляет, что она не только не ослабла, но сохранила былую силу, мощь и величие.

Польша вступила в НАТО, предпочтя объединиться с теми, кто вынашивает агрессивные замыслы в отношении России. 

В разделе «Русский характер - русская душа» стоит обратить особое внимание на творчество Николая Майорова, погибшего в 1942 году.

Современная молодёжь в большей степени представляет советское прошлое как тоталитарное общество, стихотворение «Мы» расширяет диапазон познания о поколении победителей в Великой Отечественной войне. Стихотворение «Мы» стало поэтическим кредо наших соотечественников, родившихся, как и сам автор в 20 годах, самоотверженно трудившихся на благо Родины, создавая заводы и фабрики, строя дома, именно это поколение обеспечило обороноспособность страны в годы войны и остановило фашистскую машину.

Есть в голосе моём звучание металла.

Я в жизнь вошёл тяжёлым и прямым.

Не всё умрёт. Не всё войдёт в каталог.

Но только пусть под именем моим

Потомок различит в архивном хламе

Кусок горячей, верной нам земли,

Где мы прошли с обугленными ртами

И мужество, как знамя, пронесли.


О беззаветной любви к Родине этого поколения мы узнаём из стихотворения другого поэта-фронтовика М.Кульчицкого, который как Н.Майоров родился в 1919 году и погиб в 1943.


Война — совсем не фейерверк,
а просто — трудная работа,
когда, черна от пота, вверх
скользит по пахоте пехота.
Марш!
И глина в чавкающем топоте
до мозга костей промерзших ног
наворачивается на чeботы
весом хлеба в месячный паек.
На бойцах и пуговицы вроде
чешуи тяжелых орденов.
Не до ордена.
Была бы Родина
с ежедневными Бородино.

Солдатский труд тяжёл, «черна от пота», идущая по пахоте пехота. Двигаться в плохой обуви по скользкой земле нелегко. Грязь на подошвах такая, что бойцы  с трудом передвигают озябшие ноги. Но пехотинцы не останавливаются, честно выполняют свой солдатский  долг, не думая о наградах. Не до орденов сейчас, когда страна в опасности. Важно одно: «была бы Родина с ежедневными Бородино». Когда читаешь это стихотворение, понимаешь: невозможно сломить народ, гордящийся славой своих предков и берущий с них пример. Жаль, что дорого приходится платить за победу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!