СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Внедрение Госстандартов в учебно-воспитательный процесс через изучение народных традиций средствами художественных ремесел на уроках трудового обучения»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди основных целей  образования можно выделить :

  • формирование у обучающихся ценностей национальной и

общечеловеческой культуры, мировоззренческих позиций, гражданской ответственности и правового самосознания;

  • развитие индивидуальности и творческих способностей с учетом

профессиональных намерений, интересов и образовательных запросов обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Внедрение Госстандартов в учебно-воспитательный процесс через изучение народных традиций средствами художественных ремесел на уроках трудового обучения»»

Донецкая общеобразовательная школа I-III cтупеней № 101

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ







Доклад

Тема: «Внедрение Госстандартов

в учебно-воспитательный процесс

через изучение народных традиций

средствами художественных ремесел

на уроках трудового обучения»


Подготовила

Учитель трудового обучения

ДОШ I-III ст.№ 101

Павленко Л.П.










2016

Тема: Внедрение Госстандартов в учебно-воспитательный процесс через изучение народных традиций средствами художественных ремесел на уроках трудового обучения.


  1. Закон ДНР “Об образовании”

Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Донецкой Народной Республики, Законом об образовании , а также другими законами, иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

13 июля 2015 года в Донецкой Народной Республике вступил в силу Закон “Об образовании”, принятый  Народным Советом Донецкой Народной Республики.
Согласно 2 статьи Закона,

Государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностно-смысловых установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях физического, интеллектуального, личностного, духовно-нравственного, творческого, социального и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Изучив статью 3 Закона об образовании, среди основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования можно выделить следующие:

  • обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

  • гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

  • единство образовательного пространства на территории Донецкой

Народной Республики, защита и развитие этнокультурных особенностей и

традиций народа Донецкой Народной Республики;

  • связь с мировой и национальной историей, культурой, традициями.






  1. Государственный образовательный стандарт на 2015-2017 гг.

Одни из основных ключевых понятий, которыми оперирует Государственный образовательный стандарт, употребляются в таком значении:

  • компетентность – качественная характеристика реализации

человеком сформированных в образовательном процессе знаний,

обобщенных способов деятельности, познавательных и практических

умений, компетенций, отражающих способность (готовность) человека

активно и творчески применять полученное образование для решения

личностно и социально значимых образовательных практических задач, эффективного достижения жизненных целей; приобретенная в процессе обучения интегрированная способность обучающегося, состоящая из знаний, умений, опыта, ценностей и отношения, которые могут целостно реализовываться на практике;

  • общекультурная компетентность – способность учащегося

анализировать и оценивать достижения национальной и мировой культуры, ориентироваться в культурном и духовном контексте современного общества, применять методы самовоспитания, ориентированные на общечеловеческие ценности;

Среди основных целей образования можно выделить :

  • формирование у обучающихся ценностей национальной и

общечеловеческой культуры, мировоззренческих позиций, гражданской ответственности и правового самосознания;

  • развитие индивидуальности и творческих способностей с учетом

профессиональных намерений, интересов и образовательных запросов обучающихся.

Общие требования к уровню подготовки выпускников

образовательных организаций обусловлены приоритетами социально-экономического и культурного развития республики, целями, задачами и содержанием среднего общего образования.

Они включают в себя базовые ценности национальной и общечеловеческой культуры, общеучебные умения и навыки, способы деятельности.

К ним относятся:

  • ориентация на национальные и общечеловеческие ценности, владение базовыми нормами культуры, готовность сохранять и приумножать историко-культурное наследие своего народа, способность к межкультурному взаимодействию, уважение к культуре, обычаям и традициям других народов;

  • готовность к осознанному профессиональному выбору и продолжению образования, непрерывному обновлению знаний в течение всей жизни, способность к созидательному труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой, самостоятельному планированию своего жизненного пути;

  • способность к творческой деятельности, генерированию идей,

неординарности действий, использованию приобретенных знаний и опыта в новых условиях.

3. Согласно Госстандартам, предметные результаты изучения дисциплины «Трудовое обучение (технология)» должны отражать:

1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития

общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной

деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

3) овладение средствами и формами графического отображения

объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

5) развитие умений применять технологии представления,

преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

6) формирование представлений о мире профессий, связанных с

изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;

7) профильную подготовку обучающихся с особенностями

психофизического развития по видам труда, соответствующим их

возрастным интересам и возможностям; продолжение обучения в системе профессионально-технического образования.


4. Главной целью трудовой подготовки является формирование технологически образованной личности, подготовленной к самостоятельной жизни и активной преобразовательной деятельности в условиях современного высокотехнологического, информационного общества для реализации творческого потенциала учащихся. Содержание предмета имеет четко выраженную прикладную направленность и реализуется преимущественно путем применения практических методов и форм организации занятий.

Задачами трудового обучения являются:

1. формирование целостного представления о материальном производстве, роль техники, проектировании и технологий в развитии общества;

2. приобретение учащимися опыта производства технологической деятельности, партнерского взаимодействия и ценностных отношений к трудовым традициям;

3. формирование технологических умений и навыков учащихся;

4. ознакомление учащихся с производственной средой, традиционными, современными и перспективными технологиями обработки материалов, декоративно-прикладным искусством;

5. формирование способности развивать достояние родной культуры с использованием средств декоративно-прикладного искусства;

6. содействие осознанию учащимися значимости роли технологий как практического воплощения научных знаний;

7. реализация способностей и интересов учащихся в сфере проектно-технологической деятельности и технического творчества;

8. приобщение учащихся к достижениям родной культуры через практическое изучение традиционных ремесел и различных видов декоративно - прикладного искусства;

9. создание условий для самореализации и профессионального самоопределения каждого ученика;

10. овладение умениями оценивать собственные результаты предметно-преобразовательной деятельности и уровня сформированности ключевых и предметных компетенций.


5. Роль народно-художественных промыслов и декоративного искусства в системе образования

Развитие личности человека, нравственное и духовное формирование происходит с приобретением им общественно-исторического опыта. Этот опыт накоплен человечеством с древних времен и нашел свое отражение в народных традициях, передаваемых из века в век. Любой народ не должен забывать свои национальные традиции, иначе он обречен на гибель. Актуальность темы связана с тем, что отличительной чертой современного развития образования является изменение содержательно-целевых аспектов с позиций гуманизации и гуманитаризации. В создавшихся условиях актуальным становится переосмысление духовного становления личности школьника на основе изучения народных традиций. 
Необходимость приобщения детей к традициям народа и к народному творчеству определяется их духовно-практической значимостью, возможностью утверждения истинных гуманистических качеств в процессе становления и развития личности. 

Издревле народная художественная культура определяла нормы поведения в социуме, моделировала взаимоотношения разных поколений, помогала формировать ценности и идеалы личности, несла в себе селективные и нормативно-эвристические функции. Необходимость обращения к глубинным пластам народной художественной культуры в современных условиях, восстановления сложившихся веками ее социально-культурных функций детерминирована рядом тенденций: созданием государственности на основе национально-культурного многообразия, признания ценности каждой из самобытных культур народов и создания условий для их изучения и сохранения в современном социуме; тенденцией к восстановлению традиционной отечественной ценностно-нормативной системы общественной жизни; ростом национального самосознания народа и связанного с этим интереса к культурно-историческим и национально-культурным традициям различных этносов. 
Современный период развития общества характеризуется интенсивно возросшим интересом народов к своему историческому и эстетическому наследию. В этой тенденции находят гармоничное слияние общечеловеческое и культурное наследия, плодотворное использование национального художественного опыта, системы эстетических и дидактических критериев развития изобразительных и художественно-творческих способностей учащихся в школьном преподавании дисциплин. Многолетние наблюдения наиболее прогрессивных педагогов показывают, что только те преподаватели, дидактическая система которых базируется на исконно народных средствах, формах и приемах семейного, школьного и традиционно-общественного воспитания, способны добиться оптимальных результатов в развитии творческих способностей учащихся. При этом преподаватель должен умело и плодотворно сочетать теоретический опыт гуманитарного образования и региональный эстетический багаж, присущий каждому учащемуся, умело использовать в развитии изобразительных и творческих способностей, в познании народных промыслов.
В современную эпоху, эстетическая культура каждого народа, воплощая в себе как эстетические, так и духовно-нравственные, этические идеалы общества становится важным фактором воспитания подрастающего поколения. В силу своих специфических возможностей, народное творчество в частности народно-художественные промыслы, создают условия для приобщения учащихся к культурному наследию народов.
Этот традиционный, веками накопленный художественно-эстетический опыт народно-художественных промыслов - уникальная в своем роде школа воспитания вкуса, развивающая такие качества, как усидчивость, трудолюбие, внимание, и воспитанность. Современная школа должна обратить внимание на сущностную природу НХП, так как оно является важным средством постижения национальной традиции. Отсюда неизбежно следует определенная специфика в преподавании и обучении традиционным народно-художественным промыслам с учетом регионального опыта.

Педагогическая, воспитательная ценность народного прикладного искусства определяется еще и тем, что оно привлекает и активизирует внимание детей, прежде всего, воздействуя на чувственную сферу ребенка, стабилизирует развитие творческих способностей учащихся. В произведениях НХП, художественного и декоративно-прикладного искусства сконцентрирован многовековой опыт эстетических понятий, нравственных воззрений, комплекс разнообразных знаний о человеке и природе.

Обучение детей навыкам и умениям художественного искусства, художественным промыслам приобретает огромное воспитательное, образовательное и социальное значение.


6. Художественные промыслы и их сущность
Современные художественные промыслы развиваются на основе традиций декоративно-прикладного искусства. Поэтому, чтобы понять природу и сущность такого явления, как народные художественные промыслы, необходимо уяснить, что такое народное искусство.
Народным называют искусство широких масс. Главной, определяющей чертой народного искусства является коллективный характер. Это, прежде всего, проявляется в преемственности многовековых традиций. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы, сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами. Старые мастера обучали молодежь искусству, как вырезать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести кружево. Из поколения в поколение сохранялись традиции художественного творчества. За каждым народным мастером стоит, таким образом, коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета.

Коллективный характер народного искусства выражается также в тесной связи народного исполнителя с окружающими его людьми. Народный мастер создает вещи, нужные, близкие и понятные тем, кто живет в таких же условиях, как и он. Отражая коллективное мировоззрение, произведения народного искусства в то же время обязательно несут на себе отпечаток личности мастера. Не выходя из рамок традиций, мастер творчески относится к своей работе: он не создает точной копии с уже готового изделия, а хоть в чем-то видоизменяет его. Эта вариантность в работе мастера — одна из характерных черт народных художественных промыслов. Научить мастерству может только тот, кто сам владеет им в совершенстве. С этой точки зрения народные промыслы всегда профессиональны, так как народный мастер должен знать традиционные приемы изготовления изделий и отлично владеть ими.

Художественные промыслы не являются просто одним из компонентов профессионального искусства и примыкающей к нему художественной промышленности. В них следует видеть народные художественные производства, в которых должны быть максимально закреплены, органично развиваться основные традиции народного изобразительного искусства.

Народный художественный промысел — одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов. Под изделием народного художественного промысла понимается художественное изделие утилитарного и декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла.
Исторические корни художественных промыслов нашей страны
Своими корнями народное искусство и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Средства существования он добывал примитивными способами. Всякая деятельность в первобытном обществе могла быть только коллективной. Разделение труда осуществлялось только на труд мужской (война, охота) и труд женский (приготовление пищи, изготовление одежды, ведение домашнего хозяйства); в то время даже керамическое производство было домашним женским делом. Необходимость совместного труда обусловила общую собственность на орудия труда, на землю, на продукты производства. Имущественного неравенства еще не было. Зачатки искусства тогда тоже носили коллективный характер. Изготовляя орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, то есть делал тем самым обычные вещи произведениями искусства. Нередко форма изделия и его орнамент имели еще и магическое, культовое назначение. Так, один и тот же предмет мог одновременно удовлетворять реальные потребности человека, отвечать его религиозным взглядам и соответствовать его пониманию красоты. Эта синкретичность, нерасчлененность, слитность функций древнего искусства была характерной чертой и искусства древних восточных славян, которое было неотделимо от их быта.
К моменту создания восточнославянского государства — Киевской Руси — ремесла в нем достигли высокого уровня развития. Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне, было обработка металла. Древняя Русь нала почти все виды современной художественной металлообработки, но главными была ковка, литье, чеканка, филигрань и зернь. Наиболее высокого уровня развития в это время достигло ювелирное искусство. 

Вторым по времени зарождения ремеслом, после обработки металла, явилось гончарство. В IX-X вв. Киевская Русь уже знает гончарный круг, появление которого означало переход керамического производства из рук женщин, занятых домашним трудом, в руки мужчины-ремесленника. Гончарные мастерские изготовляли посуду, домашнюю утварь, игрушки, предметы церковного обихода, изразцы — декоративные керамические плитки, которые использовались в архитектуре как отделочный материал. В древней Руси было развито также и искусство ремесленников- камнерезов: резчиков икон и литейных форм, гранильщиков. Работало множество косторезных мастерских, массовой продукцией которых были гребни самых разнообразных форм, а также предметы культового назначения: кресты, иконы и т. д.

Основными видами женского художественного творчества в Древней Руси были узорное ткачество (брано, вышивка по холсту, золотое шитье, «шелковое пялочное дело»). Основным видом искусства являлось шитье —вышитая церковная утварь: пелены, плащаницы, покровы, вызывавшие всеобщее восхищение и вывозившиеся из Руси в другие страны.
Крупными центрами художественного женского рукоделия были монастыри.

Среди древнейших художественных промыслов следует назвать промысел художественной резьбы по кости и дереву, прялочные промыслы, гончарное и изразцовое производство, промыслы резьбы пряничных досок. В это же время получает развитие набойка. Набойкой украшали одежду, занавесы, полавочники, знамена и т. д.Развиваются промыслы нитяного кружевоплетения и безворсового ковроделия, роспись посуды и изделий быта.


7. Значение изучения народных художественных промыслов для формирования общечеловеческой культуры и развития индивидуальности и творческих способностей учащихся.

Народные художественные промыслы - это совершенно особая, самостоятельная художественная система, вместе с тем, народные художественные промыслы - не консервативная, мертвая система, а система, постоянно развивающаяся. Народное искусство интересно не только с точки зрения художественной, но и с точки зрения исторической, этнографической, социологической. Следует особо подчеркнуть научную ценность произведений народные художественных промыслов. 
Народные художественные промыслы – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее, которое развивается по только ему присущим ему законам. Это культурная память народа, неотделимая от современности.

В повседневной жизни человека довольно заметное место занимают произведения декоративно-прикладного искусства. Мир вещей демонстрирует способность людей преобразовывать, творчески осваивать природу, творить из предметно-природного свой особый социально-предметный мир.

В школьном возрасте особенно велико влияние среды (дом, школа, общественные учреждения), формирующей отношение к окружающему миру. Важно приобщать школьников к декоративно-прикладному искусству, учить понимать социальную значимость искусства в жизни человека и общества.
«Декоративно-прикладное творчество своеобразно по своей природе: с одной стороны, оно развивает способность к художественной деятельности, с другой – прививает любовь к труду, к созданию полезных и красивых вещей. Оно связано с современностью, полноценным хозяином входит в наш дом, определяя вкусы и предпочтения людей. В нем содержатся определенные культурные традиции, национальные, народные, художественные ценности».
Декоративное творчество объединяет две важные функции: художественную и социальную. Способность учащихся к участию в создании полезных и красивых вещей посредством художественного труда, творческой деятельности развиваются в процессе прикладных видов работ. Данная деятельность отличается утилитарностью, подчинением формы предмета его функции, соответствием художественного решения и внешнего оформления практическому назначению вещи и условиям ее применения.
Декоративно-прикладное искусство предполагает ознакомление с различными видами художественного труда (вышивка, декоративная роспись, керамика, резьба и др.). Это важно с точки зрения применения элементов политехнизма, которые проявляются в навыках работы с различными инструментами, приспособлениями и материалами. Степень воздействия этого искусства, его воспитательная роль определяются способностью человека художественно преобразовывать окружающее его пространство. Поэтому основная цель изучения декоративно-прикладного искусства – не только создание художественных изделий, но осмысление организации окружающей человека среды.








































Литература


  1. Некрасова, М.А. Народное творчество как часть культуры/ М.А.Некрасова - М., 1983. - 293с.


  2. Тангибердиева, З.И. Художественные промыслы РСФСР/ З.И. Тангибердиева, В.М. Варваров.- М., 1959. – 203с.


  3. Мухидинова, П.М. Роль народно-художественных промыслов в воспитании эстетической культуры школьников/ П.М. Мухидинова //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - №2. - 2010, Режим доступа:http://www.rae.ru/upfs/pdf/2010/02/2010_02_11.pdf.


  4. Разина, Т. Художественные промыслы Подмосковья/ Т.Разина,- М., 1982.-132с.


  5. Смолицкий, Б. Г. Художественные промыслы России/ Б.Г. Смолицкий, Т.Н. Скавронская.- М., 1989.


  6. Воронов, В. С. О крестьянском искусстве/ В.С. Воронов - М., 1972.-350с.


  7. Некрасова, М.А. Еще раз о традициях и современности. Декоративное искусство СССР /М.А. Некрасова. – 1962. - №8. - С.34,35 


  8. Некрасова, М.А. О развитии традиций в художественных промыслах /М.А. Некрасова //Искусство. – 1971. - №12. - С. 35-41. 


  9. Некрасова, М.А. Проблемы и надежды народного искусства/ М.А. Некрасова //Художник. – 1976. - №4. - С.28, 29.


  10. Уткин, П.И. Народные художественные промыслы/ П.И. Уткин, Н.С.Королева. -М.– 1992. – 160с. 


  11. Соколова, М.С. Художественная роспись по дереву/ М.С. Соколова. – М., 2002.– 303с. 


  12. Попова, О.С Народные художественные промыслы/О.С. Попова.– М., 1984. – 191с. 


  13. Пунин, Н.Н. Русское и советское искусство/Н.Н. Пунин.- М., 1976, - 63с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!