СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «В. В. Андреев - музыкант, педагог, общественный деятель»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом докладе сделана попытка раскрыть огромнуюроль деятельности В.В. Андреева в становление культуры Росии в конце19 началам20 веков.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «В. В. Андреев - музыкант, педагог, общественный деятель»»

Доклад

Куницынские чтения

На Службе Отечеству

«В. В. Андреев - музыкант, педагог,

общественный деятель»

Докладчик преподаватель

МБУ ДО «СМШ»

Галактионова М.А

(с1)Добрый день участники и гости Куницинских чтений. В своём выступление я хочу обратиться к жизни и творчеству выдающегося русского музыканта, общественного деятеля, пропагандиста русских народных инструментов, создателя первого Великорусского оркестра народных инструментов, к нашему земляку Василию Васильевичу Андрееву Современная ситуация в стране в определённой мере напоминает «переходную эпоху» на рубеже XIX- XX веков, когда в условиях всесторонне проявившегося исторического, политического и общественного конфликта в истории нашей страны русской общественной мысли были присущи тенденции просветительства на основе общечеловеческих ценностей и духовного опыта поколений.

(с.2)Авангардом просветительской деятельности на рубеже XIX- XX веков выступали подвижники, которые не смотря на тяжелейшие испытания, выпавшие на долю России в период кризиса, стремились сохранить для народа его исконные ценности. Особое место среди них занимает музыкант-просветитель, общественный деятель, реставратор народных музыкальных инструментов России, создатель великорусского оркестра В. В. Андреев (1861-1918 годы жизни).

Василий Васильевич Андреев родился в городе Бежецке Тверской губернии в семье купца первой гильдии Василия Андреевича Андреева и его жены дворянки Софьи Михайловны (в девичестве Веселаго) 3(15 по новому стилю) января 1861 года. В 1872 году семья переехала в Петербург. Мальчик рано начал интересоваться русским-народным творчеством и особенно музыкой. «14 лет от роду я играл самоучкой на 12 инструментах, не зная ни одной ноты», - писал Василий Васильевич в воспоминаниях. В старших классах гимназии он занимался на скрипке у профессора Санкт-Петербургской консерватории Н.В. Галкина.

(С.3). Большое значение на музыкальный выбор Андреева оказали две встречи, одна - в 1883 году в селе Марьино Вышневолоцкого уезда, где было имение Андреевых с балалаечником-самородком Антипом и потом через год - с балалаечником-любителем бежецким помещиком Александром Степановичем Паскиным. Помещик играл блестяще, виртуозно. Послушав его, Андреев заказал для себя балалайку у бежецкого мастера Антонова.

С 1883 году Андреев занялся усовершенствованием народных великорусских музыкальных инструментов.

В 1884 году он отважился выступить в качестве солиста-балалаечника в благотворительном концерте в Самаре, а в 1886 году с новой, улучшенной в акустическом отношении балалайкой дебютировал в Петербурге в зале Благородного собрания. Незаурядная одаренность и обаяние в сочетании с аристократическим лоском быстро превратили Андреева в кумира великосветских салонов и законодателя мод.

(С.4) В 1887 году по чертежам Андреева создана хроматическая балалайка и ее разновидности: пикколо, прима, альт, и бас, издана первая «Школа для балалайки», открыты классы игры на ней в Соляном городке в Петербурге, организован «Кружок любителей игры на балалайках». Выступление этого Кружка в зале Городского Кредитного общества в Петербурге 20 марта 1888 года стало первым в истории Андреевского оркестра.

В 1888 году в русском обществе развилось широкое увлечение народными инструментами (особенно балалайкой). Появился большой спрос, в связи с которым возникло усиленное их производство мастерами музыкальных инструментов. Стали издаваться школы и ноты.

(с 5) «Не только мужчины, но и дамы из высшего общества с большим увлечением играют на балалайке. Балалайки проникли в гимназии, лицей, правоведение, войска, везде образовываются кружки... Несложный инструмент, певучий мотив и легкость игры, не требующей продолжительной и трудной подготовки, делают его доступным массе. Балалайка сделалась теперь излюбленным инструментом в нашем интеллигентном обществе... Но, конечно, на успех в интеллигентном обществе я смотрю как на нечто скоропреходящее. Балалайке место не здесь. А в народе, в который она и будет занесена через отслуживших свои сроки солдат, у которых теперь организовано правильное обучение игре на балалайках» - говорил Андреев.

(с.6)Андреев добился введения обучения игре на балалайке в армии. Тысячи и тысячи мужчин, возвращались из армии домой, научившись хорошо играть на этом инструменте. Андреев считал, что «музыка была до сих пор привилегией образованного общества, между тем значение её в народе несомненно. Народ тоже имеет свои духовные запросы, и вот эти-то запросы оставались неудовлетворенными. Когда рабочий день кончен, что остается у труженика деревни или фабричного поселка? Только одно - беспросыпное пьянство. Взгляните теперь, как расцветают фабричные оркестры балалаечников и какой живой струей это музыкальное течение влилось в серую фабричную жизнь. Появились самоучки и таланты, явился дух соревнования. Фабричные оркестры пользуются большим успехом у местного населения, доказывая, что музыка так же отвечает запросам народа, как и интеллигенции».

Андреев добился учреждения в войсках штата преподавателей игры на балалайке, а сам он был возведен в должность «заведующего преподаванием народной музыки в войсках гвардии».

И до Андреева на балалайках играли. Но это считалось чем-то примитивным, мужицким. Хороший музыкальный мастер считал для себя оскорблением просьбу сделать балалайку. Артист считал за унижение выступать в концерте с балалаечниками. А вот благодаря фанатической настойчивости и таланту Андреева, его неуемной энергии балалайка не только стала уважаемой, но и будет основой оркестра. В России заслуги Андреева признали в полной мере только после огромного успеха Великорусского оркестра за границей.

(с.6)А за границей поначалу были настроены скептически. Вот в Англии первый концерт оркестра. Выходит Андреев, занимает место дирижера. Раздались два-три поощрительных хлопка, пока никаких аплодисментов. Мол, посмотрим, послушаем. Пошел первый номер программы. По окончании его какой-то шепот пошел по залу. Аплодисментов никаких. После второго номера публика зашевелилась, раздались аплодисменты. Потом все больше и больше слушатели проникались, а после исполнения «Эй, ухнем» наступила сначала гробовая тишина, а потом началась просто буря аплодисментов. Англичане, сдержанные англичане требовали повторить. Андреев не знает, что делать. Ему режиссер перед началом концерта сказал, что здесь не вызывают на повтор и повторов не будет. Что делать? Подбегает режиссер и просит срочно повторить на «бис». Занавес распахивается - и снова звучит наша великая волжская песня... Английские музыкальные критики подняли в газетах оркестр Андреева на небывалую высоту. Срочно переписывается контракт, оркестру продлевают пребывание в Англии. К Андрееву приходят английские музыканты, просят дать ноты некоторых русских народных песен. Во всех самых фешенебельных ресторанах начинает звучать русская музыка. При появлении Андреева в ресторане тут же начинают играть «Эй, ухнем».

Вот как очевидец описывает последний концерт Великорусского оркестра в Англии: «При появлении оркестра на сцене в последнюю субботу раздались нескончаемые аплодисменты. Пока Андреев раскланивался, он стоял буквально под непрерывным дождем цветов. Затем начались подношения. Театр гудел. Когда, наконец, Андреев встал на возвышение и хотел начать свою программу, внезапно театральный оркестр заиграл русский гимн... Пятитысячная толпа неумолчно аплодировала во все время исполнения русского гимна, он был повторен три раза, когда, наконец, публика несколько успокоилась и стала занимать места. Андреев, обернувшись к публике лицом, начал играть английский гимн. На сцену полетели опять цветы. Весь театр пел, аплодисменты покрывали голоса и оркестр... В этот вечер в предвидении оваций программа была не особенно большая. По окончании всех номеров Андреев выходил несколько раз на аплодисменты и после четвертого или пятого вызова взошел на возвышение и, опять обернувшись лицом к публике, начал играть прощальную песню. Тишина в зрительном зале. Как будто никто не узнал первых звуков. Но через несколько мгновений произошло что-то такое, чего нет возможности описать. Что-то похожее на прорвавшуюся чудовищно-огромную плотину, на рев бури огласило весь театр. Крики, свист, аплодисменты - все слилось в какой-то общий хаос. А когда на половине исполнения этой песни оркестром Андреева взмахнул палочкой и г. Ля Рондель, капельмейстер театрального оркестра, и присоединился с последним к Андрееву, и в воздухе витали две дирижерские палочки, то казалось, вот-вот разрушится все здание театра и обломки его смешаются с неистовавшей толпой. Что это был за момент! Немудрено, что среди этого торжества мелькали носовые платки около глаз плачущих. Какое единение сердец. Это чувствовалось. Вся атмосфера театра дышала дружбой и братством».

Столь же триумфальные гастроли проходили и во Франции, и в Германии, и в Америке.

В 1892 году во Франции Андреев был избран почетным членом Французской академии искусств «за введение нового элемента в музыку». В 1900 году на Всемирной выставке в Париже В.В. Андреев был награжден Орденом Почетного легиона и Большой золотой медалью Выставки. В Америке в 1911 году выпустили грампластинку с записью Великорусского оркестра. В 1913 году ему пожалован титул надворного советника, а в 1914 году − звание «Солиста Его Императорского Величества».

Весной 1905 года в Петербурге были открыты общедоступные курсы игры на народных инструментах и хорового пения – это и были первые официальные, санкционированные правительством России, курсы, где каждый желающий, за умеренную плату, мог научиться игре на народных инструментах и получить необходимую начальную музыкальную подготовку.

Цель курсов – отвечать всем запросам о музыкальной литературе всех народных инструментов, давать справки и указания, касающиеся приобретения, качества и тому подобного.

На курсы принимались все желающие – люди всех возрастов и сословий, и это доказывало демократичность порядков и желание Андреева привлечь самые широкие массы. Преподавание игры на русских народных инструментах (балалайке, домре, гуслях, свирели) вели опытные помощники Андреева, те, кто входил в штат преподавателей войск гвардии, под его личным контролем. Для изучения теории были приглашены опытные педагоги-музыканты.

В 1912 году, в силу неблагоприятно сложившихся условий - дороговизны содержания оркестра, в особенности больших расходов по передвижениям, оркестр не мог совершать артистические поездки. Андреев предложил Министерству путей сообщения свою помощь железнодорожным оркестрам народных инструментов. Благодаря этому, пользуясь вагоном-жилищем и льготным тарифом, Андреев смог совершить поездку по России, во время которой давал инструкции к наиболее правильной постановке и организации оркестров технических и ж/д училищах. В 1913 г. Андреев открывает курсы подготовки руководителей ж/д оркестров.

Опыт организации специальной школы инструкторов был проведён впервые по программе специальной подготовки именно руководителей оркестров. Опыт дал блестящий результат, и Андреев выработал проект постоянного учреждения такой специальной школы инструкторов и руководителей. Она появляется как самостоятельное учреждение нового типа. Учениками Андреева являлись руководители или будущие руководители оркестров технических и ж/д училищ.

Одним из значительных культурно-просветительских мероприятий Андреева, осуществление которого приходится на последний период его жизни, следует считать организацию домов народной музыки. Эта идея так и не была полностью реализована, но тем не менее впоследствии была претворена частично в ряде культурно-просветительских учреждений.

Андреев делал упор на проблему активного участия народа в искусстве, не отрицая важности таких мероприятий как концерты, театральные зрелища, лекции и т.д., то есть пассивные формы воспитания.

В период 1915-1916 г.г. в Петербурге организованы музыкальные курсы для сельских учителей, которые, по своей практической значимости и общественному резонансу, занимали одно из центральных мест в ряду других мероприятий, успешно осуществлённых Андреевым. Создание курсов он связывал с реализацией своей основной идеи – повсеместного распространения и развития Великорусских оркестров, особенно в сельской местности. Курсы явились результатом большой предварительной работы.

В марте 1916 г., в Петербурге состоялось открытие «Общества распространения игры на народных инструментах и хорового пения», учебной мастерской по производству струнных музыкальных инструментов, учредителем которого выступил один из деятелей в области народно-инструментальной музыки князь П.А. Оболенский, принимавший горячее участие в судьбе Андреева. «Главная цель Общества – дать оздоравливающее, доступное народу развлечение и тем наполнить его деревенский досуг, способствуя этим укреплению трезвости..»

Слушателями курсов стали сельские учителя начальных школ, семинарий и т.п., командированных по усмотрению Министерства народного просвещения. Курсы сельских учителей в 1916г. прошли организованно, несмотря на тяжёлую военную обстановку, и подтвердили правильность данного мероприятия. Многочисленные кружки и курсы, организованные Андреевым, никогда не ставили своей целью подготовку балалаечника-солиста, концертанта. Задача их – подготовка руководителей-инструкторов. Во главу угла  всегда ставилась коллективная игра, оркестр – как форма, решающая целый ряд задач и наиболее отвечающая нуждам народа. Однако Андреев понимал, что созданием даже такого самобытного и высокопрофессионального коллектива, каким являлся его оркестр, не решалась проблема внедрения в быт народа русских народных инструментов.

И вот в печати появляются написанные им статьи, брошюры о народных инструментах, Великорусском оркестре, в которых он излагает своё понимание их социальной роли, вопросы организации обучения игре на них в массовом масштабе.

В 1917г. опубликована последняя работа Андреева «Великорусский оркестр и его значение для народа».

Умер В.В Андреев во время гастролей на Северный фронт Красной Армии в ночь на 26 декабря 1918 года, похоронен в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре.

Подводя итоги, хочется сказать, что заслуги В.В. Андреева перед русской и мировой музыкальной культурой огромны. Он усовершенствовал и вывел на широкую концертную эстраду домру и балалайку, сформировал исполнительские традиции игры на народных инструментах, заложил основы репертуара для оркестра русских народных инструментов, разработал важнейшие педагогические принципы обучения игре на народных инструментах и использования каждого инструмента в оркестре, написал или содействовал написанию первых учебных пособий для игры на народных инструментах, сделал попытку придать организованный характер распространению народных инструментов. Во всём этом сказался историзм мышления выдающегося русского музыканта, сумевшего увидеть перспективу развития народных инструментов и предсказать им большое будущее.

Главное же – Андреев сумел за свою жизнь столь многого добиться прежде всего потому, что был подлинным энтузиастом, неутомимым деятелем русской народно-оркестровой культуры, убеждённым в её жизненности, неустанным пропагандистом, всемерно заботившимся о широком распространении в народе как сольного, ансамблевого, так и оркестрового музицирования, о неуклонном росте мастерства исполнителей-любителей и профессионалов. Своё выступление я хочу закончить словами В. В. Андреева.

«Я был бы рад всей душой, если бы признание моих трудов вдохновило и окрылило бы энергией, и дало бы необходимое терпение и другим труженикам на родной ниве, чтобы они могли черпать свои силы в крепком сознании, что их мирный и честный труд, доведённый до конца, всегда будет по достоинству оценён родиной. Не останавливаясь ни перед какими препятствиями, с верой в себя, проработать до конца на пользу народа – это величайшее счастье, и я знаю и вкусил его». Спасибо за внимание.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!