СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОКЛАД Тема «Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающегося»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выбор профессии является одним из важных моментов, определяющий дальнейший путь человека.

Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД Тема «Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающегося»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования г. Нижнеудинск»











ДОКЛАД

На тему «Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающегося»





Учитель технологии Г.В. Сафьянова















Нижнеудинск 2023 г.



Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающегося

Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь жизненный дальнейший путь человека. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на все остальные сферы жизни. Она не теряет своей актуальности, потому что каждый год по окончанию школы выпускники должны выбрать свой профессиональный путь. Проблема поиска профессии у молодых людей переходит в проблему поиска себя в этой жизни. Выбор профессии приводит выпускников в состояние растерянности, неопределенности. Как помочь старшеклассникам выбрать оптимальную для них профессию и тем самым сделать первый шаг к решению проблемы самоопределения? Профессиональное самоопределение рассматривается как результат процесса формирования у учащихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации своего развития, самостоятельного нахождения личностно-значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности. Одним из оптимальных способов организации профессионального самоопределения является организация профессиональных проб учащихся.

Профессиональные пробы являются, своего рода, моделью конкретной профессии. Ученики на собственном опыте узнают о своих индивидуальных качествах и способностях, а главное, могут сами соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями профессиональной деятельности профессии «Повар».

Приобретенный социальный опыт поможет школьникам легче определиться с теми направлениями, которые им нравятся и где они смогут быть наиболее успешны и конкурентоспособны.


Профессиональная проба это испытание, применение различных упражнений, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид. Так как, для школьников моделируются конкретные условия деятельности: ученики включаются искусственно в возможно свою будущую профессиональную деятельность.

Целью программы профессиональных проб является - формирование у учащихся первоначальных знаний, умений, навыков, интереса к профессии.



Задачи пробы:

-ознакомить учащихся со сферой профессиональной деятельности повара;

-формирование до профессиональных знаний, умений и навыков;

-развитие и укрепление интереса к будущей профессии;

-создание условий для качественного выполнения профессиональной проб с использованием ресурсов профессиональной образовательной организации;

-воспитание готовности к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.

Что дает профессиональная проба?

Во время работы в реальной профессии школьник приобретает бесценный личный опыт:

- получает первые навыки и компетенции в профессии, осваивает новые инструменты и технологии;

- оценивает, насколько интересны ему ежедневные задачи, которые должны решать специалисты, работая в этой области;

- оценивает, комфортно ли ему работать будет в этой профессии;

- получает целостное представление о специальности.

Профессиональная проба не только влияет на выбор профессии, но и на становление личности ученика. Попробовав себя в реальном деле, он чувствует себя более взрослым и самостоятельным.

Известно, что цель представляет собой образ результата, поэтому нередко она и формулируется как ожидаемый результат. Так, в методическом пособии Е.Н. Пакалиной ожидаемые результаты прохождения профессиональной пробы представлены в виде знаний и умений. Согласно автору, по итогам выполнения профессиональных проб учащиеся должны:

Знать:

1) содержание, характер труда в определенной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личностным и профессиональным качествам специалиста;

2) общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;

3) технологию выполнения профессиональной пробы;

4) правила безопасности труда, санитарии, гигиены;

5) основные материалы, инструменты, оборудование и правила их использования на примере профессиональной пробы.

Уметь:

1) выполнять простейшие операции;

2) пользоваться инструментом, материалом, документацией;

3) выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;

4) соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.

Не менее интересен представленный в том же пособии набор «задач обучающегося», которые ставятся перед ним при прохождении профессиональной пробы:

1. Выбери профессиональную пробу.

2. Узнай о выбранной профессии как можно больше.

3. Примени на практике полученные знания.

4. Получи зачет по профессиональной пробе.

5. Подготовься к презентации своей пробы.

6. Получи свидетельство профессионала.

Как пример представлю профессию «Повар». Обучение по программе профессиональной пробы знакомит учащихся 8-9-х классов с данной профессией. Профессия «Повар» сегодня является довольно престижной и очень востребованной. Программа предназначена для желающих, овладеть интересной, увлекательной и престижной профессией, научиться разбираться в правилах современного поварского искусства.

В результате обучения, учащиеся будут иметь представление о профессии и научатся выполнять несложные работы по приготовлению отдельных блюд, кулинарных изделий и сервировки стола.

Продолжительность программы: Программа рассчитана на 8 часов: теоретическая часть – 4 часа, практическая – 4 часа. Профессиональную пробу проводят: учитель технологии (теоретическая часть) и мастер производственного обучения (практическая часть). Работа в группах численностью не более 10 человек. По итоговой реализации программы предусмотрено анкетирование участников профессиональных проб, выдача сертификата и проведение ярмарки профессий.

Профессия «Повар» имеет перспективы карьерного роста.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!