СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ. презентация "

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная мотивация – это то, что даёт толчок ученику. —Именно мотивация помогает человеку не испытывать чувство скуки и преодолевать трудности.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ. презентация "»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза П.В. Масленникова ст. Архонская»   ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.      Подготовила учитель русского языка и  литературы : Дымская Н.А.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза П.В. Масленникова ст. Архонская»

ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ. Подготовила учитель русского языка и литературы : Дымская Н.А.

До рогие жители Осетии, земляки!   В эти дни наш народ отмечает один из главных национальных праздников – Джеоргуыба. У этой традиции древние корни. И сегодня Уастырджийы бонтæ объединяет нас в стремлении к согласию и взаимопониманию, несет огромный нравственный и духовный заряд.  В этом году мы будем отмечать праздник с особым чувством – наши ребята встали на защиту своего Отечества. Пусть на этом трудном пути их оберегает Уастырджи, и каждый из них вернется домой с победой!  Друзья! Я от всей души поздравляю с праздником Джеоргуыба всех жителей многонациональной Осетии! Пусть молитвы, произнесенные с чистым сердцем и добрыми помыслами, будут услышаны!   Зынаргъ Ирыстоны адæм!
  • До рогие жители Осетии, земляки! В эти дни наш народ отмечает один из главных национальных праздников – Джеоргуыба. У этой традиции древние корни. И сегодня Уастырджийы бонтæ объединяет нас в стремлении к согласию и взаимопониманию, несет огромный нравственный и духовный заряд. В этом году мы будем отмечать праздник с особым чувством – наши ребята встали на защиту своего Отечества. Пусть на этом трудном пути их оберегает Уастырджи, и каждый из них вернется домой с победой! Друзья! Я от всей души поздравляю с праздником Джеоргуыба всех жителей многонациональной Осетии! Пусть молитвы, произнесенные с чистым сердцем и добрыми помыслами, будут услышаны! Зынаргъ Ирыстоны адæм!
    Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,  если у ученика нет желания учиться.  В.А. Сухомлинский.  Учебная мотивация   Учебная мотивация – это то, что даёт толчок ученику. Именно мотивация помогает человеку не испытывать чувство скуки и преодолевать трудности.

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться. В.А. Сухомлинский. Учебная мотивация

  • Учебная мотивация – это то, что даёт толчок ученику.
  • Именно мотивация помогает человеку не испытывать чувство скуки и преодолевать трудности.
Мотивы учения делятся  на внутренние и внешние.  Внешние мотивы характеризуются взаимодействием личности с внешней средой (это требования со стороны взрослых, учителей и родителей, намеки, указания, условия и т.п.)  Внутренние – это то, что движет ребенком изнутри (познавательный интерес, потребность в интеллектуальной активности, стремление достичь лучшего результата и т.п.)

Мотивы учения делятся на внутренние и внешние.

  • Внешние мотивы характеризуются взаимодействием личности с внешней средой (это требования со стороны взрослых, учителей и родителей, намеки, указания, условия и т.п.)
  • Внутренние – это то, что движет ребенком изнутри (познавательный интерес, потребность в интеллектуальной активности, стремление достичь лучшего результата и т.п.)
К методам стимулирования мотивации  на уроке относится Постановка точной цели. Создание ситуации реальной жизни на уроке и поиск путей её решения. Создание благоприятного психологического климата на уроке. Оценка. Разнообразие форм и методов на уроках. Расширение возможностей самореализации учащихся.

К методам стимулирования мотивации на уроке относится

  • Постановка точной цели.
  • Создание ситуации реальной жизни на уроке и поиск путей её решения.
  • Создание благоприятного психологического климата на уроке.
  • Оценка.
  • Разнообразие форм и методов на уроках.
  • Расширение возможностей самореализации учащихся.
Система повышения учебной мотивации

Система повышения учебной мотивации

Самое важное средство мотивации учебной деятельности – это мотивированная личность самого учителя Речь педагога, его настроение, методическое мастерство, человеческие качества и обязательная увлеченность своим предметом оказывают сильнейшее влияние на учащихся. Творческий педагог, ищущий всегда, непременно находит свои пути к детским сердцам и душам. Дети очень «хрупкие»: можно зажечь, а можно и погасить огонёк жажды знаний в их глазах.

Самое важное средство мотивации учебной деятельности – это мотивированная личность самого учителя

Речь педагога, его настроение, методическое мастерство, человеческие качества и обязательная увлеченность своим предметом оказывают сильнейшее влияние на учащихся.

Творческий педагог, ищущий всегда, непременно находит свои пути к детским сердцам и душам.

Дети очень «хрупкие»: можно зажечь, а можно и погасить огонёк жажды знаний в их глазах.

Самореализация обучающихся В рамках недели русского языка и литературы ребята разгадывают на переменах отрывные ребусы, кроссворды; рисуют свою авторскую обложку для любимой книги, участвуют в различных играх, марафонах и конкурсах. Конкурсы «Больше всего пятёрок за неделю», «Самое аккуратное ведение тетради», «Самый читающий ученик» вызывают в учениках азарт и стимулируют на старание и усердие.

Самореализация обучающихся

В рамках недели русского языка и литературы ребята разгадывают на переменах отрывные ребусы, кроссворды;

рисуют свою авторскую обложку для любимой книги,

участвуют в различных играх, марафонах и конкурсах.

Конкурсы «Больше всего пятёрок за неделю», «Самое аккуратное ведение тетради», «Самый читающий ученик» вызывают в учениках азарт и стимулируют на старание и усердие.

Повышение учебной мотивации школьников Для развития учебной мотивации в своей практике я успешно применяю дидактические игры, метод проектов, создание проблемной ситуации. На каждом этапе важно поддерживать учебно-познавательную мотивацию учеников, начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием знаний школьников.

Повышение учебной мотивации школьников

Для развития учебной мотивации в своей практике я успешно применяю дидактические игры, метод проектов, создание проблемной ситуации.

На каждом этапе важно поддерживать учебно-познавательную мотивацию учеников, начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием знаний школьников.

Для мотивации ребёнка на этапе изучения нового материала, я использую приёмы: «Интересная цель», «Отсроченная отгадка», «Предположение». Для появления интереса к изучаемому предмету использую приёмы: Приём «Оратор». Приём «Автор учебника». Приём «Фантазёры». Приём «Верно – неверно». Приём «Найди ошибку». Приём «Фантастическое превращение». На этапе повторения изученного использую приёмы: «Схема-опора», «Дополни», «Приведи свои примеры», «Повторение под контролем».

Для мотивации ребёнка на этапе изучения нового материала, я использую приёмы: «Интересная цель», «Отсроченная отгадка», «Предположение».

Для появления интереса к изучаемому предмету использую приёмы:

Приём «Оратор».

Приём «Автор учебника».

Приём «Фантазёры».

Приём «Верно – неверно».

Приём «Найди ошибку».

Приём «Фантастическое превращение».

На этапе повторения изученного использую приёмы: «Схема-опора», «Дополни», «Приведи свои примеры», «Повторение под контролем».

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы Составьте «Энциклопедию слова» по плану: 1. Слово и его лексическое(ие) значение(я). 2. Слово и слова-родственники (однокоренные). 3. Слово и его синонимы. 4. Слово и его антонимы. 5. Слово во фразеологических оборотах. 6. Слово в пословицах и поговорках. 7. Слово в названиях произведений литературы. 8. Слово в текстах художественной литературы.  Сочините рассказ по опорным словам. В процессе выполнения задания необходимо сочинить связный текст, используя 7 – 10 опорных слов, список которых составлен случайным образом. После чтения составленных текстов можно предложить учащимся написать «вторую серию» — продолжение того же текста, в котором снова употребить все слова списка. Игры «Продолжить ряд» , «Четвертый лишний» , «Знаете ли вы, что…?»  Прием «Закончи предложения».

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы

  • Составьте «Энциклопедию слова» по плану:

1. Слово и его лексическое(ие) значение(я).

2. Слово и слова-родственники (однокоренные).

3. Слово и его синонимы.

4. Слово и его антонимы.

5. Слово во фразеологических оборотах.

6. Слово в пословицах и поговорках.

7. Слово в названиях произведений литературы.

8. Слово в текстах художественной литературы.

  • Сочините рассказ по опорным словам.

В процессе выполнения задания необходимо сочинить связный текст, используя 7 – 10 опорных слов, список которых составлен случайным образом. После чтения составленных текстов можно предложить учащимся написать «вторую серию» — продолжение того же текста, в котором снова употребить все слова списка.

Игры «Продолжить ряд» , «Четвертый лишний» , «Знаете ли вы, что…?»

Прием «Закончи предложения».

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы  Возьмите «интервью» у писателя, при этом его ответы на ваши вопросы – это строки из его произведений. Составьте диалог поэтов, например, пусть о любви (Родине, революции) «поговорят» А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский, а в качестве реплик диалога будут строки из их произведений. Представьте, что вам предстоит встретиться с героем изучаемого произведения. Вы можете задать всего два-три вопроса, чтобы что-то узнать про него. Какие вопросы вы зададите? Как вы думаете, что ответит герой?

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы

  • Возьмите «интервью» у писателя, при этом его ответы на ваши вопросы – это строки из его произведений.
  • Составьте диалог поэтов, например, пусть о любви (Родине, революции) «поговорят» А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский, а в качестве реплик диалога будут строки из их произведений.
  • Представьте, что вам предстоит встретиться с героем изучаемого произведения. Вы можете задать всего два-три вопроса, чтобы что-то узнать про него. Какие вопросы вы зададите? Как вы думаете, что ответит герой?
Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы  Организованная учебная деятельность не только способствует расширению филологических знаний учащихся, развитию интереса школьников к языку и литературе, но и развивает такие психологические качества личности, как любознательность, инициативность, трудолюбие, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний.

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы

Организованная учебная деятельность не только способствует расширению филологических знаний учащихся, развитию интереса школьников к языку и литературе, но и развивает такие психологические качества личности, как любознательность, инициативность, трудолюбие, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний.

Учебная мотивация школьников Только грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание будут способствовать формированию учебной мотивации школьников, улучшать результаты учебной деятельности учащихся. Существует только один способ побудить человека что-либо сделать – заставить его захотеть это сделать. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения: если знания ребенок будет усваивать без интереса, то и прочными эти знания не станут.

Учебная мотивация школьников

Только грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание будут способствовать формированию учебной мотивации школьников, улучшать результаты учебной деятельности учащихся.

  • Существует только один способ побудить человека что-либо сделать – заставить его захотеть это сделать.
  • Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения: если знания ребенок будет усваивать без интереса, то и прочными эти знания не станут.
Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы  проект «За обеденным столом с…», результатом работы над которым становится выпуск сборников «Любимые блюда писателей» и «Любимые блюда литературных героев»; проект «Литература и живопись», в рамках которого учащиеся работают по темам «Русские народные промыслы», «Времена года», «Поэты-художники»;

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы

  • проект «За обеденным столом с…», результатом работы над которым становится выпуск сборников «Любимые блюда писателей» и «Любимые блюда литературных героев»;
  • проект «Литература и живопись», в рамках которого учащиеся работают по темам «Русские народные промыслы», «Времена года», «Поэты-художники»;

На этапе самоконтроля и самооценки повысить учебно-познавательную мотивацию школьников помогает приём «Мои успехи» Использую на уроках русского языка при проведении словарных диктантов и тестов. В начале учебного года наклеить на внутреннюю сторону обложки рабочей тетради два конверта. Один называется «Касса моих успехов», другой «Касса моих ошибок». Словарные диктанты и тесты «Вставь пропущенные буквы» выполняются на листочках. Весь учебный год идёт «коллекционирование»: накапливаются работы, которые составляют содержимое конверта «Мои успехи». Тем, кто написал плохо, даётся шанс: на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками – это непременное условие для того, чтобы листочек перекочевал в «Кассу успехов».

На этапе самоконтроля и самооценки повысить учебно-познавательную мотивацию школьников помогает приём «Мои успехи»

Использую на уроках русского языка при проведении словарных диктантов и тестов. В начале учебного года наклеить на внутреннюю сторону обложки рабочей тетради два конверта. Один называется «Касса моих успехов», другой «Касса моих ошибок». Словарные диктанты и тесты «Вставь пропущенные буквы» выполняются на листочках. Весь учебный год идёт «коллекционирование»: накапливаются работы, которые составляют содержимое конверта «Мои успехи». Тем, кто написал плохо, даётся шанс: на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками – это непременное условие для того, чтобы листочек перекочевал в «Кассу успехов».

Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и  привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать,  конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном  смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных,  физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной  учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических  технологий.
  • Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!