СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Система работы по развитию творческих способностей обучающихся с ОВЗ в условиях школы-интерната».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Развивать творческие способности у детей с ОВЗ – значит готовить их к дальнейшей взрослой жизни, реализации себя как личности в социуме. Выявить и развить творческие способности у обучающихся, есть главная задача педагога.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Система работы по развитию творческих способностей обучающихся с ОВЗ в условиях школы-интерната».»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»







«Система работы по развитию творческих способностей обучающихся с ОВЗ в условиях школы-интерната».

( доклад на МО воспитателей)







Составила и провела:

Тараненко О. А.












г. Зерноград

Март 2017 г.

«Система работы по развитию творческих способностей обучающихся с ОВЗ в условиях школы-интерната».


Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Развивать творческие способности у детей с ОВЗ – значит готовить их к дальнейшей взрослой жизни, реализации себя как личности в социуме. Выявить и развить творческие способности у обучающихся, есть главная задача педагога.

Творческая деятельность имеет серьезное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не всегда самостоятельны. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность, злость). Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин,Н.А.Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина), подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка. 
В творческой деятельности дети выражают свои чувства и мысли, свои представления об окружающей жизни. В ходе занятий ребята приучаются правильно воспринимать окружающие предметы и явления, знакомятся с различными формами и положением предметов в пространстве. Дети с ограниченными возможностями здоровья овладевают практическими навыками пользования карандашом, кистью, красками, ножницами, что благоприятно влияет на развитие мелкой моторики. Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок". Учитывая важность развития мелкой моторики, я и решила вести с детьми углубленную работу в этом направлении.
Занятия по рисованию, лепке, аппликации развивают наблюдательность, воображение, инициативу, побуждают к практической деятельности, способствуют умственному развитию, воспитанию нравственных качеств, обогащению эстетических чувств.
Столкнувшись с проблемой, что у большинства детей моей группы были недостаточно развиты художественно-творческие способности, воспитанники затруднялись в создании поделок, не проявляли инициативу, выдумку, самостоятельность, я организовала систему занятий по художественному творчеству, предполагая, что подобная работа станет толчком к развитию воображения, творчества, проявления самостоятельности, инициативы и выражения индивидуальности. 

В систему занятий вошли: работа с природным материалом, работа с бумагой, с бросовым материалом, изодеятельность.

Данная система работы основывается на учете следующих принципов:


принцип учета структуры дефекта; 
деятельностный принцип; 
принцип создания ситуации успеха; 
принцип доступности материала; 
принцип эмоциональной насыщенности; 
принцип взаимосвязи разных видов деятельности; 
принцип реализации потребности в социальной принадлежности; 
принцип создания ситуаций, способствующих формированию 
социальных навыков и умений . 


Для развития творческих способностей наряду с традиционными техниками художественного творчества /рисование, аппликация, лепка/, использую нетрадиционные техники (рисование пластилином, коллаж с применением крупы, семян, скорлупы; рисование ватными палочками, ладошкой и т.д.). 
Коротко остановлюсь на некоторых из них.
  «Рисование методом тычка» - (ватным тампоном) для тычка достаточно взять какой-либо предмет (ватный тампон) опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз, остаётся чёткий определённой формы отпечаток.

Тычок можно использовать и по готовому контуру, так 
и внутри его, изображаемый объект получается интересной неоднородной фактуры.

«Тычок (жёсткой полусухой кистью)» - используется жёсткая кисть, она опускается в краску, а затем ударяется  по бумаге, держа вертикально. Правило - кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
 «Кляксография» - капнуть кляксу на лист бумаги, сложить бумагу пополам и прогладить рукой, для того чтобы отпечаталась краска. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали. Еще я даю детям готовые нарисованные кляксы на бумаге. Предлагаю посмотреть, на что похоже и дорисовать недостающие детали.
«Рисование мятой бумагой» - бумагу смять, скатать из нее шарик, опустить в краску и рисовать.
  «Скатывание бумаги или салфетки» – берется бумага и мнется в руках, пока она не станет мягкой. Затем скатывается из нее шарик. Размеры могут быть разными (маленькая – ягодка, большой – снеговик). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

 «Обрывание бумаги» или «Рваная аппликация» – отрывается от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем на готовое изображение накладываются кусочки бумаги. Получается объемный пушистый или ворсистый рисунок.
«Шаблонография» – данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов - геометрических фигур - с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку. Чтобы нарисовать предмет, нужно представить из каких геометрических форм он состоит.
  «Пластилинография» - или рисование пластилином. Берем готовое изображение. Рисовать на нем можно по-разному: можно методом размазывания, а можно взять разные по форме и размеру крышечки и вырезать ими кружочки, которые потом накладываются на изображение. Можно скатывать шарики, колбаски, которые потом соединяются друг с другом.

На что похожи наши ладошки.

Предложить детям обвести карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.).

Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек. Также ладошки можно вырезать из цветной бумаги и создать аппликацию.

Неоконченный рисунок. Детям даются листы с изображением  недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.
Волшебники. Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».
Волшебная мозаика. Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин. Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить  много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто  сможет сложить из своей мозаики  больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают  неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию  творческих способностей каждого ребенка.
В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы дети применяли и комбинировали разные техники и способы изображения в одной поделке, и при этом не просто копировали усвоенные способы действий, но и учились думать, самостоятельно решать, какую технику и материал использовать, чтобы тот или иной образ получился более выразительным. В процессе занятий я заметила, что на занятиях с использованием нетрадиционных видов художественного ручного труда дети проявляют большую активность и работоспособность, меньше отвлекаются и работают более сосредоточенно, что становится залогом успешной предпосылки к раскрытию творческого потенциала.

Работа  с новыми материалами  полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует  необходимые для творчества  качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность  детей на занятиях художественного творчества создает положительные эмоции. 

Дети активно включаются в творчество, создают интересные работы. Использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки художественного творчества, пробуждает  в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает  детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени  их способностей. 
Темы творческих занятий стараюсь подбирать в связи с психо-физическими и умственными способностями детей. Детям даются задания разной сложности, в зависимости от их способностей. Для качественного развития творческой деятельности детей стараюсь предоставить им свободу в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития из творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку.

Итак, художественное творчество с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:


• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировке на листе бумаги;
• Глазомера и зрительного восприятия;
• Внимания и усидчивости;
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
• Формирование навыков контроля и самоконтроля;
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
А результатом этой работы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.

И в заключении хотелось бы сказать, что работа по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога. Нужно постоянно помнить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного для него уровня развития. Все дети рождаются со своими природными задатками, талантами и возможностями и дети с ОВЗ тому не исключение. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с детьми, убеждают в том, что начатая деятельность необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности.

И хочется вспомнить слова В.А. Сухомлинского «Как гимнастика исправляет тело, так творчество исправляет душу». А состояние человеческой души – главная цель воспитания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!