Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14 города Пугачёва Саратовской области имени П.А.Столыпина»
Роль классного руководителя
в системе воспитания школьников
в условиях реализации ФГОС
второго поколения.
Выступление подготовила
руководитель ШМО
классных руководителей I ступени обучения
Акимова Светлана Юрьевна
2013 год
Г. Пугачёв
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения. (слайд 1)
(слайд 2) В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, возрастают воспитательные функции школы. (слайд 3) При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание. (слайд 4) Главная цель воспитательной работы современной школы: помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выборку идей, т.е. самоактуализацию личности растущего человека. (слайд 5) Главными задачами являются: 1.Раскрытие способностей каждого ученика. 2.Воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
(слайд 6) Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого классного руководителя.
(слайд 7) Итак, каковы же функциональные обязанности и взаимодействия классного руководителя в процессе воспитания личности обучающихся.
(слайд 8) Главной целью классного руководителя является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
(слайд 9 - 10) Основные задачи классного руководителя:
формирование и развитие коллектива класса;
создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
формирование здорового образа жизни;
организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
защита прав и интересов обучающихся;
организация системной работы с обучающимися в классе;
гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
организация социально значимой, творческой деятельности.
(слайд 11) Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом ОУ, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений. (слайд 12) Классному руководителю необходимо знать психолого – педагогические основы работы с детьми конкретного возраста; быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности; владеть современными технологиями воспитания. (слайд 13) Также необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
(слайд 14) Основными функциями классного руководителя являются: организационно – координирующие, коммуникативные, аналитико – прогностические и контрольные. Рассмотрим задачи каждой функции. (слайд 15 – 16)
Организационно – координирующие функции:
обеспечение связи ОУ с семьей;
установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога ДО);
проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся;
взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ;
стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;
ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
(слайд 17)
Коммуникативные функции:
регулирование межличностных отношений между обучающимися;
установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
(слайд 18)
Аналитико – прогностические функции:
(слайд 19)
Контрольные функции:
контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
контроль внеурочной занятости обучающихся.
Классный руководитель в своей деятельности должен использовать разные формы работы: (слайд 20) и индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
и групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):
и коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
(слайд 21) Ребёнок, в первую очередь, (конечно, не считая семью) взаимодействует с классным руководителем, потом уже (слайд 22) с учителями – предметниками, педагогом – психологом, педагогами дополнительного образования, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, а также (слайд 23) с семьями друзей и во внешкольных учреждениях культуры, спорта, здравоохранения и др..
(слайд 24) Только при взаимодействии всех участников образовательного процесса возможно успешное решение задач обучения, воспитания и развития личности в целом. (слайд 25) Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
И в заключении хочется процетировать слова Л.Н.Толстого. (слайд 26)
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель»
Список литературы.
Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.
Новикова Л.И., Караковский В.А., Селиванова Н.Л.. Концептуальные основы теории воспитательных систем. – 220 с.
Подласый, М. П. Педагогика / М. П. Подласый. – М.: Высшее образ-е, 2007. – 540 с. – (Основы наук).
Селиванова Н.Л.Школьный класс / Н.Л. Селиванова. – М., 1988.– 244 с.
Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания / Н.Е. Щуркова. СПб.: Питер, 2005. – 350 с.