«Развитие критического мышления на уроках ОРКСЭ «Основы светской этики»»
Мы все знаем какую значимую роль имеет осознанное чтение у младших школьников. В Федеральном Государственом Стандарте указано: формировать систематическое чтение как средство познания мира и себя, овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста.
Научить детей овладевать смысловым и эстетическим анализом текста, является главной задачей учителя в работе с текстом, учить выделять главное, «отсеивать» второстепенное, анализировать различные стороны явления, при этом развивая коммуникативные, регулятивные, рефлексивные умения. Не объем знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью, а то, как он умеет управлять этой информацией: как ее искать, как наилучшим способом присваивать, как искать в ней собственный смысл, как применять в жизни. На уроках ОРКСЭ в работе с текстом применяю элементы педагогической технологии под названием «Развитие критического мышления через чтение и письмо»(РКМЧП), потому что,в этой технологии тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют .
Формы работы на уроках – индивидуальная работа, в парах, группе и группе сменного состава Уроки с применением «РКМПЧ» идут по алгоритму :вызов, осмысление, рефлексия. Каждая фаза урока: вызов, осмысление, рефлексия направляет учащихся на активизацию и осмысление исследовательской работы.
Технология «РКМЧП» включает в себя более 60 приемов, направленных на формирование нового стиля мышления. В своей деятельности в работе с текстом я использую пока только 6 приёмов: синквейн, инсерт, кластер, толстые и тонкие вопросы, «верите ли вы?», чтение с остановками
Стадия «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысление» – содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание.
Третья стадия – стадия «рефлексии» – размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления - для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.
Приведу пример :
Тема урока «Род и семья»
Форма работы: в парах.
Стадия вызова.
Приём «Кластер»
Отгадав ребус, определите тему урока.
Ребус: 7я
Тема «Семья»
Откройте содержание учебника, найдите страницу и полное название урока.
Дети читают «Род и семья – исток нравственных отношений».
Приём «Кластер» Дети в столбик записывают всё, что знают о теме, затем в парах обмениваются мнениями, информацией. Получился такой ассоциативный ряд:
Папа
Мама
Дедушка
Бабушка
Брат
Сестра
Любовь
Мир
Взаимопомощь
Работа
На доске, всем классом составляется, общий кластер по данной теме, в центре которого находится тема урока, а в окружающих ее квадратиках при помощи вопросов и ответов записать те факты, которые детям нужно узнать на уроке, т.е определить цели урока
Род и семья-исток нравственных отношений
Род
Главная задача семьи
Семья
Роли в семье
Вторая стадия – «осмысление» .Стадия осмысления позволяет учащемуся получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями.
Дети работают в парах . Используется приём «Инсерт»
«Инсерт» - условные знаки при чтении. Этот приём использую на стадии осмысления при работе с текстом. Этот приём заставляет обучающегося читать внимательно, потому что в процессе чтения текста будет делать пометки на полях: "V” - уже знал, «+»- новое, «-» - думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы. После этой работы учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу(записывает только ключевые слова):
"V” - уже знал | |
«+»- новое | |
«-» - думал иначе, | |
«?»- не понял, есть вопросы | |
| |
Эту работу можно предложить выполнять одну на двоих или одну на группу. В качестве домашнего задания можно дать на «разработку» пункты, попавшие в графу «?»
После заполнения таблицы, возвращаемся к общему кластеру. Идёт обсуждение всех тем которые нужно было выяснить на уроке, рассказывают, анализируют, дискутируют. Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важным является умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.
Если дети работали в группах и позволяет время можно использовать приём «зигзаг»( когда дети меняются в группах)
Этап рефлексии. Приём «Синквейн»
Синквейн – это пятистишие. Дети придумывают пятистишие по правилу.
У «синквейна» есть свои правила: 1 строка – название, 2 строка описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными; 3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Семья
любимая, родная
понимаешь, заботишься, прощаешь
в ней –любимый я сынок
гнёздышко моё.
Что такое «толстые и тонкие вопросы» Этот приём использую на стадии «рефлексии» Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать
? тонкие | ? толстые |
кто… что… когда… может… будет… мог ли… как звали… было ли… согласны ли вы… верно… | дайте объяснение, почему… почему вы думаете… почему вы считаете… в чем разница… предположите, что будет, если… что, если… |
Дайте объяснение, откуда произошли фамилии:Волковы, Зайцевы, Медведевы.
Кто по традиции является главой семьи?
Согласны ли вы с тем, что в семье порой главенствуют дети? Предположите, что будет если, главой семьи будет сын или дочь?
Дайте объяснение, почему в семейном кругу люди стали различать и уважать особые неравные отношения(иерархию, субординацию), без которых общество не может существовать?