СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Развитие творческих способностей у учащихся в процессе внеурочной учебной деятельности (ВУД)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление -доклад на школьном методическом объединении.Из опыта работы

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Развитие творческих способностей у учащихся в процессе внеурочной учебной деятельности (ВУД)»

ДОКЛАД

УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

СТАРЦЕВОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ






«Развитие творческих способностей у учащихся по предмету английский язык в процессе ВУД ( внеурочной учебной деятельности)»










ШМО УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

МБОУ «Леснополянская СОШ»

Пушкинский район

Московская область

2018г






Развитие творческих способностей у учащихся по предмету английский язык в процессе ВУД ( внеурочной учебной деятельности)


В современных условиях педагогического процесса общеобразовательных школ проблема формирования творческих способностей у обучающихся английскому языку приобретает особую актуальностью, она является значимой научной проблемой, имеющей историческое, этническое, культурологическое и социально-педагогическое значение.

В процессе ВУД, развитие творческих способностей школьников невозможно без обобщения опыта использования занятий по английскому языку в системе обучения и воспитания, без опоры на конкретный жизненный материал.

Формирование творческих способностей у обучающихся опирается на развитие творческого мышления и особенно таких компонентов как:

  • Аналитические компоненты - соответственно понятийно- логическое мышление - логичность, подвижность, избирательность, ассоциативность, сообразительность, способность дифференцировать и т.д.;

  • Эмоциональные компоненты (чувственно - образное мышление): яркость образов, эмоциональная оценка событий, фактов, явлений и т.д.

  • Созидательные компоненты (наглядно-действенное мышление): поиск рациональных путей решения, нестандартность (проявление индивидуальности, оригинальности, преодоление стереотипов), умение предвидеть результат, стремление синтезировать лучшие знания и умения в деятельности, выбор наиболее приемлемого решения из возможных вариантов и умение обосновать правильность выбора.

Проанализировав свои уроки и уроки моих коллег, можно прийти к выводу, что развитие творческих способностей учащихся на занятиях по английскому языку будет более эффективным, если будут учитываться следующие условия:

-необходимость профессионального мастерства, компетентности преподавателя;

-наличие высокой материально-технической базы школы и хорошее взаимодействие методической и социально-педагогической служб.

-наличие благоприятного психологического микроклимата в школе;

-доверительные отношения;

занятия проводятся под квалифицированным, научно-обоснованным руководством творческой деятельностью детей;

-процесс формирования творческих способностей непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью;

-педагогические приемы, формы и методы обучения английскому языку
соответствуют возрастным индивидуальным особенностям и психофизиологическим возможностям подростков, реализация общения с детьми через игру;

-использование системы личностно - и социально- значимых учебно-творческих заданий разного уровня сложности, ориентированная на индивидуальность ученика, степень его подготовленности;

-отказ от административно-командных форм и методов работы;

-формирование и развитие положительных качеств личности (творческий потенциал, эмоциональная отзывчивость, художественный вкус, трудолюбие и др.

Приобретение знаний, умений и навыков самостоятельной работы приучает учащихся к творческой работе, развивает творческое мышление, создает предпосылки для их применения в системе профессиональной деятельности, совершенствует способности устного и письменного общения, отдавая предпочтение выражению мнений, эмоций и чувств, а также умению аргументировать. Чем больше разнообразных заданий используется, тем эффективнее результаты.

Можно выделить следующие формы работы над развитием творческих умений:

  • ведение портфолио;

  • использование песен и стихов, спектакли;

  • применение компьютерных программ,

  • защита рефератов и проектов, презентации

  • деловые игры, конференции;


Наиболее отчетливо направления творческой деятельности учеников проявляются в их увлечениях. Они мастерят что-либо из природного и иного материала, увлекаются литературой, ведут дневники, занимаются фотографией, собирают коллекции, общаются с природой, переписываются с зарубежными друзьями, ищут необычное в обычном и повседневном и т.д. Подобные увлечения могут использоваться для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках ВУД иностранного языка. По просьбе учителя, дети приносят на урок фотографии, открытки, письма, предметы из своих коллекций, которые оживляют общение на иностранном языке, делают это общение более содержательным, близким и интересным для его участников. Задача учителя заключается в том, чтобы глубоко изучать и знать увлечения школьников, использовать их для творческого самовыражения учащихся на уроках.

Согласна с мнением. что в практике обучения иностранным языкам в России широко и успешно используется метод проектов, который приобщает учащихся к исследовательской деятельности, развивает их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Проектная деятельность значительно расширяет и углубляет знания учащихся в процессе работы над темой, учит взаимодействовать друг с другом, овладевать умением пользоваться языком, формирует общеучебные интеллектуальные умения работы с информацией на английском языке. Мысль детей в этом случае занята тем, как решить проблему, какие рациональные способы решения выбрать, где найти убедительные аргументы, доказывающие правильность выбранного пути. При выполнении творческих заданий ученики используют дополнительную литературу, средства массовой информации, возможности Интернета. Есть возможность развивать регулятивные универсальные действия:

-удерживать цель деятельности до получения её результата

-планировать решение учебной задачи

-корректировать деятельность

-осуществлять итоговый контроль

-оценивать результаты деятельности (своей,чужой)

-анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной

(неуспешной) деятельности

Систематически используя технологию проектов ( самостоятельно и в технологии портфолио) хочу поделиться опытом. Шаги работы над проектом:

  1. Стимулирование, презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике. Другими словами, я провоцирую учащихся на проектную работу: I’ve got a new pet. Would you like to learn something about it? Ask me questions! And what about you? Perhaps you’ll do a project about your pet. (слушание/говорение) активизируем.

  2. Choose the topic of the project. Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы (мозговой штурм). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез. На этапе идёт работа со все классом, дети высказывают пожелания, спорят, предлагают что-то (формы ведения дискуссии).

  3. Practising Language skills. Учитель помогает учащимся с подбором лексики (постановка вопросов, косвенная речь).

  4. Designing the presentetion. Обсуждение методов проверки из принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по гипотезе), обсуждения возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов.

  5. Учащиеся работают в группах, составляя вопросники, surveys для охвата темы проекта (письмо, говорение).

  6. Сбор информации анкетированием, интервьюированием (говорение/письмо + чтение/слушание).

  7. Коллажирование информации/презентация. При этом учащиеся могут работать индивидуально и в группах.

  8. Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих Организация и дисплей материала: объединение всего материала в единое целое и получение конечного продукта. А это может быть стенгазета, путеводитель по городу (району, квартире), книга-раскладушка, небольшая презентация, конференция, журнал и т.д.


Как учитель. я широко использую метод проектов в своей практике со 2 по 11классы, естественно с учётом возрастных особенностей. Если в начале изучения языка это простые проекты без презентации на такие темы, как «О себе», «Моя семья», «Моя любимая игрушка», «Мой домашний питомец» (используя портфолио к Умк «.Spotlight) В старших классах я стараюсь задавать такие проекты, как:

  • Healthy way of life

  • A job interview.

  • Let’s make our town prosper

  • National costumes

Проявление творческих способностей личности учащихся можно пронаблюдать на уроках ВУД английского языка в организации работы на примере работы с текстом. Любая работа с текстом или маленьким его фрагментом начинается с того, что художественное высказывание воспринимается детьми на слух или зрительно. И на этом этапе важно создание таких проблемных ситуаций, которые бы помогли ввести учащихся в систему художественных образов этого текста. Процесс восприятия текста (отрывка) и работа по прочитанному организуется с помощью разных заданий-вопросов типа:

  • Как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом отрывке? По каким признакам вы догадались об этом?

  • Посмотрите на иллюстрации и догадайтесь, о чём будет текст?

  • Как вы понимаете название текста? О чём может быть рассказ

  • Нарисуйте иллюстрацию к прочитанному тексту.

При осмыслении лингвистических средств создания образности художественного текста ученики должны осознать изобразительно-выразительные возможности тех явлений, которые изучаются на уроках. Красота иностранного языка открывается детям в процессе такой работы. Например, такие типы заданий-вопросов:

  • Выпишите из текста слова, с помощью которых передаются краски весны, лета и т.д. Только ли прилагательные вам придется выписать, почему?

  • Назовите слова, которые помогают описать портрет?

  • Укажите синонимы, антонимы. Почему именно это слово употреблено?

  • Какие звуки преобладают и почему? и т.д.

Применение таких проблемных ситуаций в учебном процессе дает возможность формировать у учащихся познавательные УУД:

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

-использование различных способов поиска, сбора,обработки,анализа,организации, передачи и интерпретации информации

Коммуникативные УУД:

-активное использование речевых средств и средств информационных и ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач

-характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определённому классу

-составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать,пересказывать по плану

Внеклассную работу можно разделить на несколько этапов, при этом каждому этапу соответствует определенный возраст учащихся. Следует помнить, что учебный план и содержание языкового и страноведческого материала, используемого при подготовке и проведении досуговых мероприятий, должно соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся, отражать их реальные потребности и интересы в общении и познании.

• Первый этап — начальный уровень обучения ( 1—4-й классы). На данном этапе у детей прекрасно развита долговременная память. Учащиеся быстро заучивают простые рифмовки и песенки, даже спустя многие годы они отлично помнят речевые образцы и лексические единицы, выученные в начальной школе. В шестилетнем возрасте происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной. При этом игры сохраняют свою ведущую роль. Ведение портфолио очень важно на этом этапе, т.к. активно развивает все УУД, в сочетании с творческой деятельностью.

  • Второй этап — средний уровень обучения (5—8-й классы). Учащиеся на данном этапе уже достигли определенного уровня владения иностранным языком. Внеурочная работа в 5—8-м классах может быть представлена всевозможными соревновательными мероприятиями типа КВНа, «Звездного часа», игры «Самый умный», а также постановками сказок и других произведений зарубежных писателей. Данный этап характеризуется имитационными способностями учащихся, их любознательностью и потребностью в познании нового, необычного.

  • Третий этап — продвинутый уровень обучения (9—11-й классы). Данный этап имеет огромное воспитательное значение. Совместная работа над подготовкой школьных сценических постановок — это прекрасная возможность дать каждому ребенку шанс проявить свою творческую индивидуальность, ненавязчиво обучая его работать в команде, уважительно и толерантно относиться к мнению одноклассников. Данный этап предполагает проведение научно-практических конференций, олимпиад, творческих вечеров, постановок спектаклей и фестивалей. Учащиеся данного уровня обучения могут быть организаторами общешкольных мероприятий, таких как Рождество или День Святого Валентина.

На всех этапах обучения, готовясь к внеурочным мероприятиям, огромное внимание следует уделять изучению песен и стихов, рифмованный текст которых помогает легко и быстро усваивать незнакомые слова, позволяет отрабатывать некоторые грамматические структуры, снимать фонетические трудности. На смотрах достижений присутствие учащихся младших классов будет очень полезно, так как даст возможность учителю заинтересовать их новым предметом и приобщить к проведению праздников.

Использование в настоящее время таких коллективных форм работы (обучение в сотрудничестве) способствует реализации воспитательных целей обучения: школьники становятся субъектами общения, учатся воспринимать, осмысливать и оценивать позицию другого человека, регулировать свое поведение согласно условиям общения. В данном виде деятельности формируется человек культуры — творческая личность.



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!