СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Развитие познавательной активности на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе названы приёмы для развития познавательной активности на уроках математики

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Развитие познавательной активности на уроках математики"»

Современная дидактика интенсивно развивается, пополняясь новыми концепциями, подходами, технологиями обучения, отражающими запросы меняющегося общества и практические наработки в образовании.

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся всегда была одной из наиболее актуальных в теории и практике обучения. В поисках путей ее решения педагоги осваивали исследовательские и поисковые методы, нестандартные формы проведения занятий, дидактические игры и т. п.

В последнее время интерес педагогов направлен на освоение активных и интерактивных форм и методов обучения, основанных на деятельностных и диалоговых формах познания. Сейчас уже для теоретиков и практиков образования очевидно, что главными факторами развития личности являются предметно-практическая деятельность и взаимодействие между людьми. Действительно, как показывает многолетний опыт работы в системе профессионального образования, обучение бывает эффективным и достигает хороших результатов, если:


- учащиеся открыты для обучения и активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса;


- получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала;


- могут практически подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в ближайшее время в жизни и профессиональной деятельности;


- могут быть самими собой, не боятся выражать себя, допускать ошибки, при условии, что они не подвергаются за это осуждению и не получают негативной оценки.


В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является «активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения» [Бадмаев Б.Ц.].

Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.

Обучающийся включается в процесс учебной деятельности с разной степенью активности. Г. И. Щукина выделяет репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительский и творческий уровни активности учащихся, что соответствует одной из классификаций методов обучения. Т. И. Шамова также различает три уровня познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий, положив в основу образ действия. Первый уровень, воспроизводящий, характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить, воспроизвести полученные знания, овладеть способами выполнения действий по образцу. Интерпретирующий уровень предполагает желание постичь смысл изучаемого, применить знания и освоенные способы деятельности в новых учебных условиях. Творческий же уровень предусматривает готовность учащихся к теоретическому осмыслению знаний, пониманию связей между предметами и явлениями, самостоятельному поиску решения проблем.

В зависимости от уровня познавательной активности обучающихся в учебном процессе различают пассивное и активное обучение.

При пассивном обучении учащийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем или другим источником знаний. Обычно это происходит при объяснении материала учителем, чтении литературы, демонстрации. Учащиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных, поисковых заданий.

При активном обучении учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.

В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин предложили свою классификацию методов обучения, причем в каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности обучающихся нарастает: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, проблемное изложение, частично-поисковый, или эвристический метод, исследовательский метод.

Источник активности большинство практиков и теоретиков ищут в самом человеке, его мотивах и потребностях; познавательная активность определяется как «личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в особым образом организованном процессе познания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся».

Вторая группа исследователей ищет источники активности в естественной среде, окружающей человека, и рассматривает факторы, стимулирующие активность обучающихся. К таким факторам, в частности, относят:

1) познавательный интерес;

2) творческий характер учебно-познавательной деятельности;

3) состязательность;

4) игровой характер проведения занятий;

5) эмоциональное воздействие вышеназванных факторов.

Третий подход связывает источники активности с личностью преподавателя и способами его работы. В качестве способов активизации обучения исследователи выделяют:

- проблемность, взаимообучение, исследование, индивидуализацию и самообучение, механизм самоконтроля и саморегулирования;

- создание условий «для новых и более высоких форм мотивации; вооружение учащихся новыми и более эффективными средствами «для реализации своих установок на активное овладение новыми видами деятельности, знаниями и умениями»; интенсификацию умственной работы учащегося «за счет более рационального использования времени учебного занятия, интенсификации общения ученика с учителем и учеников между собой».


Ряд исследователей (Б. Ц. Бадмаев, М. Новик, С.Д. Смирнов, А. М. Смолкин, Л. Г. Семушина, Н. Г.Ярошенко и др.) выделяют активные методы обучения, подразумевая под ними « ... те методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе». К таким методам В.Я.Ляудис, Б. Ц. Бадмаев относят методы программированного обучения; методы проблемного обучения; методы интерактивного (коммуникативного) обучения.

Четвертая группа авторов видит источник активности в формах взаимоотношения и взаимодействия преподавателя и обучающихся и полагает, что проблема развития активности обучающихся и их потребности в самообразовании успешно решается в рамках интерактивного обучения (В. Б. Гаргай, Е. В. Коротаева, М. В. Кларин и др.).

Многие исследователи отмечают, что для преподавателей любой ступени образования очень важны установки на выстраивание открытых, доверительных, доброжелательных отношений с учащимися, умение использовать для этого специальные социально-психологические, дидактические и личностные средства.

О проблеме познавательной активизации в начальной школе я расскажу на предмете «математика».

«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательнее» Блез Паскаль.

Как активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке? Как заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над математическими заданиями, вопросами, задачами? Во всяком случае, не принуждением, которое угнетает ребенка, не способствует развитию учебной мотивации.

Многие задачи занимательного характера передавались из поколения в поколения, сейчас на их основе составляются новые задачи, так как именно они служат формированию полезных мыслительных навыков. Задачи с поэтическим оформлением (задачи в стихах) в начальных классах просты и доступны по содержанию, их темы близки и связаны с жизнью и деятельностью детей. Использование энциклопедических сведений в математических заданиях, задания с природоведческим и историческим сюжетом позволяют детям увидеть неразрывную связь математики с окружающим миром, расширяют их кругозор, обогащают активный словарный запас. В логических играх путем «цепочки» несложных умозаключений, дети предвидят, предугадывают необходимый результат, ответ. Высказывая суждения и умозаключения, ребенок приобретает необходимые азы логического мышления, а также учится правильной, четкой, лаконичной речи.

Интерес и игра - вот средства, которые способны организовать детей на активную умственную деятельность, вовлечь в поиск, приобщить его к творческой работе на уроке. Игра помогает ребенку быть успешным, смышленым, усидчивым, любознательным, смекалистым.

Вызвать у детей интерес к отдельным заданиям и математике в целом помогут оригинальные задания, загадки, ребусы и кроссворды, экскурс в прошлое математики и замечательные математические игры во внеурочное время. Цель этих мероприятий не только привлечь внимание детей и вызвать у них удивление, но и сделать интерес к математике достаточно стойким, помочь овладеть математическими умениями не только сильным ученикам, но и тем, для которых данные школьный предмет является наиболее сложным.

Знакомство с миром чисел и цифр, действий над ними служит основой для проникновения в сознание ребят чувства прекрасного в самой математике.


Интерес детей к математике невозможен без интереса к предмету со стороны учителя. Включение в урок и во внеклассную работу интересных заданий, ребусов, головоломок, задач, выходящих за рамки учебника, позволяют детям видеть перед собой увлеченного учителя, проявляющего интерес к математике, содействующего развитию их математических способностей.

Нестандартные задания позволяют с одной стороны развить интерес у ребенка, а с другой стороны - разнообразить работу учителя на уроке. Занимательность и игровые моменты, вносимые в учебный процесс, помогают снять усталость и напряжение на уроке.


Примеры занимательных и интересных заданий:

1. Стихи + энциклопедические знания

Математические знаки

Как нету на свете без ножек столов,

Как нету на свете без рожек козлов,

Котов - без усов

И без панцирей - раков,

Так нет в математике

Действий без знаков.


Первыми математическими знаками были цифры. В конце ХV века француз Н. Шюке и итальянец Л. Пачоли впервые написали знаки сложения и вычитания: р, m (от латин-ского plus и minus). А немецкие математики ввели современные обозначения «+, и «-».

В начале ХVII века вошли в употребление знак равенства и скобки: квадратные «[ ]» предложил итальянский математик Р. Бомбелли, круглые «( )» - итальянский математик Н. Тарталья, фигурные «{}» - Ф. Виетт.

В 1556 году английский математик Рекорд ввел знак равенства «=», которым пользуются и поныне.


Единица

Единица так стройна,

Как портняжная игла.

Даже носик у иголки

Тоже стройный, тоже тонкий.


Чисел много, числам тесно

Ведь у чисел нет границ,

Но все числа, как известно

Состоят из единиц!


Знайте все, без единицы,

Хоть на вид она мала

Не могло бы появиться

Ни единого числа!


Чтоб измерить мощность вала,

Силу ветра, скорость птиц,

Надо выдумать немало

Всевозможных единиц.


Единица - первое число натурального ряда, а также одна из цифр в десятичной системе счисления. Считается, что обозначение единицы любого разряда одним и тем же знаком (довольно близким современному) появилось впервые за две тысячи лет до н.э. в Древнем Вавилоне.


2.Название чисел и воспитательный момент, связь с окр.миром

Пятый - полосатый

Ведь надо ж этому случиться -

У рыжей матери-тигрицы

Не стало молока.

А кто утешит,

Накормит, вылижет, причешет

Малого сынка?

Он на полу лежит пластом.

Бурчит в животике пустом.

Кормилица ему нужна,

Пока родная мать больна.

У Милки четверо щенков,

Хороших, толстых сосунков.

И вдруг явился пятый,

Какой-то полосатый!

И сразу шерсть у Милки

Встала на затылке.

А он совсем еще слепой.

Он тычет мордочкой тупой ...

Он натолкнулся на щенков

И примостился около.

И все семейство, пять сынков,

Весело зачмокало.

А. Кардашова

3.Игровые моменты

А)«Кто быстрее посчитает до 10 и обратно?»


Б)

В) «Виноград»

Сладок вкус у винограда и приятен.

Очень запах винограда ароматен.

Только чтобы виноград тот сорвать,

Нужно нам секрет его разгадать.

- Какие числа нужно поставить в «пустые» виноградинки?

Секрет- каждая пара верхних виноградин образует число, записанное в нижней виноградинке.

Г) «Числовые бабочки» (состав числа)


Д) «Сколько лет букашке было?»

Говорят, что число чёрных пятнышек на спинке божьей коровки показывает сколько ей лет. Над каждой божьей коровкой цифра, которая показывает сколько лет божьей коровке сейчас. Нарисуйте то количество точек на спинке каждой букашки, сколько ей было лет в прошлом году.


Е) «Пятачок считает шары»


Ж) Головоломки

З) Примеры царя и царицы


и очень много других…….







4.Ребусы



и другие интереснейшие задания из книги «Учим математику с увлечением»

(составители А.В.Кочергина и Л.И.Гайдина)

Для развития познавательной активности можно использовать игры, эстафеты, тесты, предметные недели, олимпиады, выпуск газет, интегрированные уроки и др.

Материал по теме можно найти в журналах «Начальная школа», газетах «Начальная школа», журналах «Начальное образование», «Завуч начальной школы»,

книгах И.Г.Сухина «Занимательные материалы», Т.И.Тарабариной, Н.В.Ёлкиной «И учёба, и игра: математика» и другой литературе, а также на дисках для начальной школы

и в Интернете.



























МБОУ гимназия №5 г. Морозовска










Выступление на педсовете по теме:

«Развитие познавательной активности

на уроках математики»







Учителя начальных классов

Кнышовой М.Е.



Морозовск

2012


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!