СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Развитие мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта на уроках в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе отражена  актуальность рассматриваемого вопроса. Представлены рекомендации по развитию мелкой моторики детей с нарушением интеллекта.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Развитие мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта на уроках в начальной школе"»

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Хамутовская А.В.

учитель начальных классов

ГКОУ РО Новочеркасская

специальная школа-интернат №1

Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика). Мелкая моторика – движение пальцев рук.

В.А.Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

Роль развития мелкой моторики рук очень велика. С развитием мелкой моторики рук напрямую связано развитие умственных способностей и речи. Стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. А чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствует ускорению дефектов речи.

В норме если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно у него хорошо развиты память, внимание и логическое мышление. Ребёнок с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.

Давно известно,какие трудности испытывают дети с нарушением интеллекта, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать.  Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие  оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребёнка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Перед учителем встаёт задача – развитие двигательных и познавательных способностей. Она реализуется через развитие:

  1. Двигательной области коры головного мозга.

  2. Речевой области коры головного мозга.

  3. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.

  4. Координации крупных движений  и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков.

  5. Пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве.

  6. Формирование навыков учебной деятельности.

Реализация этих задач с учётом  возрастных особенностей детей с ОВЗ способствует их интеллектуальному развитию.

На уроках в коррекционной школе развитию мелкой моторики необходимо уделять особое внимание. От задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя ЦНС и способствуя её развитию.

Работу по развитию мелкой моторики у детей надо проводить систематически, уделяя ей не менее 3-5 минут на каждом уроке.

Существуют различные виды упражнений по формированию мелкой моторики.

  1. Кинезиологические упражнения.

  2. Упражнения с карандашом.

  3. Упражнения со специальными гимнастическими приспособлениями (валики, мячики, кольца).

  4. Пальчиковая гимнастика.

  5. Работа с мелкими предметами.

  6. Упражнения из практической жизни для развития общей и тонкой моторики.

  7. Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

Кинезиологическиеупражнения

Эти упражнения направлены на развитие межполушарной  специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизации работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

Использование кинезиологических упражнений  на уроках повышают работоспособность детей, активизируют интеллектуальные процессы, способствуют развитию мелкой моторики.

Если при работе в быту с различными предметами мы активно используем, в основном большой, указательный, и средний пальцы рук, то при выполнении кинезиологических упражнений задействуем и безымянный с мизинцем.

Примеры упражнений:

  1. Колечко.

  2. Кулак-ребро-ладонь.

  3. Лезгинка.

  4. Зеркальное рисование.

  5. Ухо-нос.

  6. Змейка.

  7. Горизонтальная восьмёрка.


Упражнения с карандашом

  1. Взять карандаш между ладонями и потереть. Послушать левым ухом, правым ухом, как «шумит карандаш».

  2. Поставить локти на стол. Взять карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки и покрутить его вперёд и назад. Отложить карандаш, опустить руки, встряхнуть ими.

  3. Игра «Тихо-громко». Мама курица позвала цыплят поклевать зёрнышек. Цыплята клевали их тихо, они маленькие, а мама-курица – громко, она большая.

  4. Взять карандаш и зажать его указательными пальцами обеих рук. Вращать руки с карандашом то в одну, то в другую сторону. Карандаш вращается в горизонтальной плоскости.

  5. Поставить локти на стол. Взять один карандаш между указательными пальцами обеих рук, а другой между средними пальцами и соединить их. Раздвинуть указательные и средние пальцы обеих рук одновременно вместе с карандашами и снова соединить их.

  6. Взять 2 карандаша указательными и средними пальцами ( как в упр.5). Повернуть зажатые между пальцами карандаши вертикально так, чтобы два пальца правой руки были сверху, а два пальца левой руки поддерживали карандаши снизу. Карандаши вращаются в вертикальной плоскости.


Упражнения со специальными приспособлениями (валики, мячики, кольца)

    1. Сжимание и разжимание кольца, мяча.

    2. Зажать массажный  мяч или валик между ладонями и покатать.

    3. Нанизывание колец на пальцы и снятие их.


Пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Поначалу обучаем детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляем упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленномтемпе. Следим  за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работаютпо подражанию. Затемстепень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.


Работа с мелкими предметами

1. Нанизывание бусин.

2. Работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины.

3. Работа с фасолью (выложить контур рисунка фасолью).

4. Работа со счётными палочками.

5. Работа с бумагой.

6. Лепка (глина, пластилин, тесто)

7. Шнуровка на специальных рамках, ботинок.

8. Завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке (макраме).

9. Работа с проволокой, скрепками (цепочка из скрепок).

10. Закручивание шурупов, гаек.

11. Игры с конструктором, кубиками.


Упражнения из практической жизни для развития общей и тонкой моторики

1.Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку.

2.То же, но на одном стакане сделайте метку, до какого уровня можно наливать воду, а в другой стакан налейте заведомо больше воды.

3.Воду из одной емкости в другую можно переносить при помощи одноразового шприца или губки.

4.Вместо переливания ребенок может пересыпать крупу из одной емкости в другую.

5.Подметание пола. Чтобы движения ребенка при выполнении этого задания не были хаотичными, нарисуйте на полу или разметьте изоляционной лентой небольшой квадрат. Вокруг него рассыпьте что - нибудь, например, косточки абрикоса, и покажите ребенку, как нужно сметать мусор в центр квадрата. После того как все сметете в одну кучку, дайте ребенку совок и ведерко для сбора «мусора».

6.Разделение сыпучих веществ. Смешайте гречневую крупу и манку в миске. Рядом поставьте еще одну миску и положите на нее ситечко. Пусть ребенок ложкой насыпает смесь в ситечко и перемешивает смесь. Когда вся манка ссыплется в миску, гречку из ситечка ребенок должен пересыпать в баночку.

7.Хорошее упражнение для развития координации движений – складывание салфеток по размеченным линиям.

8.Налейте в неглубокий тазик воды и бросьте в него или теннисные шарики, или «скорлупки» откиндер – сюрприза. Пусть ребенок вылавливает их при помощи ложки с прорезями и складывает в тарелочку.

9.На края мисочки нацепите обыкновенные прищепки. Их нужно будет снять и опять одеть на край. Приготовьте разные по размеру полиэтиленовые бутылки из-под воды, шампуня, пузырьков, духов и др., и пусть ребенок отвинчивает и навинчивает пробки, подбирая по диаметру.

10.Хорошим занятием послужит игра с телефоном

11.Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее.

12.Игра «поймай рыбку»: сделайте удочку с магнитом на конце, а из жестяных банок вырежьте рыбок. Рыбок нужно положить на поднос, и ребенок должен при помощи удочки перенести их на другой поднос.


Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук

1.Ребёнок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким – либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5-10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

2.Опознание фигур, цифр или букв, «написанных» на правой и левой руке.

3.Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант- ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

4.Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописанных букв. Затем опознание слепленных букв с закрытыми глазами.

5.Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму- то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или подвигаться по рисованному заранее лабиринту ( наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка). И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

6.Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотичных линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие – нибудь предметы ( забор, дождик, волны), буквы и д.т.

7.Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнить задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

8.Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

9.Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

11.Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

12.Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок – глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе : «Кыш!».

Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.

Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук и крупные движения тела,  мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребёнка.


Литература

  1. Беззубцева В. Г. Развиваем руку ребенка, готовим её к рисованию и письму [Текст] / В. Г. Беззубцева, Т. Н. Андриевская.- М.: ГНОМ и Д, 2003. - 120 с.

  2. Гареева Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / Н. Гареева // Дошкольное воспитание - 2002. - № 6. - С. 75 - 79.

  3. Власова Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А.Власова, М.С. Певзнер. М.: Академия, 2002. - 207 с.

  4. Гаврина С.Е. Развиваем руки –чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / С.Е.Гаврина- «Академия развития»,2007.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!