СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Развитие мелкой моторики на уроках швейного дела у обучающихся, имеющих трудности в обучении»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Развитие мелкой моторики на уроках швейного дела у обучающихся, имеющих трудности в обучении»»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»












Доклад

«Развитие мелкой моторики на уроках швейного дела у обучающихся, имеющих трудности в обучении»













Учитель швейного дела: Хасанова К.Н.














Развитие мелкой моторики на уроках швейного дела у обучающихся, имеющих трудности в обучении


«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».

В.А. Сухомлинский


Трудовое воспитание и обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья является важным звеном в системе коррекционной педагогики и психологии. Именно поэтому многие авторы в своих исследованиях раскрывают развитие мелкой моторики рук средствами трудовой деятельности. В. П. Кащенко писал, что ручной труд «должен занять доминирующее место среди остальных предметов - он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на ребёнка».

Одной из особенностей обучения обучающихся швейному делу на начальном этапе, является низкая самостоятельность в труде и ограниченная двигательная сфера трудовых навыков. А это значит, неумение самостоятельно ориентироваться в задании, неумение планировать выполнение своей работы, затруднение в выполнении однотипного задания. На всех этапах обучения обучающиеся показывают трудности в речевом общении, так как у них малый словарный запас активного словаря. Они затрудняются провести речевой анализ своего изделия, описать его сложные операции или указать существенные признаки. Мешает усвоению трудовых навыков и двигательная недостаточность, которая проявляется в неумении синхронно работать руками на швейной машине, а также регулировать силу ручного или ножного нажима.

Процесс развития ребёнка, в значительной степени - процесс развития движения. На уроках швейного дела обучающиеся овладевают элементарными приёмами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление изделий требует от ребёнка ловких движений, а в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими, появляется согласованность в работе глаза и руки, совершенствуется координация движений, точность в выполнении действий. В процессе обучения швейному делу образуется система специальных навыков и умений у обучающихся.

Работая с детьми, испытывающими трудности в обучении, приоритетной целью своей деятельности я определила развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук в коррекционной работе.

Для реализации цели определила следующие задачи: выявить индивидуальные способности обучающихся в развитии мелкой моторики; развивать тактильную чувствительность рук обучающихся; сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью; подготовить руку ребёнка к шитью.

Для решения задач использую следующие средства:

  • использование физкультминуток, где движения обучающихся сочетаются с речью, такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание);

  • пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребёнка, улучшают функции рецепторов проводящих путей, в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит - развивают речь.

  • игры (дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые), которые позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использую разнообразные приёмы: пальчиковую гимнастику; шнуровку на различных предметах; сматывание шерстяной пряжи в клубки; завязывание и развязывание бантов, узлов; застёгивание пуговиц, молний, крючков; вышивание; вязание крючком и на спицах.

Для эффективности коррекционной работы соблюдаю принципы:

Принцип осознания совершаемых действий. Действия сопровождаю проговариванием этих действий. Например: "Какой пальчик сейчас работает?", " Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?" и т.д.

Принцип развёрнутости освоения навыков. Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена при разном количестве занятий. Поэтому отрабатываю навыки освоения движений обучающихся в оптимальном именно для него режиме.

Принцип обратной связи. По ходу урока комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребёнка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

В работе по развитию мелкой моторики задания подбираю с учётом их постепенно возрастающей сложности, учитываю индивидуальные особенности ребёнка, темп его развития, возможности, настроение. Работу провожу регулярно, систематически, соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребёнка. Повышаю у обучающихся интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру. Забочусь о том, чтобы деятельность ребёнка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к урокам и процесс обучения и развития формирует у обучающихся положительную мотивацию.

Продумывая работу с обучающимися, имеющими трудности в усвоении программного материала, я выбираю изучение свойств материалов, легко поддающихся ручной обработке (ткань, нитки для вязания и вышивания). На первых этапах обучения дети упражняются в обведении деталей по шаблонам, вырезании их и наклеивании на фон (аппликация из ткани). Это способствует улучшению моторики мышц рук, зрительно – двигательной координации. Постепенно технические умения и навыки совершенствуются, и я предлагаю новые виды работ. Девочки уже не просто выполняют аппликацию – панно, а выполняют работу в стиле лоскутной техники.

Обучающиеся с ярко выраженными недостатками развития, как правило, занимаются с другими более сохранными детьми, к таким ученицам применяю индивидуальный подход. Например, изучая тему «Вышивание», предлагаю выполнить вышивку швом «вперёд иголка» по заранее нарисованному узору или пришить аппликацию петельным швом, в то время как остальные ученицы самостоятельно занимаются вышиванием.

Очень важно вовремя подбодрить ребёнка, укрепляя его веру в собственные силы. В коррекционной школе особенно важен индивидуальный подход, в связи с большой неоднородностью детей по способности к обучению. Обучающиеся различаются по характеру и темпераменту, по темпу работы и мотивации учения. Непосредственно в учебном процессе оптимальные условия создаются с помощью методов и приёмов дифференцированного подхода. Так, обучая всех детей приёмам вязания, слабым даю задание перемотать клубки или распустить связанное изделие. Когда основная группа уже самостоятельно выполняет работу, приступаю к индивидуальному обучению приёмам вязания. Иногда одна работа выполняется несколькими детьми (каждый изготавливает один элемент), а затем создается общая композиция.

Опыт работы показывает, что планомерная работа по развитию мелкой моторики рук на уроках швейного дела способствует: развитию у детей произвольного внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности, чувства ритма; развитию глазомера и координации движения пальцев; правильному использованию материалов, инструментов. Дети приобретают практические навыки и умения. У них развивается речь, воображение, фантазия, воспитывается аккуратность, терпение, настойчивость, стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца.



































Использование здоровьесберегающих технологий

на уроках профессионально-трудового обучения.


Из опыта работы учителя швейного дела

ГБОУ «Новобрянская » для обучающихся с ОВЗ»

Медведевой Г.С.


В нашей школе мы работаем с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Поэтому перед нами стоит важная задача: сохранить здоровье детей, скорректировать их недостатки, а самое главное научить детей трудовым умениям и навыкам, способствовать их дальнейшей адаптации в современном обществе

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения:

  • обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе;

  • сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.


На уроках швейного дела дети проводят значительную часть учебного времени. От организации урока зависит качество профессиональной подготовки и сохранения здоровья воспитанников.

Можно выделить несколько требований по здоровьесбережению учащихся, которые мы выполняем на уроках: гигиенические требования, поддержание правильной осанки,

соблюдение правил техники безопасности, сохранение зрения, благоприятный психологический климат на уроке, коррекционная направленность урока, проведение физминуток, доступность задания, смена видов деятельности на уроке.


Гигиенические условия в кабинете швейного дела: светлые тона стен, выкрашенные эмульсионной краской; возможность вымыть руки с мылом тёплой водой; соблюдение температурного режима, своевременное проветривание кабинета; рациональное освещение всего класса, индивидуального рабочего места и школьной доски; рабочие места учащихся расположены так, чтобы естественный свет падал на них слева, а при необходимости можно закрыть или открыть шторы на окнах, включить дополнительный верхний свет; кроме того, все швейные машины снабжены электроосвещением.


Одним из требований здоровьесбережения обучающихся является правильно построенная коррекционная работа. Таким образом, каждый урок стараюсь построить так, чтобы в ходе всего учебного процесса прослеживалось обеспечение условий для формирования высших форм психической деятельности ребёнка. Чтобы на каждом этапе уроке осуществлялось педагогическое воздействие на различные особенности аномального развития личности, включающее: обогащение представлений ребёнка об окружающем мире, формирование профессиональных навыков и навыков самообслуживания, исправление дефектов личности ребёнка.

Для реализации коррекционной направленности, активизации познавательной деятельности использую передовые педагогические технологи, продумываю формы и методы проведения каждого урока, изготавливаю различный дидактический материал: технологические карты, карточки контроля образцы поузловой обработки изделия, кроссворды, ребусы, графические диктанты ит.д.

Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать коррекции и развитию высших психических функций, коррекции пробелов в знаниях, формированию познавательных способностей. С целью коррекции мышления на уроках вниманию учащихся предлагаю различные задания с компьютерной анимацией на основе упражнений в узнавании, сравнении, анализе и синтезе. Но при всех достоинствах применения компьютерных технологий на уроках, надо помнить, что с целью здорвьесбережения, использование компьютера необходимо ограничить во времени.

Активное восприятие материала стараюсь поддерживать за счет смены деятельности:

Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

Виды деятельности, используемые на уроках швейного дела:

опрос учащихся;

ответы на вопросы;

записи в тетради;

беседа, рассказ, чтение;

слушание;

демонстрация материалов с применением ИКТ;

рассматривание наглядных пособий,

выполнение практической работы.


Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли полноценно заниматься трудовой деятельностью, их движения должны быть точными, скоординированными. Поэтому при обучении швейному делу большое внимание уделяю правильному выполнению трудовых приёмов и правильной рабочей позе во время выполнения приёмов.

Выполнение практических заданий на уроке способствует укреплению здоровья. При физической нагрузке включаются различные группы мышц, происходит развитие мелкой моторики пальцев рук. При этом необходимо следить за правильной посадкой, чтобы учащиеся спины держали ровно и сильно не наклонялись к работе, а дети, которые имеют недостатки зрения, работали в очках.

В ходе выполнения практического задания обязательны целевые обходы учителем рабочих мест и дифференцированная работа с учащимися.

Проведение обходов рабочих мест выполняю:

  • с целью проверки правильности выполнения задания;

  • с целью проверки правильной рабочей позы во время выполнения задания;

  • с целью проверки соблюдения правил Т.Б;

  • с целью дополнительного инструктирования и оказания помощи учащимся.


Применение дифференцированно обучения на уроках швейного дела позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей снижается темп опроса, даётся время на обдумывание, подготовку. При выполнении практического задания проводятся дополнительные инструктажи, и даётся дополнительное время на обработку изделия.

При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность, испытывает интерес к учебе и с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, открыт в общении со сверстниками и педагогом.


Очень важное значение при работе в мастерской имеет соблюдение правил техники безопасности. В мастерской оформлены стенды с инструкциями по ТБ с инструментами и оборудованием швейной мастерской. На каждом утюжильном месте: на полу возле утюга и гладильного пресса имеются диэлектрические коврики.

Правила ТБ повторяются почти на каждом уроке, а для того, чтобы это лучше усвоилось, и не было так скучно и однообразно, изучаем правила в рисунках, проверяем их знания с помощью викторин, кроссвордов, тестов,графических диктантов.


Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Проведение физминуток дает возможность детям
немного отдохнуть, снять психическое напряжение, преодолеть утомление.

Физкультминутки являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех-пяти легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).

Упражнения, входящие в физкультминутки не должны загружать школьника физически, а давать возможность восстановить деятельность тех областей, на которые приходится основная нагрузка - это глаза, руки, спина, шея, психологическая разгрузка мозга

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Необходимо включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни :

беседы о формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;

выработка понимания сущности здорового образа жизни;

формирование потребности в здоровом образе жизни;

обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения.


Желательно, чтобы завершение урока было спокойным, чтобы учитель мог аргументировано проанализировать работы и прокомментировать оценки, а учащиеся имели возможность задать учителю вопросы.

Поощрение стремления учащихся к самоанализу, укрепляет их уверенность в собственных возможностях. Учащиеся уже более спокойно будут реагировать на полученную оценку, если они сами понимает её обоснованность. Оценивая свои ошибки, дети сразу же обдумывают и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление и становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы в классе.


Благоприятный психологический климат на уроке, служит одним из показателей успешности его проведения.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление —

вот далеко не весь арсенал, которым должен располагать педагог, стремящийся к раскрытию

способностей каждого ребенка.

Дети должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию.

В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

Заряд положительных эмоций, полученных школьниками на занятиях, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!