СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 42 п.г.т. Шерловая Гора













Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики









Учитель математики

Горькова Ирина Викторовна











2016 г



Не мучай себя,

если не можешь чего-то сделать для ребёнка,

мучай, если можешь – и не делаешь.

Педагог-психолог Елена Михайловна Белоусова

 



Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа учащихся, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии.1 При этом существует необходимость создания для него специальных условий по обучению и воспитанию.

В процессе общения с ребенком, имеющим отклонения в развитии, возникает немало проблем, связанных с влиянием окружения на ребенка – семьи, социума. Чтобы обучение и воспитание таких детей было эффективным, необходимо знать и учитывать все эти факторы, необходимо прогнозировать результаты воздействий и своевременно вносить коррективы.

Самой большой группой детей с ограниченными возможностями здоровья, на мой взгляд, являются учащиеся с задержкой психического развития. Необходимо понимать, что задержка психического развития и умственная отсталость - совершенно разные вещи. Это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета). Основной причиной проблем в обучении является, как правило, недостаточное развитие психических процессов (памяти, мышления и т.д.).2 Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно учиться в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя активность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов. При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме основной материал, подлежащий многократному закреплению, подбирать задания в зависимости от коррекционных задач. Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал. Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей. Для большей успешности обучения, считаю, что необходимо включение в работу большего количества анализаторов (слуха, осязания, зрения).

Думаю, что наиболее удачным для включения в работу большинства органов чувств на уроках математики является геометрический материал. Вообще, считается, что чем больше дистантных органов чувств участвует при изучении учебного материала, тем более понятным и запоминающимся является новое знание. Так, например, при изучении в 5 классе свойств углов треугольника рассматривается теорема о сумме углов треугольника. Естественно, что данная теорема приводится как утверждение и не рассматривается её доказательство, поскольку для учащихся 5 класса доказательство теоремы представляется несколько затруднительным, связано это с возрастными особенностями, нехваткой специфических знаний и небольшим жизненным опытом. Здесь отлично срабатывает проведение экспериментальной работы, показывающей, что если треугольник разрезать на три части и сложить все три угла треугольника, то вместе они образуют развернутый угол (презентация). При данной работе включаются такие органы чувств, как слух (необходимо услышать утверждение), осязание (взять ножницы и разрезать фигуру, сложить её заданным образом), зрение (увидеть, что все три угла треугольника образуют развернутый угол, равный 1800). Успешным приемом является вырезание плоских фигур из плотной бумаги. При таком подходе дети тактильно знакомятся с самими фигурами и их свойствами. Здесь ещё можно много приводить подобных примеров, использование которых сводится к одному – включение наибольшего количества органов чувств приводит к успешному усвоению знаний.

Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.  В данном случае на уроках математики можно использовать задачи логического характера, требующие нестандартного решения. Результатом решения таких заданий является развитие логики, памяти, исключение стандартизированности мышления. Практика показывает, что именно учащиеся с ЗПР успешнее всего справляются с задачами, требующими необычного решения. Дети предлагают свои особенные решения, которые часто оказываются нестандартными и эффективными. Важно дать понять ребенку, насколько его вариант выполнения задания необычен и успешен.

На своих уроках математики, примерно после 20 минут изучения программного материала, предлагаю учащимся заняться решением логических задач. На это тратится не более 5 минут урока. Задачи не обязательно должны быть математическими. Основное требование, чтобы к ним можно было придумать несколько простых решений, и все учащиеся, независимо от успешности в учебной деятельности, могли предложить свои варианты. Результаты превосходят все ожидания. Во-первых, повышается интерес к предмету, во-вторых, в работу включаются все учащиеся без исключений. Дети, которые испытывают затруднения при изучении программного материала, активизируются, и этот эффект длится до конца урока, даже если тема занятия в начале представлялась трудной и не интересовала. Повышается самооценка проблемных учащихся. И таких плюсов можно перечислять еще много.

В заключение хочу отметить, что не являюсь автором описанных приемов и методов работы, но активно применяю их на уроках, поскольку они являются эффективными при обучении и воспитании моих учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики, помогают детям обрести уверенность в себе и быть более успешными.























Литература:

  1. Курганова Е.А. Особенности учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс] Электрон. текстовые дан.. - URL: https://rostzentr.edu.yar.ru/razvitie_detey_minus_materiali_defekt_42 (дата обращения: 10.09.2018).

  2. Белоусова Е.М. Дети с ЗПР в обычном классе - как их учить? [Электронный ресурс] Электрон. текстовые дан. - URL: https://topmpk.jimdo.com (дата обращения: 10.09.2018).

  3. Плотников Д. Особенные дети в обычной школе [Электронный ресурс].-  – Электрон. журн. – URL: https://mel.fm/blog/danil-plotnikov (дата обращения: 10.09.2018).



1 См. об этом: Курганова Е.А. Особенности учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс]. - URL: https://rostzentr.edu.yar.ru/razvitie_detey_minus_materiali_defekt_42

(дата обращения: 10.09.2018).


2 См. об этом Белоусова Е.М. Дети с ЗПР в обычном классе - как их учить? [Электронный ресурс]. - URL: https://topmpk.jimdo.com (дата обращения: 10.09.2018).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!