Доклад «Работа классного руководителя по формированию толерантных отношений у обучающихся с учётом современных технологий»
Воспитание толерантности способствует успешности учащихся в обучении и повседневной жизни, уверенности в себе – что и требуется при инновации в образовании.
Что же такое толерантность? Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. Слово толерантность означает:
В английском - готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.
Во французском-"уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов".
В китайском - "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»
В арабском "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим".
В персидском - "терпение, выносливость, готовность к примирению".
В испанском – «способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения».
В русском – способность терпеть что- то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо
Учитель был и останется значимым звеном в учебно-воспитательном процессе. Чтобы решить проблему формирования толерантных отношений учащихся, учителю самому важно понять важность процесса толерантных отношений. Без сотрудничества, толерантных отношений« учитель - коллектив - учитель» невозможно формирование толерантности у учащихся.
Правила поведения толерантного учителя:
1. Воспитывать с любовью и во имя любви
2. Воспитывать в духе мира
3. Быть примером для детей и общества
4. Избегать жестких иерархических отношений
5. Поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения
6. Признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого
7. Создавать свободную и демократическую атмосферу в классе
8. Быть готовым и способным к диалогу, пониманию, солидарности
9. Быть справедливым
10. Уметь слушать
В своей работе я придерживаюсь принципов и правил, которые помогают мне построить процесс взаимодействия с воспитанниками лучше и результативно.
Принцип целенаправленности
Учет индивидуальных и половозрастных особенностей
Принципы связи воспитания толерантности с жизнью
Принцип уважительного отношения к личности
Принцип опоры на положительное в ученике
Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности
Принцип единства знания и поведения
Принцип диалогичности и сотрудничества
Для себя я выделяю три блока по формированию толерантности
Урок.
Все Умк в школе способствуют формированию толерантности. Стараюсь как-то расширить и углубить уже имеющийся в учебниках материал. Очень хорошо получается это на уроках географии, истории через создание проектов.
Внеклассная работа - это пожалуй самый эффективный и значимый путь по формированию толерантных отношений в классном коллективе.
В своей внеклассной работе я использую разные формы и методы воспитания толерантности:
Беседа
Виртуальные экскурсии
Совместные коллективно творческие дела
Дискуссии
Игровые и конкурсные программы
Классные часы
Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, т.е. педагогически оформленных действий.