Профилактика табакокурения и алкоголя
в младшем школьном возрасте.
За последние годы резко возросли все показатели, характеризующие распространенность психоактивных веществ среди несовершеннолетних. Масштабность и глубина проблемы употребления ПАВ требуют изобилия информации, чтобы истина о вреде алкоголя, курения, наркомании и токсикомании, факторов, способствующих их употреблению, дошла до каждого. Борьба с этим злом - это задача не только государства в целом, но каждого отдельного гражданина, а особую роль в решении данной проблемы, несомненно, играет школа.
Работа с младшими школьниками по предупреждению табакокурения, алкоголизации и употреблению наркотиков имеет свою специфику. В связи с этим следует учитывать следующие факторы, определяющие особенности профилактической работы с учащимися начальных классов.
Слайд
Учитель - непререкаемый авторитет для младших школьников. Негативное мнение учителя о курении, приеме алкоголя и наркотиков особенно среди подростков, должно многократно повторяться, иллюстрироваться житейскими примерами и наблюдениями.
Слайд
Младшие школьники обычно воспринимают мир в полярных категориях: "хорошо - плохо", "правильно - неправильно", "плохой человек - хороший человек" и т.п. Поэтому всё, связанное с вредными привычками должно в сознании ребенка облачаться в "одежды темного цвета", противопоставляться всему светлому, доброму, приятному, полезному(Сказка о черных братьях).
Слайд
Образность мышления ребенка позволяет ему увидеть то, что говорит учитель, взрослый, более ярко, фантастично, сказочно.
Склонность ребенка к игре обусловливает необходимость максимально активного использования игровых форм и методов работы, касающихся профилактики употребления ПАВ.
Большая, чем у старшеклассников, связь младших школьников с родителями определяет возможности использования этого пути для формирования негативного отношения к употреблению ПАВ. Слайд
Факторы способствующие приобщению к вредным привычкам:
Неуспешная учебная деятельность, конфликтные отношения с учителем и низкий статус в классе.
В начальной школе детей уже начинает интересовать все, что связано с табакокурением, алкоголем. Это выступает как запретный плод и, как все незнакомое и запретное, вызывает особое любопытство.
Немаловажным фактором приобщения к вредным привычкам может стать и то обстоятельство, что младшему школьному возрасту присущ так называемый этап естественного саморазрушающего поведения, когда все то, что связано с риском, кажется особенно привлекательным. Слайд
Таким образом, первичная профилактика просто необходима – это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение формирования негативных ценностей и мотивов употребления ПАВ, пропаганду ЗОЖ. Эта форма профилактики предусматривает работу с контингентом, не имеющим проявлений алкогольной и табачной зависимости. Слайд
Целью первичной профилактики является создание системы информационно - пропагандисткой работы с родителями, детьми по формированию необходимых жизненных навыков и здорового образа жизни. Слайд
Задачи первичной профилактики употребления ПАВ:
Развитие социальной и личностной компетентности:
способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей;
формировать у детей психосоциальные и психогигиенические навыки принятия решений, критического мышления;
повысить самооценку детей;
сформировать установку «ведение здорового образа жизни».
Выработка навыков самозащиты:
формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ;
развитие волевых качеств детей;
информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях потребления ПАВ.
Предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений:
Обучить детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ;
Сформировать навыки регуляции эмоций.
Таким образом, основные задачи предупреждения развития вредных привычек у младших школьников - разъяснение пользы от физкультуры, закаливания организма, ведения правильного здорового образа жизни и несовместимости с этим употребления ПАВ, а также рассмотрение причин курения взрослых и вреда от пассивного курения.
Работа по профилактике употребления ПАВ проводится по всем направлениям: Слайд
- спортивно-оздоровительное;
- экологическое (здоровье человека напрямую связано с состоянием окружающей среды, и только человек, ведущий здоровый образ жизни, способен сохранить себя и свою планету для будущего);
- профилактика употребления ПАВ среди учащихся «группы риска»;
- информирование и просвещение учеников, их родителей;
- взаимодействие с социумом (дом культуры, сельская библиотека, сельский совет).
Основным направлением работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма должно стать обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте, условием чего является отказ от вредных привычек. Слайд
Огромная роль отводится проведению массовых мероприятий с целью воспитания у обучающихся культуры здоровья: «День здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья», День защиты детей, шахматные и шашечные турниры, участие в акции «Спорт против вредных привычек», спортивно-оздоровительные праздники.
Самыми популярными формами работы по ЗОЖ являются, ролевые игры (сценки, спектакли «Золотое правило»), смотры строя и песни, тренинги на формирование благоприятного климата в коллективе, конкурсы плакатов «Мы против курения», рисунков «Здоровый образ жизни», «Неделя ЗОЖ», кружки (Шахматы) и секции (лыжная).
В школе оформлен стенд информаций для учащихся и их родителей, где размещены:
- телефоны доверия для детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- правила для учащихся;
- информация по профилактике ПАВ. Слайд
Таким образом, ребёнок первоначально получает знания, умения и навыки о доброжелательных взаимоотношениях со сверстниками, родителями. Ребёнок учится говорить правду и искать помощи в трудных ситуациях у взрослых. Даётся ряд знаний, умений и навыков по формированию здорового образа жизни.
В дальнейшем предполагается выявление знаний у детей о ПАВ, их влиянии на человека. С помощью тренингов педагог помогает учащимся установить негативное влияние ПАВ на организм, волю, поведение человека.
В качестве закрепления используется работа в творческих мастерских по изготовлению обучащимися закладок для книг, календарей с информацией, направленной против употребления ПАВ. Слайд.
Данную продукцию учащиеся раздают первоклассникам и старшеклассникам. Слайд
Параллельно ведётся работа с родителями. Это и родительские собрания, и консультации, выпуск информационного бюллетеня, в создании которого принимают участие сами родители. Слайд
Отрадно отметить, проводимая в 4 классе работа по профилактике употребления ПАВ привела к тому, что ни один учащийся из «группы риска», а также из всего контингента обучающихся не замечен в употреблении ПАВ.
Дети – это наше будущее и систематическая профилактика ПАВ в школе является одним из важных разделов воспитательной работы. Необходимо сохранять здоровье тех, кто еще не пробовал и не начал употреблять алкоголь и табак. Поэтому наша задача - убедить детей, уберечь их от влияния пагубных привычек. Слайд
План мероприятий, направленных на профилактику ПАВ в младшем школьном возрасте.
Сроки проведения | Мероприятие | Ответственные |
сентябрь | Книга-друг «Что такое хорошо и что такое плохо». Беседа «Много пить – добру не быть». Спортивные состязания. Марафон игр. | Кл. рук. 4 класса, С. А. Чемякина |
октябрь | | Кл. рук. 4 класса, С. А. Чемякина |
ноябрь | Кл. час. Сказка о черных братьях (алкоголь, никотин, наркотик) Конкурс рисунков «НЕТ вредным привычкам!». Разговор по душам «Мои друзья-моя опора». Выставка листовок в День отказа от курения «Нет сигаретам!» | Кл. рук. 4 класса, С. А. Чемякина
Т. М. Рыкалова |
декабрь | Информация для размышления «Вместе с папиросой сгорает и курящий её». Подвижные игры на свежем воздухе. Ролевая игра: «Умей сказать — нет!» | Кл. рук. 4 класса, С. А. Чемякина; |
январь | | Кл. рук. 4 класса, С. А. Чемякина; |
| | |
февраль | Кл. час «Скажем вредным привычкам –НЕТ!» Спортивные соревнования «Сильные, ловкие, умелые» | Т. М. Рыкалова И. В. Благинин, учитель физкультуры |
март | | Кл. рук. 4 класса, С. А. Чемякина; |
апрель | Групповая дискуссия «Вот задачка для ребят – кто же в этом виноват». Спортивные игры. Веселись играй, да дело знай. | Кл. рук. 4 класса, С. А. Чемякина; И. В. Благинин, учитель физкультуры |
май | | Кл. рук. 4 класса, С. А. Чемякина; Т. М. Рыкалова |