ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
СТ-ЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ
Методическое объединение воспитателей
Доклад
«Профессиональное самоопределение воспитанников школы-интерната, как средство социализации и адаптации в современных условиях»
Разработала:
Керимова Л.А.
ст. Ленинградская
2020год
В современных условиях развития общества актуальной является проблема получения качественного профессионального образования и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Именно трудовая занятость выступает одной из форм интеграции людей с ОВЗ в общество, позволяет им обрести независимость и экономическую самостоятельность.
Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. В подобной ситуации, главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляются к выбранной профессии и к личности кандидата. Правильно сделанный подростком выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Однако выпускники образовательных учреждений из числа лиц с ОВЗ испытывают серьезные трудности, связанные с трудоустройством и переходом к самостоятельной трудовой деятельности. Проблемы профессиональной самореализации возникают у них не только в силу объективных обстоятельств, обусловленных наличием ограничений здоровья. А и по ряду субъективных факторов: отсутствия ясных жизненных перспектив и четких профессиональных планов; неадекватной самооценки и недостаточно сформированной способности оценивать свои личностные, профессиональные качества, способности и возможности; неготовности к преодолению трудностей, возникающих в сфере межличностных отношений и т.д.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14—15 лет, лишь 10—15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это действительно серьезная проблема, которую, так или иначе, необходимо решать.
Статистика показывает, что в среднем 8% выпускников школ-интернатов для детей с ОВЗ не получили профессиональное образование.
Из них:
сразу ушли из училища – 1 %;
оставили обучение через год – 44 %;
оставили обучение через 2 года – 33 %.
Это объясняется инфантилизмом детей с ОВЗ, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.
Выпускникам школ-интернатов трудно адаптироваться в обществе, поскольку они отличаются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, интуитивностью поступков, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Большинство учащихся с ОВЗ замкнуты, не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.
Очень важно выпускников подготовить к тому, что любой труд достоин уважения, что к выполнению любой работы надо подходить ответственно и стараться сделать её качественно. Работа по профориентации для детей с ОВЗ должна быть направлена на самореализацию учащихся, на поиск выпускником своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей. Выпускники школы-интерната склонны к иждивенчеству и безынициативности. Поэтому важно в профессиональной деятельности готовить их не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждёт в будущем, а к реальной борьбе за своё место в жизни через профессиональную деятельность, с помощью которой он войдёт в ту систему отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным.
Поэтому проведение профориентационной работы и профессиональной подготовки в период нахождения ребенка в школе-интернате повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.
В нашей школе-интернате обучаются дети с ОВЗ, для которых характерно отставание в развитии мышления (как наглядно-образного, так и словесно-логического), затруднения в процессе восприятия, недостаточная сформированность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, бедность словарного запаса.
Часто при выполнении заданий внеучебного характера воспитанники обнаруживают отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними задачи, испытав малейшую трудность, отказываются от выполнения поставленной задачи.
Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.
В связи с этим в нашей школе – интернате создана целостная система содействия профессиональной ориентации и самоопределения воспитанников.
Школа выполняет следующие цели и задачи профессионального самоопределения учащихся:
-психологическая, педагогическая, информационная поддержка профессионального самоопределения детей;
-помощь воспитанникам в определении их жизненных планов и выстраивании в соответствии с ними алгоритма действий;
-актуализация процесса профессионального самоопределения воспитанников за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
-развитие у воспитанников способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, начиная с начальных классов.
У школьников начальных классов (1-4 классы) с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, группы по интересам, факультативы, общественно полезный труд, индивидуальные собеседования) формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установка на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности. При использовании на занятиях коррекционно – развивающих программ профессиональной направленности формируется познавательная активность, словарь профессиональной терминологии.
У подростков (5-9классы) важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. У учащихся формируются знания о правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Педагоги оказывают учащимся индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии, используя различные беседы, деловые игры, диспуты, встречи с людьми различных специальностей, виртуальные экскурсии на различные предприятия.
Важным шагом на пути создания и укрепления системы профориентационной работы в нашей школе-интернате является проведение уроков СХТ, организация специальных кабинетов профориентации: швейной и столярной мастерских. Именно благодаря работе в них учащиеся получают опыт соответствующей профессиональной деятельности, знакомятся с предметами, средствами, орудиями труда, организацией рабочего места. Занятия в мастерских проводятся ежедневно и, уже начиная с 5 классов, учащиеся своими руками изготавливают различные изделия.
Таким образом, профориентационная работа занимает основное место в комплексной коррекционной работе с воспитанниками нашей школы-интерната и представляет собой многолетнюю поэтапную деятельность в содружестве всего педагогического коллектива. Она призвана подготовить учащихся к самостоятельной жизни, вооружить необходимым багажом знаний и навыков, являясь важнейшим средством социализации и адаптации воспитанников в современных условиях.