СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад-презентация "Формирование коммуникативной компетенции учащихся по английскому языку на основе использования технологии интерактивного обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад-презетация "Формирование коммуникативной компетенции учащихся по английсклму языку на основе интерактивной технологии обучения" включает определение коммуникативной компетенции, ее структурные элементы, описание сути инрерактивной технологии обучения, основные приемы технологии интерактивного обучения.

Просмотр содержимого документа
«?????????? ????????»



















Формирование

коммуникативной компетенции учащихся

по английскому языку

на основе технологии интерактивного обучения






















Учитель английского языка

МОКУ «Нижне-Реутчанской СОШ»

Кузнецова Л.Ю.






2019г


Слайд 2: Актуальность. В связи с модернизацией современного школьного образования были разработаны и реализуются ФГОС, в соответствии которыми целью обучения английскому языку является формирование коммуникативной компетенции. После выдвижения в качестве цели обучения – развития умения общаться на иностранном языке стало ощущаться несоответствие между традиционно используемыми методами обучения и новой целью. Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику современные технологии, которые способствуют формированию у учащихся коммуникативной компетенции, что предполагает успешную социализацию в современном обществе.

Актуальность формирования коммуникативной компетенции учащихся определяется интеграцией Росси мировое сообщество во всех сферах жизни: экономике, культуре и политике. Коммуникативные навыки дают возможность общаться, находить информацию, выражать свое мнение.

Возникли также противоречия между объемом информации и трудностями ее усвоения, между многообразием технологий и умением выбирать среди них те, которые способствуют самостоятельности, между традиционными формами обучения, направленными на передачу готовых знаний, и необходимостью формирования ключевых компетенций, одним из способов формирования которых является технология интерактивного обучения.

Это противоречие и обусловило выбор мною данной темы.

Слайд 3: Объект исследования: процесс формирования коммуникативной компетентности на уроке иностранного языка на основе технологии интерактивных методов обучения.

Гипотеза: если систематически на уроках английского языка и во внеурочной деятельности вести работу над формированием коммуникативных компетенций учащихся посредством технологии интерактивных методов обучения, то повысится качество знаний по предмету.

Цель: повышение уровня коммуникативной компетенции учащимися, на основе использования комплекса интерактивных методов и приёмов работы.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по изучаемой проблеме.

2. Раскрыть сущность понятий «коммуникативная компетенция», «технология интерактивного обучения»

3. Создать методическую копилку наиболее эффективных методов технологии интерактивного оборудования

4. Представить структуру урока по технологии интерактивного обучения.

5. Выработать рекомендации для учителей, сделать выводы

Слайд 4: Главной целью изучения иностранного языка является формирование иноязычной коммуникативной компетенции.

Слайд 5: Что же такое компетенция? Компетенция – это приобретаемое в результате обучения новое качество подготовки, связанное со способностью применять полученные знания и умения на практике (компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом )

Существуют следующие виды ключевых компетенций:

- ценностно-смысловые компетенции;

- общекультурные компетенции;

- учебно-познавательные компетенции;

- информационные компетенции;

- коммуникативные компетенции;

- социально-трудовые компетенции;

- компетенции личностного самосовершенствования

Слайд 6: Одним из видов ключевых компетенция являются коммуникативными. Существует несколько определений коммуникативных компетенций:

- овладение всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

- способность и готовность общаться, добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка.

- термин, обозначающий знание языка (родного и неродного), его фонетики, лексики, грамматики, стилистики, культуры речи, владение этими средствами языка и механизмами речи – говорения, аудирования, чтения, письма – в пределах социальных, профессиональных, культурных потребностей человека.

Слайд 7: Теоретическая основа опыта: Проблема формирования и развития коммуникативной компетенции рассматривалась многими учеными и методистами:  И.Л. Бим, Е.И. Пассов, И.А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, Р.П. Мильруд, Г.В. Рогова, А.В. Хуторской, и др. Они определили структуру компетенций, сформулировали понятие «коммуникативная компетенция».

С. Н. Лысенковой. Д.Б. Эльконина, И.Якиманськая, М.Махмутова занимались технологией интерактивного обучения, разрабатывали и классифицировали методы.

Слайд 8: Коммуникативная компетенция, в свою очередь, включает предметные компетенции, которые следует формировать, совершенствовать и развивать в их совокупности, а именно:

Структура предметных коммуникативных компетенций – российский вариант

1.языковая- овладение языковыми средствами в соответствии с темами, увеличение объема используемых единиц, развитие навыка оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях.

2. речевая - совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);

- умение планировать свое речевое и неречевое поведение;

3. социокультурная - увеличения объема знаний об англоговорящих странах; формирование умения выделять общее и специфическое в культуре родной страны и стран изучаемого языка

4. компенсаторная - дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации

5. учебно-познавательная - развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению  английским языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

Слайд 9: Общеевропейский вариант

Слайд 10: Коммуникативная компетенция предполагает овладение иноязычным общением в единстве всех его функций: информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной (ценностно-ориентационной) и этикетной. В ходе реализации этих функций решаются определенные коммуникативные задачи и формируются основные коммуникативные умения.

Функции общения

Коммуникативные задачи

Коммуникативные умения




Информационная (познавательная, когнитивная) функция

запросить информацию

сообщить информацию

объяснить информацию

воспринять и понять воспринятую информацию

Формирование продуктивных речевых умений: в говорении и письме

Регулятивная (побудительная) функция

побудить к чему-либо

попросить о чем-либо

предложить что-либо

посоветовать

договориться о чем-либо

воспринять побуждение и отреагировать на него

Формирование рецептивных речевых умений в восприятии речи на слух (аудировании) и чтении

Эмоционально-оценочная (ценностно-ориентационная) функция

выразить мнение, оценку

выразить чувства, эмоции

доказывать, убеждать

ощутить удовольствие/неудовольствие и другие чувства от воспринятой информации

Этикетная функция

обратиться, начать разговор

выразить интерес к собеседнику, внимательно слушать и слышать

поддержать разговор, закончить его

поздравить с праздником

поблагодарить

выразить сочувствие/соболезнование

Слайд 11: Достичь цели по формированию коммуникативной компетенции можно посредством использования на уроках современных образовательных технологий, которых существует огромное множество. (ТРКМ, технология интерактивного обучения, технология проблемного обучения, технология модульного обучения, ИКТ и др.)

Слайд 12: В педагогике существуют несколько моделей обучения, к которым относятся:

1.Пассивная модель обучения, согласно которой учащийся выступает в качестве объекта обучения (смотрит, слушает). Ученик усваивает знания предлагаемые учителем. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством вопросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия К пассивным методам относятся: рассказ, пересказ, лекция, чтение, опрос и т.д

2. Активная модель обучения, где учащийся выступает в качестве субъекта обучения и выполняет задания самостоятельно, при этом упражнения зачастую носят творческих характер; Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, где  учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь активные участники урока; активные методы предполагают демократический стиль общения. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную адаптированную форму активных методов.

Среди активных методов можно назвать проблемная лекция, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, деловые игры, конференции, круглые столы, творческие задания и т.д.

3. Интерактивная модель обучения, в основу которой положен принцип постоянного и активного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, при этом учитель и учащийся являются равноправными субъектами данного процесса. Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых учащиеся усваивают материал. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя, их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Слайд 13: В основе интерактивной модели обучения лежит технологи интерактивного обучения. В переводе с английского интерактивный («inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером), а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех учащихся, включая учителя. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое и групповое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и учащегося. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически каждый учащийся оказывается вовлеченным в процесс познания, имеет возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что он знает и думает. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоение учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в познавательную деятельность, умеет высказывать собственное мнение, умеет обмениваться мнениями и способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать познавательную активность. Роль учителя на интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Слайд 14: Идея данной технологии основывается на пирамиде обучения, которая показывает, как усваивается информация при различных видах учебной деятельности. Эти данные подтверждает схема, которая получила название „Пирамида обучения”. Данные пирамиды

Позволяют нам сказать, что наименьших результатов можно достигнуть при условии пассивного обучения (лекция – 5%, чтение –10%), а наивысших – интерактивного. Технология интерактивного обучение позволяет резко увеличивать процент усвоения материала.

Слайд 15: Технология интерактивного обучения является наиболее эффективной для формирования и развития навыков иноязычного общения. Но и она имеет свои положительные и отрицательные стороны.

+ -

Расширение ресурсной базы

Развитие коммуникативных ум

ений и навыков

развитие общих учебных умений и навыков (анализ, синтез, постановка целей и пр

Не все темы предполагают применение данной технологии

Высокая степень мотивации

снятие нервной нагрузки, переключение внимания, смена форм деятельности

Трудности установления дисциплины и ее поддержания

Индивидуальная ответственность и взаимозависимость, непосредственное взаимодействие

Не учитывает разноуровневую подготовку учащихся в составе группы

Акцент на деятельность, практику. Возрастание роли самостоятельной работы

Большой объема изучаемого материала

Широкие возможности для творчества

Требуется большое количество времени на подготовку

Прочность усвоения материала, познавательная активность

Сложность индивидуального оценивания

Слайд 16: Под интерактивной технологией принято понимать совокупность методов и приемов, которые позволяют учащимся овладевать умением взаимодействовать друг с другом. Под методом в педагогической практике понимают - обобщенный способ действия по достижению определенных учебно-воспитательных целей. Метод включает в себя разнообразные приёмы обучения. Прием ‑ это элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи на определенном этапе, иными словами, прием - это элемент метода, его составная часть, разовое действие по реализации метода. Многократное повторение приемов способствует выработке навыков, которые постепенно переходят в умение.

Слайд 17: Разными учеными предпринимаются попытки классифицировать методы и приемы интерактивного обучения, но единой классификации в настоящее время нет. Рассмотрим несколько классификаций методов интерактивного обучения:

-по целям их использования

-по виду деятельности

-по ведущей функции

Методы: творческие, дискуссионные, поисковые, исследовательские, рефлексивные, аналитические, игровые, проектные.

Формы: работа в парах, группах, ротационных тройках.

Средства:

- учебник, справочная, художественная, научно-популярная литература, сборник типовых задач, цифровые образовательные ресурсы

- аудиозаписи, видео, для их воспроизведения понадобятся технические средства - экран, мультимедийный проектор, компьютер.

Слайд 18: Структура интерактивного урока

Достичь указанных уровней коммуникативной компетенции возможно на уроке, построенном в режиме интерактивного обучения. Структура интерактивного урока отличается от структуры обычного урока. Интерактивный урок строится по следующей схеме:

Первый этап – мотивация. Он занимает до 5 % от общего времени занятия. Педагог должен заинтересовать учащихся, подвести их к теме урока с помощью вопросов, цитат, притч, видеофрагментов и так далее.

Второй этап – представление темы, обозначение ожидаемых результатов. Занимает до 5% времени. Учащиеся должны понять, что им предстоит выучить, разобрать на уроке.

Третий этап – подача основной информации. Занимает он около 10% времени. На данном этапе учитель читает мини-лекцию, раздает краткие схемы или таблицы по теме урока. Как вариант, это может быть проверка домашнего задания или же презентация учениками мини-проектов, заданных заранее на дом.

Четвертый этап считается основным и занимает 60% всего времени интерактивного урока. Это практическая часть занятия, в ходе которой происходит практическое усвоение основного материала. Учитель заранее подбирает одну или две технологии для работы на уроке, подготавливает небольшой вводный инструктаж и ограничивает время на выполнение задания.

Последний этап – рефлексия и оценивание. Оно может занимать до 20% времени. Важно сравнить полученные результаты с ожидаемыми, озвученными в начале урока. Следует узнать, что дети узнали нового, как именно они работали, что им понравилось в работе.

По схеме интерактивного урока понятно, что на таком уроке должна быть обязательно работа в парах и группах. Диалог носит доброжелательный характер, дети учатся аргументировано и обоснованно выдвигать свои идеи и воспринимать конструктивную критику, становясь наряду с учителем творцами учебного процесса. Таким образом, ученики становятся более заинтересованными в процессе учения и учатся работать в команде.

Слайд 19-21: Интерактивным может быть как весь урок, так и его часть.

Этап урока

Задача

Содержание

Мотивация

сфокусировать внимание не проблеме и вызвать интерес к теме

проблемные вопросы и задания, выдержки из словарных  и газетных статей, цитаты, пословицы, стихотворения, разные определения одного понятия, хук-«крючок»  (притча, игра,)

Определение темы, постановка целей урока

Подвести учащихся к определению темы и постановке целей

чайнворд, кроссворд, мозговой штурм, синквейн, объяснение пословиц и поговорок, загадка


Актуализация имеющихся знаний по теме

Воспроизвести имеющиеся знания по теме необхо-димые для усвоения нового материала

Кластер, карта памяти, текст-провокация (с запланированными ошибками), ассоциация, карусель

Первичное усвоение нового материала

Предоставить информацию для усвоение

Интерактивная лекция, «ЗХУ», «инсерт», сase-study, ажурная пила,

Первичная проверка понимания

Тренируется использование изученного материала

Рыбья кость, «неловкая ситуация», Прием "Да-нет".


Первичное закрепление

Закрепить новые знания через выполнение типовых заданий

Интервью, ролевая игра, «броуновское движение»

Контроль усвоения

Самостоятельное выполнение задания нового типа

Коллективный рассказ, кластер, «Найди ошибку», «займи позицию», тест,

Рефлексия

Осознание полученных результатов и их самооценка

Синквейн, незаконченное предложение, «Телеграмма»

Слайд 22: Все указанные приемы работы способствуют формированию и развитию речевой компетенции

Слайд 23, 24: Основными приемами интерактивного обучения являются:

- Творческие задания;

- Синквейн;

- Ажурная пила;

- INSERT;

- 5 вопросов;

- Мозговой штурм;

- Неловкая ситуация- «Hot seat»;

- Карусель - «Merry-go-round»;

- Ролевая игра -«Role play»;

- Брейн-ринг-«Brain-ring»;

- Проект;

- Круглый стол (дискуссия, дебаты)

- Деловые и ролевые игры

-Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

- Интерактивная лекция. 

- Интерактивная экскурсия;

- Видеоконференция;

- Займи позицию;

- Дерево решений;

- Попс-формула

- Закончи фразу

- Интервью

- Рыбья кость

- Аквариум

- Кластер и т.д.

Теперь остановлюсь на некоторых приёмах интерактивного обучения на примере УМК «Spotlight».

Обычно начинаю урок с «мозгового штурма» (“Brainstorming”). «Мозговой штурм» - это прием, способствующий актуализации лексики по предложенной теме. Учащимся предлагаю назвать лексические единицы, которые им приходят на ум по конкретной теме. Затем из общего числа высказанных идей мы отбираем наиболее подходящие, впоследствии, учащиеся используют их при работе над темой. Данный метод прекрасно подходит для обсуждения всех тем, изучаемых в 6 классе (“Family members”, “Festive activities”, “ My place”, “Daily Routine”, “Free time activities”, “Board games, “ Food and drink” и т.д.). Приведу пример. Одной из тем, изучаемых в 6 классе, является тема “My neighbourhood”. Предлагаю задание: Say what you can do to make your neighbourhood a nicer place to live. Путем мозгового штурма учащиеся предлагают способы сделать свой микрорайон более красивым местом:

  • repair swings;

  • paint benches;

  • plant trees and flowers

  • clean streetscollect rubbish at the bus stop.

Прием кластеров Cluster-Method»-(гроздья) - это графический способ систематизации материала. Часто использую данный прием на этапах актуализации, обобщения материала и на этапе рефлексии. Прием стимулирует мыслительную деятельность, мысли не громоздятся, а “гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке. Работая с данным приемом, использую следующий алгоритм:

- выделение темы;

- выделение связанных с ключевым словом смысловых единиц и их графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди»;

- наполнение «грозди» соответствующими смысловым единицам словами.

По окончании работы учащиеся сравнивают кластеры и добавляют пропущенные слова. Если учащиеся имеют высокий уровень обученности, можно предложить составить монологического высказывания по теме на основе использования слов из каждой смысловой единицы. При изучении темы «School» предлагаю учащимся составить следующий кластер.

school

day

subjects

school


  • uniform

lessons

rules

English lunch break

facilities

Russian clubs

Maths come on time a blue shirt

wear a uniform library a vest

do homework gym trousers (a skirt)

canteen etc.

«Ментальная карта» (“Mind Map”, «карты знаний»,  «интеллект карта», «карта памяти». Такие карты представляют собой диаграммы, схемы, в наглядном виде представляющие различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединенные какой-то общей проблемой. Метод “Mind-Map” является простой технологией записи мыслей, идей. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу. Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Существют различные возможности использования “Mind-Map”, а именно, на этапах актуазизации учебного материала, закрепления, повторения а также при работе с текстом.

Вот один из примеров составления карты памяти на этапе актуализации лексики по т . My neighbourhood в 9 классе. What words come to your mind when you think about a neighbourhood? Make a word web (mind map).

neighbourhood






Прием «Интерактивная лекция» использую для организации работы в парах на этапе усвоения нового материала. Суть данного приема заключается в следующем: рассказываю информацию, а учащиеся, основываясь на услышанном, заполняют специально разработанную под содержание лекции таблицу, которая имеется у каждой пары. В качестве визуальной опоры используется географическая карта России. Учащиеся смотрят на карту, слушают  лекцию учителя, обсуждают услышанное и заполняют таблицу. Лекция строго дозирована.  В конце первой части лекции спрашиваю учащихся, проверяя информацию, которую они вписали в таблицу.

Name of the country

Capital of the country

Location of the country

Size of the country

Geographcal features of the country






Для второй части лекции нам понадобится коллаж с изображением символов страны, людей в разных национальных костюмах, названий крупных городов, главные туристские достопримечательности и еще одна таблица.

Population of the country

Symbols of the country

Climate of the country

Main cities of the country

Tourist attraction of the country

Заполняя таблицы, учащиеся делают записи, которые помогают им составить свой собственный рассказ по теме. В ходе интерактивной лекции развивается умение делать записи, вычленять главную информацию, что обеспечивает понимание содержания и вовлекает учащихся в процесс активного слушания. Таким образом, интерактивная лекция способствует развитию навыков аудирования с пониманием основного содержания и поиском необходимой информации. Cущ. разные варианты проведения лекции.

Одним из эффективных приемов интерактивного обучения является прием «KWL Chart» («Знаем. Хотим узнать. Узнали»). Этот приём применим для обучения чтению. Каждая пара получает карточку с таблицей, состоящей из трёх колонок. В колонку «Знаем» учащиеся заносят известные сведения по изучаемой теме до прочтения текста. В колонку «Хотим узнать» они заносят все, что хотят узнать по данной теме. В колонку «Узнали» учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста после его прочтения.

Например, при изучении темы «My country» в 6 классе предлагаю задание: Read the text about Chile. But before reading the text fill in the first column with some facts about Chile which is known to you . Write down information which you would like to know about Chile in the second column. Fill in the third column after reading the text. In the third column write what you have learnt about Chile from the text.

Know

Want to know

Learnt




Работая над текста, учащиеся заполняют третью колонку. В качестве контроля понимания прочитанного прошу высказаться по образцу, используя информацию из таблицы.

I knew that…

I would like to know…

I learnt that

Еще одним эффективным приемом интерактивного обучения является «Ажурная пила». Часто использую его при работе с текстами. Для этого объединяю учащихся в группы. Число групп должно быть равно числу фрагментов, на которые разбит текст. Внутри одной группы (home group) учащиеся работают над разными частями текста и становятся в ней экспертом. После прочтения части текста учащиеся из разных групп, работавшие над одним и той же его частью, встречаются и обмениваются информацией (expert groups). Это так называемая "встреча экспертов". Далее они возвращаются в свои группы (home groups) и обучают членов своей группы всему, что узнали сами и от экспертов из других групп. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Единственный путь усвоения материала всего текста состоит в том, чтобы внимательно слушать партнёров по команде и делать записи. Учащиеся заинтересованы в том, чтобы их товарищи добросовестно выполнили своё задание, так как это отражается на их итоговой оценке. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе прошу любого члена группы ответить на любой вопрос по данной теме. Далее следует проверка понимания другими членами группы прослушанной информации, для чего использую вопросы, тестовые задания типа “True–False”, составление монолога по заданному плану. В заключение обучающиеся оценивают работу всех членов “home group” и записывают результаты в лист контроля. В начале своей деятельности я столкнулась с проблемой: рассказав о прочитанном тексте, учащиеся не слушали своих товарищей. Использование данного приема побуждает учащихся слушать друг друга, так как узнать информацию всего текста можно лишь в результате совместной деятельности. Положительную оценку группа получает только в том случае, если каждый учащийся сможет высказаться по любому фрагменту текста.

Например, при изучении темы “Famous Buildings” делю класс на 3 группы и предлагаю текст о самых высоких зданиях мира, состоящий из 3 фрагментов (the Spasskaya Tower, Big Ben, the Eifel Tower). Divide into four groups. Read the whole text but choose one of the famous buildings to become an expert in it. Discuss the information about this building with the experts from other groups. Then tell the rest of your home group about this famous building. The whole group should be ready to talk about all these buildings according to the plan:

Name:

City, country:

Height/metres:

Number of floors:

When was built:

What a visitor can do/see there:

Recommendation: I advise you to… , I recommend you to…, Don’t forget to …

Одним из эффективных приемов закрепления лексики на уроке является “Cinquain”. При этом наиболее эффективной представляется парная форма работы. Данный прием представляет собой стихотворение из пяти строк, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Обычно предлагаю составить синквейн по темам «Школа», «Праздники», «День рождения», «Хобби» и т.д. На этапе контроля предлагаю заслушать несколько синквейнов, составить конечный вариант и использовать его как опору для пересказа изученного текста.

Например: Let’s make up a Cinquain? What are the rules of making up a Cinquain? We have to make only 5 lines. The first line – the key word we talking today about, the second line - 2 adjectives characterizing it. The third line - 3 verbs. The forth line - a sentence, describing the key word, the fifth line - the synonym of the key word.

Shrovetide

Happy, relaxing

Watch, eat, burn

A way to have a rest

Fun.

Вот какой рассказ составляют учащиеся на основе синквейна. I like Shrovetide. It is a happy and relaxing time. During the celebration people watch a street parade, eat pancakes, burn a fire. It is a good way to have a rest. I have a lot of fun.

Важное место среди интерактивных приемов занимает «Fishbone» («Рыбья кость»). Данный прием использую при подготовке к написанию сообщения. «Рыбья кость» помогает привести все изученные понятия в стройную систему. Учащиеся учатся классифицировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, что помогает им лучше усвоить содержание изучаемого материала и систематизировать полученную информацию. Например, при изучении темы «Appearance and character» учащиеся выбирают черты характера и ищут к ним подтверждения. Организую работу в парах: один учащийся называет черты характера общего друга, а партнер ищет подтверждения данным фактам.

тема









Факты Подтверждение, обоснование, причины

caring cares about my family members

friendly makes fiends easily

honest never tells a lie

helpful is always ready to help

вывод




«Групповой рассказ» используется мной достаточно часто, особенно при отработке Past Simple. Класс делю на группы, каждая группа получает листок с вопросами. Каждый учащийся внутри группы добавляет одно предложение к уже начатому рассказу. По определенному сигналу (музыка, хлопок, 30 секунд) лист с незаконченным рассказом передается дальше по кругу. Передавая листок, учащиеся придумывают рассказ, отвечая на вопросы: Who? When? Where? What did they do? How did they feel at the end? Прием позволяет за короткое время придумать и заслушать 3 или 4 рассказа, повторив при этом лексику и грамматику урока.

Иногда использую и такой интерактивный прием, как «Займи позицию», который следует использовать на этапе контроля усвоения нового материала. Зачитываю какое-нибудь утверждение, и учащиеся должны подойти к плакату со словом “YES” или “Now”. Образуются две группы, которым даю пару минут, чтобы они, пообщавшись, объяснили свою позицию в форме монологического высказывания. Вот один из примеров работы с данным приемом.

Teacher: I like to live in a big city.

YES

P1: There are a lot of cinemas and people can watch new films there

P2: Cities are full of shops to buy food and clothes

P3: It is easy to get around the city by bus etc.

NO

P1:There are a lot of cars and buses. They make a lot of noise.

P2:Streets and shops are full of people.

P3:You can see a lot of cars and it is very dangerous to cross the street, etс.

«Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий. В ходе выполнения задания учащиеся осваивают умение проводить опрос и представлять его итоги. Итоги опроса обычно представляем в виде монологического высказывания. Этот прием использую на этапе повторения материала. В качестве примера приведу вопросы, используемые при изучении темы “Free time activities”:

Name

Do you like cycling?

Do you enjoy reading books?

Are you fond of sport?

Are you keen on playing

computer

Do you like meeting friends

Are you interested in fishing








Carry out a survey. Come to each other, ask and answer questions as in the example in ex.7 on page 57. Put a tick. Use the model to present your survey

Most of my classmates like_

Many of them enjoy_

Not many are fond of_

Some are keen on_

Some other are interested in_

No one enjoys

Прием «Карусель» использую на этапе закрепления лексического и грамматического материала. Прошу учащихся образовать два кольца: внутреннее и внешнее. Учащиеся внутреннего кольцо стоят неподвижно и обращены лицом к внешнему кольцу, в котором учащиеся перемещаются. Двигаясь по кругу, учащиеся отрабатывают навыки диалогической речи в диалогах этикетного характера по теме «Знакомство», “At the cafe”, “Buying presents”, “Booking a theatre ticket”, а также в диалогах- расспросах, включающих информацию личного характера (имя, возраст, страна, адрес, национальность, телефон), информацию о доме, любимой еде, распорядке дня и т.д. Данный прием применяю на этапе закрепления лексического и грамматического материала. Данный прием может быть использована для отработки форм неправильных глаголов, "количественных и порядковых числительных. Ценность данного приема заключается в многократности повторения речевых образцов и способствует развитию коммуникативных навыков. Например: отрабатываем структуру общего вопроса в прошедшем простом времени “Did youyesterday?”и утвердительные и отрицательные ответы. Учащиеся встают в два круга. Задача учащихся внешнего круга задать вопрос “Did youyesterday?” Учащиеся внутреннего круга отвечают “Yes, I did./ No, I didnt”. Затем учащиеся меняются местами, переходя в другой круг.

При обучении аудированию  часто использую метод «Visual dictation» («Визуальный диктант»). В качестве примера приведу следующий: Во время изучения темы «Мой дом» в 6 классе обучающиеся работают в группах. Они прослушивают текст и каждой группе дается задание изобразить прослушанную информацию в виде рисунка. После прослушивания текста обучающиеся описывали нарисованные изображения. Таким образом, отрабатывалась лексика по темам «Дом», «Мебель», а также грамматический материал по теме «Предлоги».

Прием «Интервью» (“Interviewing”) использую при изучении темы “Famous people”. Учащиеся читают или слушают информацию о какой-либо известной личности, один из них представляется этим человеком, остальные – берут у него интервью, задавая вопросы. Например, при изучении темы “Famous firsts” («Самые знаменитые») в 6 классе предлагается текст об Уолте Диснее. Задание выглядит следующим образом: Today we have an unusual guest. Meet …Walt Disney.Would you like to take an interview and ask him any questions.

S 1: Where were you born?

S 3: What did you like from an early age?

S 4: When did you go to Hollywood?

S 5: What did you do with your brother there?

S 6: What character did you create in 1928?

S7: How many Academy Awards did you win?

S 8: Which popular films did you make?


S 9: How many films did you make?

S 2: I was born in USA?

S 2: I liked drawing.

S 2: I went Hollywood in 1923.

S 2: We started the Disney Brothers’ studio.


S 2: I created Mickey Mouse.

S 2: I won 32 Awards.


S 2: I made Snow White and the Seven Dwarfs, Pinocchio, Dumbo and Bambi.

S 2: I made 81 films.

Данный приём использую при изучении темы «Different forms of identification». В ходе интервью происходит усвоение вопросов и ответов о личной информации:

What’s your name? (first name, surname)?- My name is_

  • How old are you? - I’m 11

  • What’s your home address? - I live at 24Molodyozhnaya street

  • What’s your postcode?- 307130

  • What’s your phone number? - My phone number is_

  • What country are you from? Where are you from? - I’m from_

  • What nationality are you? - I’m Russian

  • What is the date of your birth? - I born _was –

  • Your membership number is : 

Данный прием подходит и для при отработки структур в прошедшем простом времени при изучении темы «Распорядок дня» и т.д.

«Телеграмма» С целью первичного закрепления нового лексического материала мы с учениками часто используем следующий рефлексивный прием: «Телеграмма». Цель использования данного приема – анализ и оценка, рефлексия своей деятельности учащимися и развитие навыков говорения и письма на иностранном языке. В конце предлагается учащимся написать на английском языке телеграмму из 10-15 слов своим родителям об уроке. Учащиеся в течение 2-3 минут составляют, а затем зачитывают свои телеграммы. Примеры «телеграмм», составленных учащимися: - «Now I can speak about famous people» или «The lesson was difficult. But now I know the words to talk about famous people biographies»

Прием «Неловкая ситуация» («Hot seat») использую при изучении темы «Лондон», «Знаменитые люди». Учащийся садится на стул спиной к доске, учитель пишет на доске название достопримечательности Лондона. Учащийся не может видеть, что написал учитель,  видят одноклассники. Задача одноклассников – объяснить, что это за достопримечательность, не называя ее. Задача обучающегося – по описанию назвать слово, написанное на доске. Учащимся очень нравится такой прием, они активно объясняют и показывают жестами. Таким образом, развиваются навыки говорения и аудирования. Такой прием позволяет поддерживать познавательный интерес и умственную активность учащихся.

Прием «Незаконченное предложение» лучше использовать на этапе закрепления и рефлексии, так как он способствует формированию навыков устной речи и грамматических и лексических навыков.  Учащимся предлагается прочитать или прослушать незаконченное предложение и придумать ее завершение. Каждый из учащихся произносит предложенную фразу и дает свой вариант ее завершения. Этот прием хорош при закреплении тем «Хобби», «Виды книг», «Фильмы» и т.д. Можно использовать такие фразы, как:

- I’m interested in ...

- I' m keen on …

- I fond of …

- I crazy about  … .

- I like (enjoy)… etc.

Слайд 25: Уровни коммуникативной компетенции

В рамках реализации школьной программы по иностранному языку можно сформировать три уровня коммуникативной компетентности: 
Первый уровень – уровень начинающего. Для него характерно развитие исходных умений в основных видах иноязычной речевой  деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме) на основе начальных языковых и страноведческих знаний и навыков. На первом этапе обучения (в II-IV классы) желательно достичь данного уровня и заложить основы для достижения следующего уровня.  
- Готовность учащихся участвовать в урочном общении. 
- Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ.

- Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой. 
- Комментировать вопросы или ответы. 
- Делать сообщения. 
- Рассказывать логично и последовательно. 
Второй уровень – уровень элементарной коммуникативной компетенции. Он предполагает развитие способности и готовности устно объясниться с носителем языка в ограниченном числе стандартных ситуаций общения, добиваясь в целом взаимопонимания, а также извлечь информацию из облегченного устного и письменного текста, написать письмо. На втором этапе (V – VII классы) возможно достижение этого уровня, однако сформулированные речевые умения нуждаются в закреплении и развитии (VIII – XI классы). 

- Простота и чёткость речевого высказывания. 
- Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку. 
- Умение высказать свою мысль образно, ярко и кратко. 
- Умение использовать приёмы, подтверждающие высказывание. 
- Умение использовать риторические вопросы. 
- Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником. 
- Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания. 
Третий уровень – уровень продвинутой коммуникативной компетенции. Он позволяет практически использовать иностранный язык в относительно естественных условиях общения без значительных ограничений (имеющих место на предыдущем этапе), например, читать несложные аутентичные тексты, уметь объясниться с носителем языка в нестандартных ситуациях общения. 

- Умение вести беседу в паре, в группе.  - Умение поддерживать беседу. 
- Умение вести конструктивный диалог.  - Умение построить дискуссию. 
- Умение участвовать в конференциях, играх и.т.д.

Слайд 26: Рекомендации: Практика работы по использованию интерактивной технологии обучения позволяют сформулировать ряд методических рекомендаций по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках, которые могут быть использованы учителями английского языка.

Интерактивные методы и приемы обучения, способны повысить мотивацию и познавательную активность, поддерживать интерес, что скажется на успеваемости.

1. При подготовке к уроку с использованием интерактивных методов необходимо правильно выбрать форму работы. Для этого необходимо помнить о следующих критериях: количество учащихся, возрастные особенности, уровень знаний,

2. Учитель должен детально представлять себе организацию урока, что предполагает:

- постановку целей; отбор содержания, форм, средств работы и способов организации деятельности, предположение о возможных трудностях и проблемах, выбор путей по их преодолению и устранению.

3. При планировании интерактивного взаимодействия учитель должен правильно организовать деятельность каждого учащегося и осуществлять постоянный контроль над ее выполнением, а для этого следует:- организовывать работу учащихся в парах, группах, где все работают на общий результат;

- предлагать учащимся обсуждать проблемные ситуации, поднимайте дискуссионные вопросы, имеющие как минимум две противоположные точки зрения;- предлагать учащимся с помощью вопросов, начинающихся на «что...? где...? когда...? почему...? зачем...? и т. д. » получить необходимую информацию от собеседника;- предоставлять учащимся возможность обсуждать проблемы как в парах, так и перед всем классом;- организовать работу так, чтобы были задействованы все учащиеся, контролировать процесс их взаимодействия, следите за тем, чтобы «слабые» не перекладывали всю работу на «сильных» и не переходили при обсуждении вопроса на родной язык.

Использование предложенных рекомендаций на уроках английского языка обеспечит результативность и эффективность обучения.

Практические задания. Прием

Интерактивная лекция Listen to the text about Russia and answer my questions.

Russiais one of the largest countries in the world. The vast territory of Russia lies in the eastern part of Europe and the northern part of Asia. Where is Russia located? Russia is washed by twelve seas and three oceans. The capital of the Russian Federation is Moscow. What is the capital of Russia? People of different nationalitieslivein Russia. The population of Russia is over 145 million. What is the population of Russia? The climate of Russia is hot in summer and very cold in winter, especially in the north. What is the climate in Russia? There are a lot of rivers, forests and lakes on the territory of Russia. What can you see in Russia? Every year tourists come to Russia to see its sights: churches, cathedrals, monuments. Why do tourists come to Russia? Russian people use rubles to buy things at the shop. Russian people are proud of their history. What are Russian people proud of? Russia is a beautiful country to live

Прием: Ажурная пила

6 кл. “Famous Buildings” Let’sdivideinto3groups. Read the text about one of the famous buildings. Tell about all of these buildings according to the plan. While listening make notes. Get ready to talk about all towers, use your notes.

Ostankino television tower is situated in Moscow. It was built in 19 67. It is 540 metres high. It is one of the famous tourist attractions of Moscow. Ostankino was designed by Nikolai Nikitin. It is named after the Ostankino district of Moscow in which it is located. It took four years to complete it. In 2000 there was a large fire in the tower. Today you can enjoy the view of Moscow from its two observation platforms. They are open for visitors daily from 10:00 till 22:00. Visitors usually go on a tour. The tour lasts one hour. During the tour you will learn about the history, architectural and technical features of the tower. TV Tower offers a beautiful view of Moscow.

The Eifel Tower is a metal tower in the center of Paris. It is a one of the famous landmarks in France. It was named after its designer. It was built in 1989. It is 324 metres high. The tower has 3 lifts. There two restaurants which offer an amazing view of Paris. In the shop visitors can buy a great variety of souvenirs. 6 mln people visit the tower every year.

Big Ben is a symbol of Great Britain. It is situated in London on the banks of the River Thames on the north side of the Houses of Parliament in the Westminster Palace. Big Ben was built in 1859. It is 96 metres high. Big Ben is the name of the huge bell. It is the clock tower. It is the world’s largest chiming clock with four faces. Big Ben originally is named after Sir Benjamin Hall who was the first Commissioner of Works. Big Ben is one of the most famous landmarks in the world. The clock faces are 7m in diameter. The hour hand is 2.7m long, and the minute hand is 4.3m long. Big Ben chimes every 15 minutes and the sound can be heard for a radius of up to 5 miles.

Name:

What is it:

Location: city, country:

Height/metres:

Number of floors:

When was built:

What a visitor can do/see there:

Recommendation: I advise you to… , I recommend you to…, Don’t forget to …



Прием: Ажурная пила

6 кл. “Famous Buildings” Let’sdivideinto3groups. Read the text about one of the famous buildings. Tell about all of these buildings according to the plan. While listening make notes. Get ready to talk about all towers, use your notes.

Ostankino television tower is situated in Moscow. It was built in 19 67. It is 540 metres high. It is one of the famous tourist attractions of Moscow. Ostankino was designed by Nikolai Nikitin. It is named after the Ostankino district of Moscow in which it is located. It took four years to complete it. In 2000 there was a large fire in the tower. Today you can enjoy the view of Moscow from its two observation platforms. They are open for visitors daily from 10:00 till 22:00. Visitors usually go on a tour. The tour lasts one hour. During the tour you will learn about the history, architectural and technical features of the tower. TV Tower offers a beautiful view of Moscow.

The Eifel Tower is a metal tower in the center of Paris. It is a one of the famous landmarks in France. It was named after its designer. It was built in 1989. It is 324 metres high. The tower has 3 lifts. There two restaurants which offer an amazing view of Paris. In the shop visitors can buy a great variety of souvenirs. 6 mln people visit the tower every year.

Big Ben is a symbol of Great Britain. It is situated in London on the banks of the River Thames on the north side of the Houses of Parliament in the Westminster Palace. Big Ben was built in 1859. It is 96 metres high. Big Ben is the name of the huge bell. It is the clock tower. It is the world’s largest chiming clock with four faces. Big Ben originally is named after Sir Benjamin Hall who was the first Commissioner of Works. Big Ben is one of the most famous landmarks in the world. The clock faces are 7m in diameter. The hour hand is 2.7m long, and the minute hand is 4.3m long. Big Ben chimes every 15 minutes and the sound can be heard for a radius of up to 5 miles.

Name:

What is it:

Location: city, country:

Height/metres:

Number of floors:

When was built:

What a visitor can do/see there:

Recommendation: I advise you to… , I recommend you to…, Don’t forget to …





Просмотр содержимого презентации
«??????????»

Формирование коммуникативной компетенции  учащихся по английского языка  на основе использования  технологии интерактивного обучения    Учитель английского языка  МОКУ «Нижне-Реутчанской СОШ»  Кузнецова Л.Ю.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся по английского языка на основе использования технологии интерактивного обучения Учитель английского языка МОКУ «Нижне-Реутчанской СОШ» Кузнецова Л.Ю.

Объект исследования: процесс формирования коммуникативной компетентности на уроке иностранного языка на основе технологии интерактивных методов обучения. Гипотеза : если систематически на уроках английского языка и во внеурочной деятельности вести работу над формированием коммуникативных компетенций учащихся посредством технологии интерактивных методов обучения, то повысится качество знаний по предмету. Цель : повышение уровня коммуникативной компетенции учащимися, на основе использования комплекса интерактивных методов и приёмов работы. Задачи: 1. Изучить и проанализировать литературу по изучаемой проблеме. 2. Раскрыть сущность понятий «коммуникативная компетенция», «технология интерактивного обучения» 3. Создать методическую копилку наиболее эффективных методов технологии интерактивного оборудования 4. Представить структуру урока по технологии интерактивного обучения. 5. Выработать рекомендации для учителей , сделать выводы

Объект исследования: процесс формирования коммуникативной компетентности на уроке иностранного языка на основе технологии интерактивных методов обучения.

Гипотеза : если систематически на уроках английского языка и во внеурочной деятельности вести работу над формированием коммуникативных компетенций учащихся посредством технологии интерактивных методов обучения, то повысится качество знаний по предмету.

Цель : повышение уровня коммуникативной компетенции учащимися, на основе использования комплекса интерактивных методов и приёмов работы.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по изучаемой проблеме.

2. Раскрыть сущность понятий «коммуникативная компетенция», «технология интерактивного обучения»

3. Создать методическую копилку наиболее эффективных методов технологии интерактивного оборудования

4. Представить структуру урока по технологии интерактивного обучения.

5. Выработать рекомендации для учителей , сделать выводы

В соответствии с ФГОС Главной целью изучения иностранного языка является формирование иноязычной коммуникативной компетенции.

В соответствии с ФГОС

Главной целью изучения иностранного языка является формирование иноязычной коммуникативной компетенции.

Компетенция – это приобретаемое в результате обучения новое качество подготовки, связанное со способностью применять полученные знания и умения на практике.   Ключевые компетенции - ценностно-смысловые компетенции; - общекультурные компетенции; - учебно-познавательные компетенции; - информационные компетенции; - коммуникативные компетенции ; - социально-трудовые компетенции; - компетенции личностного самосовершенствования

Компетенция – это приобретаемое в результате обучения новое качество подготовки, связанное со способностью применять полученные знания и умения на практике.

Ключевые компетенции

- ценностно-смысловые компетенции;

- общекультурные компетенции;

- учебно-познавательные компетенции;

- информационные компетенции;

- коммуникативные компетенции ;

- социально-трудовые компетенции;

- компетенции личностного самосовершенствования

ЧТО ТАКОЕ КОМПЕТЕНЦИЯ?  ЧТО ТАКОЕ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ?

ЧТО ТАКОЕ КОМПЕТЕНЦИЯ? ЧТО ТАКОЕ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ?

Теоретическая основа опыта были заложены:

Теоретическая основа опыта были заложены:

  • И.Л. Бим, Е.И. Пассов, И.А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, Р.П. Мильруд, Г.В. Рогова, А.В. Хуторской и др.
  • С. Н. Лысенкова Д.Б. Эльконин, И.Якиманськая, М.Махмутова и др.
Структура Коммуникативная компетенция (российский вариант) Учебно-познавательная компетенция Речевая компетенция Языковая компетенция Компенсаторная компетенция Социо-культурная компетенция

Структура Коммуникативная компетенция (российский вариант)

Учебно-познавательная компетенция

Речевая

компетенция

Языковая компетенция

Компенсаторная

компетенция

Социо-культурная

компетенция

Функции Коммуникативные задачи Информацион-ная(познава-тельная, когнитивная) функция запросить информацию сообщить информацию объяснить информацию воспринять и понять воспринятую информацию Регулятивная (побудитель-ная) функция Коммуникатив-ные умения побудить к чему-либо, попросить о чем-то предложить что-либо, посоветовать договориться о чем-либо воспринять побуждение и отреагировать на него Эмоционально-оценочная (ценностно-ориентацион-ная) функция Формирование продуктивных речевых умений в говорении и письме выразить мнение, оценку выразить чувства, эмоции доказывать, убеждать ощутить удовольствие/неудовольствие и другие чувства от воспринятой информации Формирование рецептивных речевых умений в восприятии речи на слух (аудировании) и чтении Этикетная функция обратиться, начать разговор выразить интерес к собеседнику, внимательно слушать и слышать поддержать разговор, закончить его поздравить с праздником, поблагодарить выразить сочувствие/соболезнование

Функции

Коммуникативные задачи

Информацион-ная(познава-тельная, когнитивная) функция

запросить информацию

сообщить информацию

объяснить информацию

воспринять и понять воспринятую информацию

Регулятивная (побудитель-ная) функция

Коммуникатив-ные умения

побудить к чему-либо, попросить о чем-то

предложить что-либо, посоветовать

договориться о чем-либо

воспринять побуждение и отреагировать на него

Эмоционально-оценочная (ценностно-ориентацион-ная) функция

Формирование продуктивных речевых умений в говорении и письме

выразить мнение, оценку

выразить чувства, эмоции

доказывать, убеждать

ощутить удовольствие/неудовольствие и другие чувства от воспринятой информации

Формирование рецептивных речевых умений в восприятии речи на слух (аудировании) и чтении

Этикетная функция

обратиться, начать разговор

выразить интерес к собеседнику, внимательно слушать и слышать

поддержать разговор, закончить его

поздравить с праздником, поблагодарить

выразить сочувствие/соболезнование

Модели обучения

Модели обучения

Пирамида обучения

Пирамида обучения

За и против интерактивных методов обучения Положительные стороны Отрицательные стороны Расширение ресурсной базы Развитие коммуникативных ум ений и навыков + развитие общих учебных умений и навыков (анализ, синтез, постановка целей и пр

За и против интерактивных методов обучения

Положительные стороны

Отрицательные стороны

  • Расширение ресурсной базы
  • Развитие коммуникативных ум

ений и навыков

+ развитие общих учебных умений и навыков (анализ, синтез, постановка целей и пр

  • Не все темы предполагают применение данной технологии
  • Высокая степень мотивации
  • снятие нервной нагрузки, переключение внимания, смена форм деятельности
  • Индивидуальная ответственность и взаимозависимость, непосредственное взаимодействие
  • Трудности установления дисциплины и ее поддержания
  • Не учитывает разноуровневую подготовку учащихся в составе группы
  • Акцент на деятельность, практику. Возрастание роли самостоятельной работы
  • Большой объема изучаемого материала
  • Широкие возможности для творчества
  • Требуется большое количество времени на подготовку
  • Прочность усвоения материала, познавательная активность
  • Сложность индивидуального оценивания
Педагогическая технология Метод  Метод Метод Метод Метод Метод  Метод прием прием прием прием прием

Педагогическая технология

Метод

Метод

Метод

Метод

Метод

Метод

Метод

прием

прием

прием

прием

прием

Классификация методов интерактивного обучения: -  по целям их использования  - по виду деятельности  - по ведущей функции Методы:  творческие, дискуссионные, поисковые, исследовательские, рефлексивные, аналитические, игровые, проектные и др. Формы:  работа в парах, группах, ротационных тройках. Средства : - учебник, справочная, художественная, научно-популярная литература, сборник типовых задач, цифровые образовательные ресурсы

Классификация методов интерактивного обучения: - по целям их использования

- по виду деятельности

- по ведущей функции

Методы: творческие, дискуссионные, поисковые, исследовательские, рефлексивные, аналитические, игровые, проектные и др.

Формы: работа в парах, группах, ротационных тройках.

Средства :

- учебник, справочная, художественная, научно-популярная литература, сборник типовых задач, цифровые образовательные ресурсы

  • аудиозаписи, видео, для их воспроизведения понадобятся технические средства - экран, мультимедийный проектор, компьютер,
  • Лингафонный кабинет
Структура интерактивного урока    Первый этап – мотивация. Он занимает до 5 % от общего времени занятия. Учитель должен заинтересовать учащихся, подвести их к теме урока с помощью вопросов, цитаты, притчи, видеофрагмента и так далее.

Структура интерактивного урока

Первый этап – мотивация. Он занимает до 5 % от общего времени занятия. Учитель должен заинтересовать учащихся, подвести их к теме урока с помощью вопросов, цитаты, притчи, видеофрагмента и так далее.

  • Второй этап – представление темы, обозначение ожидаемых результатов . Занимает до 5% времени. Учащиеся должны понять, что им предстоит выучить, разобрать на уроке.
  • Третий этап – подача основной информации . Занимает он около 10% времени. На данном этапе учитель предъявляет материал для усвоения (мини-лекция, текст и т.д.) раздает краткие схемы или таблицы по теме урока.
  • Четвертый этап – усвоение нового материала, считается основным и занимает 60% всего времени интерактивного урока. Это практическая часть урока. Учитель заранее подбирает одну или две технологии для работы на уроке, подготавливает небольшой вводный инструктаж и ограничивает время выполнение.
  • Последний этап – рефлексия и оценивание . Оно может занимать до 20% времени. Важно сравнить полученные результаты с ожидаемыми, озвученными в начале урока. Следует повторить, что дети узнали нового, как именно они работали, что им понравилось в работе.
Варианты включения интерактивных приемов в структуру урока  Начало урока – стадия вызова (мотивации, актуализации знаний) Обсуждение домашней (творческой ) Мозговой штурм (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный) Кластеры Хук (притча, игра) Синквейн

Варианты включения интерактивных приемов в структуру урока

Начало урока – стадия вызова (мотивации, актуализации знаний)

Обсуждение домашней (творческой )

Мозговой штурм (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)

Кластеры

Хук (притча, игра)

Синквейн

Смысловая часть – подача нового материала (построение и реализация проекта, закрепление) Интерактивная лекция «Инсерт» Опорный конспект Знаю. Хочу узнать. Узнал. Коллективный рассказ Рыбья кость Круглый стол Ролевая игра Ажурная пила Интервью Неловкая ситуация

Смысловая часть – подача нового материала (построение и реализация проекта, закрепление)

Интерактивная лекция

«Инсерт»

Опорный конспект

Знаю. Хочу узнать. Узнал.

Коллективный рассказ

Рыбья кость

Круглый стол

Ролевая игра

Ажурная пила

Интервью

Неловкая ситуация

Рефлексия – получение обратной связи Мини-сочинение Незаконченное предложение Синквейн Глоссарий (составление словаря) Телеграмма Эссе

Рефлексия – получение обратной связи

Мини-сочинение

Незаконченное предложение

Синквейн

Глоссарий (составление словаря)

Телеграмма

Эссе

«Мозговой штурм» - это прием, способствующий актуализации лексики по предложенной теме. Учащимся предлагаю назвать лексические единицы, которые им приходят на ум по конкретной теме. Затем из общего числа высказанных идей мы отбираем наиболее подходящие, в последствии, учащиеся используют их при работе над темой. Данный метод прекрасно подходит для обсуждения всех тем, изучаемых по школьной программе repair swings; paint benches; plant trees and flowers; clean streets; collect rubbish at the bus stop. 6 класс - тема “ My neighbourhood ”.  Say what you can do to make your neighbourhood a nicer place to live.

«Мозговой штурм» - это прием, способствующий актуализации лексики по предложенной теме. Учащимся предлагаю назвать лексические единицы, которые им приходят на ум по конкретной теме. Затем из общего числа высказанных идей мы отбираем наиболее подходящие, в последствии, учащиеся используют их при работе над темой. Данный метод прекрасно подходит для обсуждения всех тем, изучаемых по школьной программе

  • repair swings;
  • paint benches;
  • plant trees and flowers;
  • clean streets;
  • collect rubbish at the bus stop.

6 класс - тема “ My neighbourhood ”.

Say what you can do to make your neighbourhood a nicer place to live.

Прием « Интерактивная лекция »  использую для организации работы в парах на этапе  усвоения нового материала. Суть данного приема заключается в следующем: рассказываю информацию, а учащиеся, основываясь на услышанном,  заполняют специально разработанную под содержание лекции таблицу, которая имеется у каждой пары. В качестве визуальной опоры используется   географическая карта России. Учащиеся смотрят на карту, слушают   лекцию учителя,  обсуждают услышанное и заполняют таблицу. Лекция строго дозирована.    В конце первой части лекции спрашиваю учащихся, проверяя информацию, которую они вписали в таблицу. Name of the country Capital of the country Location of the country Size of the country Geographcal features of the country

Прием « Интерактивная лекция » использую для организации работы в парах на этапе

усвоения нового материала. Суть данного приема заключается в следующем:

рассказываю информацию, а учащиеся, основываясь на услышанном,

заполняют специально разработанную под содержание лекции таблицу,

которая имеется у каждой пары. В качестве визуальной опоры используется  

географическая карта России. Учащиеся смотрят на карту, слушают   лекцию учителя,

обсуждают услышанное и заполняют таблицу. Лекция строго дозирована.  

В конце первой части лекции спрашиваю учащихся, проверяя информацию,

которую они вписали в таблицу.

Name of the country

Capital of the country

Location of the country

Size of the country

Geographcal features of the country

Прием « KWL Chart » («Знаем. Хотим узнать. Узнали»). Этот приём применим для обучения чтению. Каждая пара получает карточку с таблицей, состоящей из трёх колонок. В колонку «Знаем» учащиеся заносят известные сведения по изучаемой теме до прочтения текста. В колонку «Хотим узнать» они заносят все, что хотят узнать. В колонку «Узнали» учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста после его прочтения. Например, при изучении темы « My country » в 6 классе предлагаю задание: Read the text about Chile . But before reading the text fill in the first column with some facts about Chile which is known to you . Write down information which you would like to know about Chile in the second column. Fill in the third column after reading the text. In the third column write what you have learnt about Chile from the text. Работая над текста, учащиеся заполняют третью колонку. В качестве контроля понимания прочитанного прошу высказаться по образцу, используя информацию из таблицы. I knew that… I would like to know… I learnt that … Know Want to know Learnt

Прием « KWL Chart » («Знаем. Хотим узнать. Узнали»). Этот приём применим для обучения чтению. Каждая пара получает карточку с таблицей, состоящей из трёх колонок. В колонку «Знаем» учащиеся заносят известные сведения по изучаемой теме до прочтения текста. В колонку «Хотим узнать» они заносят все, что хотят узнать. В колонку «Узнали» учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста после его прочтения. Например, при изучении темы « My country » в 6 классе предлагаю задание: Read the text about Chile . But before reading the text fill in the first column with some facts about Chile which is known to you . Write down information which you would like to know about Chile in the second column. Fill in the third column after reading the text. In the third column write what you have learnt about Chile from the text.

Работая над текста, учащиеся заполняют третью колонку. В качестве контроля понимания прочитанного прошу высказаться по образцу, используя информацию из таблицы.

I knew that…

I would like to know…

I learnt that …

Know

Want to know

Learnt

Например, при изучении темы “ Famous Buildings ” делю класс на 3 группы и предлагаю  текст о самых высоких зданиях мира, состоящий из 3 фрагментов  ( the Spasskaya Tower , Big Ben , the Eifel Tower ). Divide into four groups.  Read the whole text but choose one of the famous buildings to n expert in it. Discuss the information about this building with the experts from other groups. Then tell the rest of your home group about this famous building.  The whole group should be ready to talk about all these buildings according to the plan: Name: City, country: Height/metres: Number of floors: When was built: What a visitor can do/see there: Recommendation: I advise you to … , I recommend you to … , Don ’ t forget to … «Ажурная пила».

Например, при изучении темы “ Famous Buildings ” делю класс на 3 группы и предлагаю

текст о самых высоких зданиях мира, состоящий из 3 фрагментов

( the Spasskaya Tower , Big Ben , the Eifel Tower ). Divide into four groups.

Read the whole text but choose one of the famous buildings to

n expert in it. Discuss the information about this building with the experts

from other groups. Then tell the rest of your home group about this famous building.

The whole group should be ready to talk about all these buildings according to the plan:

Name:

City, country:

Height/metres:

Number of floors:

When was built:

What a visitor can do/see there:

Recommendation: I advise you to … , I recommend you to … , Don ’ t forget to …

«Ажурная пила».

«Рыбья кость» Подтверждение , обоснование , причины  Факты Тема caring cares about my family members friendly makes fiends easily honest never tells a lie helpful  is always ready to help  Вывод

«Рыбья кость»

Подтверждение , обоснование , причины

Факты

Тема

caring

cares about my family members

friendly

makes fiends easily

honest

never tells a lie

helpful

is always ready to help

Вывод

При обучении   аудированию   часто использую метод « Visual dictation »  («Визуальный диктант») .   В качестве примера приведу следующий: Во время изучения  темы «Мой дом» в 6 классе обучающиеся работают в группах. Они прослушивают текст и каждой группе дается задание изобразить прослушанную информацию в виде рисунка.  После прослушивания текста обучающиеся описывали нарисованные изображения. Таким образом, отрабатывалась лексика по темам «Дом», «Мебель», а также грамматический материал по теме «Предлоги».

При обучении   аудированию   часто использую метод

« Visual dictation » («Визуальный диктант») .  

В качестве примера приведу следующий: Во время изучения

темы «Мой дом» в 6 классе

обучающиеся работают в группах.

Они прослушивают текст и каждой группе дается задание

изобразить прослушанную информацию в виде рисунка.

После прослушивания текста обучающиеся

описывали нарисованные изображения. Таким образом,

отрабатывалась лексика по темам «Дом», «Мебель»,

а также грамматический материал по теме «Предлоги».

Прием «Интервью» (“ Interviewing ”) использую при изучении  темы “ Famous people ”. Учащиеся читают или слушают информацию  о какой-либо известной личности, один из них представляется этим человеком, остальные – берут у него интервью, задавая вопросы.  Например, при изучении темы “ Famous firsts ” в 6 классе предлагается текст об Уолте Диснее. Задание  выглядит  следующим  образом : Today we have an unusual guest.  Meet … Walt Disney .  Would you like to take  an interview and ask him any questions. S 1: Where were you born? S 3: What did you like from an early age? S 4: When did you go to Hollywood? S 5: What did you do with your brother there? S 6: What character did you create in 1928?  S7: How many Academy Awards did you win? S 8: Which popular films did you make? S 9: How many films did you make?

Прием «Интервью» (“ Interviewing ”) использую при изучении

темы “ Famous people ”. Учащиеся читают или слушают информацию

о какой-либо известной личности, один из них представляется этим

человеком, остальные – берут у него интервью, задавая вопросы.

Например, при изучении темы “ Famous firsts ” в 6 классе предлагается текст об Уолте Диснее. Задание выглядит следующим образом : Today we have an unusual guest. Meet … Walt Disney . Would you like to take an interview and ask him any questions.

S 1: Where were you born?

S 3: What did you like from an early age?

S 4: When did you go to Hollywood?

S 5: What did you do with your brother there?

S 6: What character did you create in 1928?

S7: How many Academy Awards did you win?

S 8: Which popular films did you make?

S 9: How many films did you make?

Уровни коммуникативной компетенции

Уровни коммуникативной компетенции

Рекомендации

1. При подготовке к уроку с использованием интерактивных методов необходимо правильно выбрать форму работы. Для этого необходимо помнить о следующих критериях: количество учащихся, возрастные особенности, уровень знаний.

2. Учитель должен детально представлять себе организацию урока, что предполагает: постановку целей; отбор содержания, форм, средств работы и способов организации деятельности, предположение о возможных рисках, выбор путей по их преодолению и устранению.

3. При планировании интерактивного взаимодействия учитель должен правильно организовать деятельность каждого учащегося и осуществлять постоянный контроль над ее выполнением, а для этого следует:

- организовывать работу учащихся в парах, группах, где все работают на общий результат, организовать работу так, чтобы были задействованы все учащиеся,

- предлагать учащимся обсуждать проблемные ситуации, поднимайте дискуссионные вопросы, имеющие как минимум две противоположные точки зрения;

- предлагать учащимся с помощью вопросов, начинающихся на «что...? где...? когда...? почему...? зачем...? и т. д. » получить необходимую информацию от собеседника;

- предоставлять учащимся возможность обсуждать проблемы как в парах, так и перед всем классом;

Выводы:

Выводы:

  • Развивает коммуникативные навыки
  • Обеспечивает работу всего класса
  • Снимает нервное напряжение
  • Помогает становлению контакта между учителем и учащимися


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!