Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №2 города Надыма»
Доклад
тема: «Портфолио профессиональной деятельности как средство рефлексии»
Преподаватель хореографических дисциплин: Салиндер И.К.
г.Надым, 2023г.
1.1. Понятие «портфолио»
В настоящее время термин «Портфолио» широко используется во многих сферах деятельности человека. В связи с чем, имеет достаточно большое количество определений и характеристик, но, при этом, определенной четко-сформулированной общепринятой трактовки данного понятия пока не существует.
Понятие «портфолио» («портфель») имеет значительную историю и широкую сферу употребления. Впервые слово «портфолио» стало использоваться в Западной Европе на рубеже XV и XVI веков.
Под портфолио понимается рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует и отражает приобретенный опыт и достижения. Так же следует отметить, значимость и интерес к понятию портфолио как к образовательной технологии.
Впервые мысль о создании и применении портфолио в образовательном процессе зародилась в середине 80-х годов в США. После того, как она стала популярна в Соединенных Штатах и Канаде, эту идею стали перенимать и воплощать в жизнь в Японии и Европе.
Еще в начале XXI века идея о применении портфолио в области образования широко распространяется и начинает активно применяться в России. В недавнем прошлом в российском образовании портфолио понималось как результат деятельности ребенка или молодого человека по завершении определенной образовательной ступени, а кроме того, как уровень подготовки педагога к его будущей профессиональной деятельности, собранный в специальном «портфеле» или «папке специалиста».
Как любая другая технология, технология «Портфолио» характеризуется наличием специфической связи ее главных структурных компонентов: целевого и содержательного, организационного и экспертно-оценочного. Эти отдельные элементы и образуют, в конечном итоге, целостную систему. Именно поэтому, рассматривать данную технологию можно только комплексно, в тесной взаимосвязи с каждым из указанных выше компонентов. Кроме того, необходимо учитывать тип, вид, цель и результат будущего портфолио, ведь соотношение цели и результата дают возможность увидеть реальную, целостную картину при оценке качества образования студента, педагога, а также всего образовательного учреждения в целом.
1.2. Творческое портфолио профессиональной деятельности
Портфолио профессиональной деятельности представляет совокупность индивидуальных достижений педагога, включает лучшие работы. Портфолио (портфель педагога) – это способ фиксирования, накопления, систематизирования и оценки творческих достижений педагога; это не только комплект документов, регламентирующих его деятельность, но и формирующий рефлексию его собственной профессиональной деятельности. Именно поэтому, очевидно, что структура портфолио обязана быть логичной, содержательной, целесообразной, включать в себя несколько разделов, и при этом оставаться простой для восприятия и осознания достижений субъекта.
В настоящее время технология портфолио представляет собой ценность в образовательном процессе, не только по отношению к ученикам, но и для повышения квалификации непосредственно самого педагога, концертмейстера. В рамках прохождения процедуры аттестации на присвоение квалификационной категории, необходимо не только письменное заявление оппонента, но и предоставление аттестационной комиссии пакета документов, для оценки уровня профессиональной компетенции, результативности деятельности преподавателя (концертмейстера) для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей). Учитывая данные условия, становится актуальным решение проблемы разработки концепции составления, систематизации и оформления портфолио профессиональной деятельности для каждого педагога и концертмейстера.
Исходя из оценочного листа экспертных групп при аттестационной комиссии департамента культуры ЯНАО, логичным представляется структурирование портфолио профессиональной деятельности в соответствии с содержанием пунктов и подпунктов непосредственно оценочного листа. Данная структура позволяет более детально изучить и оценить содержание портфолио, представленное членам экспертной группы. А также, систематизация информации в формате данной структуры позволяет самому педагогу более полноценно проанализировать свою профессиональную деятельность и при необходимости с акцентировать свое внимание на проблемных зонах в своей работе; более подробно раскрыть аспекты своей работы.
Профессиональная деятельность педагогов и концертмейстеров дополнительного образования, в сфере культуры и искусства, предполагает непрерывный творческий процесс. Исходя из этого, целесообразным представляется и творческий подход при работе с портфолио. Что, обоснованно спецификой работы в творческом коллективе, и дает возможность представить оппонента в портфолио, как творческую и креативную личность.