Введение
1. Понятие качества образования в общеобразовательном учреждении
В философском понимании термина «качество» мы исходим из определения качества как существенного признака, свойства, отличающее один предмет от другого. С точки зрения производственного подхода, качество – совокупность существенных потребительских свойств продукции или услуги, значимых для потребителя. В метафорическом смысле «продукцией» школы являются выпускники, имеющие образование лучшего или худшего качества, в большей или меньшей степени соответствующее потребностям общества и личности, установленным нормам, требованиям, стандартам. Таким образом, под качеством образования понимается качество образовательного процесса, отражающая степень соответствия образовательных результатов (достижений) обучающихся и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям и включающая в себя следующие составляющие:
качества организации образовательного процесса (образовательные технологи, формы, методы, приемы обучения, формы организации обучения),
качества образовательной программы,
качества потенциала обучающихся,
качества знаний.
2. Технология оценки качества образовательных достижений обучающегося общеобразовательного учреждения.
Оценка индивидуальных образовательных достижений строится с учетом институтов и механизмов, доказавших свою эффективность в предшествующий период, и включает мониторинг качества общеобразовательной подготовки обучающихся начальной, основной и старшей школы на основе применения компетентностно - ориентированных контрольных измерительных материалов.
Под образовательными достижениями обучающегося мы понимаем совокупность всех индивидуальных достижений, позволяющих ему успешно социализироваться в обществе и реализовать себя как всесторонне развитую личность в различных сферах жизни, а именно:
1) Общеобразовательные достижения
2) Ключевые компетенции(Competence) — способность решать проблемы, возникающие в окружающей действительности, средствами предмета.
3) Социально-личностные характеристики
Оценка образовательных достижений происходит через оценку конкретных показателей.
Оценка общеобразовательных достижений
1) показатели облученности по отдельным предметам (достижение обязательного и повышенного уровней подготовки по предмету);
2) динамика образовательных достижений;
3) сформированность общеучебных умений;
4) сформированность коммуникативных умений;
5) сформированность познавательных интересов;
6) установки и ценностные ориентации;
7) профессиональное самоопределение.
Оценка ключевых компетенций
Инструментальные компетенции, которые включают когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции.
1) способность к анализу и синтезу;
2) способность к организации и планированию;
3) базовые знания в различных областях;
4) тщательная подготовка по основам профессиональных знаний;
5) письменная и устная коммуникация на родном языке;
6) знание второго языка;
7) элементарные навыки работы с компьютером;
8) навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников);
9) решение проблем;
10) принятие решений.
Межличностные компетенции, то есть индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства:
1) способность к критике и самокритике;
2) способность к работе в команде;
3) навыки межличностных отношений;
4) способность работать в междисциплинарной команде;
5) способность общаться со специалистами из других областей;
6) способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия;
7) способность работать в международной среде;
8) приверженность этическим ценностям.
Системные компетенции, то есть сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы.
1) способность применять знания на практике;
2) исследовательские навыки;
3) способность учиться;
4) способность адаптироваться к новым ситуациям;
5) способность порождать новые идеи (креативность);
6) лидерство;
7) понимание культур и обычаев других стран;
8) способность работать самостоятельно;
9) разработка и управление проектами;
10) инициативность и предпринимательский дух;
11) забота о качестве;
12) стремление к успеху.
Оценка социально – личностных достижений
1) нормативность поведения;
2) уровень воспитанности;
3) уровень общей образованности;
4) состояния здоровья и понимание основ здорового образа жизни.
Под технологией оценки качества мы понимаем ряд специально организованных процедур, позволяющих измерить, проанализировать и зафиксировать качество образовательных достижений обучающихся.
Процедура оценки качества образовательных достижений
Таблица 1
Процедура | Инструмент |
Общеобразовательные достижения |
Текущая аттестация | Различные виды проверочных работ (как письменных, так и устных), которые проводятся непосредственно в учебное время для оценки уровня усвоения учебного материала. |
Промежуточная аттестация | Тип испытания (письменный или устный), который позволяет оценить уровень усвоения обучающимися концептуального усвоения курса, а также всего объема знаний, умений, навыков и способностей самостоятельного его использовать. |
Административная аттестация | Различные виды контрольных работ (как письменных, так и устных), которые проводятся в учебное время для оценивания любого параметра учебных достижений ученика. |
Итоговая аттестация | Итоговая аттестации выпускников 9 классов в новой форме и ЕГЭ для выпускников 11 классов |
Предметные олимпиады, научно – практические конференции, творческие конкурсы; | Мониторинг |
Ключевые компетенции |
Тестирование | Тест |
Наблюдение, фиксация данных, анализ, рефлексия (саморефлексия) | Портфолио |
Социально - личностные характеристики |
Наблюдение, фиксация данных, анализ, рефлексия (саморефлексия) | Тест, Портфолио |
В основе технологии оценки качества образовательных достижений лежат следующие принципы:
минимизация системы показателей;
инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования;
иерархичность системы показателей;
сопоставимость системы показателей с международными аналогами;
соблюдение морально-этических норм в отборе показателей.
Объекты оценки системы качества
Таблица №2
Объект | Критерий | Показатель |
Качество образованности ученика | 1. уровень здоровья и здорового образа жизни; 2. уровень нравственного, духовного и морального воспитания личности; 3. уровень развития, готовность к жизни в семье и социуме, готовность к продолжению образования и труду в рыночных условиях, овладение ключевыми компетенциями; 4. уровень обученности; 5. уровень владения творческой деятельностью | Владеет знаниями по организации ЗОЖ; Имеет высокий уровень нравственности и общей воспитанности; Успешное профессиональное самоопределение и дальнейшая социализация; Не ниже 60%; Имеет достижения творческого характера (олимпиады, конкурсы, фестивали и т.п.) |
6