Взаимодействие педагогов с детьми с особыми потребностями.
Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.
Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и школы. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья сама нуждается в поддержке, которую призвана оказывать ей школа.
Система сопровождения и консультирования семьи должна осуществляться через взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом образовательной среды.
Основная цель такого взаимодействия это повышение качества образования и создание благоприятных условий для сохранения физического, психического и психологического здоровья детей, их полноценного развития и обучения в школе.
Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт воспитателя с воспитанниками (родителями воспитанников), направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.
Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.
Основными характеристиками взаимодействия считают:
взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.
Каждая из этих характеристик имеет свое содержание, но только их комплексная реализация в воспитательном процессе обеспечивает его эффективность.
Эффективное взаимодействие – это совместно построенные действия участников образовательного процесса, обеспечивающие необходимые условия для личностного роста, развития личностного потенциала, развития навыков рефлексивного поведения (рефлексия - обращение назад, процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний), преодоления стереотипизации восприятия, эмоционально-душевного комфорта, развития навыков эффективного вербального и невербального общения, саморегуляции, развитие потребности в самоактуализации.
Модели взаимодействия участников образовательного процесса.
1) Ребенок – ребенок:
свободно общается со сверстниками;
приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками (в том числе моральным);
развивает передачу образов с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности;
самовыражается через совместную творческую деятельность;
учится взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей;
учится договариваться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
2) Родитель – ребенок:
признание прав и свобод ребенка,
сотрудничество,
сопереживание и поддержка,
обсуждение ситуации через диалог,
гибкое введение ограничений.
3) Педагог - ребенок:
признание ценности личности ребенка;
признание уникальности – индивидуальности личности ребенка: выявление и развитие общих и специальных способностей ребёнка;
выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;
приоритет личностного развития, когда воспитание и обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;
ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;
диалоговое взаимодействие с ребенком;
актуализация тенденции ребёнка к личностному росту;
активизация исследовательских и творчески интересов ребёнка;
создание условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем;
ориентация педагогического взаимодействия на самореализацию ребенка – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей.
4) Педагог - родитель:
добровольность в сотрудничестве.
искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем детско-родительских отношений;
уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;
признание безусловного права родителей воспитывать в ребенке те качества, которые являются ценными с их точки зрения;
уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов).
конфиденциальность индивидуального общения с педагогом (специалистом).
5) Педагог – педагог - администрация:
развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);
толерантность (терпимость к иным точкам зрения);
эмпатия и рефлексия - умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте;
демократичность в общении;
сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и взаимообогащения;
учитывание личностных и профессиональных качеств участников общения;
проявление участниками общения гибкости в конфликтных ситуациях.
Эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса позволит решить следующие задачи:
Интенсифицировать работу с семьей на основе партнерского взаимодействия;
Создать творческую атмосферу между участниками образовательной деятельности, вовлекая всех в непрерывный процесс саморазвития;
Подходы к организации педагогического взаимодействия:
Деятельностный, формирующий у детей разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса.
Личностно-ориентированный, обеспечивающий у детей развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения.
Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих
принципах:
Добровольность
Сотрудничество
Уважение интересов друг друга
Соблюдение законов и иных нормативных актов
Психолого-педагогические условия взаимодействия.
Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем следующие:
1) применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного процесса;
2) создание специальных художественно-эстетических видов деятельности и социокультурных ситуаций для диалога в сообществе сверстников и взрослых;
3) формирование системы обратной связи педагогов с родителями посредством информационных технологий;
4) разработку диалоговых и коммуникативных технологий воспитания социокультурной идентификации во взросло-детском сообществе;
5) внесение в предметно-развивающую среду пособий, игр, игрушек, поделок для самостоятельного приобщения детей к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности.
Взаимодействие участников воспитательного процесса — это необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность определяется, прежде всего, развитием личности педагога и ребенка, степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились.
Непосредственным и специфичным показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса:
по взаимопознанию — объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;
по взаимопониманию — понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и детьми; принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;
по взаимоотношениям — проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;
по взаимным действиям — осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;
по взаимовлиянию — способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания.
В общем плане о развитии взаимодействия участников педагогического процесса можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.