СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме "Взаимодействие педагогов с детьми с особыми потребностями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме "Взаимодействие педагогов с детьми с особыми потребностями"»

Взаимодействие педагогов с детьми с особыми потребностями.


  Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности становится возможность активного взаимодействия  со всеми субъектами образовательного процесса.

     Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и школы. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья  сама нуждается в поддержке, которую  призвана оказывать ей школа.

   Система сопровождения и консультирования семьи должна осуществляться через взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом образовательной среды.

    Основная цель такого взаимодействия это повышение качества образования и  создание благоприятных условий для сохранения физического, психического и психологического здоровья детей, их полноценного развития и  обучения  в школе.

Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт воспитателя с воспитанниками (родителями воспитанников), направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.

Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.


Основными характеристиками взаимодействия считают: 

взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние. 

Каждая из этих характеристик имеет свое содержание, но только их комплексная реализация в воспитательном процессе обеспечивает его эффективность.

Эффективное взаимодействие – это совместно построенные действия участников образовательного процесса, обеспечивающие необходимые условия для личностного роста, развития личностного потенциала, развития навыков рефлексивного поведения (рефлексия - обращение назад, процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний), преодоления стереотипизации восприятия, эмоционально-душевного комфорта, развития навыков эффективного вербального и невербального общения, саморегуляции, развитие потребности в самоактуализации.


Модели взаимодействия участников образовательного процесса.


1)        Ребенок – ребенок:

свободно общается  со сверстниками;

приобщается к элементарным общепринятым  нормам и правилам            взаимоотношения со сверстниками  (в том числе моральным);

развивает передачу образов с помощью средств невербальной,   интонационной и языковой  выразительности;

самовыражается  через  совместную творческую деятельность;

учится взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей;

учится договариваться, конструктивно разрешать  конфликтные ситуации.

2)      Родитель – ребенок:

признание прав и свобод ребенка,

сотрудничество,

сопереживание и поддержка,

обсуждение ситуации через диалог,

гибкое введение ограничений.

3)        Педагог - ребенок:

признание ценности личности ребенка;

признание уникальности – индивидуальности личности ребенка: выявление и развитие общих и специальных способностей ребёнка;

выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;

приоритет личностного развития, когда   воспитание   и  обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;

ориентация  на  социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;

диалоговое взаимодействие с ребенком;

актуализация тенденции ребёнка к личностному росту;

активизация исследовательских и творчески интересов ребёнка;

создание  условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем;

ориентация  педагогического  взаимодействия  на  самореализацию ребенка – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей.    

4)        Педагог - родитель:                                         

добровольность в сотрудничестве.

искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем детско-родительских отношений;

уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;

признание безусловного права родителей воспитывать в ребенке те качества, которые являются ценными с их точки зрения;

уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов).  

конфиденциальность индивидуального общения с педагогом (специалистом).            

5)        Педагог – педагог - администрация:

развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);

толерантность (терпимость к иным точкам зрения);

эмпатия и рефлексия - умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте;

демократичность в общении;

сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и  взаимообогащения;

учитывание  личностных и профессиональных качеств участников общения;

проявление  участниками общения гибкости в конфликтных ситуациях.


Эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса позволит решить следующие задачи:

Интенсифицировать работу с семьей на основе партнерского взаимодействия;

Создать творческую атмосферу между участниками образовательной деятельности, вовлекая  всех в непрерывный процесс саморазвития;

Подходы к организации педагогического взаимодействия:

Деятельностный,  формирующий у детей разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса.

Личностно-ориентированный, обеспечивающий у детей развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции  поведения.

Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих

принципах:

Добровольность

Сотрудничество

Уважение интересов друг друга

Соблюдение законов и иных нормативных актов


Психолого-педагогические условия взаимодействия.


   Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем следующие:

1)        применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного процесса;

2)        создание специальных художественно-эстетических видов деятельности и социокультурных ситуаций для диалога в сообществе сверстников и взрослых;

3)        формирование системы обратной связи  педагогов с  родителями посредством информационных технологий;

4)        разработку диалоговых и коммуникативных технологий воспитания социокультурной идентификации  во взросло-детском сообществе;

5)        внесение в предметно-развивающую среду пособий, игр, игрушек, поделок для самостоятельного приобщения детей к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности.


Взаимодействие участников воспитательного процесса — это необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность определяется, прежде всего, развитием личности педагога и ребенка, степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились.

Непосредственным и специфичным показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса:

по взаимопознанию — объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;

по взаимопониманию — понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и детьми; принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;

по взаимоотношениям — проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;

по взаимным действиям — осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;

по взаимовлиянию — способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания.

     В общем плане о развитии взаимодействия участников педагогического процесса можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!