СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме самообразования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме самообразования»

Доклад по теме самообразования Чернобиль А.В.

«Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей старшеклассников.»

Не секрет, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизнь наших потомков. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей современным школьникам. Только высоконравственные люди, которых правильно воспитывали, будут стремиться сделать жизнь лучше.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности, обрушиваются разнообразные источники сильного воздействия, как позитивного, так и негативного характера

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня

нравственной воспитанности, так как воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям, на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Реальность сегодняшнего дня диктует необходимость поиска способов взрастить в душах детей потребность освоения таких вечных общечеловеческих ценностей, как Истина - Добро - Красота, Вера - Надежда - Любовь; и в конечном итоге приблизиться к достижению цели педагогики - воспитанию "человека будущего".

Духовно-нравственное воспитание – это организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у школьников, а также качеств патриота и защитника Родины [1].

В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

Духовно-нравственное воспитание осуществляется с использованием вариативных методов и форм организации деятельности учащихся. Методы духовно-нравственного воспитания - это те методы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и задачами нравственного воспитания [2, с.64]. К важнейшим способам проведения работы по духовно-нравственному воспитанию относят такие методы как: метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание, приучение, упражнение, показ и воспроизведение воспитывающих ситуаций, внушение, этическая беседа.

В процессе формирования нравственных качеств могут использоваться следующие формы

организации совместной деятельности педагога и воспитанников:

- игры-путешествия;

- театральные представления;

- ситуативные беседы;

- виртуальные экскурсии по святым местам;

- праздничные развлечения, праздники;

- познавательные викторины;

- сюжетно-ролевые игры, игры драматизации;

- разыгрывания нравственно - этических ситуаций;

- тематические беседы - рассуждения, на диалоговой основе;

- художественно-продуктивная деятельность [3, с. 37-40].

Воспитание учащихся в значительной степени зависит и от личного примера педагога, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительного примера педагога увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия воспитателя будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно [4, с. 256].

В деле духовно-нравственного воспитания детей наибольшее значение имеет взаимодействие педагога с семьей. При этом можно использовать такие формы работы с родителями, как семинары-практикумы; встречи со священнослужителями, тематические обсуждения и консультаций.

Нравственное воспитание школьников происходит также в процессе обучения. Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно –нравственных взаимоотношений. Здесь дети учатся работать самостоятельно, соотносить свои усилия с усилиями других, слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями других, отстаивать своё мнение, помогать и получать помощь. 7

Чтобы формировать нравственное сознание школьников, необходимо помогать учащимся осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитании помогает выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции[5].

Для духовно-нравственного воспитания благоприятные условия создаются и на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле. Добрый, говорят дети, - это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях, друзьях, близких, родных, оказывая бескорыстную помощь.

Важным условием нравственного воспитания школьников является общий нравственный «климат» в классе и школе, стиль отношений между учителем и детьми, детских взаимоотношений. Полноправным членом коллектива ученик ощутит себя тогда, когда в классе царит обстановка взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности.

При таком подходе развивается личностный потенциал каждого, преодолевается неуверенность слабых, не замечаются их недостатки. Очень важно помочь детям почувствовать коллектив как целое, научить их дорожить его интересами. Дети должны чувствовать себя защищёнными от несправедливости и обиды, видеть, что они небезразличны для других [6].

Необходимо вызвать у детей чувство дружеского участия, сострадания, научить их делиться сомнениями, радостями, горестями, привить чувство коллективизма, сформировать умение ориентироваться в окружающей обстановке. Достигнуть этого возможно при условии, если сделать ребёнка своим единомышленником, равноправным участником педагогического процесса.

Литература

1. Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика. 2011. № 10. С. 36 - 46.

2. Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М., 2013.

3. Духовно-нравственное воспитание школьников // Начальная школа: плюс до и после. 2010. 11. С. 3-10.

4. Аплетаев М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения. М., 2012.

5. Артюхова И.С. Ценности воспитания //Педагогика, 2015. № 4. С. 117-121.

6. Губанова Е.В., Пушнова Ю.Б. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России // Воспитание школьников. 2014. № 5. С. 8-14


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!