СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме: "Формирование духовно-нравственного воспитания детей через приобщение их к изобразительному искусству"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию как учебную, так и воспитательную. Воспитание детей средствами изобразительного искусства имеет большое значение в развитии их эмоциональной сферы, помогает детям более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать оценку и делать свой выбор.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: "Формирование духовно-нравственного воспитания детей через приобщение их к изобразительному искусству"»


Формирование духовно-нравственного воспитания детей через приобщение их к изобразительному искусству

Слайд 1.

В последние годы ведется много разговоров о том, что молодое поколение становится безнравственным, агрессивным, в нашем обществе постепенно утрачиваются нормы и принципы морали. И сейчас о проблеме духовно-нравственного воспитания заговорили уже на федеральном уровне, как о проблеме общенациональной.

Слайд 2.

Поэтому одна из главных задач современной образовательной системы - это духовно-нравственное развитие и воспитание наших детей. Как педагог изобразительного искусства, считаю, что Истина, Красота, Доброта есть главные ориентиры общечеловеческих ценностей. И все это можно найти в искусстве.

Ведь искусство – великая сила, содержащая в себе все самое лучшее. Своей образностью искусство активно воздействует на сознание, чувства, волю человека, играет особую роль в преобразовании его духовной сферы, в его самоопределении.

Сегодня мне хотелось бы рассказать о некоторых формах и методах, используемых в своей деятельности.

Слайд 3.

Работу по программам художественной направленности уже веду много лет. Это программа по изобразительному искусству первого года обучения «Мир в ярких красках детства» - ознакомительный (стартовый) уровень, программа 2 года обучения «Я не волшебник, а только учусь» - базовый уровень, и программа 3 года обучения - «Вдохновение» (уровень продвинутый).

Программы включают в себя не только практические задания по рисованию, но и беседы, мастер - классы, экскурсии, проектную деятельность, участие в конкурсах и выставках различного уровня.

Каждая из программ обладает своей особой спецификой. Но всё же основной целью своей работы считаю формирование духовно-нравственного воспитания и развития своих учеников.

Слайд 4.

Для достижения этой цели мной реализуются следующие задачи:

  1. воспитывать любовь к Родине;

  2. формировать у детей основы художественной культуры;

  3. развивать эстетическое сознание и нравственные чувства;

  4. формировать ценностное отношение к окружающему миру, природе, родной земле;

  5. формировать художественно – эстетические, творческие способности;

  6. формировать художественный вкус.

Слайд 5.

Основным содержанием духовно-нравственного воспитания являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем из поколения в поколение. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительному влиянию общества.

Источниками нравственности для каждого человека являются: наша Родина, многонациональный народ, общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.

Слайд 6.

Культура русского народа, знакомство с традициями, бытом, предметным окружением – все это находит отражение в темах программы «Мир в ярких красках детства», что дает возможность с одной стороны развивать в детях способность изображать то, что для них интересно и эмоционально значимо. Здесь происходит воспитание личностного способа отношения к миру, к другим людям, к самому себе.

С другой стороны, ребенок учится некоторым навыкам и умениям, изобразительным приемам, которые пригодятся ему для самовыражения.

Такие темы как «Рождество», «Пасхальные перезвоны» вызывают у ребят большой отклик.

Слайд 7.

Одним из универсальных способов в воспитании детей является сказка. Через сказку можно познавать мир. Она раскрывает сильные человеческие качества и выявляет слабые. Также предполагает определенную модель поведения, открывает путь, пройдя который можно стать счастливым.

Сказка – это мир, в котором ребенок проживает яркие моменты, превращаясь на какое-то время в любимого героя. Сказка дает ребенку возможность подумать, поразмышлять.

Слайд 8.

Любая беседа или рассказ сопровождаются показом иллюстраций, репродукций художников. Сейчас появилась хорошая возможность совершать виртуальные экскурсии в различные музеи. Не выходя из кабинета, можно посмотреть работы великих мастеров Эрмитажа, Русского музея и др. Через произведения искусства мы можем пронаблюдать культуру человеческих отношений, опыт в осознании добра и зла.

На примере картин исторического и батального жанра у детей воспитываются патриотические чувства.

Русская земля славится героическими подвигами, начиная с древних времен. С ребятами вспоминаем «Ледовое побоище» и Александра Невского. Минина и Пожарского - предводителей народного ополчения, освободивших земли русские от поляков. Мы преклоняемся перед мужеством героев войны 1812 года. И помним самую трагическую, и вместе с тем героическую страницу нашей истории, посвящённую Великой Отечественной Войне 1941-1945 г. г.

Чтение произведений по данной тематике вызывает у детей чувство патриотизма, гордости за свою страну и народ. Такие произведения учат любить, верить, быть ответственным за свои слова и поступки. Здесь особое внимание уделяется поведению людей в сложившихся ситуациях.

Слайд 9.

Ребятами созданы альбомы: «Илья Муромец и Соловей - разбойник»; «Герои войны 1812 г.», «Их имена прославили наш край»

Слайд 10.

На примерах картин бытового жанра, портрета можно раскрыть тему о семейных взаимоотношениях, воспитывать доброе отношение к членам общества.

Слайд 11.

Натюрморт, пейзаж, анималистический жанр раскрывают перед детьми красоту окружающего мира, который они должны любить и защищать.

В ходе освоения программ, рассматривая репродукции художников, дети начинают понимать, что художники в своих произведениях выражают свои мысли и чувства, т. е. отношение к тому, что изображают. Глядя на прекрасное, слушая о прекрасном, человек улучшается.

В связи с этим каждое задание на занятии изобразительного искусства имеет эмоциональную направленность, развивает способность ребенка воспринимать оттенки различных чувств, переживаний. Для ребенка становится важнейшим открытием то, что он сам способен выразить характер, состояние человека или животного.

Слайд 12.

Поэтому на занятиях создаются игровые ситуации. Метод игры дает возможность посмотреть на мир глазами другого, даже если этот другой животное или предмет. Именно в этих моментах ребенок раскрепощается и может свободно погрузиться в творческий процесс. Прослушивание фрагментов музыкальных и литературных произведений, сочинение сказок, проигрывание театральных этюдов дает возможность к активному и осознанному познанию окружающей действительности.

Слайд 13.

Также используется на занятиях метод комбинаторных игр. Это действия с элементами языка изобразительного искусства (линия, пятно и т.д.). Нежесткие правила предоставляют свободу собственных предпочтений.

Включение личного опыта переживаний и зрительных впечатлений создает условия для сохранения эмоциональности и непосредственности ребенка. Например, игра «Что на что похоже» (упражнения: «Лучи», «Сугробы», «Солнечные лучи и травы», «Деревья»).

Слайд 14.

Приятные впечатления и положительные эмоции можно получить от общения с природой. Сколько красок, форм, звуков, превращений можно в ней увидеть и услышать.

Все дело в том, как мы умеем чувствовать, замечать и понимать красоту. Для этого нужно быть очень внимательным, наблюдательным. Поэтому интересно вместе с детьми понаблюдать за явлениями природы, или, например, изучить строение цветка, бабочки, полюбоваться красотой расцветки осенних листьев. Удивиться красоте узоров на коре дерева.

Дети учатся изображать природу в разных состояниях различными художественными средствами. Развитие в детях внимания, наблюдательности приводит к чуткости восприятия, отзывчивости.

Слайд 15.

Метод проектной деятельности также способствует формированию духовно-нравственных качеств ребенка, так как через познавательную деятельность проявляется способность к духовному развитию, происходит реализация творческого потенциала. Вместе с тем, воспитывается чувство уважения и любви к культурному наследию нашей страны, бережное отношение к окружающему миру. Дети развивают в себе способность к преодолению трудностей, целеустремленность, трудолюбие.

Пробуем, экспериментируем, совершенствуемся. У ребят есть уже достойные проекты, отмеченные наградами. Традиционными и любимыми конкурсами проектов являются: городской и областной «АртМастер», городской конкурс «Грани науки».

Слайд 16.

Попытка создать проект в сотворчестве двух объединений - «Изо - студия» и «Деревообработка» оказалась удачной. Появился проект, посвящённый нашему самобытному народному промыслу «Урало – Сибирский промысел. Ручная прялка». Ребятами была выполнена прялка, которую мы подарим музею Образования.

Слайд 17.

Участие в выставках и конкурсах тоже можно отнести к воспитательной функции. Тематика выставок и конкурсов обычно сориентирована на изучение истории, национальных традиций, умение ценить и любить красоту окружающего мира. Готовя рисунок к выставке, ребенок осознает свою ответственность за содержание своей работы, учится создавать свою работу так, чтобы дарить зрителю положительные эмоции.

Таким образом, используя различные творческие методы на занятиях по изобразительному искусству, можно существенно влиять на духовные, нравственные качества детей, развивать их эмоциональное восприятие, давать основы патриотического и семейного воспитания.

Слайд 18.

В заключении хочется сказать, что Искусство всегда придет к вам на помощь. Потому, что именно искусство отвечает нашей внутренней потребности в доброте, красоте, истине. И делает нас счастливыми.









2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!