Организация учебно-исследовательской деятельности школьников: проблемы и пути их решения.
Г.В.Искандарова,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Среднекирменская СОШ» Мамадышского муниципального района РТ
Государственная политика в области образования реализуется через стандарты. Образовательные стандарты разных поколений отражают изменяющиеся требования жизни общества к выпускникам школы. Действующий стандарт образования задаёт педагогической практике системно-деятельностный подход. Этот подход ориентирован на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (группы универсальных учебных действий – УУД).
Сегодня школа призвана формировать компетентности, которые позволят каждому выпускнику школы стать успешной личностью в самостоятельной жизни. Важным фактором эффективности образования становится внедрение новых педагогических технологий. А проблема заключается в том, что декларативное введение проектного метода в учебный процесс подчас приводит к формализации, заключающейся в том, что педагоги, вооруженные теорией, не всегда на практике могут применить данные педагогические технологии.
Организация проектно-исследовательской деятельности относится к наиболее эффективным способам построения образования, направленного на развитие активной личности, успешной в постоянно изменяющихся условиях жизни. [1,с.21]
В рамках школы рассматриваемую деятельность называют учебно-исследовательской.
Основные проблемы, которые возникают при организации учебно-исследовательской деятельности в школе, следующие:
- развитие исследовательских умений учащихся блокируется преобладанием репродуктивных методов в их обучении, установкой обучающих на передачу, а обучаемых – на усвоение готовых знаний;
- основным видом исследовательской деятельности учащихся чаще всего выступают рефераты, доклады, сочинения, которые не становятся по-настоящему творческими в силу шаблонности тематики и сведения к минимуму решения исследовательских задач;
- учащиеся практически не включаются в поисковую деятельность из-за нехватки свободного времени и их загруженности;
- исследовательские умения вырабатываются стихийно, без учета их структуры и логики развития, что тормозит у школьников формирование творческих способностей.
Преодоление трудности возможно в том случае, если педагог овладеет технологией организации проектно-исследовательской деятельности, поймет взаимосвязь своих действий и действий обучающихся на разных этапах исследования. [2,с.21]
Т.В.Громова предлагает следующие этапы организации научно-исследовательской деятельности школьников с определением деятельности учителя и ученика:
этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Мотивация | Разработка планов уроков-экскурсий, создание условий для внутренней мотивации учащихся чрез определение обязательного и дополнительного уровней заданий | Выбирает уровень заданий согласно своим способностям, выбирает тему исследовательской работы |
2. Корректировка, конкретизация темы исследовательской работы | Знакомит с основополагающими принципами научного исследования, определяет проблемное поле исследования, помогает корректировать и конкретизировать тему, совместно с учениками определяет объект и предмет исследования, его цели и задачи | Формулирует тему научно-исследовательской работы, совместно с учителем корректирует и конкретизирует тему, знакомится с принципами научного исследования. |
3.Определение круга изучаемых источников | Знакомит с методами исследования, помогает определить круг изучаемых источников, знакомит с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой | Знакомится с методами исследования, совместно с учителем определяет круг изучаемых источников, знакомится с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой |
4. Сбор материала по теме исследования и его систематизация | Помогает организовать работу по сбору материалов в архивах музеях, библиотеках, помогает составить вопросы для анкет, совместно с учеником систематизирует материал для научно-исследовательской работы | Учится работать с фондами библиотек, правильно конспектировать, составлять тезисы к изучаемому материалу. Совместно с учителем составляет вопросы и проводит сбор устных источников, систематизирует собранный материал по теме исследования |
5. Оформление исследователь-ской работы | Знакомит с требованиями к оформлению исследовательской работы, корректирует написанный текст работы, помогает решить спорные вопросы при написании текста | Знакомится с требованиями к оформлению исследовательской работы, совместно с учителем корректирует написанный текст |
6. Публичное выступление на конференции | Объясняет принципы публичного выступления, проводит тренинг, слушает и корректирует выступление, выступает на защите исследовательской работы | Изучает принципы публичного выступления. Совместно с учителем готовит текст, отрабатывает навыки выступления. Учитывая предложения учителя, корректирует своё выступление. Выступает с докладом по защите своей работы |
7. Анализ и планирование научно-исследовательской работы | Совместно с учеником проводит анализ его деятельности, помогает определить направления и составляет план дальнейших исследований | Совместно с учителем проводит анализ своей научно-исследовательской работы, корректирует направления и составляет план дальнейших исследований |
Таким образом, учитывая разную степень развития поисковой активности, проектирование учебного исследования осуществляется в диапазоне репродуктивного – творческого уровней.
Репродуктивно-подражательная деятельность проявляется в ходе усвоения готовых образцов действий и направлена на осмысление обучающимися способов их получения.
Поисково-исполнительская деятельность выражается в самостоятельном поиске путей решения поставленной педагогом проблемной ситуации.
Творческая деятельность (высшая форма познания) проявляется в поиске новых, оригинальных способов решения проблемной ситуации, в стремлении выйти за пределы заданной ситуации. На этом уровне наблюдается подлинно исследовательская деятельность.
Литература:
1.Даутова О.Б., Е.В.Иваньшинина, О.А.Ивашедкина, Т.Б.Казачкова О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / СПб.:КАРО, 2014.-176с.
2. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / СПб.:КАРО, 2015.-128с.