СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Организация учебно-исследовательской деятельности школьников проблемы и пути их решения."

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на Круглом столе для педагогов «Развитие творческой активности старшеклассников: методы, формы, перспективы»  в рамках II Всероссийской (XVIII Поволжской) научной конференции учащихся имени Н.И.Лобачевского.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Организация учебно-исследовательской деятельности школьников проблемы и пути их решения."»

Организация учебно-исследовательской деятельности школьников: проблемы и пути их решения.

Г.В.Искандарова,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Среднекирменская СОШ» Мамадышского муниципального района РТ



Государственная политика в области образования реализуется через стандарты. Образовательные стандарты разных поколений отражают изменяющиеся требования жизни общества к выпускникам школы. Действующий стандарт образования задаёт педагогической практике системно-деятельностный подход. Этот подход ориентирован на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (группы универсальных учебных действий – УУД).

Сегодня школа призвана формировать компетентности, которые позволят каждому выпускнику школы стать успешной личностью в самостоятельной жизни. Важным фактором эффективности образования становится внедрение новых педагогических технологий. А проблема заключается в том, что декларативное введение проектного метода в учебный процесс подчас приводит к формализации, заключающейся в том, что педагоги, вооруженные теорией, не всегда на практике могут применить данные педагогические технологии.

Организация проектно-исследовательской деятельности относится к наиболее эффективным способам построения образования, направленного на развитие активной личности, успешной в постоянно изменяющихся условиях жизни. [1,с.21]

В рамках школы рассматриваемую деятельность называют учебно-исследовательской.

Основные проблемы, которые возникают при организации учебно-исследовательской деятельности в школе, следующие:

- развитие исследовательских умений учащихся блокируется преобладанием репродуктивных методов в их обучении, установкой обучающих на передачу, а обучаемых – на усвоение готовых знаний;

- основным видом исследовательской деятельности учащихся чаще всего выступают рефераты, доклады, сочинения, которые не становятся по-настоящему творческими в силу шаблонности тематики и сведения к минимуму решения исследовательских задач;

- учащиеся практически не включаются в поисковую деятельность из-за нехватки свободного времени и их загруженности;

- исследовательские умения вырабатываются стихийно, без учета их структуры и логики развития, что тормозит у школьников формирование творческих способностей.

Преодоление трудности возможно в том случае, если педагог овладеет технологией организации проектно-исследовательской деятельности, поймет взаимосвязь своих действий и действий обучающихся на разных этапах исследования. [2,с.21]

Т.В.Громова предлагает следующие этапы организации научно-исследовательской деятельности школьников с определением деятельности учителя и ученика:

этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивация

Разработка планов уроков-экскурсий, создание условий для внутренней мотивации учащихся чрез определение обязательного и дополнительного уровней заданий

Выбирает уровень заданий согласно своим способностям, выбирает тему исследовательской работы

2. Корректировка,

конкретизация темы исследовательской работы

Знакомит с основополагающими принципами научного исследования, определяет проблемное поле исследования, помогает корректировать и конкретизировать тему, совместно с учениками определяет объект и предмет исследования, его цели и задачи

Формулирует тему научно-исследовательской работы, совместно с учителем корректирует и конкретизирует тему, знакомится с принципами научного исследования.

3.Определение круга изучаемых источников

Знакомит с методами исследования, помогает определить круг изучаемых источников, знакомит с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой

Знакомится с методами исследования, совместно с учителем определяет круг изучаемых источников, знакомится с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой

4. Сбор материала по теме исследования и его систематизация

Помогает организовать работу по сбору материалов в архивах музеях, библиотеках, помогает составить вопросы для анкет, совместно с учеником систематизирует материал для научно-исследовательской работы

Учится работать с фондами библиотек, правильно конспектировать, составлять тезисы к изучаемому материалу. Совместно с учителем составляет вопросы и проводит сбор устных источников, систематизирует собранный материал по теме исследования

5. Оформление исследователь-ской работы

Знакомит с требованиями к оформлению исследовательской работы, корректирует написанный текст работы, помогает решить спорные вопросы при написании текста

Знакомится с требованиями к оформлению исследовательской работы, совместно с учителем корректирует написанный текст

6. Публичное выступление на конференции

Объясняет принципы публичного выступления, проводит тренинг, слушает и корректирует выступление, выступает на защите исследовательской работы

Изучает принципы публичного выступления. Совместно с учителем готовит текст, отрабатывает навыки выступления. Учитывая предложения учителя, корректирует своё выступление. Выступает с докладом по защите своей работы

7. Анализ и планирование научно-исследовательской работы

Совместно с учеником проводит анализ его деятельности, помогает определить направления и составляет план дальнейших исследований

Совместно с учителем проводит анализ своей научно-исследовательской работы, корректирует направления и составляет план дальнейших исследований

Таким образом, учитывая разную степень развития поисковой активности, проектирование учебного исследования осуществляется в диапазоне репродуктивного – творческого уровней.

Репродуктивно-подражательная деятельность проявляется в ходе усвоения готовых образцов действий и направлена на осмысление обучающимися способов их получения.

Поисково-исполнительская деятельность выражается в самостоятельном поиске путей решения поставленной педагогом проблемной ситуации.

Творческая деятельность (высшая форма познания) проявляется в поиске новых, оригинальных способов решения проблемной ситуации, в стремлении выйти за пределы заданной ситуации. На этом уровне наблюдается подлинно исследовательская деятельность.


Литература:

1.Даутова О.Б., Е.В.Иваньшинина, О.А.Ивашедкина, Т.Б.Казачкова О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / СПб.:КАРО, 2014.-176с.

2. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / СПб.:КАРО, 2015.-128с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!