СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад о духовно-нравственно воспитании

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства

Просмотр содержимого документа
«Доклад о духовно-нравственно воспитании»

Развитие индивидуальных художественных особенностей у детей

Задача развития индивидуальных художественных возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду всё больше овладевает педагогическим сознанием преподавателей.

Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач трудового воспитания, а также вопросов развития индивидуально художественных особенностей. Поэтому задачей руководителя кружка является заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития.

В работе с детьми школьного возраста, используя работу в технике вязания, можно организовать увлекательный процесс развития индивидуальных возможностей. На это ориентирует программа кружковых занятий.

Большинство исследователей, затрагивающих проблему развития индивидуальных творческих возможностей школьников, считает, что этому способствует возможность проявить свои умения на кружковых занятиях, показать неповторимость своего изделия и технику его выполнения. Поэтому руководители кружков обязательно должны целенаправленно выявлять склонности детей и, учитывая педагогические требования, предлагать им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Необходимо позволять детям самим предлагать вид изделия, способы работы, экспериментировать, вносить новшества. Индивидуальный труд учащихся во время кружкового занятия заключается в том, что под общим руководством преподавателя школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоёмкость этих заданий должны подбираться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников для успешного выполнения намеченных планов.

Индивидуально художественные особенности – понятие широкое. Оно заключает в себе умение ребёнком своеобразно, по-своему выполнить задание преподавателя. Проявить свою фантазию, воображение, быстроту, умение владеть инструментами и материалом. Воспитание осуществляется одинаково для всех детей, но в зависимости от его индивидуальности, оно воспринимается по-разному.

В наше время каждый ребёнок стремится быть непохожим на остальных, это проявляется в стремлении лучше учиться, одеваться, выглядеть. Поэтому задачей учителя является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям детей.

“Индивидуальному развитию способствует формирование самостоятельной работы, которая активизирует ребят для достижения наилучшего результата, овладения умениями и навыками. Довольно часто самостоятельной считают любую работу по изготовлению изделия, объясняя это так: ребята ведь сами делают. Действительно, учащиеся сами выполняют трудовые операции, но чаще всего их деятельность носит подражательный характер. Что не ведёт к умению индивидуального проявления и к развитию творческого мышления”.1

Кружковые занятия по вязанию помогают ребёнку реализовать свои идеи в изготовлении одежды для кукол, для себя, изделий для дома. А так же способствует развитию индивидуальных особенностей в овладении способами вязания, работе с материалом и инструментами.

На кружках по вязанию развивается творческое начало. Дети со школьного возраста имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость сделанных своими руками различных работ. Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда, расширяют возможности создания неповторимых рисунков и моделей одежды. Связанную собственными руками вещь не увидишь ни на ком. А сколько радости доставят домашним связанные ребёнком шарф, кофта, носки! Все вещи хранят тепло детских рук, которые её создавали.

Первоначальные сведения о развитии вязальной промышленности, выработки волокнистых материалов, о народных умельцах дети получают на уроках труда. На кружковых занятиях имеются необходимые условия расширить и углубить эти сведения, что позволяет преподавателю сделать занятие увлекательным.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что кружковые занятия по вязанию дают толчок развитию детского творчества, фантазии, трудолюбия, что успешно при правильной организации работы. Не все дети, занимающиеся в детстве рукоделием, становятся в будущем вязальщицами. Но очень важно, что уже в школьном возрасте они проходят практическую подготовку, знакомятся с материалами и инструментами, производства. Это отвечает современным задачам трудового обучения и воспитания общеобразовательных и профессиональных школ.

Целью дипломной работы является показать, как овладение техникой вязания влияет на развитие индивидуальных художественных возможностей.

Задачи включают:

  • показать, как знакомство с техникой вязания можно осуществить развитие творческого мышления и индивидуальных возможностей.

  • сообщить об истории вязания и о его значении в русском народном творчестве.

  • рассказать о развитии и значении трикотажной промышленности в прошлом и настоящем времени.

  • рассказать о влиянии кружковых занятий по вязанию на развитие индивидуальных возможностей детей.

  • предоставить пособия, способствующие глубокому изучению техники вязания.

  • дать рекомендации по использованию данной работы.

Объектом изучения вопроса являются школьники, субъектом- кружковые занятия по вязанию.

I. История развития вопроса в работах педагогов.

1.1. Взгляды зарубежных представителей педагогики.

История педагогики изучает и освещает развитие педагогической теории в той общественно-политической обстановке, в которой она развивается. Наряду с вопросами о всестороннем развитии ребёнка, важное внимание уделяется проблеме развития индивидуально-творческих возможностей. “Впервые этот вопрос рассматривался Джоном Локком – представителем новой буржуазии. В XVII веке в Англии произошла буржуазная революция, которая подготовила почву для преобразования общеобразовательных учреждений. Обобщив передовой для той эпохи опыт воспитания обучения, опираясь на последние научные данные, Локк научно разработал единую систему народного образования, которая отражала стремление масс к знаниям и была проникнута демократизмом. Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге “Некоторые мысли о воспитании” (1693), оказавшей огромное влияние на европейскую педагогическую мысль XVII века. Джон Локк считал, что для достижения положительных результатов в воспитании следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребёнка, надо выявлять у детей различные качества, “сообразно различиям этих качеств должны различаться методы”, писал Джон Локк. По его мнению “в зависимости от преобладающей страсти и господствующих наклонностей” ребёнку следует заниматься любимым видом творчества. Целью воспитателя является помочь детям развивать способности в этой сфере”.2

“Французский материалист XVIII века Иоганн Генрих Песталоцци хотел “для самого последнего бедняка сделать возможным правильное развитие физических, умственных и нравственных особенностей”. Он считал, что общая цель воспитания – проявление в детях “истинной человечности”, которая достигается путем гармонического развития у каждого ребёнка всех его природных способностей, стремлений, индивидуальных возможностей. Большой заслугой Песталоцци в области педагогики явилась его идея о развитии в процессе обучения индивидуальных способностей детей и подготовки их к деятельности.

Мария Монтессори (1870-1952) – итальянский педагог, теоретик дошкольного образования. Свою деятельность она разворачивала в конце XIX века, когда капитализм вступил в высшую фазу своего развития – империализм. Основной формой воспитания и обучения детей Монтессори считала их самостоятельные занятия притом, что воспитатель наблюдает за проявлениями детей и фиксирует их. Но наряду с этим она разработала и другую форму – индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность). Объективность урока предполагает максимальное сосредоточение ребёнка на предмете и исключение всякого отвлекающего влияния личности воспитателя. Она считала, что учитель имеет право настаивать, чтобы ребёнок усвоил то, чего не знает. Педагогика Монтессори и сегодня применяется в детских садах многих капиталистических государств”.3

Методы, используемые на занятиях.

Практическая часть дипломной работы строится по принципу эксперимента. Автор, используя различные методы, показывает как кружковые занятия по вязанию влияют на развитие индивидуальных возможностей детей. Занятия носили художественно-творческий характер, что прежде всего предполагает создание ребёнком изделия, выражающего индивидуальные желания и умения. Преподавателем предложена работа по изготовлению детской шапочки. “Занятия художественно-творческого характера исключают работу по образцу, развивая индивидуальные возможности. Вместе с тем, преподаватель помогает ребятам вызвать в воображении соответствующий образ, который не может возникнуть на пустом месте”.15 Поэтому преподавателем были предложены образцы не для копирования, а для того, чтобы пробудить фантазию, актуализировать имеющиеся умения. Для этого детям были показаны образцы вязок (см. табл. №1-10) и изделие (готовое, иллюстрации).

В процессе кружкового занятия преподаватель использует практические и словесные методы. Вначале занятия преподаватель провёл беседу, где под его руководством дети осмысливают новый материал, устанавливают связь между теорией и практикой. Во время занятия проводится объяснение последовательности выполнения шапочки. Т.к. целью преподавателя является развить индивидуальные возможности ребят, то в практической части делается акцент на эвристический метод. Суть его заключается в том, что детям не даётся конкретное решение задачи занятия. В данном случае это включает выбор узора вязания, отделки изделия. Поэтому преподавателем был использован следующий приём: дети работали с технологическими картами без подробнейшего описания операции и приёмов работы. При составлении технологических карт умышленно упущено описание узора шапочки.

“Демонстрационные методы, реализующие принципы наглядности обучения, помогают детям во время занятия воспринять конкретные образы изучаемых объектов, облегчить усвоение материала. Использование пособий преподаватель сопровождал объяснением, что делало обучение более доходчивым, пробуждало в детях творческую инициативу. На занятии по знакомству с материалами, инструментами и приёмами работы преподаватель использовал таблицы (см. табл. № 11-16)”.16

В разработке занятия преподаватель применил программированный метод, который осуществляется с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Этот метод следует рассматривать как осуществление новой формы самостоятельной работы детей. “Сущность программированного метода заключается в том, что после передачи учителем информации, дети должны решить практическую задачу. Здесь преподаватель передаёт информацию с учётом индивидуальных особенностей детей”.17 Для средних и сильных детей даётся задание более сложное, т.е. для изготовления шапочки преподаватель предлагает образцы более сложных вязок. Дети работают самостоятельно прибегая к помощи технологических карт и таблиц. Отстающим детям младшего возраста даётся возможность осуществить задачу занятия через изготовление изделия более простой вязкой. Основная задача учителя заключается в организации работы по изготовлению шапочки и оказании индивидуальной помощи отстающим ученикам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!