СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на заседании РМО : «Научно-исследовательская деятельность в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад для выступления на заседании районного методического объединения учителей начальных классов на тему " Научно-исследовательская деятельность в начальной школе".

Просмотр содержимого документа
«Доклад на заседании РМО : «Научно-исследовательская деятельность в начальной школе»»

МКОУ «Таловская СОШ"









Доклад:

«Научно-исследовательская деятельность

в начальной школе»









МКОУ «Таловская СОШ»

Учитель начальных классов

Груздева Г. И.







2018 – 2019 уч/год

Бернард Шоу говорил: “Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность”.

Лучшим способом организации этой деятельности я считаю научно - исследовательскую деятельность. Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

Первая моя задача, как учителя – организовать такие педагогические условия, которые способствовали бы развитию у учеников самостоятельности мышления и творческого подхода к делу.

При выполнении научно-исследовательской работы выделяются три этапа.

Первый этап - подготовительный. Я предлагаю ребятам на выбор несколько тем, над которыми можно поработать. Мы анализируем их и выбирает ту, что нам больше всего интересна. Далее мы ставим перед собой основные цели и задачи. На этом этапе также выдвигается гипотеза, которая после исследования должна либо быть подтверждена, либо опровергнута. Самый трудный и важный этап работы - основной. Чем больше материала для исследования, тем шире диапазон изучаемого явления, тем научнее и весомее будут выводы. Ученики должны прочитать как можно больше литературы по выбранной теме, чтобы знать, какой аспект темы хорошо изучен, а какие проблемы ещё не решены и можно сказать своё слово в этом направлении.

Для исследования используются различные методы и способы: наблюдение, сопоставление фактов, составление диаграмм, графиков и таблиц. Проводится опрос и анкетирование людей разного возраста. Собранный материал тщательно анализируется, классифицируется, делаются сначала промежуточные выводы, а затем окончательные. Ученики анализируют выполнение поставленных целей и задач.

Когда исследование завершено, начинается заключительный этап - оформление результатов исследования. Работа должна быть не только интересна, но и ярко, наглядно оформлена. Для этого делается презентация, в которую включаются фотоснимки, архивные материалы, графики и диаграммы, рисунки учащихся.

У учеников есть замечательная возможность представить свою работу на школьной научно-исследовательской конференции, сначала на ступени начальных классов, а в случае победы, на общешкольной.

Исследовательская деятельность способствует формированию:

личностных УУД

  • адекватная самооценка;

  • испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;

  • формируется мотивационная основа учебной деятельности;

  • вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

регулятивных УУД:

  • дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

познавательных УУД:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ

коммуникативных УУД:

  • строить понятные для партнёра высказывания;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Ещё одним условием, также достаточно необходимым для исследовательской работы, особенно в младшем школьном возраста, является помощь со стороны родителей, включённость родителей в работу.

Рассмотрим эту сторону организации исследовательской деятельности младших школьников. Привлекать родителей к процессу исследования целесообразно, если выполнение работы проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы, иначе губится сама идея метода исследования. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в научно-исследовательской работе.

Работая вместе, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

В результате совместной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения с родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.

А теперь немного о том, какую научно-исследовательскую работу я проводила со своими учениками.

Тема № 1; «Растительный мир родного края»

Мы изучали:

1.Растения луга.

2.Растения леса.

3.Растения водоёмов и прибрежной зоны.

4.Полевые культурные растения.

5.Растения, занесённые в Красную книгу.


В итоге проведённой работы мы сделали вывод:

Растительный мир нашего родного края богат и разнообразен. Изучать его можно бесконечно долго. Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быт природе.

Тема № 2: «Эта удивительная соль!,

Вывод:

В ходе исследовательской работы мы выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели интересные опыты с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов. На время работы мы превратились в исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!

Тема № 3: «Образ яблока в литературе»

Вывод:

Мы узнали, что яблоко – символ здоровья, восстановления жизненных сил и бодрости. Поэтому на основе этого полезного свойства возникли всевозможные народные мудрости, поверья, пословицы.

Этот образ многогранен, разносторонен, и каждый писатель, поэт, композитор понимает его по – своему. Это добро и зло. Это чёрное и белое. Этот образ вечен. И, возможно, в будущем не одно поколение поэтов использует его в своих произведениях.

Тема № 4: «Мифы о происхождении отрицательных персонажей русских сказок и их имен».

В начале исследования мы предположили, что у отрицательных героев русских народных сказок (Кощея Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча) были положительные прообразы.


Вывод:.
Русская народная сказка всегда учила тому, что, хотя добро и зло живут рядом, но добро всегда побеждает. Отрицательные герои, конечно, необходимы в сказке для того, чтобы нашелся кто-то, кто будет с ними сражаться. Мы доказали, что, у злодеев из русских народных сказок существовали положительные прототипы.



Тема № 5: «Из реальности в сказку и наоборот»

Мы выдвинули гипотезу и в конце исследования доказали её:

Сказки тесно связаны с жизнью. Некоторые герои попали в сказку из реальной жизни. А волшебные предметы, помогающие сказочным героям, появились в реальной жизни благодаря людям, проявившим чуточку фантазии и верившим в чудеса из сказок.


В заключение своего выступления, я хочу ответить на вопрос, нужна ли научно-исследовательская работа в начальной школе?

На мой взгляд, она не просто нужна, а необходима!

  • Открывает возможности формирования жизненного опыта.

  • Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.

  • Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

  • Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.


В течение всего времени работы над исследованиями мы познавали мир, делали открытия, удивлялись, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шёл путём открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!