МКОУ «Таловская СОШ"
Доклад:
«Научно-исследовательская деятельность
в начальной школе»
МКОУ «Таловская СОШ»
Учитель начальных классов
Груздева Г. И.
2018 – 2019 уч/год
Бернард Шоу говорил: “Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность”.
Лучшим способом организации этой деятельности я считаю научно - исследовательскую деятельность. Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.
Первая моя задача, как учителя – организовать такие педагогические условия, которые способствовали бы развитию у учеников самостоятельности мышления и творческого подхода к делу.
При выполнении научно-исследовательской работы выделяются три этапа.
Первый этап - подготовительный. Я предлагаю ребятам на выбор несколько тем, над которыми можно поработать. Мы анализируем их и выбирает ту, что нам больше всего интересна. Далее мы ставим перед собой основные цели и задачи. На этом этапе также выдвигается гипотеза, которая после исследования должна либо быть подтверждена, либо опровергнута. Самый трудный и важный этап работы - основной. Чем больше материала для исследования, тем шире диапазон изучаемого явления, тем научнее и весомее будут выводы. Ученики должны прочитать как можно больше литературы по выбранной теме, чтобы знать, какой аспект темы хорошо изучен, а какие проблемы ещё не решены и можно сказать своё слово в этом направлении.
Для исследования используются различные методы и способы: наблюдение, сопоставление фактов, составление диаграмм, графиков и таблиц. Проводится опрос и анкетирование людей разного возраста. Собранный материал тщательно анализируется, классифицируется, делаются сначала промежуточные выводы, а затем окончательные. Ученики анализируют выполнение поставленных целей и задач.
Когда исследование завершено, начинается заключительный этап - оформление результатов исследования. Работа должна быть не только интересна, но и ярко, наглядно оформлена. Для этого делается презентация, в которую включаются фотоснимки, архивные материалы, графики и диаграммы, рисунки учащихся.
У учеников есть замечательная возможность представить свою работу на школьной научно-исследовательской конференции, сначала на ступени начальных классов, а в случае победы, на общешкольной.
Исследовательская деятельность способствует формированию:
личностных УУД
адекватная самооценка;
испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;
формируется мотивационная основа учебной деятельности;
вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
регулятивных УУД:
дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы
познавательных УУД:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ
коммуникативных УУД:
строить понятные для партнёра высказывания;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Ещё одним условием, также достаточно необходимым для исследовательской работы, особенно в младшем школьном возраста, является помощь со стороны родителей, включённость родителей в работу.
Рассмотрим эту сторону организации исследовательской деятельности младших школьников. Привлекать родителей к процессу исследования целесообразно, если выполнение работы проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы, иначе губится сама идея метода исследования. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в научно-исследовательской работе.
Работая вместе, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
В результате совместной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения с родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.
А теперь немного о том, какую научно-исследовательскую работу я проводила со своими учениками.
Тема № 1; «Растительный мир родного края»
Мы изучали:
1.Растения луга.
2.Растения леса.
3.Растения водоёмов и прибрежной зоны.
4.Полевые культурные растения.
5.Растения, занесённые в Красную книгу.
В итоге проведённой работы мы сделали вывод:
Растительный мир нашего родного края богат и разнообразен. Изучать его можно бесконечно долго. Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быт природе.
Тема № 2: «Эта удивительная соль!,
Вывод:
В ходе исследовательской работы мы выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели интересные опыты с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов. На время работы мы превратились в исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!
Тема № 3: «Образ яблока в литературе»
Вывод:
Мы узнали, что яблоко – символ здоровья, восстановления жизненных сил и бодрости. Поэтому на основе этого полезного свойства возникли всевозможные народные мудрости, поверья, пословицы.
Этот образ многогранен, разносторонен, и каждый писатель, поэт, композитор понимает его по – своему. Это добро и зло. Это чёрное и белое. Этот образ вечен. И, возможно, в будущем не одно поколение поэтов использует его в своих произведениях.
Тема № 4: «Мифы о происхождении отрицательных персонажей русских сказок и их имен».
В начале исследования мы предположили, что у отрицательных героев русских народных сказок (Кощея Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча) были положительные прообразы.
Вывод:.
Русская народная сказка всегда учила тому, что, хотя добро и зло живут рядом, но добро всегда побеждает. Отрицательные герои, конечно, необходимы в сказке для того, чтобы нашелся кто-то, кто будет с ними сражаться. Мы доказали, что, у злодеев из русских народных сказок существовали положительные прототипы.
Тема № 5: «Из реальности в сказку и наоборот»
Мы выдвинули гипотезу и в конце исследования доказали её:
Сказки тесно связаны с жизнью. Некоторые герои попали в сказку из реальной жизни. А волшебные предметы, помогающие сказочным героям, появились в реальной жизни благодаря людям, проявившим чуточку фантазии и верившим в чудеса из сказок.
В заключение своего выступления, я хочу ответить на вопрос, нужна ли научно-исследовательская работа в начальной школе?
На мой взгляд, она не просто нужна, а необходима!
Открывает возможности формирования жизненного опыта.
Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
В течение всего времени работы над исследованиями мы познавали мир, делали открытия, удивлялись, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шёл путём открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга