СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на заседании городского объединения историков

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткие рекомендации по подготовке учащихся 10-11 классов к сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию. Анализирование на примерах: как следует выполнять задания части I и части II. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад на заседании городского объединения историков»

Сегодня уже существуют наработанные методики по подготовке учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию. Прежде всего нужно говорить об учебном материале , который используется на уроках. Учебники Л.Н.Боголюбова «Обществознание»- изд-во «Просвещение», А.И. Кравченко , Е.А. Певцовой «Обществознание»-изд-во «Русское слово»,Справочники Баранова, дидактические материалы, а также материалы из рабочей тетради по обществознанию, обязательно использую различные интернет ресурсы от презентаций до тестов системы Дмитрия Гущина «Решу ЕГЭ» По истории мы пользуемся учебником Загладина , Минакова , обращаемся к учебникам А.А Данилова и Л.Г.Косулиной, но прежде всего тот дополнительный материал, который есть в Интернете. В профильном классе еще использую учебник «Всеобщей истории» Загладина Н.В. Настоящая полноценная подготовка к сдаче ЕГЭ начинается в старшей школе. Здесь многое начинает работать на результат: мотивация самого ученика, который начинает задумываться о своём будущем и выборе профессии, взросление не только физическое, но и формирование личности, которая умеет мыслить, обладает определённым интеллектуальным потенциалом. На данном этапе работа учителя выходит на новый уровень. Поскольку определённый запас знаний по предмету у учеников имеется из основной школы, то первое, на чём концентрирует свои усилия учитель – это создания алгоритма действий ученика при выполнении заданий любого уровня сложности. Берётся любой вариант пособий, где опубликованы версии экзаменационных заданий, либо просто зайти на сайт ФИПИ, где они есть практически за все года существования ЕГЭ, и, далее, идёт работа по отработке одного вопроса – что в данном задании спрашивается, какой конкретно ответ здесь нужен. Как показала практика, это очень важно, потому что ребята часто не могут выделить основное, скользя по поверхности.

Подготовку учащихся к выпускному экзамену (в форме ЕГЭ) веду на занятиях постепенно, целенаправленно с 10 по 11 класс. Проходя по этапам курса истории России с древнейших времён до настоящего времени, стараюсь обращать внимание на основные моменты истории России по периодам правления государственных деятелей, возглавлявших государство (перечисляются основные моменты деятельности исторической личности по кругу, согласно плану).
Считаю её более эффективной, т.к. она позволяет повторить и закрепить основные моменты определённого периода истории России. Зная период, двигаемся с учащимися далее по хронологии. Передав фактические знания, учу ребят сравнивать, обобщать, абстрагировать, конструировать те или иные исторические ситуации, версии, оценки, применяя метод научного познания.
На уроках истории в 10-11 классах много работаем с текстами, учимся находить в документах суть вопросов по ключевым фразам, высказываниям, фамилиям, датам.
Перед учениками ставится задача внимательно читать вопросы к тексту, вспоминать события, указанные в заголовке документа и, последовательно находя информацию в тексте, предельно четко отвечать на вопросы. Каждый ученик, выбрав раздел истории на государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ, заводит общую тетрадь, в которой он под моим руководством выполняет большую часть заданий по типу «2части». Пройдя тему по современной истории России, изучив соответствующие параграфы, формулирую самостоятельно основные вопросы и задания по типу «2 части». На уроках, консультациях стремлюсь выполнять требования к итоговой исторической подготовке выпускников школы:
1. Хронологические  и фактологические знания.
3.Изучение источников.
4. Объяснение, анализ.
5. Версии, оценки.
Для успешного выполнения заданий ЕГЭ по истории, особенно сложной части «С», на уроках истории работаю поэтапно:
I. Учу приобретать знания по истории:
— как готовить домашнее задание по учебнику;
— как запоминать даты;
— как усваивать и запоминать понятия;
— как работать с различными видами первоисточников (письменными, устными, изобразительными).
Приступая к уроку, прописываю на доске тему, план, термины, понятия, основные даты и факты, имена исторических лиц. При объяснении на доске показываю, о чем идет речь. Учащиеся лучше запоминают, когда слушают, видят на доске и делают записи в тетрадях.
II. Работаю над устной речью учащихся:
— обучаю давать краткие и развёрнутые ответы;
— формирую умение описывать, давать характеристику, объяснять, строить доказательство (обосновывать суждение при помощи логических выводов и научно установленных исторических фактов).

III. Учу готовить презентации, сообщения.
Урок истории невозможен в старших классах без опережающего домашнего задания, подготовки доклада или сообщения. К услугам современных учеников Интернет, библиотека, изобилие справочной информации, научно-публицистической литературы. Моя задача – правильно поставить вопрос перед учеником, ведь сообщение – это краткое выступление перед классом по определенному вопросу.
IV. Учу вести записи исторического материала:
-составлять план текста;
-составлять конспект;
— составлять хронологические таблицы.
Конспектировать учу кратко, излагать только самые важные вопросы изучаемой темы или главные идеи автора статьи, документа и т.д. Поощряю тех учеников, которые выказывают своё отношение к материалу, аргументы в пользу авторской позиции или контраргументы.
На практических занятиях при изучении темы народных волнений, войн, революций составляем с учениками хронологические таблицы.
V. Формирую умение анализировать исторический материал.
Изучение исторических событий, явлений, процессов невозможно без анализа. Эту трудную задачу мне помогают выполнить всевозможные памятки.
VI. Отрабатываю навык изучения исторических событий, явлений, процессов. В процессе подготовки к выпускному экзамену (в форме ЕГЭ) части С старшеклассникам особенно необходимы умения определять причинно-следственные связи, сущность событий и их последствия, умение оценивать, сравнивать и анализировать исторические события.
В работе следую общепринятой методике анализа исторического материала:
I. Общая логика анализа исторических событий и явлений:
— Причины события, явления
— Сущность (этапы)
— Следствие (значение)
II. Определение причин исторических событий
— выявление последовательности развертывания событий:
III. Определяю сущность исторических событий.

  1. Указанную выше методику установления причинно-следственных связей, а также определения сущности события обязательно применяю на уроках в старших классах, когда разбираем наиболее важные события истории России, оказавшие большое влияние на развитие страны и всего мира. Например, Карибский кризис 1962 г.
     Выясняем причины:
    1. Победа революции на Кубе.
    2.Заявление Ф. Кастро о необходимости построения коммунистического общества.
    3. Подготовка США военного вторжения на Кубу.
    4. Размещение на Кубе советских ракет средней дальности с ядерными боеголовками.
    Сущность:  22 октября 1962 г. США объявляют блокаду Кубе (задерживались все суда, идущие на Кубу). Войска СССР приведены в состояние боевой готовности.
    Следствие: мир оказался на грани ядерной войны, что заставило противоборствующие силы вступить в переговоры.
    Последствия:
    Была снята напряженность между СССР и США.
    Обеспечена безопасность Кубы.
    Из Турции выведены американские ядерные ракеты.
    Куба сохранила свою независимость.
    Ведущие страны мира СССР и США продемонстрировали свое негативное отношение к вооруженному конфликту.
    Ядерное оружие стало сдерживающим фактором, заставляющим политических лидеров искать пути к политическому компромиссу.
    В августе 1963 г. в Москве между США, СССР и другими державами был заключен договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космическом пространстве, под водой. Такое структурирование материала позволяет старшеклассникам вникнуть в глубину изучаемого события.
    Задания третьего уровня соответствуют уровню учащихся специализированных школ и классов с углубленным изучением истории. Однако только выполнение данных заданий позволяет абитуриенту набрать конкурентоспособные баллы в борьбе за бюджетные места в ВУЗах, поэтому подготовка школьников к экзамену в формате ЕГЭ становится актуальной проблемой, для педагогов и школьников обычных общеобразовательных школ.
    Одним из направлений в решении этой проблемы является организация текущего повторения.
    Основная цель урока текущего повторения заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, углублении сведений о ранее изученном, уточнении приобретенных представлений.
    Для текущего повторения главное заключается в закреплении в памяти основных положений темы. Всякая работа, связанная с повторением и закреплением материала, несет в себе элементы систематизации и обобщения.
    Для успешной подготовки к ЕГЭ по истории необходимо применять задания КИМ на уроках. Продуктивнее всего использовать задания  ЕГЭ в различных формах текущего повторения.
    На этапе опроса,  возможно предложить учащимся  выполнить тестирование.  Это типы заданий, адаптированных в соответствии части А. Учащиеся выполняют тест, содержащий 10 вопросов КИМ ЕГЭ. Тест обязательно должен быть ориентирован на тему предыдущего урока.
    Таким образом, в ходе опроса осуществляется формирование и дальнейшее развитие умений и навыков учащихся, т.е. умения решать тесты ЕГЭ. Так в ходе опроса осуществляется не только проверка знаний и умений, но их дальнейшее углубление, обогащение, развитие.
    На этапе закрепления, учащимся можно предложить выполнить задания в упрощённом виде – части В (1-2 задания). Закрепление неразрывно связано с изучением нового материала и организационно проводится как в процессе изучения нового материала, так и в конце урока. Важным условием и средством более углубленного усвоения нового учебного материала на уроке является систематическое закрепление изучаемых фактов и обобщений.
    Задания части 1 (часть В) предусматривают следующие виды деятельности:
    установление последовательности событий в рамках значительных исторических периодов;
    соотнесение двух рядов информации — дат и событий, имен исторических деятелей и названий политических партий, к которым они принадлежат, имен деятелей культуры и сфер их творчества, их произведений и т. д.;
    определение исторического деятеля, события или явления, о котором идет речь в представленном отрывке из исторического источника;
    умение группировать, систематизировать факты, понятия, устанавливать соответствие двух рядов информации.               Переходя к выполнению заданий части 2, учителю необходимо сначала научить учеников работать с заданиями части . Нужно рассмотреть как построены задания, т.е. какими умениями должен владеть ученик, приступая к выполнению задания. Рассказать подробно, как выполняются все задания и показать особенности решения более сложных заданий части 2.
    Задания части С позволяют проверить практически все элементы подготовки, в том числе умение работать с историческими источниками, умение анализировать и обобщать исторический материал, применять оценочные знания и умения. Самое главное, что она дает возможность выявить уровень индивидуальной подготовки, дифференцировать выпускников, выявить тех, кто с полным основанием может конкурировать с другими абитуриентами при поступлении в вузы.
         Все виды заданий, включаемых в ЕГЭ по истории, желательно использовать в учебном процессе в качестве материалов текущего повторения  и самоконтроля.
    Установлено, что повторение протекает успешно, если оно проводится на вариативном материале, с постоянным нарастанием

    сложности заданий. Благодаря этому повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний учащихся. В результате этого происходит перенос знаний, умений и навыков на более высокий уровень На уроках обществознания. Переработана система оценивания задания 28. Критерии оценки На первый взгляд ничего не поменялось – в этом году ученики увидят такую же формулировку задания №28, что и прежде. Однако изменились критерии оценки – они стали конкретнее и строже. Количество максимальных баллов теперь 4 (раньше было 3), а вместо вычитания балла за ошибки будет практиковаться начисление баллов за отсутствие ошибок. Критерии изменились следующим образом: 28.1: попадание в обязательные пункты плана. Этот критерий остался важнейшим. Если ученик не попал в обязательные пункты плана, выставляется 0 баллов за все задание. Однако появилась конкретизация в оценивании. Теперь указано, что один из обязательных пунктов должен быть детализирован в подпунктах, а другой может не быть детализирован или быть подпунктом. При полном попадании в обязательные пункты плана начисляется 2 балла. 1 балл ученик получает, если у него есть один раскрытый пункт или два нераскрытых пункта. 28.2: соблюдения плана сложного типа. В этом критерии учитывается количество пунктов и их качество, степень раскрытия темы. Раньше баллы начислялись в зависимости от количества различных пунктов, теперь требования стали точнее. В плане должно быть не менее трех пунктов, два из которых детализированы – в любом другом случае по этому критерию начисляется 0 баллов. 28.3: корректность формулировок. Балл по этому критерию теперь носит характер бонусного, и получить его можно только при отсутствии любых ошибок в любом месте при 1 балле по критериям 28.1 и 28.2. Работая над этим заданием, важно учесть одно противоречие в системе оценки. В рекомендациях ФИПИ указано не засчитывать пункты плана, имеющие абстрактно-формальный характер. При этом в образце плана ФИПИ использована абстрактная формулировка «Понятие политической партии». Как бы то ни было, для получения высокого балла лучше избегать формулировок, которые не отражают специфику темы. Этапы подготовки Составление плана – это метапредметное умение, которым нужно владеть для успешной сдачи ЕГЭ. Тренирую умения составление плана на каждом уроке. Например, прописывайте с учениками план предстоящего занятия, в конспектах выделяйте пункты и подпункты, составляем сложный план по окончанию лекции – то есть отрабатывается это умение на разных этапах изучения темы. Не предлагайте ученикам выучить наизусть сложные планы, составленные по кодифиатору! Это никак не поможет «слабым» учащимся. Например, в 2017 году темы планов с пунктами кодификатора не совпадали МОЙ СОВЕТ. Старайтесь разбирать на уроке разные явления по плану с такой фиксированной основой: понятие, признаки, структура, происхождение, развитие, многообразие, роль, современное состояние. При этом избегайте абстрактно-формальной формулировки пунктов плана с этой основой. Когда идет изучение сложных тем с двумя совмещенными понятиями, обязательно рассматривайте взаимосвязь явлений, выявляйте между ними сходства и различия. В некоторых случаях также необходимо определить, какое место одно явление занимает в структуре другого. По статистике, в ЕГЭ по обществознанию задание №28 является одним из самых сложных для учеников

  2. Детализирована формулировка задания 29 и изменена система его оценивания.

  3. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 62 до 64.



Если это работа с текстом, то нужно отрабатывать задания к нему с точки зрения: сколько заданий в пункте, что нужно – процитировать автора текста или требуется своё мнение. Желательно при этом учить оставлять на полях заметки на полях о том, сколько заданий, например, «А, Ц», (авторская цитата) или «А» и «Я» (авторская цитата и моё мнение). Когда конкретное задание выполнено, эти заметки перечёркиваются. При последней технической проверке ученику легко сориентироваться, что у него сделано, а что ещё осталось. На первых порах необязательно заставлять письменно выписывать цитаты, достаточно устной работы с текстом, где они выделяют необходимые отрывки. Обращаешь внимание на то, что они могут повторяться, и что не надо бояться повторения.

Переходя к заданиям третьего уровня сложности, также отрабатывается понимание, что спрашивается в задании и, по возможности, пытаться на него ответить. Это ключевой момент всей подготовки данного периода – стараться отвечать на все задания, даже если данная тема ещё не изучалась. Это нужно для того, чтобы ученики тренировались на применение логического мышления и ответы, которые есть в каждой работе, могут послужить к заданию концом логической цепочки, которую надо воссоздать. Для более успешного выполнения задания разного уровня желательно сажать учеников по следующему принципу: слабый – сильный. Это позволит избежать потери времени на объяснение более лёгких задач, которые может сделать сильный ученик и сконцентрироваться на тех случаях, которые требуют вмешательство учителя.

Выполнение задания по написанию эссе требует тоже большой подготовительной работы. Во-первых, ученикам даётся план написания эссе, которому они должны следовать в своей работе. Во-вторых, с ними нужно начинать устно отрабатывать, как они понимают те высказывания, которые есть в вариантах демоверсий. Частая ошибка учеников в том, что они свои логические рассуждения принимают за авторские. Здесь же нужно пытаться их научить выделять проблему, которую поднимает автор цитаты, что является частью задания. Всё это делается устно, можно на уроке, а можно, в качестве интеллектуальной разминки на специальных занятиях. Следующий важный подготовительный момент подготовки к написанию эссе – отработка понимания того, что подразумевает каждый пункт плана, а также предложения – связки между ними. В первом пункте плана – «раскрыть содержание цитаты» -


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!