СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на заседание при директоре "Способы формирования и поддержки благоприятного психологического климата в группе".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на совещание при директоре по способам формирования и поддержке благоприятного психологического климата в группе

Просмотр содержимого документа
«Доклад на заседание при директоре "Способы формирования и поддержки благоприятного психологического климата в группе".»

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»











Доклад на совещание при директоре









Тема: Способы формирования и поддержки благоприятного психологического климата в группе.











Подготовила: Стадникова В.Н.








Валуйки

декабрь 2018г.





Обучение в школе занимает существенный период жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного морально-психологического климата.

В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М.Шепель.

Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений. Классный коллектив – это мощный инструмент воспитания, который вполне способен подавлять индивидуальность. Чтобы этого не произошло, социально-психологический климат должен благоприятствовать проявлению индивидуальности каждого учащегося.

В понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны»:

Социальный климат, определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

Моральный климат, определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

Психологический климат, это те неофициальные отношения, которые складываются между учащимися, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.

Формирование и совершенствование благоприятного социально-психологического климата является задачей классного руководителя, школьного психолога, социального педагога, учителей – предметников и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть и вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива.

Формирование благоприятного социально-психологического требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

Характеристики благоприятного социально-психологического климата:

  1. В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

  2. В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

  3. В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

  4. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.

  5. Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

  6. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Преобладающими критериями благоприятного психологического климата является наличие у ученика:

  • Доброжелательности

  • Защищенности

  • Мобильности

  • Креативности

  • Оптимизма

  • Инициативности

  • Работоспособности

  • Свободы своего «я»

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

  1. В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу. Присутствует негативное соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом. Критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

  2. В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях. Он заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых". Здесь презрительно относятся к слабым. Нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

  3. Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.

  4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.

  5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.

  6. В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.

  7. В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

Преобладающими критериями благоприятного психологического климата является наличие у ученика:

  • незащищенность

  • леность

  • агрессивность

  • пессимизм

  • зажатость

  • пассивность

Для изучения и формирования социально-психологического климата в классе используются различные психолого-педагогические приемы, направленные на:

  • определение неформальной структуры класса, выявление лидера и его роли в группе;

  • коррекцию формальной и неформальной структуры класса (например, посредством перевыборов формального лидера);

  • определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы;

  • применение игр, направленных на сплочение коллектива;

  • определение причин конфликтов в классе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;

  • изучение индивидуальных особенностей школьников;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • определение влияния личности педагогов и классного руководителя, их педагогических стилей на взаимодействие со школьниками:

  • социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций).

Благоприятный социально-психологический климат способствует лучшему усвоению учебного материала школьником, и полноценному развитию его личности. Следовательно, создание благоприятного социально-психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в себе и своих силах люди представляют особую ценность для современного общества. Многие педагоги серьезно подходят к вопросу о создании благоприятного социально-психологического климата, но не всегда владеют методами и приемами его создания.

Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классеаналогичны способам формирования и управления детским коллективам. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

Знание способов формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов.

Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе являются следующие:

ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;

находить общие интересы, которые объединили бы детей класса, и на их основе организовывать общие дела;

формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;

привлекать ребят проводить вместе свободное время;

создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремиться к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;

привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, учитывая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;

создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранения стабильно – положительных отношений между учителями и учащимися;

развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;

развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

Представляют интерес принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Девидом Мейстером в книге «Делай, что исповедуешь», которые могут быть полезны педагогам:

1.Всегда исходите из того, что самый большой грех – нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.

2.Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.

3.Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.

4.Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.

5.Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.

6.Поддерживайте в себе твердую веру в собственное предназначение.

7.Забудьте о покровительственном тоне.

8. Создавайте условия, а не диктуйте их.

9. Верьте людям, с которыми работаете.

10.Являйте собой пример, будьте такими, каким хотели бы видеть своего коллегу.

11.Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.

12. Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.


Воспитательная сила, огромные, формирующие каждую личность возможности коллектива, зависят от его психологического климата. Успешное формирование моральной атмосферы в любом звене общественной жизни предполагает знание структуры, особенностей проявления коллектива. В совместных и взаимных действиях людей, в их общении возникает прямой обмен мыслями, взглядами, идеями, проявляются различные формы взаимных отношений людей друг к другу, симпатии, антипатии и другие, так называемые межличностные отношения.

В зависимости от характера социально-психологического климата его воздействие на личность будет различным – стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям.

Кроме того, социально-психологический климат способен ускорять или замедлять развитие ключевых качеств: готовность к постоянной информационной деятельности, умение действовать в экстремальных ситуациях, принимать нестандартные решения, инициативность и предприимчивость, сочетание профессиональной и гуманитарной культуры.

Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения в коллективе (детском или взрослом) возникнут сами собой, их надо сознательно формировать.

Важным показателем психологически компетентного педагога является создание благоприятного социально – психологического климата в классе.

Самые актуальные задачи воспитания, наиболее эффективно решаются, если разумно организовать жизнедеятельность ученического коллектива. Ведь в сплочённом детском коллективе ребята приобретают опыт межличностного взаимодействия, группового сотрудничества, социальной ответственности. Но это возможно лишь при создании благоприятного социально-психологического климата в классе.

Воспитывая коллектив и используя его в формировании коллективных норм поведения и отношений, нельзя забывать и об индивидуальном развитии каждого ребёнка

Исходя из наблюдений за учащимися класса, из прочитанной литературы по данной проблеме следует выделить эффективные способы формирования учителем психологического климата :

  • Включение в жизнедеятельность класса различных видов искусства.

  • Использование игр.

  •  Формирование общих традиций.

  • Создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий.

  • Стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка.

  • Наличие активной  позиции педагога по отношению к классному коллективу.

  • Привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива.

Существует не менее важная сторона жизнедеятельности класса, его психологического климата, которая почти целиком определяются руководителем - умение учителя правильно строить свои взаимоотношения с учащимися. Для этого:

  • - необходимо учитывать индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к вам.

  • нужно уметь выслушать учащегося, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения. Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.

  • относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешите использовать административные права.

  • старайтесь сказать об учащемся доброе слово, если он того заслуживает. Одобрение действует сильнее, чем порицание. Учтите, что захваливание одних и тех же людей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всего класса.

  • критика по форме и содержанию  должна исходить из уважительного отношения к людям. Старайтесь отчитывать наедине, выслушайте смягчающие обстоятельства, говорите конкретно о случае плохого поведения. К провинившемуся относитесь справедливо, уважая его человеческое достоинство. Будьте сдержаны, не переходите на крик и злость, старайтесь не угрожать, применять строгие меры. Покажите провинившемуся, что вы верите в него. Все это помогает создавать положительный психологический климат в коллективе.

Благоприятный социально- психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены коллектива, значим ли для них коллектив, в котором находятся длительное время вместе, каковы основные особенности взаимоотношений в классе. Для создания наилучшего психологического климата в классе, классному руководителю необходимо изучить особенности коллектива. В своей работе я использую следующие методики:

1. Социометрия.

Целью социометрического исследования является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров в классе. Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания.

Задание 1. У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трем одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок.

Задание 2. Прошло десять лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем бы ты хотел встретиться? Запиши их фамилии.

Задание 3. Ты победил на выборах, и у тебя есть возможность сформировать свою команду для работы из своих бывших одноклассников. Их должно быть не больше трех. Кого ты предпочтешь?

  1. Фотография класса.

Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя на групповой фотографии. Среди одноклассников он должен разместить свое «фото».

Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.

  1. Урок физкультуры.

Учащимся предлагается построить класс на урок физкультуры. Главное требование учащиеся не имеют право строить ребят по росту. На листах бумаги ребята могут, по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах.

Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого, степень его включенности в жизнь класса.


4. Дом, в котором я живу.

Учащимся предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники.

Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к товарищам.

5.Пьедестал.

Учащимся предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они располагают своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всего ступенек-5. Есть возможность одну ступеньку определить для себя.

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

6. Продолжи предложения.

Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:

  1. Самый близкий мне человек в классе, это

  2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учебы время, это----

  3. Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это....

  4. Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это

  5. Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это....

  6. Ребята, с которыми я не общаюсь, это....

  7. Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по необходимости, это....

  8. Ребята, интересы которых мне чужды, это....

  9. Ребята, которые мне неприятны, это....

  10. Ребята, которых я избегаю, это....

Воспитатель может получить дополнительную информацию о личности ребенка, используя диагностические методики. Используя данные методики, можно сделать процесс воспитания увлекательным, значимым не только для учащихся, но и для воспитателей.

7. Десять моих «Я».

Учащимся предлагается написать 10 раз букву «Я» и дать определение этим «Я», рассказывая о себе и своих качествах. Затем расставить по порядку в зависимости от степени их значимости для себя.

8. Недописанный тезис.

Предлагается закончить предложения. При желании каждый тезис можно развить, приводя в подтверждение различные доказательства.

  1. Я считаю, что я....

  2. Главное в моей жизни - это....

  3. Мне хорошо, когда....

  4. Мне плохо, когда....

  5. Мне нравится, когда взрослые....

  6. Мне не нравится, когда взрослые....

  7. В свободное время я....

  8. Самая большая радость в моей жизни....

  9. Самая большая ошибка....

  10. Иногда мне хочется...

9.Блиц-опрос.

В течение одной минуты учащимся предлагается ответить на заранее приготовленные воспитателем. Такого же типа учащиеся могут задавать вопросы классному воспитателю.

    1. Любимое имя. 5. Любимая одежда.

    2. Любимая пора года. 6. Любимый праздник.

    3. Любимый цвет. 7. Любимое животное.

    4. Любимая книга. 8. Любимая песня

Игра "Альпинист"

Цель: наглядно определить степень сплочённости- разобщённости класса.

На доске делается рисунок горы и поясняется: "Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире (ответы детей) - Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров - 10 километров! Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются... Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это твои одноклассники... (от 1 до 10), подумайте и ответьте".

Воспитатель подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка.( Как правило, это 6-7 баллов.)



Главное в такой работе - удобство в отслеживании положительной динамики в изменениях взаимоотношений детей в классе, улучшения микроклимата, успеваемости и дисциплины.



Карта субъективных оценок социально-психологического климата классного коллектива.

Цель: выявление психологического климата классного коллектива.

Инструкция: Оцените следующие утверждения о вашем классе по 4 балльной шкале:

всегда — 4 часто — 3 иногда — 2 никогда — 1

  1. В нашем классе бодрое, радостное настроение.

  2. В отношениях между ребятами существует одобрение и поддержка.

  3. В классе ребята дружные.

  4. Ребятам нравится вместе проводить свободное время.

  5. Ссоры и конфликты в классе ребята справедливо разрешают сами.

  6. В классе осуждают нарушителей дисциплины.

  7. Ребята критикуют друг друга по-доброму, необидно, искренне желая помочь.

  8. Достижения и неудачи класса горячо переживаются большинством.

  9. В актив избираются ребята, пользующиеся авторитетом.

  10. Ребята в классе сочувствуют друг другу, неудачи одного огорчают многих.

  11. В группе осуждают ребят, недобросовестно относящихся к учебе.

  12. У ребят проявляется чувство гордости за свой класс, если его хвалят.

  13. Активисты способны организовать коллектив и повести его за собой.

  14. Общественные поручения выполняются ребятами охотно.

  15. Ребята знают и чувствуют, что товарищи придут на помощь, если попал в беду.

  16. Коллектив дружно осуждает тех, кто не любит трудиться.

  17. Ребята в группе чувствуют себя уютно, уверенно, спокойно.

  18. В классе часто звучит добрая шутка, юмор.

  19. На все события группа реагирует бурно, коллектив обсуждает их.

  20. Ребята ценят свой класс, дорожат его честью.

Обработка данных.

Подсчитывается общее количество баллов по всему тесту, затем эта сумма делится на количество вопросов (20 вопросов) и вычисляется средний балл.

Для оценки степени благоприятности психологического климата группы используется следующая шкала градаций:

4, 0 — оптимальный психологический климат;

3, 9- 3, 6 — положительный психологический климат;

3, 5 – 2, 6 — ситуативно-положительный климат или неустойчивый с преобладанием положительных характеристик;

2, 5 -1, 6 — отрицательный климат или неустойчивый с преобладанием отрицательных характеристик;

1,5 -1, 0 — негативный психологический климат коллектива

После диагностики следует сделать соответствующие выводы и наметить работу с классным коллективом.

Обучающиеся 7 а и 7 б класса с удовольствием играют, принимают участие в используемых мной методиках , что положительно сказывается на результатах работы: дети дружные и психологический климат в группе нормальный.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!