СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на XI Международной педагогической конференции в г. Санкт-Петербург

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детям с ОВЗ очень сложно понять многии понятия и значения слов, поэтому использую в своей работе много разных методов и приёмов, постоянно экспериментирую, чтобы расширить их словарный запас.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на XI Международной педагогической конференции в г. Санкт-Петербург»

Расширение и обогащение словаря обучающихся VIII вида (умеренная умственная отсталость) на уроках русского языка при изучении темы«Глагол» (на материале 8 класса)

Русский язык — один из основных предметов в специальной школе [1,10]. Обучение русскому языку важно в плане коррекции и практической направленности. Коррекционная направленность программного материала прежде всего заключается в области речевого развития детей, так как формирование речи как средства общения облегчает адаптацию детей по окончании школы.

Речь обучающихся VIII вида не достаточно развита и словарный запас детей очень беден, порой дети не могут объяснить, рассказать подобрав нужные слова. В связи с этим, в результате изучения методической литературы и анализа программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждении VIII вида , учебника русского языка под ред. Воронковой В.В., решила использовать следующую систему упражнений для расширения и обогащения словаря обучающихся VIII вида(умеренная умственная отсталость) на уроках русского языка при изучении темы «Глагол». Выбор данной темы не случайный, так как усвоение глагола, как показывает практика, оказывается одной из трудной для усвоения детей с умеренной умственной отсталостью[2,53]. Поэтому на глагол отводится большее, сравнительно со всеми разделами, количество часов. Без хорошего знания глагола невозможно в дальнейшем усвоение синтаксиса простого и сложного предложения, успешное овладение навыками устной и письменной речи. Известно, что движение и его выражение – глагол- является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе. Отсюда понятно, как важно научить детей найти необходимый глагол и тем самым «дать движение фразе» [3,212].Следовательно, обогащению речи обучающихся глаголами, умению выбирать нужный глагол необходимо уделять особое внимание на уроках русского языка.

На обогащение словарного запаса обучающихся программа не отводит специального времени. Но в силу того, что всё в языке связано со словом или проявляется в слове, решение этой задачи совмещается с изучением всех разделов науки о языке, с обучением правописанию и с развитием связной речи учащихся. Задача учителя заключается в том, чтобы включение элементов словарной работы не снижало эффективность изучения программного материала, а по возможности способствовало усвоению этого материала.

Предлагается следующая работа по обогащению словаря обучающихся VIII вида (умеренная умственная отсталость) глаголами.

1. Даётся список слов, относящихся к одной части речи. В списке две синонимические группы и одно-два «конфликтных» слова. Задание состоит в том, чтобы из этого списка выписать или вычленить устно эти группы. Возможный вариант слов: б е ж и т, г л я д и т, с п и т, с м о т р и т, н е с ё т с я, г л а з н е с в о д и т. Здесь «конфликтное слово» - слово «с п и т». Кроме того, в список включён фразеологизм «г л а з н е с в о д и т» В процессе выполнения задания следует повториь, что такое синонимы.

2. Подбор синонимов к данному слову. Даётся, например, слово «р а б о т а т ь». Подростки подбирают синоним: р а б о т а т ь –т р у д и т ь с я.

3. Замена синонима в предложении. В предложение поочерёдно включаются синонимы и определяется, в чём различие значений этих слов. Например: М а л ь ч и к с п о т к н у л с я и у п а л (ш л ё п н у л с я, р а с т я н у л с я).

4. Выбор наиболее точного слова из двух-трёх синонимов. Например: Р а з в е д ч и к и (с м о т р е л и, н а б л ю д а л и) з а п р о т и в о п о л о ж н ы м б е р е г о м р е к и. В данном случае дети выбирают слово «н а б л ю д а л и» и обосновывают своё решение.

5. Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака (градация синонимов).

Школьникам даётся группа слов: м ч и т с я, б е ж и т, н е с ё т с я, и д ё т, к р а д ё т с я. Дети составляют ряд по возрастанию степени действия.

Еще один пример: н е д о л ю б л и в а т ь, н е н а в и д и т ь, н е л ю б и т ь, т о с к о в а т ь, п е ч а л и т ь с я, г р у с т и т ь, о п а с а т ь с я, б о я т ь с я, т р е п е т а т ь. Расположить глаголы-синонимы в порядке постепенного усиления чувства. – Сколько разных групп глаголов? Первая группа: н е д о л ю б л и в а т ь, н е л ю б и т ь, н е н а в и д и т ь. Это глаголы, которые обозначают отрицательное отношение. Вторая группа глаголов обозначает тяжелое душевное состояние. Если чувства немного, значит п е ч а л и т ь с я, затем г р у с т и т ь, если очень сильно, то глагол т о с к о в а т ь. –Как вы понимаете слово т р е п е т а т ь? Значит так сильно бояться, что даже дрожать от страха. Для обозначения чувства страха у людей и животных можно употребить эти глаголы. Для закрепления данных глаголов предлагается составить собственные предложения.

6. Задания где нужно объяснить разницу между глаголами о г о р ч а т ь – о г о р ч а т ь с я, р а с т р о и т ь – р а с т р а и в а т ь с я, о п е ч а л и т ь – о п е ч а л и т ь с я, учитель работает не только над разницей этих глаголов, но и над правописанием.

Согласимся с мнением учёных, что ознакомление с семантикой глаголов эмоционального состояния и отношения, обогащение ими речи позволит учителю воспитать в школьниках подобные чувства [4,14].

Что касается до изменения в окончаниях по склонениям, спряжениям и т.д., то одним из хороших приёмов являются такие упражнения: дети рассказывают какое-нибудь событие в настоящем времени, учитель предлагает затем, чтобы они передали тот же рассказ в прошедшем времени. Берётся короткое описание весны, и дети выполняют три упражнения: весна настоящая, весна прошедшая, весна будущая.

Н а с т у п и л а в е с н а.

П р и л е т е л и г р а ч и. Р а с т а я л с н е г.

Варианты обучающихся:

  1. П р о ш л а в е с н а. У л е т е л и п т и ц ы. В ы п а л п е р в ы й с н е г.

  2. С к о р о п р и д ё т в е с н а. П р и л е т я т п т и ц ы. Р а с т а е т с н е г.

Навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова. Учитель должен дать детям этот навык, в тоже время обогащая постепенно и систематически тот самый умственный запас, и развить в детях чутьё языка.

Задания по теме «Глагол» могут быть и связаны и с темой «Антонимы». Работа начинается со специальных упражнений: Ч е р е п а х а (что делает?) – п о л з а е т,а з а я ц (что делает?)- б е г а е т. К о г д а я п о л у ч а ю х о р о ш у ю о т м е т к у , я (что делаю?) – р а д у ю с ь , с м е ю с ь, а к о г д а п о л у ч а ю н е у д о в л е т в о р и т е л ь н у ю – п л а ч у , г р у щ у. Благодаря такому упражнению происходит формирование не только понятий многозначности, но и обогащение речи обучающихся глаголами.

Обогащение словаря детей происходит и при работе над фразеологическими единицами. В учебнике по чтению (8 класс)для специальных(коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида дети встречаются с большим количеством фразеологических единиц – в баснях, в народных сказках, пословицах, в стихотворениях, рассказах: в ы б и л с я и з с и л, у с т а в и л и с ь в о в с е г л а з а, с о б и р а ю т с я с м ы с л я м и и др. Особенно большую роль в обогащении речи учащихся с умеренной умственной отсталостью, как показывает практика, играют пословицы. Так, например, при закреплении темы «Изменение глаголов по временам», предлагается задание: Подчеркните в данных пословицах глаголы, объясните значение пословицы, определите время глагола.

Н е т д р у г а – и щ и , а н а ш ё л - б е р е г и.

Т о п о р л у ч ш е ш у б ы г р е е т.

М и р с т р о и т, в о й н а р а з р у ш а е т.

Выполняя данное задание, ученики не только определяют глагол как часть речи, но и запоминают их правильное написание, с помощью учителя осознают саму пословицу, связывают с жизненными ситуациями. Таким образом, пословицы активизируют речь, т.е. входят в детское употребление.

В рамках темы «Глагол» ребятам можно предложить совместно с учителем составить предложения на основе наблюдений за действиями, по материалу экскурсии, по просмотренному любимому фильму, прочитанному рассказу При составлений предложений прежде всего создаётся ситуация для коллективного поиска нужного слова(глагола), позволяющего точно передать мысль. Это и будет первоначальной фиксацией внимания обучающихся на глаголе в целях раскрытия его функции в речи. Например, после экскурсии в осенний лес, используя впечатления детей коллективно составляется текст «Осенний лес». - Какие изменения произошли осенью? Что интересного вы заметили? - Л и с т ь я с т а л и ж ё л т ы м и(п о ж е л т е л и). Л и с т ь я о п а л и. Н а с о л н ц е р а з н о ц в е т н ы е л и с т ь я б л е с т я т, п е р е л и в а ю т с я, и с к р я т с я. Обучающиеся записывают с комментированием несколько предложений. - Какие слова вы употребили, чтобы обозначить действие предметов? Подчеркните их. Чем они сходны? Поставьте вопросы к эти словам и сравните. Как называются слова, которые обозначают действие предметов и отвечают на вопросы: Что делают? Что сделали? Л и с т ь я о п а л и. Н а с о л н ц е р а з н о ц в е т н ы е л и с т ь я б л е с т я т, п е р е л и в а ю т с я, и с к р я т с я. - Каким членом предложения являются глаголы «о п а л и» и «б л е с т я т», « п е р е л и в а ю т с я», «и с к р я т с я»? Для развития словарного запаса детей глаголами применительно следующее упражнение:

Черемуха

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Вопросы и задания: - На какой вопрос отвечает глагол? -Подчеркните глаголы. - Давайте вместе определим в каком времени употреблены глаголы? -Найдем вместе глагол движения. - Найдем вместе глагол цвета. -Подберём синонимы и антонимы к данным глаголам. Данное упражнение предстаёт перед учащимися, как «пучок» значений, что очень важно для детей VIII вида. В процессе такой работы дети учатся пользоваться толковым словарём: это помогает увидеть, как много в нашем языке многозначных слов и как нужно быть внимательным и точным.

Для расширения и обогащения словаря обучающихся VIII вида (умеренная умственная отсталость) необходимо их учить на уроках русского языка при изучении темы «Глагол», во-первых, сочетаемости слов в зависимости от их значений, во-вторых, составлению контекстов (предложений, связных высказываний), которые позволили бы проявиться определённому значению глагола, в-третьих, нахождению и исправлению лексических ошибок и недочётов.

Нельзя переоценить роль глагола в развитии речи обучающихся, так как «движение и его выражение- глагол- является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе»(Л.Н.Толстой) Литература 1.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов -- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с. - (Коррекционная педагогика) 2. Васильева Л.Н.\ Обогащение речи школьников глаголами. – Начальная школа. – 1999.-№1

3. .Данилкина Г.И. Особенности обучения русскому языку во вспомогательной школе .: Учеб. пособие. - Ленинград : ЛГПИ, 1979. - 68 с.

4. Матвеева Т.В. (ред.) Лексико-семантические группы русских глаголов Учебный словарь-справочник. — Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1988. — 153 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!