СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "ВНЕУРОЧНЫЕ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вам свой доклад,с которым выступила на Всероссийской конференции с Международным участием в г.Казани.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "ВНЕУРОЧНЫЕ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"»

ВНЕУРОЧНЫЕ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ



ГИЗАТУЛИНА З.Р. УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ «КАТМЫШСКАЯ СОШ» МАМАДЫШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

В настоящее время, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает воспитание экологической культуры у младших школьников.

Экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности. Часто приходится наблюдать, что дети не всегда умеют вести себя в природе. Они ломают деревья, уничтожают муравейники, зеленую растительность, разоряют гнезда птиц. Иногда дети становятся виновниками лесных пожаров.

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства, когда интерес к окружающему миру велик..

В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Поэтому, актуальность воспитания экологической культуры заключается в том, что сложившиеся в младшей школе отношения к окружающей природе, впоследствии включатся в мир жизненных ценностей подростков и станут основой их поведения в реальной жизни. Где конечным результатом должно быть не только овладение учениками, определенными знаниями и умениями, а развитие у них эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Для учащихся начальных классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем в младшем школьном возрасте происходит переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней. В туристско-краеведческой деятельности учащихся также присутствуют элементы игры..

 В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся.

Но в тоже время есть дети, которые относятся к природе потребительски, жестоко (ловят насекомых, разоряют муравейники и птичьи гнезда, рвут без нужды растения и цветы). Иногда наносят вред природе не по злому умыслу, а по незнанию, не задумываясь над своими поступками и их последствиями.

Это говорит о сложности взаимоотношений природа – дети. Очень важно приучить детей восхищенно - уважительно смотреть на все, что растет, цветет, движется, с тревогой и переживанием воспринимать факты грубого отношения к природе. Природа должна стать для каждого школьника не только живой лабораторией, где можно наблюдать и изучать жизнь ее обитателей, но и школой разумного пользования, умножения и сохранения ее богатств.

Внеклассная воспитательная работа – организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности . Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.

Педагогическое значение внеклассных экскурсий очень велико. Особую значимость имеют экскурсии в природу. Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, то есть изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для эстетического ее восприятия, организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности.

Велико и воспитательные возможности экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе. Знания, полученные в условиях экскурсии, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся. Таким образом, важной формой внеклассной работы, направленной на формирование экологической культуры младших школьников, является экскурсии на природу.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе.

Игра служит ценным средством формирования личности. Она активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к познанию окружающего мира. Дети преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.

Из собственного опыта.

Работая по УМК «Перспектива» в этом направлении ставлю перед собой цель − создать условия для эффективного формирования экологической культуры учащихся начальных классов и определить наиболее эффективные методы по формированию экологической культуры...

Задачи:

1) изучить теоретические аспекты по проблеме;

2) выделять экологические знания в содержании каждого из учебных предметов и сообщать их, вооружая учащихся мыслительными операциями (сравнением, анализом, выделением главного, установлением причинно-следственных связей…)

3) использовать краеведческий подход, вести работу по изучению природы родного края; осуществлять экологическое воспитание в процессе непосредственного общения с природой;

4) освоить и применить на практике технологию деятельностного метода и проблемно-диалогического обучения;

5) активно внедрять в учебный процесс ИКТ;

6) использовать метод проекта в учебной деятельности;

7) проанализировать работу по воспитанию экологической культуры учащихся средствами диагностики.

Вот уже несколько лет в нашей школе ведется кружок «Юный эколог». Он раскрывает широкие возможности привития младшим школьникам бережного отношения не только к комнатным растениям, но и ко всей живой природе, а также способствует формированию практических навыков по уходу за комнатными растениями, рек, озёр и родников. Мы с детьми постоянно выходим на природу и очищаем от загрязнений реку «Берсут» и поляну «Каенлык», где проводится Сабантуй . Взяли под своё шефство родник «Кашай коесы». Летом возле него косим траву ,а зимой очищаем от снега. Весной и осенью сажаем деревья. Дети очень довольны своей работой.

Рабочая программа внеурочной деятельности по содержанию является научно-педагогической; по функциональному назначению – учебно-познавательной; по форме организации – общедоступной; по времени реализации – четырехгодичной. Содержание программы выстроено в рамках единой логики.

1-й год обучения – «Знакомые незнакомцы» (33 часа).

2-й год обучен и я – «Дом, в котором я живу» (34 часа).

3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (34часа).

4-й год обучения – «Познавательная экология» (34 часа).

Изучение данного курса создает условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Дидактические игры, разработанные мной «Зимующие и перелетные птицы», «Этажи леса», «Дикие и домашние животные», «Кто где живет?», «Следы на снегу» и др.

В своей работе использую опытно-исследовательскую деятельность. Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Очень эффективны занятия-наблюдения детей на прогулке за объектами живой природы: «Чем питается синица?», «В какой скворечник поселится скворец?», «Муравей приносит пользу или вред?» и др. Дети с родителями участвовали в районном конкурсе «Покормите птиц». Они делали кормушки и скворечники, заняли призовые места.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования − это организация природоохранной деятельности. При создании проекта «Моя малая родина» дети говорили о том, как сохранить окружающую природу села Катмыш, рисовали природу села и запрещающие знаки.

Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи проекта:

1. Создать экологически благоприятную среду на территории села Катмыш для реализации приоритетного направления.

2. Организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей (посадка деревьев, цветов, соблюдение чистоты, развешивание запрещающих знаков).

3. Реализовать одну из форм работы с родителями проектно-исследовательской деятельности «Экологическая тропа моей семьи».

4. Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры.

5. Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.

6. Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий.

Результатом своей работы по данной теме считаю формирование высокой экологической культуры младших школьников. По личным наблюдениям за детьми в урочное и внеклассное время, а также по результатам опросника для учащихся и родителей, можно сделать вывод о значительном росте интереса к объектам окружающего мира и развитии экологической культуры младших школьников.

Результаты работы:

Проявление повышенного интереса учащихся к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, они пытаются оценивать их состояние с позиций хорошо – плохо.

Готовность оказать помощь животным и растениям.

Повышение уровня волевых усилий (контроль за своим поведением, поступками, и отношением к окружающей среде).

Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. То, что человек не царь природы, люди поняли уже давно. И в настоящее время активно пропагандируют природоохранную деятельность





Список литературы

  • 1.Алексахина Е.М., Долгачева В.С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших

  • 2.  Базулина И.В. Развитие экологической культуры под открытым небом. // Начальная школа. – 2005. - №12.

  • 3.  Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. Методические беседы. 1 —2 классы. — М.: Вентана-Граф, 1997.

  • 4.  Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы. // Начальная школа. – 1997. -№4.

5.  Государственный стандарт начального общего образования по окружающему миру // Вестник



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!