СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

        В современных условиях рыночных отношений проблема экономического воспитания умственно отсталых детей приобретает всё более важную значимость. Зарплаты выпускников специальных коррекционных школ VIII вида всегда низкие, конкурентоспособность на рынке  слабая. Поэтому уроки СБО очень необходимы для социально-экономической подготовки выпускников.   Начиная с 5 класса, при  изучении темы «Питание»  у учащихся постепенно начинают формироваться экономические знания и умения. Например, после приготовления блюда учащиеся проводят не только дегустацию блюд, но и подсчитывают стоимость приготовленного блюда.  В 7-9 классах при изучении темы «Экономика домашнего хозяйства» активно используются межпредметные связи СБО с уроками письма, математики: оформление деловых бумаг, решение задач с экономическим содержанием и др. Решение математических задач прикладного характера на уроках СБО вызывает интерес у учащихся более  чем решение обычных задач на  уроках математики.  Практические работы вызывают большой интерес у учеников, так как их содержание взято из реальной жизни. Например, выявление осведомленности о текущих ценах на продукты и промтовары, планирование крупных покупок, подсчет бюджета семьи на одну-две недели и др. Выполняя эти практические работы, учащиеся становятся социально взрослее.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»»

«Роль уроков  СБО  в социальной адаптации детей  с ограниченными возможностями здоровья»

Одним из механизмов социализации является социальная адаптация. Социальная адаптация умственно отсталых детей существенно затруднена в силу ограничений, связанных с интеллектуальным дефектом.

Ребенок, имеющий проблемы в умственном развитии вследствие органического поражения центральной нервной системы, не в состоянии сам выделить и освоить необходимую информацию, не может без специального обучения и посторонней помощи приспособиться в дальнейшем к самостоятельной жизни.

Большая часть детей, обучающихся в нашей школе,  проживает в школе-интернате в течение пяти дней в неделю, на выходные дети  уезжают домой. Многие дети не имеют постоянных поручений в семье, редко посещают различные учреждения и организации, то есть большую часть своей жизни дети  проводят в отдалении от своей семьи, общества. А дети, которых забирают только в каникулярный период, вовсе лишены семьи и возможности приобретать опыт семейных и социальных взаимоотношений. Поэтому роль уроков СБО в процессе обучения и воспитания выпускников коррекционных школ неоценима. Задача уроков социально-бытовой ориентировки - сформировать правильное представление и дать необходимые знания по вопросам создания благополучной семьи, распределения семейных обязанностей, о защите своих прав, правилах коммуникации, этикета и поведения в обществе.

     В нашей школе-интернате  оборудован  кабинет СБО. В  условиях учебно-воспитательного учреждения для детей, оказавшихся  в ситуации дефицита общения с родителями, становится актуальным принцип зонирования пространства. В кабинете учебное оборудование располагается  по зонам: «Учебная», «Кухонная», «Санитарно- гигиеническая», «Жилая комната».

I зона – «Учебная». Здесь находятся столы и стулья для практических работ; классная доска, магнитно-поворотная, передвижная, рабочее место учителя, компьютерное оборудование.

II зона – «Кухонная» оборудована кухонной мебелью,  электрической плитой, холодильником и т.д..На кухне имеется часть  необходимой посуды, приборы и инструменты, а также бытовая техника. Для всех учащихся есть фартуки и косынки, прихватки и полотенца.

III зона – «Санитарно-гигиеническая». В ней установлены стиральная машина-автомат, гладильная доска, шкаф для хранения  инвентаря.

IV зона –«Жилая комната» оборудована набором современной мебели. Материально-техническая база кабинета соответствует требованиям, предъявляемым к кабинету СБО. Полноценность и разнообразие оборудования кабинета СБО как нельзя лучше расширяет кругозор детей, улучшает общий уровень их развития, стимулирует познавательную деятельность, решает не  только коррекционные, но и воспитательные задачи, обеспечивает формирование трудовых и бытовых навыков.

       Программа СБО составлена  по концентрическому принципу, в течение всего времени изучения предмета с 5 по 9 класс основные  разделы («Личная гигиена», «Уход за одеждой», «Питание», «Жилище», «Медицинская помощь », «Бюджет», «Транспорт»,  «Торговля» и др.) повторяются из года в год, дополняясь новыми сведениями. Это способствует более прочному усвоению изучаемого материала. Почти каждый урок СБО включает в себя практическую работу учащихся, направленную на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни. На уроках СБО учащиеся учатся ориентироваться в задании,  планировать и контролировать  свою деятельность. Вначале учитель руководит деятельностью учащихся. Постепенно  помощь учителя сокращается, и старшеклассники самостоятельно выполняют контрольно-оценочные  действия. Это помогает учащимся в будущем лучше адаптироваться в социуме и быту.

Изучение различных тем СБО происходит на  реальных объектах школы – интерната, что также способствует адаптации обучающихся в обществе. Изучая тему «Одежда и обувь», учащиеся  5 класса в раздевалке чистят свою  обувь  и обувь детей  младших классов, пришивают вешалки и пуговицы к одежде, зашивают распоровшиеся швы. Эти практические работы проходят в форме ролевых игр. Все ученики на время становятся  мастерами по ремонту обуви или портными. Учащиеся 7 класса на уроках СБО учатся, как можно оказать помощь  воспитателям и учителям в уходе за младшими детьми, разучивают тихие и подвижные игры, а затем помогают первоклассникам в одевании на прогулку, проводят с ними игры на динамической паузе. Изучая тему «Жилище»,  учащиеся в игровой форме в роли  работников фирмы «Чистый дом» ухаживают за школьной мебелью, убирают классы, кухню кабинета СБО, чистят раковины в кабинете и т.д.  

       Лучшим показателем адаптации учащихся учителю служат отзывы выпускников, которые приходят в школу и говорят слова благодарности за то, что их научили готовить борщ и другие вкусные блюда. Очень любят дети тему «Питание». Еще в начале учебного года они  живо интересуются, какие блюда  будут учиться готовить в новом учебном году. Ученики с удовольствием записывают рецепты приготовления блюд. На уроках под руководством учителя дети готовят бутерброды, салаты, первые и вторые блюда, выпечку, учатся делать заготовки на зиму.

        В современных условиях рыночных отношений проблема экономического воспитания умственно отсталых детей приобретает всё более важную значимость. Зарплаты выпускников специальных коррекционных школ VIII вида всегда низкие, конкурентоспособность на рынке  слабая. Поэтому уроки СБО очень необходимы для социально-экономической подготовки выпускников.   Начиная с 5 класса, при  изучении темы «Питание»  у учащихся постепенно начинают формироваться экономические знания и умения. Например, после приготовления блюда учащиеся проводят не только дегустацию блюд, но и подсчитывают стоимость приготовленного блюда.  В 7-9 классах при изучении темы «Экономика домашнего хозяйства» активно используются межпредметные связи СБО с уроками письма, математики: оформление деловых бумаг, решение задач с экономическим содержанием и др. Решение математических задач прикладного характера на уроках СБО вызывает интерес у учащихся более  чем решение обычных задач на  уроках математики.  Практические работы вызывают большой интерес у учеников, так как их содержание взято из реальной жизни. Например, выявление осведомленности о текущих ценах на продукты и промтовары, планирование крупных покупок, подсчет бюджета семьи на одну-две недели и др. Выполняя эти практические работы, учащиеся становятся социально взрослее.

       Занятия по СБО предусматривают активное включение учеников в окружающую жизнь. Этому способствуют учебные экскурсии, в ходе которых у школьников расширяются представления об окружающей действительности, формируются навыки делового общения с людьми вне школы. Учитель заранее планирует экскурсии, обстоятельно готовится к ним, знакомясь с работой учреждения, продумывая маршрут до места назначения, договариваясь с работниками этих учреждений о проведении экскурсии. От подготовленности экскурсии зависит то, как ребенок с недостатками интеллектуального развития усвоит учебный материал и сформирует представления об окружающем мире. Учащиеся школы – интерната в рамках учебных экскурсий посещают различные предприятия: почту, телеграф,  различные магазины, рынок, центр занятости, автостанцию, железнодорожный вокзал, предприятия службы быта, и т.д. В ходе этих экскурсий учащиеся становятся активными участниками той жизни и деятельности, которую они изучают, знакомятся с особенностями этих предприятий.  

       Достичь желаемых результатов в процессе социально-бытовой ориентировки детей с ОВЗ помогает воспитательная работа. Учитель СБО работает в тесном сотрудничестве с воспитателями школы-интерната. Во внеурочное время повторяются, закрепляются и расширяются знания и умения учащихся, полученные на уроках. Желательно, чтобы воспитатели  придерживаются тех же требований, что и учитель СБО.

Проведение внеурочных мероприятий совместно с воспитателями (проведение бесед, посещение концертов и кинофильмов, различные конкурсы, экскурсий) способствует социальной адаптации учащихся.

Изучение предмета СБО в коррекционных общеобразовательных школах-интерната является важным звеном  в жизни детей с недостатками интеллектуального развития. Уроки социально-бытовой ориентировки помогают  детям  с ограниченными возможностями здоровья становиться более адаптированными к жизни, открытыми к общению, способными к созданию полноценной семьи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!