СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Проектно-исследовательская деятельность как средство развития личности обучающегося"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Таким образом, метод проектов можно определить как совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией получившихся результатов.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Проектно-исследовательская деятельность как средство развития личности обучающегося"»

Проектно-исследовательская деятельность как средство развития личности обучающегося.

Долгие годы классно-урочная система эффективно решала основную социально-экономическую задачу дать знания как можно большему количеству детей. Но сегодняшние изменения в развитии социума поставили новые задачи. Основное противоречие современной системы образования – это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. В связи с этим и возникли новые методические подходы к организации образовательного процесса внутри проблемно-развивающей системы методов обучения, ориентированной на возрастающие от метода к методу уровни самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. В каждом из последующих методов (объяснительно-иллюстративный, алгоритмический, проблемный или эвристический, исследовательский) степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

Исследовательский метод обучения – метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажи обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

Рассмотрим метод проектов по материалам к. пед. н., доцента ТГПУ Прищепа Т.А. Этот метод не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником Килпатриком. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, а также новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно или в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Таким образом, метод проектов можно определить как совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией получившихся результатов.

Современная классификация типов проектов выглядит так:

По характеру доминирующей в проекте деятельности

Исследовательский проект.

Практико-ориентированный (прикладной) проект.

Телекоммуникационный образовательный проект.

По характеру предметно-содержательной области

Монопроекты

Межпредметные проекты

По характеру координации проекта

Учитель знает путь поиска, наверняка зная искомый результат.

Учитель знает путь поиска, но не знает конечного результата.

Ни учитель, ни ученик не знают пути поиска и конечного результата.

По количеству участников проекта

Индивидуальные

Групповые

По продолжительности выполнения проекта

Краткосрочные (1 – 4 занятия)

Средней продолжительности (от недели до месяца)

Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

Основу всех проектов составляет классическая исследовательская технология:

- определение предмета исследования;

- выявление и определение проблемы исследовательской деятельности;

- выдвижение гипотезы;

- проверка гипотезы;

- интерпретация (объяснение) результатов, возможные выводы, выдвижение новых проблем;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация.

Для успешной разработки и проведения проекта учащимся необходимо владеть следующими общеучебными умениями, которые в ходе выполнения проекта становятся специальными (проектными):

  1. Мыследеятельностные умения: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы и её формулировка, выбор способа или метода деятельности, самоанализ и рефлексия.

  2. Презентационные: построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, подготовка письменного отчета.

  3. Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать свои мысли, взаимодействовать внутри группы, вести обсуждение и дискуссию.

  4. Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск в сети Интернет, отбирать нужную информацию на бумажных и электронных носителях.

  5. Информационные: структурировать информацию, выделять главное, принимать и передавать информацию, представлять её в печатном и электронном виде.

Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, на собственные наблюдения. Свой и чужой опыт. Следовательно, именно метод проектов позволит научить учащихся:

- самостоятельно, критически мыслить,

- размышлять, опираясь на знания фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы,

- принимать самостоятельные аргументированные решения,

- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Меня как учителя русского языка и литературы интересует использование проектно-исследовательского метода на своих уроках. Так как работа с текстом художественного произведения на уроках литературы способствует формированию читательских навыков, вкуса, помогает развитию способностей учащихся через их литературное творчество, целесообразно проводить уроки-исследования в старших классах при интерпретации художественных текстов. Предметом анализа может служить любой значимый элемент художественной структуры. Так урок о жанровой принадлежности «Пиковой дамы» А.С.Пушкина можно отнести к уроку-открытию, «эврике», если вспомнить рассуждение пушкиниста Г.Красухина о том, что «Пиковая дама» не повесть, не новелла, а сказка. Интересная мысль подталкивает к решению попробовать прийти к этому выводу через исследование жанровой структуры народной сказки, которую так хорошо знал и любил А.С.Пушкин. А вот аналитическое прочтение комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» требует урока-парадокса, так как до сих пор, по справедливому замечанию А.Блока, это одно из самых загадочных и неразгаданных произведений русской литературы. На уроке «Самоубийство Катерины – сила или слабость?» (исследование жанровой структуры пьесы А.Островского «Гроза») можно выдвинуть проблемный вопрос: что перед нами – трагедия или мелодрама? Если перед нами мелодрама, значит самоубийство Катерины – следствие глупости, аффекта, то есть слабости; если перед нами трагедия, то тот же поступок героини – проявление бескомпромиссности, то есть силы. Вопрос о жанре становится ключом к главному вопросу – о силе или слабости Катерины.

Конечно, никакое творчество учеников невозможно без творчества учителя. Учитель-словесник - это и дирижёр, и артист, и художник, как говорил А.П.Чехов, а педагог-новатор Е.Н.Ильин утверждал, что артистизм не просто черта личности учителя-словесника, а учебный прием, которым должен владеть каждый творческий педагог. И это не только и не столько способность перевоплощаться, это в большей степени искусство отбора наиболее ярких, эмоционально значимых фрагментов текста, подбор вопросов не просто умных, оригинальных, а необходимых, единственных, главных. Именно с помощью таких вопросов класс втягивается в урок-игру, урок-диалог. Однако, если вопрос задается в обычной, традиционной манере, он ничего не пробуждает в сознании ученика. Вопросу должен сопутствовать творческий прием-ассоциация (историческая справка, цитата, картина, музыка, жизненная ситуация и др.), отталкиваясь от которой учитель осуществляет «вхождение» в вопрос-проблему.

XXI век ознаменован, с одной стороны, величайшими научными и техническими достижениями, с другой – снижением уровня художественного и интеллектуального вкуса. И только творческие уроки, в центре внимания которых проблемы человеческих ценностей, счастья, свободы и несвободы, помогут вернуть молодёжи интерес к самостоятельной работе, процессу добывания знаний.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!