Проектно-исследовательская деятельность как средство развития личности обучающегося.
Долгие годы классно-урочная система эффективно решала основную социально-экономическую задачу дать знания как можно большему количеству детей. Но сегодняшние изменения в развитии социума поставили новые задачи. Основное противоречие современной системы образования – это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. В связи с этим и возникли новые методические подходы к организации образовательного процесса внутри проблемно-развивающей системы методов обучения, ориентированной на возрастающие от метода к методу уровни самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. В каждом из последующих методов (объяснительно-иллюстративный, алгоритмический, проблемный или эвристический, исследовательский) степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.
Исследовательский метод обучения – метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажи обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
Рассмотрим метод проектов по материалам к. пед. н., доцента ТГПУ Прищепа Т.А. Этот метод не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником Килпатриком. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, а также новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно или в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.
Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Таким образом, метод проектов можно определить как совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией получившихся результатов.
Современная классификация типов проектов выглядит так:
По характеру доминирующей в проекте деятельности | Исследовательский проект. |
Практико-ориентированный (прикладной) проект. |
Телекоммуникационный образовательный проект. |
По характеру предметно-содержательной области | Монопроекты |
Межпредметные проекты |
По характеру координации проекта | Учитель знает путь поиска, наверняка зная искомый результат. |
Учитель знает путь поиска, но не знает конечного результата. |
Ни учитель, ни ученик не знают пути поиска и конечного результата. |
По количеству участников проекта | Индивидуальные |
Групповые |
По продолжительности выполнения проекта | Краткосрочные (1 – 4 занятия) |
Средней продолжительности (от недели до месяца) |
Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев) |
Основу всех проектов составляет классическая исследовательская технология:
- определение предмета исследования;
- выявление и определение проблемы исследовательской деятельности;
- выдвижение гипотезы;
- проверка гипотезы;
- интерпретация (объяснение) результатов, возможные выводы, выдвижение новых проблем;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация.
Для успешной разработки и проведения проекта учащимся необходимо владеть следующими общеучебными умениями, которые в ходе выполнения проекта становятся специальными (проектными):
Мыследеятельностные умения: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы и её формулировка, выбор способа или метода деятельности, самоанализ и рефлексия.
Презентационные: построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, подготовка письменного отчета.
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать свои мысли, взаимодействовать внутри группы, вести обсуждение и дискуссию.
Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск в сети Интернет, отбирать нужную информацию на бумажных и электронных носителях.
Информационные: структурировать информацию, выделять главное, принимать и передавать информацию, представлять её в печатном и электронном виде.
Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, на собственные наблюдения. Свой и чужой опыт. Следовательно, именно метод проектов позволит научить учащихся:
- самостоятельно, критически мыслить,
- размышлять, опираясь на знания фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы,
- принимать самостоятельные аргументированные решения,
- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Меня как учителя русского языка и литературы интересует использование проектно-исследовательского метода на своих уроках. Так как работа с текстом художественного произведения на уроках литературы способствует формированию читательских навыков, вкуса, помогает развитию способностей учащихся через их литературное творчество, целесообразно проводить уроки-исследования в старших классах при интерпретации художественных текстов. Предметом анализа может служить любой значимый элемент художественной структуры. Так урок о жанровой принадлежности «Пиковой дамы» А.С.Пушкина можно отнести к уроку-открытию, «эврике», если вспомнить рассуждение пушкиниста Г.Красухина о том, что «Пиковая дама» не повесть, не новелла, а сказка. Интересная мысль подталкивает к решению попробовать прийти к этому выводу через исследование жанровой структуры народной сказки, которую так хорошо знал и любил А.С.Пушкин. А вот аналитическое прочтение комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» требует урока-парадокса, так как до сих пор, по справедливому замечанию А.Блока, это одно из самых загадочных и неразгаданных произведений русской литературы. На уроке «Самоубийство Катерины – сила или слабость?» (исследование жанровой структуры пьесы А.Островского «Гроза») можно выдвинуть проблемный вопрос: что перед нами – трагедия или мелодрама? Если перед нами мелодрама, значит самоубийство Катерины – следствие глупости, аффекта, то есть слабости; если перед нами трагедия, то тот же поступок героини – проявление бескомпромиссности, то есть силы. Вопрос о жанре становится ключом к главному вопросу – о силе или слабости Катерины.
Конечно, никакое творчество учеников невозможно без творчества учителя. Учитель-словесник - это и дирижёр, и артист, и художник, как говорил А.П.Чехов, а педагог-новатор Е.Н.Ильин утверждал, что артистизм не просто черта личности учителя-словесника, а учебный прием, которым должен владеть каждый творческий педагог. И это не только и не столько способность перевоплощаться, это в большей степени искусство отбора наиболее ярких, эмоционально значимых фрагментов текста, подбор вопросов не просто умных, оригинальных, а необходимых, единственных, главных. Именно с помощью таких вопросов класс втягивается в урок-игру, урок-диалог. Однако, если вопрос задается в обычной, традиционной манере, он ничего не пробуждает в сознании ученика. Вопросу должен сопутствовать творческий прием-ассоциация (историческая справка, цитата, картина, музыка, жизненная ситуация и др.), отталкиваясь от которой учитель осуществляет «вхождение» в вопрос-проблему.
XXI век ознаменован, с одной стороны, величайшими научными и техническими достижениями, с другой – снижением уровня художественного и интеллектуального вкуса. И только творческие уроки, в центре внимания которых проблемы человеческих ценностей, счастья, свободы и несвободы, помогут вернуть молодёжи интерес к самостоятельной работе, процессу добывания знаний.
2