СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Применение технологии УДЕ на уроках физики»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В структуре суждений школьника, осмысливающего такую двойную информацию, фигурируют уже пары понятий, закономерностей, явлений, например: плавление — отвердевание, повышение температуры — ее понижение, отток теплоты — ее приток, медленные молекулы — быстрые молекулы, низкое давление — высокое давление.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Применение технологии УДЕ на уроках физики»»

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

МКОУ «Цаган-Нурская СОШ им. Н.М. Санджирова»













Доклад

на тему: «Применение технологии УДЕ на уроках физики»















Подготовил: учитель физики

МКОУ «ЦНСОШ им. Н.М. Санджирова»

Борлыкова Г.Д.









п. Цаган-Нур – 2016 г.

Активный процесс информатизации ставит перед педагогической наукой задачу разработки таких технологий обучения, которые обеспечили бы развитие у школьников способностей, позволяющих им активно овладевать знаниями. Эффективность обучения зависит от уровня развития индивидуальных особенностей учащихся, от обучаемости, т.е. способности к усвоению знаний и способов учебной деятельности, проявляющейся в степени легкости и быстроты, с которой приобретаются знания и осуществляется овладение приемами.

Теория УДЕ представляет собой систему крупноблочного построения программного материала. Ее ядром является положение об укрупненном подходе к организации содержания учебного материала, согласно которому, рассматриваемая взаимосвязи и взаимопереходы, следует выделить крупными блоками целостные группы родственных единиц этого содержания.

Можно выделить основные принципы: принцип системности знаний; принцип генерации информации; принцип обращения структуры упражнений;принцип перехода педагогического управления в самоуправление учащихся.

Принцип системности знаний базируется на следующей закономерности: знания учащихся приобретают системные качества, а не становятся неогранизованным набором сведений, если освоение знаний осуществляется укрупненными порциями, и элементы знания образуют укрупненную единицу усвоения лишь благодаря многообразным связям между этими элементами.

Принцип генерации информации реализуется в процессе учебной деятельности в целях саморазвития творческих способностей личности. Поскольку поток информации научных знаний в мире с каждым годом увеличивается в геометрической прогрессии, то в любом виде учебной деятельности, в том числе и творческой.

Принцип обращения стуктуры упражнений базируется на закономерности, установленной физиологами: в основе всей психической деятельности находятся циклические, кольцевые процессы, поток информации по замкнутым путям.

Принцип перехода педагогического управления в самоуправление учащихся в учебной деятельности непосредственно связан с развитием важного компонента обучаемости – самостоятельности мышления – и опирается на следующую закономерность: в развитии творческих способностей учащихся достигается тем большая эффективность, чем больше используются возможности и средства самоуправления учащихся.

Таким образом, применение рассмотренных принципов способствует развитию таких свойств мыслительной деятельности, как обобщенность, осознанность, гибкость, устойчивасть и самостоятельность, которые и составляют интелектуальное «ядро» обучаемости.

Нам надо научить подрастающее поколение учиться самостоятельно овладевать знанием, развивать мышление.

Это одна из важнейших проблем, которую должна решить школа И сегодня задачей учителя является развитие самостоятельности мышления, максимум знаний за минимальное время, повышение качества преподавания и воспитания, обеспечение более высокого уровня преподавания каждого предмета.

Эти задачи требуют от учителя пересмотра форм и методов преподавания, определения самых эффективных и наиболее приемлемых для обучения школьников.

Всё это реализует система УДЕ (укрупнение дидактических единиц), разработанная Эрдниевым Пюрвя Мучкаевичем - академиком РАО, Заслуженным деятелем науки, профессором, доктором педагогических наук, заведующим кафедрой алгебры, геометрии и методики математики Калмыцкого государственного университета. В научной литературе эту технологию называют «живой родник мышления и творчества». Целью технологии УДЕ является создание действенных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширение математического кругозора. Технология УДЕ, аккумулируясь в творческом познании действительности, становится впоследствии эффективным и постоянным алгоритмом продуктивного мышления человека.

Методическая система УДЕ представляет собой самобытную технологию обучения. Блочная структура учебного материала образует более обобщенные дидактические единицы одновременного изучения в информационном плане, дети, занимающиеся по этой системе, не уступают ученикам, обучающимся по другим системам. При этом преследуется глубокое усвоение учебного материала.

Идеи укрупнения единицу усвоения знаний хорошо применимы в системе проблемно – развивающего обучения, совершенствует все интеллектуальные механизмы познания реального мира. В результате такого обучения «формируется качественно новый тип рациональной, эффективной, сжатой во времени, легко свертывающейся и развертывающейся познавательной деятельности; сформируются высокопродуктивные умения и навыки учащихся с широким диапазоном обобщенности и практической применяемости. Систематическое и целенаправленное сопоставление сходных или противоположных понятий, процессов, явлений расширяет возможности творческого усвоения знаний, развивает способность одновременно охватывать несколько объектов взаимосвязи, самостоятельно извлекая при этом новую информацию.

Несомненный плюс этой системы состоит в том, что через преобразование, изменение, обобщение, сравнение ранее пройденного идёт активное повторение. А это - залог прочности знаний. Это - экономия времени, увеличение объёма подачи учебного материала.

«Эрдниев предложил одновременно…постигать сложение и вычитание как действие одного порядка,… как две стороны одного целого. Обучение по его методу сократило время обучения в школе чуть ли не вдвое. Но эффект его новой методики не только в этом: она, эта методика, сделала шаг вперед в работе детского мозга, научила его первому дыханию проблемности – чувству контраста». М.Шагинян.

Укрупнение дидактических единиц – это технология обучения, обеспечивающая самовозрастание знаний учащихся, благодаря активизации у них подсознательных механизмов переработки информации посредством сближения во времени и пространстве мозга взаимодействующих компонентов целостного представления (знаний).

Как показывает практика преподавания, для более глубокого и осознанного усвоения материала может быть использован метод одновременного рассмотрения нескольких, в том числе противоположных по характеру, явлений и зависимостей в сравнении и сопоставлении их друг с другом. Если на уроке идет речь об испарении, то за порцией этой информации можно сообщить учащимся и о противоположном явлении, т.е. взаимно-обратном, - о конденсации; в этом случае возникающее в сознании мысленное сравнение двух контрастных явлений обеспечит лучшее понимание и более прочное усвоение материала. При такой методике ученик приобретает также и ценное умение: переходить от одного понятия к другому, контрастному, привыкает размышлять об обращении явлений и экспериментов. В структуре суждений школьника, осмысливающего такую двойную информацию, фигурируют уже пары понятий, закономерностей, явлений, например: плавление — отвердевание, повышение температуры — ее понижение, отток теплоты — ее приток, медленные молекулы — быстрые молекулы, низкое давление — высокое давление.

Основные элементы технологии УДЕ (приложение – презентация):

  • Совместное и одновременно изучение родственных разделов, одновременное изучение аналогичных или противоположных понятий;

  • Взаимообратные задания (прямые и обратные задания);

  • Матричные задания (использование матриц при объяснении или закреплении материала);

  • Представление информации в образно-наглядной форме (рисуночная, графическая, табличная);

  • Блочная подача материала;

  • Работа на уроке по единому тексту;

  • Интегрированные знания (интегрированные уроки);

  • Восстановление деформированных упражнений (метод пустых клеток).

(Слайды № 3-15).

Заполняют матрицы на доске (с составлением обратных задач).

Сила тока,

А

Напряжение,

В

Сопротивление,

Ом


220

50

4,4


50

4,4

220


R,Ом

L,м

S,мм2

Ом*мм2

0,85


1

0,017


100

1

0,017

0,85

100

1





В цепи при  соединении проводников складываются.



Технология УДЕ дает возможность учителям по-новому взглянуть на процесс обучения, способствует, повышению качества знаний благотворно влияет на развитие творческой личности, самостоятельности и инициативы детей.

Литература:

  1. Генденштей Л.Э. Физика 7-11 классы

  2. Генденштей Л.Э. Задачник по физике 7-11 классы

  3. Кирьянова Александра Бачаровна «Применение технологии УДЕ на уроках физики»

  4. Шевченко Н. И. «Принципы развития обучаемости школьников с использованием технологии укрепления дидактических едениц»

  5. Эрдниева Александра Мукобеновна «Технология УДЕ как ключ к развитию творческой личности»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!