СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «Приемы и методы современного воспитания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы воспитания в школе подбираются в зависимости от воспитательной ситуации, степени эффективности воспитания для конкретного ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Приемы и методы современного воспитания»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЬГОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» КИРОВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ









Доклад на тему

«Приемы и методы современного воспитания»




Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ «Льговская ОШ»

Аединова Е.В.








2017 г.


Приемы и методы современного воспитания

Методы воспитания школьников являются педагогическими способами, направленными на формирование и становление личности ребенка, его взглядов, ценностей, убеждений и привычек. Методы воспитания в школе подбираются в зависимости от воспитательной ситуации, степени эффективности воспитания для конкретного ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей.

В настоящее время наиболее распространена  классификация методов воспитания по их направленности . Направленность метода – комплексная характеристика, включающая цель (зачем применяется), содержание (что формируется), процесс (как именно происходит влияние, способы влияния на воспитанника). К ним относятся следующие группы методов воспитания:

  • методы формирования сознания личности;

  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

  • методы стимулирования поведения и деятельности;

  • методы контроля, самоконтроля и самооценки.

1. Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера.

Основная функция первой группы методов состоит в формировании отношений, установок, направленности, убеждений и взглядов воспитанников — всего того, в основе чего лежат знания о нормах поведения, о социальных ценностях. В свою очередь, убеждения человека отражаются на его поведении.

Лекция, рассказ, объяснение — это словесные методы, сообщение и анализ информации, имеющей воспитательное содержание и значение.

В практике занятие, встречу с учениками и разговор по социально-нравственным проблемам чаще называют беседой, которая на самом деле может быть монологическим выступлением воспитателя. Рассказ и объяснение скорее подходят для младших и средних школьников. В каждой из этих форм требуется информативность, доступность и эмоциональность, убедительность. Темы могут быть самые разные: социальная жизнь, нравственные, эстетические проблемы, вопросы общения, самовоспитания, конфликты и пр. В методической литературе воспитатель найдет тематику, содержательные материалы и рекомендации по проведению воспитательных бесед с учениками всех возрастов.

Беседа как обсуждение, дискуссия и диспут — это такие методы, где имеет место интеллектуальная и эмоциональная активность самих школьников. Воспитательная беседа, дискуссия состоят, как правило, из краткого вступления воспитателя и постановки вопросов для обсуждения преимущественно проблемного характера.

Диспут — довольно специальный метод воспитания, предполагает обязательное столкновение противоположных мнений. Для проведения диспута требуется сформулировать тему-название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего (если это не учитель), ознакомить участников с правилами, провести предварительную работу: подготовить некоторых выступающих, наглядные материалы, помещение. Результатом обсуждения должно быть не обязательное согласие всех, а получение и осмысление информации, самостоятельное размышление и выбор.

Обсуждение с воспитанниками социально-нравственных и других вопросов, дискуссии требуют от воспитателя и знаний, и опыта, и методических умений. Важно, чтобы активно участвовали, выступали как можно больше воспитанников, в идеале — каждый. Для этого надо придумывать блиц-опросы, игровые голосования, объединения в группы, команды и др.

Пример — рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного и/или жизненного факта, личности. Одно значение метода-примера - обсуждение эталона, но есть и другое — демонстрация образца поведения собственным поведением взрослого, учителя, родителей, всех членов общества. Действие первого — иллюстрация, конкретизация общих проблем, активизация собственной душевной работы. Действие второго основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста. Подражание образцам свойственно всем, взрослым тоже. Тут действует закон социальной психологии: люди в поведении ориентируются на референтное лицо, чье мнение имеет для них вес, определяет оценки и поведение.

Внушение — это воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему. В основном оно используется в медицине, в психотерапии. В воспитании внушение выражается в создании эмоционального фона для совместных переживаний с помощью музыки, поэзии. Педагогам давно известно, что сильные совместные и положительные эмоции являются воспитывающей силой. Используются также элементы психологического тренинга для создания эмоционального состояния, атмосферы доверия, чувства безопасности.[5c.75]

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций.

Методы второй группы реализуют принцип воспитания в деятельности. Еще А. С. Макаренко учил, что нельзя развить мужество или другое качество личности, не создав условий для проявления мужества, справедливости, доброты. Задача педагогов создать такие условия.

В отечественной педагогике организация деятельности воспитанников является ведущим методом воспитания.

Педагогическое требование понимается как предъявление требований к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах.

Требование может выражаться как совокупность правил общественного поведения, как реальная задача, как конкретное указание о выполнении какого-либо действия, как просьба, совет, инструкция.

По форме требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам воспитанников. В развитом коллективе предпочтительны косвенные требования.

Общественное мнение — это выражение группового требования. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков и выражается в нормах, ценностях, взглядах на жизнь всех членов группы, класса. Приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек, характера.

Приучение — это организация регулярного выполнения воспитанниками действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно формировать. Приучение эффективно на ранних этапах развития.

Упражнение — многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. В широком смысле это такая организация жизни и деятельности воспитанников, которая создает условия для поступков в соответствии с общественными нормами. Упражнение опирается на приучение, тесно с ним связано и реализуется через поручение, выполнение роли в общей деятельности.

Поручение как метод воспитания — это исполнение учеником какого-либо дела. Участие в коллективных делах на всех стадиях (планирование, исполнение, оценка) развивает способности и формирует качества личности. Воспитывающие ситуации — это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы воспитателем. Их функция — создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности.

3. Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание.

С помощью методов третьей группы педагоги и сами воспитанники регулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности воспитуемых, потому что общественное одобрение или осуждение влияет на поведение, происходит закрепление одобряемых поступков или торможение неодобряемого поведения.

Поощрение — это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения воспитанника или группы.

Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует воспитанника к улучшению его поведения. Формы поощрения: похвала, благодарность учителя, взрослых, награждение книгами и/или другие материальные награды. Методика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать воспитанников ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Поощрение чаще требуется младшим школьникам и неуверенным в себе детям.

Наказание — это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения.

Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинства личности. Формы наказания разнообразны: замечание учителя, предупреждение, беседа, вызов на педсовет, перевод в другой класс, школу, исключение из школы. Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил — убери, нагрубил — извинись.

В советской школе применялся и такой стимулирующий метод, как соревнование, основанный на тяге детей к игре, состязанию. В целом методы этой группы рассматриваются как вспомогательные, в особенности наказание: надо так строить воспитание, чтобы была минимальная необходимость в репрессивных действиях.

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.

Методы контроля и самоконтроля направлены на анализ и оценку результатов воспитания и влияют на формирование воспитанников скорее косвенно. Если результаты воспитания в приемлемой форме обсуждать с учениками, то можно получить значительный эффект и стимулировать их

Основная функция методов контроля — оценка степени достижения целей воспитательного процесса, т. е. оценка его эффективности по результатам воспитания. По этим же результатам оценивают и профессионализм учителя. Другое дело, что полученные этими методами данные о воспитанности учеников можно в какой-то форме сообщать ученикам, чтобы обсудить с учеником его развитие, проблемы, проконсультировать, оказать психолого-педагогическую помощь, поддержку и т. п.

Распределение методов по группам в значительной мере условно, потому что личность формируется целиком, не по частям, потому что сознание, отношения, оценки и поведение формируются в единстве в любых обстоятельствах и под влиянием намеренных или случайных действий. В психологии есть принцип единства сознания и деятельности: сознание формируется в деятельности. принятыми в обществе правилами и ценностями.


Методы тесно связаны с приемами и средствами воспитания. Реализация каждого метода воспитания предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов.

Можно выделить 3 группы приемов воспитания.

Первая группа приемов связана с организацией деятельности и общения детей в коллективе. 

Прием «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали ребята из разных групп. 
Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела. 
Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты. 
Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть мнение большинства. 
Прием «Истории про себя». Этот прием применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. 
Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного задания устанавливаются правила , регламентирующие общение и поведение

детей. 

Прием «Общее мнение». Воспитанники по цепочке высказываются на тему отношений с различными группами людей : одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. 
Прием «Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений детей, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения с другими детьми и, препятствующих возникновению негативного поведения.

Прием «Справедливое распределение» предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми ребятами. 
Прием «Обмен ролями»- воспитанники обмениваются ролями, которые получили при выполнении заданий. 
Прием «Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположения детей в группе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения задания педагога.

Вторая группа связана с организацией диалога педагога и ребенка, способствующего формированию его отношения к какой-либо значимой проблеме. Можно применить следующие приемы в рамках проведения такого диалога.

Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего, а от его лица. 
Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации. 
Прием «Импровизация на свободную тему». Дети выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, по- своему интерпретируют смысл происходящего и т.п. 
Прием «Обнажение противоречий». Позиции ребят по тому или иному вопросу разграничиваются в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения об отношениях различных групп людей. 
Прием «встречные вопросы». Воспитанники, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

Третья группа связана с использованием  художественной литературы, кинофильмов и т. д.

Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается придумать свое завершение истории и решить нравственную проблему, описанную в литературном произведении. 
Прием «Любимые книги товарища». Ребенку предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят его товарищи. 
Прием «Добрые слова». Воспитанникам предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям, и произнести их, обращаясь к своим товарищам. 
Прием «Творчество на заданную тему». Дети свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему . 
Прием «Киностудия». Ребята сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т. п.

Педагогических приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый педагог из множества приемов использует те, которые считает наиболее плодотворными. Прием, который подходит к одному воспитаннику, может быть неприемлем для другого. 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!