Мир вступает в новую эпоху – эпоху глобального информационного общества. Для того чтобы жить в новом мире, требуется высокий уровень образования, способность адаптироваться к переменам, умение непрерывно учиться.
В этой ситуации особенно важно развивать у учащихся интерес к знаниям, любовь к чтению и познанию, умение пользоваться новыми информационными технологиями. Самостоятельно и вместе с учителем исследовать новое, получать информацию– все это требует от школьников постоянной практики. В этом процессе ученикам нужны руководители, которые обеспечат информационное сопровождение учебной деятельности. Именно таким помощником, консультантом и должен быть школьный библиотекарь.
Есть множество свидетельств того, что плодотворная совместная работа учителей и библиотекарей приводит к более высоким результатам учащихся в учебе. Школьные библиотеки ориентируют учителей в использовании литературы, которая способствует учить по-новому, а детям – учиться с интересом. Для успеха детям и учителям нужны библиотечные ресурсы – книги, журналы.
Хорошая библиотека позволяет детям отправиться в увлекательное путешествие в мир знаний, полное открытий, учит их задавать вопросы и находить ответы. Последние научные исследования подтверждают: современные школьные библиотеки создают среду, способствующую детям добиваться успехов в учебе, а учителям - добиваться высокого качества обучения. Чтобы максимально использовать потенциал школьной библиотеки, необходимо тесное сотрудничество между учителями и школьным библиотекарем.
Взаимодействие учителя и библиотекаря направлено на то, чтобы:
- развивать и обучать школьников, улучшать их успеваемость по всем предметам учебного плана;
- прививать информационные навыки и информационные знания учащимся;
- развивать в учащихся любознательность и воспитывать в них способность к критическому и творческому использованию информации;
- разрабатывать программы чтения и приобщать к восприятию ценностей мировой культуры;
- привлекать к чтению учащихся всех возрастов;
- внедрять в программу библиотечных уроков информационные технологии;
- доносить до родителей значение школьной библиотеки, важность семейного чтения.
Выделим основные категории пользователей школьной библиотеки:
Ученики – самая многочисленная группа читателей;
Администрация школы
Родители;
Классные руководители и воспитатели;
Учителя;
Учащиеся – это главная группа пользователей библиотеки. Школьники посещают библиотеку с самыми разными целями. Важно, чтобы они ощущали её как открытую, свободную, не враждебную образовательную среду, где можно работать над всевозможными заданиями как индивидуально, так и в группах.
Библиотека - пространство для развития кругозора и интеллектуальных способностей школьников.
В нашей школе учится 58 учащихся, из них активно посещают библиотеку 29. Это составляет около 50 %.
Отмечу те факторы, которые положительно влияют на читательскую активность детей:
Создание в библиотеке атмосферы доброжелательности и уважительного отношения к школьникам. (у нас принято разговаривать с детьми в спокойной и дружественной манере, не принижая читательских возможностей, а стимулируя их интерес к книге и чтению);
Приобретение новых книг и журналов
Индивидуальное сопровождение траектории чтения и развитие читательских интересов (Читатель интересуется книгами какой-то определенной тематики, предлагается литература из фонда библиотеки);
Участие в конкурсах, фестивалях, викторинах и праздниках книги как в школе, так и в масштабах города.
Дизайн библиотеки, оснащение ее новой мебелью и оборудованием. Стараемся, чтобы в библиотеке каждому было уютно, комфортно, создаем приятную атмосферу.
Непосредственная помощь библиотеке со стороны учащихся
Совместно мы проводим рейды по проверке состояния учебников, организуем интересные конкурсы и праздники к юбилейным датам писателей.
В сотрудничестве с администрацией и учителями библиотека участвует в планировании и осуществлении плана учебной и воспитательной работы школы, анализирует потребности школы в ресурсах и информации, вырабатывает политику и план комплектования учебной литературы.
Администрация всегда внимательно относится к нуждам и проблемам библиотеки. Это говорит об их высоком культурном и образовательном уровне, правильном понимании роли и места библиотеки в организации воспитательного и образовательного пространства современной школы. При первой возможности директор выделяет средства на развитие фонда, на расширение перечня выписываемых периодических изданий. В последние годы приобретены новые современные стеллажи. Заведующая библиотекой является членом педагогического совета, принимает участие в подготовке педсоветов, подборе литературы по теме педсовета, организации книжных выставок.
Профессионализм и культура классного руководителя
В настоящее время большое значение придается духовно-нравственному воспитанию юного человека. Большое значение в воспитательной работе с классом имеет школьная библиотека. С помощью библиотеки успешно развивается познавательная активность учащихся, интерес к учению, и, конечно же, любовь к книге.
В библиотеке организуются книжные выставки, составляются подборки книг по актуальной тематике: («Гражданином быть обязан» и др.); рекомендательные и тематические списки литературы.
Совместно с классными руководителями библиотекарь проводит массовые мероприятия к юбилейным датам, важным общественно-политическим событиям и т.п.
Формы сотрудничества библиотекаря и классного руководителя, используемые в школе:
Тематические беседы;
Беседы по произведениям различных писателей;
Экскурсии;
Викторины;
Книжные выставки;
Библиотечные уроки;
Библиотечные классные часы.
Культуросозидающий характер учебного процесса
Следует отметить, что в нашей библиотеке ведется последовательное обновление фонда учебно-методической литературы. В то же время, учителя имеют возможность получить самую свежую информацию о новой методической и учебной литературе, выходящей в ведущих книжных издательствах.
Школьная библиотека обслуживает всех членов школьного сообщества: учащихся, учителей, администраторов, воспитателей и родителей. Для работы со всеми этими группами требуются особые навыки общения и взаимодействия:
- умение доброжелательно и без предубеждения общаться с детьми и взрослыми;
- стараться понять, в чем именно нуждается пользователь;
- совместно работать с отдельными лицами и группами;
- знания и понимания многообразия культур;
- информационные навыки и умение работать с информацией;
- знание библиотечного фонда и умение находить нужные материалы;
- владение информацией о детской и классической литературе, о книгах по мировой культуре и о мультимедийных материалах;
- знания и умения в использовании информационной техники.
В Манифесте школьных библиотек говорится о том, что повышение уровня грамотности учащихся вследствие сотрудничества библиотекарей и учителей является доказанным фактом и «содействует развитию навыков чтения, запоминания, решения задач, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникационными технологиями». Сегодня школьная библиотека из учебно-вспомогательного подразделения должна стать информационно-библиотечным центром, который создаст условия формирования личности школьника, способного в дальнейшем к непрерывному образованию.