МКОУ «Тарумовская СОШ»
Доклад на тему «Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках русскогоязыка и литературы»
Учитель русского языка и литературы Рулева О.Г.
Село Тарумовка Тарумовский район Республика Дагестан
4Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках русского языка и литературы
Не подлежит сомнению,что в современной школе наиболее актуаль- ными являются задачи воспитания молодых граждан России.Сегодня в ос-новополагающих государственных документах, определяющих направле-ния развития и совершенствования общего образования, задачи воспита-ния гражданина выдвинуты на первый план.В стандарте основного общего образования по русскому языку первой целью изучения русского языка в школе является воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; (Из «Стандарта» по русскому языку)
В стандарте основного общего образования по литературе также го-ворится о том, что целью изучения литературы в школе является воспита-ние духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоз-зрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.Поэтому нам необходима систематическая работа в указанном направлении. Между тем именно от роста сознательности и социальной активности граждан России, особенно молодежи,в значительной степени зависит формирование в нашей стране гражданского общества и правового государства.
Потому как никогда актуальны слова Н.А. Некрасова:
«А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! Будет с нас – купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Хватает даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!»
К сожалению, существует иллюзия, что стоит подробно объяснить де-тям, что такое хорошо, а что такое плохо, и дети сразу станут хорошими. Дидактизм,назидательность,обращение лишь к логике воспитанников,- таковы типичные ошибки в подходе к решению задач гражданского воспи-тания. Но, как показала практика, эффект от таких способов воздействия
на детей, особенно подросткового возраста, минимален.
Только слово, окрашенное искренним чувством, и вызывающее ответ-ное чувство, может дать необходимый воспитательный результат. Вспомним, именно о таком слове пишет В. Шефнер:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести.
Патриотическое и гражданское воспитание на уроках русского языка.
« Дитя входит к духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка...», - писал К.Д.Ушинский.С этим нельзя не согласиться. Поэтому огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.
Русский язык - учебный предмет, познавательная ценность которого чрез-вычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку,через язык осмысливаются общечеловече-ские ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит ин-теллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других дисциплин.На уро-ках русского языка решается проблема патриотического воспитания.
В содержании предмета два типа учебною материала , который можно использовать для этой цели: во-первых, это «Общие сведения о языке»,во-вторых, дидактические материалы, используемые в целях воспитания: уп-ражнения учебника, диктанты, изложения, темы сочинений и тексты для комплексного анализа.
В процессе воспитания гражданственности и патриотизма на уроках рус-ского языка, учитывая специфику нашего предмета , используются следу-ющие методические приемы:
1. Попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений;
2. Фронтальная беседа, раскрывающая смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения;
3. Написание сочинений на темы гражданственности и патриотизма.
Воспитание гражданственности и патриотизма как нельзя лучше про-является через любовь к своей стране, преданность ей ,в осознанном же-лании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков.
Планируя учебный материал, одновременно решаю и эти воспитательные задачи, чему способствуют дидактические материалы, тексты диктантов, изложений, сочинений, таких, как: «Наш герб», «Наш флаг»,«Слово о Рос-сии», «Юные герои войны», «Этих дней не смолкнет слава», «Первый сол-дат в русской истории», «Первый русский генералиссимус» и другие.
В процессе проведения обучающих диктантов, мини-изложений предла-гаю определить тему текста, акцентирую внимание на тех мыслях, чувст-вах, которые формируют патриотизм и гражданственность и должны быть отражены в составлении предложений и текста, например:
- Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне?
- Что помогло героям стойко выдержать фашистские пытки?
- Смогли бы вы поступить также?
Военно-патриотическое воспитание на уроках русского языка в силу специфики нашего предмета реализуется в основном в результате дея-тельности учителя. Поэтому важно специально на уроке создавать ситу-ации, позволяющие обратить внимание детей на нужные факты, собы-тия, которые можно использовать в воспитательных целях.
Литература несет в себе богатый учебный материал, который способ-ствует патриотическому воспитанию школьников: сведения о биографиях известных писателей и исторических деятелей;произведения,которые от-ражают историю развития нашей страны и ее культуры, долгий и трудный путь на-рода к утверждению своей самобытности; шедевры нашей оборон-ной литературы, начиная с былин и предсказаний Древней Руси и кончая произведениями о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.); тексты художественных произведений и публицистики, работа над семантикой общественно-политических слов, написание докладов, рефераты, диспуты, дискуссии. Письменные работы дают возможность учителю судить о вли-янии изучаемых произведений на формирование чувств патриотизма и гражданственности, учащимся дают возможность глубже осознать свои взгляды и суждения, найти обоснования им, создать более или менее стройную систему представлений о важнейших жизненных проблемах и си-туациях, возможность выразить свои мысли о Родине,о ее сложном пути и о людях, которые мужественно и стойко переносили все тяготы и не сошли с него.Ученики постепенно взрослеют и осознают себя сопричастными это-му пути. Так происходит рождение патриота.
Рассмотрим фрагмент урока литературы.
Тема: «Что такое любовь к Родине?» на материале стихотворений:
« Вместе ль нам маяться?..», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»
Одна из целей урока:
*Воспитание духовно богатой и высоконравственной личности, подлинного гражданина и патриота России, любящего свою большую и малую родину, свой народ и культуру и уважающего традиции и культуру других народов;
На уроке использовались:
1. Портреты поэтов.
2. Высказывания различных авторов о Родине.
3. Фрагменты видеофильма о А.А. Блоке.
4. Репродукции картин русских художников.
В ходе урока обсуждались следующие вопросы:
- Что такое любовь к Родине? Это привычка, предрассудок, необходимость?
- Есть ли в нашей стране, в нашем городе, доме что-то такое, что вам особенно дорого, что является лично для вас олицетворением понятия «родина»?
- Как вы думаете, что побуждает поэтов, прозаиков, художников, композиторов создавать произведения о своем Отечестве?
Проблемная ситуация урока заключалась в следующем:
- Есть две точки зрения: первая: любовь к родине – это чувство, возвышающее человека; и вторая - родина там, где сытно, дешево и удобно. Какую точку зрения будете отстаивать вы?
Далее работа проводилась следующим образом:
1. Работа с высказываниями «великих» людей о любви к родине.
Нет места милее родного дома.
Только отечество заключает в себе то, что дорого всем.
Цицерон.
Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
Сенека.
Самое лучшее предназначение есть защищать отечество.
Державин.
Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.
Байрон.
В ходе этой работы дети приходят к выводу, что любовь к родине во все времена ценилась очень высоко и ставилась во главу угла в личности любого человека.
2. Работа с текстами художественных произведений. Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…», А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…».
В ходе анализа стихотворений учащиеся приходят к выводу, что для поэта Родина – это место на земле, где он родился, вырос. Он неразрывно связаны с Родиной и невозможно разорвать эту связь и не потому, что Русь не отпустит его, а потому, что он сам не оторвется от нее, так и будет «маяться» вместе с ней, скорбной, суровой, темной страной. Любимой сво-ей Россией.
Заканчивается урок письменной творческой работой «Что для меня любовь к родине», в которой учащиеся высказывают свои мысли и чувст-ва, свое отношение к поставленной проблеме. Надо сказать, что ни один ученик не поддержал вторую точку зрения - родина там, где сытно, дешево и удобно. Все писали о любви к своей родине. О любви к малой родине, к родному краю. Основную мысль этих письменных работ можно передать словами Сенеки:«Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя».
Наверное, нельзя сказать, что дети, выйдя с урока, сразу же стали истин-ными патриотами, но если он оставил хоть небольшой след в их душе, то урок достиг своей цели.
Дискуссии о необходимости гражданского и патриотического воспитания детей и подростков то затухают, то разгораются вновь. А время неумолимо быстротечно и не позволяет медлить.Мы должны успеть раньше других на чистом листе детских душ вписать самые нужные слова, вложить в головы самые важные мысли...
Успеть познакомить своих питомцев с богатством и разнообразием рус-ского языка.Успеть привить любовь к родной природе, родным местам. Ус-петь показать красоту и богатство русской литературы, русского Слова.
Успеть сформировать самые сокровенные качества личности - патриотизм и гражданственность