СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Вопросы мотивации учебной деятельности учащихся в ДМШ».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы мотивации учебной деятельности учащихся в                             ДМШ

     Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесс. В настоящее время насчитывается несколько десятков теорий мотивации.      Мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с  завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели.  Мотивированный человек  легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих  успехов. Термин «мотивация» происходит от английского«movere» - «двигать».

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Вопросы мотивации учебной деятельности учащихся в ДМШ».»

Управление Культуры, спорта и молодёжной политики

Администрации Тайшетского района

МКУ ДО «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

Г. ТАЙШЕТ






Доклад на тему:

«Вопросы мотивации учебной деятельности учащихся в ДМШ».



























Преподаватель первой

квалификационной категории

по классу скрипки

Григорян Сирануш Камоевна









Вопросы мотивации учебной деятельности учащихся в ДМШ

Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесс. В настоящее время насчитывается несколько десятков теорий мотивации.
Мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов. Термин «мотивация» происходит от английского«movere» - «двигать».

Другими словами, мотивация – это то, что изнутри вдохновляет человека действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные

затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства. Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или

овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья.

Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности в ДМШ,

которая идет более успешно, если у обучающихся сформировано

положительное отношение к учению. Мотив –это направленность школьникана отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.

Но на практике нередко приходится встречать детей со сниженным интересом к занятиям, которые или просто «отбывают» время на уроке, или ищут причины, по которым можно пропустить очередное занятие. Проблема учебной мотивации актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: обучающихся, родителей и преподавателей.     

Все мотивы обучения можно подразделить на две большие категории. Первые связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Вторая категория мотивов связана с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. Это потребность ребенка в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание ученика повысить уважение к себе со стороны сверстников, занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Обе категории мотивов необходимы для успешного обучения музыканта любой специальности. 

Особое значение приобретает выделение внешних и внутренних мотивов учебной деятельности. Внешне деятельность всех учеников похожа, но внутренне, психологически она весьма разная. Это различие обусловливается, прежде всего, мотивами, которые определяют смысл выполняемой деятельности для человека. Но не следует забывать и о том, что мотивационная сфера более динамична, чем познавательна, интеллектуальна. Изменчивость мотивов таит в себе опасность: если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, как это нередко случается там, где нет целенаправленного контроля над этой стороной учения. Характер учебных мотивов является решающим звеном, когда речь идет о путях повышения эффективности учебной деятельности. Задача преподавателей ДМШ заключается в создании оптимальной образовательной среды, мотивирующей детей на учебную деятельность. Чтобы понять, как сформировать у ребенка мотивацию к обучению, нужно выявить факторы, мешающие пробуждению у него интереса к учебе.

«Почему не хочет учиться?» Среди таких факторов выделяются следующие:

- состояние здоровья: (головные боли, аллергия, различные недомогания, координация движений и др.);

- психологические проблемы,

-комплексы,

-нет режима в занятиях,

-завышенная программа,

-неудобен инструмент: (размер, поломка «расстроенный»).

- однообразие форм работы на уроке;

- объемность и сложность учебного материала, подлежащего усвоению и запоминанию;

- необходимость ежедневных длительных занятий за инструментом;

- загруженность в общеобразовательной школе, которая негативно отражается на обучении в ДМШ;

- усталость, лень;

- проблема обязательного публичного выступления (когда ребенок психологически не готов к нему или уже терпел неудачу на сцене);

- необходимость выполнения той или иной работы к жестко фиксированному сроку и постоянный надзор за ее выполнением;

- преобладание негативных обратных связей (критические ситуации и оценки, свидетельствующие о неуспешности и некомпетентности обучающихся);

- отсутствие баланса между требованиями к ученику и его способностями;

- непродуманность методики и организации учебного процесса;

- авторитарная позиция учителей и родителей;

- отсутствие реальной помощи от взрослых, когда возникает необходимость в ней;

- неконтролируемое со стороны родителей количество затраченного детьми времени в интернете, перед телевизором и т.д.

- проблемы в семье;

- отрицательное отношение к ДМШ и к преподавателям в семьях;

- сформированная в обществе оценка о «непрестижности» музыкального образования и т.д.

В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: от сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей. «Я верю в тебя, у тебя все получится!»

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». (В. А. Сухомлинский)

Учеба - это тяжелый труд. Но без знаний в нашем мире никуда, поэтому в учебе важно упорство.

Древняя китайская пословица гласит: «Люди могут забыть слова, которые Вы им говорили, но они никогда не забудут чувства, которые Вы у них вызвали».

Вот перечень некоторых внешних стимулов, пробуждающих интерес у детей к обучению:

1) Уютная, спокойная обстановка в учебном кабинете;

2) Создание чувства психологического комфорта у ребенка непосредственно на уроке;

3) Доброжелательные отношения между преподавателем и учеником;

4) Создание благоприятных условий на уроке, где ученики могли бы почувствовать собственную компетентность;

5) Снятие психических напряжений в моменты кратковременного отдыха от умственных занятий;

6) Уважение к личности ученика, признание его деловых качеств;

7) Формирование и поддержка у обучающегося веры в свои силы;

8) Формирование у обучающегося навыка самоконтроля;

9) Формирование умения у обучающегося ставить перед собой различные учебные задачи и решать их;

10) Проведение нетрадиционных уроков (уроки-лекции; уроки-беседы; уроки-диалоги; уроки-зачеты; уроки-игры; уроки-сочинения);

11) Использование на занятиях творческого музицирования, предоставляющего возможность заниматься музыкой «для души» и способствующего раскрытию детского творческого потенциала (основой творческого музицирования в младших и средних классах является элементарное музицирование как соединение музыки, движения, речи и рисования, в старших классах можно добавить элементы теории, гармонии);

12) Необходимость совместного взаимодействия с родителями ребенка на протяжении всех лет обучения;

13) Проявление родителями интереса к музыкальному образованию своего ребенка;

14) Продумывание с родителями каких-либо дополнительных стимулов для поощрения ребенка за стремление к знаниям.

Многое зависит от мастерства преподавателя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Каждый заинтересованный родитель и преподаватель, поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.

В течение учебного года все ученики, обладающие разными способностями и трудолюбием, выступают на концертах, ставших традиционными. Новогодний театрализованный концерт, отчетный концерт, тематические концерты в детском саду и начальной школе. Это богатый, ничем не заменимый, опыт публичных выступлений, это путь к повышению самооценки детей. Учащиеся пробуют свои силы и в сольном инструментальном исполнительстве, и как концертмейстеры, и как ведущие концерта, играют в ансамбле, поют, читают стихи. Каждый может проявить себя в более близкой  и доступной сфере. А зрительская аудитория – воспитанники детского сада, сверстники, родители и близкие родственники – это очень доброжелательная и благодарная публика, для которой  не важны профессиональные тонкости, для которой их дети всегда самые лучшие.

     Получение максимального удовольствия от жизни напрямую связано с удовольствием от оценки своих действий, от самооценки, в конечном итоге от признания себя как личности, от всеобщего признания – как индивида, как полноценного члена общества.
     Каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и признанным! Грамоты, дипломы, благодарности, сувениры – это все знаки отличия от других, знаки выделения из толпы, знаки уважения и признания.  Не надо скупиться на награды учащимся и их родителям. 
     Участие в конкурсах, олимпиадах и концертах – одна из приоритетных форм организации работы учащихся, пожалуй, самая действенная мотивация развития музыканта, требующая не только настоящего самостоятельного творчества, но и большой дополнительной работы преподавателей. Но этот метод позволяет сохранить контингент учеников и является одним из слагаемых результативности и успешности педагогической деятельности.
А. Б. Гольденвейзер «Музыканты-исполнители, люди одержимые, влюблённые в свой инструмент, не признающие никаких преград для занятия».

Австрийский пианист Пауль Виттенштейн(1887 -1961) потерял правую руку в Первой Мировой войне, но не сдался и достиг исключительного мастерства играя левой рукой. Виртуозное владение техникой игры на инструменте позволило Виттенштейну успешно исполнять сочинения, невероятно сложные даже для пианистов с двумя руками.









Использованная литература:

  1. Кульневич С. В. Нетрадиционные уроки в начальной школе – Ростов н/Д.: Учитель, 2002.;

  2. Гликман И.З. Как стимулировать учение школьника. Издание №4. 2012.;

  3. Соловейчик С. Учение с увлечением. – М.: «Детская литература», 1979.;

  4. Бабанский Ю. Педагогика М.: Просвещение, 1983.;

  5. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!