СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «Учебный мини-проект на уроках русского языка и литературы как средство достижения метапредметных результатов освоения образовательных программ»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

К основным задачам современного школьного образования относятся формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении и достижение ими метапредметных результатов образовательных программ. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Учебный мини-проект на уроках русского языка и литературы как средство достижения метапредметных результатов освоения образовательных программ»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Селезневская средняя школа

Велижского района Смоленской области












Доклад на тему

«Учебный мини-проект на уроках русского языка и литературы как средство достижения метапредметных результатов освоения образовательных программ»








Подготовила:

Тиваненко С.Н.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Селезневская средняя школа»





























2017 год







Актуальность технологии проектного обучения

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь»

Китайская пословица




Эта китайская пословица полно отражает тенденции образования сегодня. Ведь деятельностный характер современного образования предполагает:

стимулирование интересов учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения;

- развитие у учащихся умения применять и интерпретировать информацию, а не просто заучивать ее;

- развитие способности быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые области знаний;

- умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др.

Таким образом, к основным задачам современного школьного образования относятся формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении и достижение ими метапредметных результатов образовательных программ. Педагогической технологией, реализующей вышеназванные задачи, может служить проектное обучение.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. А это наиболее актуально сегодня для выпускника.

Особенности проекта как метода обучения

Проект в обучении (или учебный проект) – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Большинство авторов, дающих определение проекта, выделяют ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причём проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создаётся автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта. Ещё одно отличие проекта – предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.

Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы её решения.

Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создаётся проектный продукт. Проектный продукт должен обладать определенными потребительскими свойствами, то есть удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект.

Проект должен иметь отчёт о ходе работы, в котором описываются все этапы работы, все принимавшиеся решения с их обоснованием, все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.

Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает его результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретённого в её ходе опыта.

Таким образом, проект имеет чёткую структуру реализации: 1.Проблема. 2.Цель. 3.Планирование работы. 4.Осуществление плана работы. 5.Проектный продукт. 6.Презентация. 7.Применение.

Урок как учебный мини-проект, его реализация

Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа по реализации мини-прокта дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы. Применяя метод мини-проектов на уроках русского языка и литературы, я стремлюсь повысить практическую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся. Ведь сам урок – это изначально мини-проект для учителя, и он (урок) может стать учебным мини-проектом для учащихся. Кроме того, этот метод прекрасно вписывается в основную технологию, по которой я работаю – ТРКМ.

На фазе вызова создаю проблемно-мотивационную среду на уроке разными формами: беседой, дискуссией, “мозговым штурмом”, самостоятельной работой. В этой части урока ставится проблема, анализируется, что ребёнок знает по теме, чего не знает; далее следует целеполагание, составляется план действий. Иначе говоря, выполняются первые три части реализации проекта. Например, при изучении темы «Причастие как часть речи» предлагаю учащимся записать небольшой текст, в котором есть причастия, далее прошу их определить, к какой части речи относится каждое слово. Естественно возникает проблема, к какой части речи относятся слова, например, опавшая (листва) и желтеющий (лист). Ребята называют эти слова прилагательными или глаголами (прогнозируют). Далее я задаю вопрос: «Какие признаки (глагола) прилагательного вы заметили в этом слове?» («Мозговой штурм»). После перечисления признаков этих частей приходим к выводу, что данные слова не относятся ни к прилагательным, ни к глаголам. Я сообщаю учащимся, что это причастия. Затем задаю вопрос: «Вы знаете, что такое причастие?», на который следует ответ: «Нет». «Ребята, а вам интересно узнать, что это за часть речи. А для чего вам это надо?» («Для того, чтобы отличать причастие от других частей речи и не путать его с ними»). После краткой беседы обозначаем цели урока (учебного мини-проекта): получить представление о причастии как о части речи, его признаках. Далее составляем план действий: как и с помощью чего мы будем это делать. Обязательно проговариваем этот план, так как с большим увлечением выполняется ребёнком именно та деятельность, которая выбрана им самим.

Так как в малокомплектной школе в классах небольшое количество учащихся (4-6 человек), распределяем задачи для работы в парах или малых группах: читают параграф, выписывают определение, приводят свои примеры, выполняют упражнения, направленные на поиск причастий в тексте. Таким образом происходит осуществление плана работы над реализацией проекта на второй стадии урока – фазе реализации смысла. Учащиеся получают новую информацию, соотносят её с уже известными фактами, делают мини-выводы. В ходе этой работы у учеников повышается уровень познавательной активности, формируется как умение смысловое чтение, развивается навык самостоятельного поиска, навык работы в паре (группе).

Третья стадия урока – фаза рефлексии предполагает создание проектного продукта (на данном уроке это собственный текст небольшого объёма с использованием причастий), его презентацию (выразительное чтение созданного текста) и анализ собственных действий.

Несомненно, важным итогом работы обучающихся является оценка результатов, где участники проекта делятся мнениями, учитель оценивает активность обучающихся, креативность, качество и объем использования источников. Обязательные условия при этом – рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты.

К учебным мини-проектам, которые можно создать за один урок, относятся лингвистические сказки («Сказка о какой-либо части речи», «Сказка с использованием неопределенных местоимений»), над такими проектами работа ведется индивидуально или в группах, в составе не более 3-4 человек. Работа над сочинением определённого жанра тоже выстраивается мной как мини-проект. С удовольствием как одну из форм домашнего задания дети выполняют мини-проекты «Музей одного слова», «Тайна моего имени и фамилии».
Краткосрочные проекты по литературе занимают от двух до четырех уроков. Например, «Уроки доброты. Мой образ учителя» (по произведению В.Распутина «Уроки французского») или «Я – баснописец» (после изучения басни как жанра и творчества И.А. Крылова), заочные проекты-экскурсии по памятным местам, связанным с именами русских писателей и поэтов. Мини-проекты, которые можно реализовать за один урок – это инсценировки, художественное чтение по ролям, выразительное чтение.

В ходе работы над проектом у учащихся формируются и развиваются следующие универсальные учебные действия:

1.Познавательные: умение строить высказывание, формулировать проблему, структурировать знания, развивается навык смыслового чтения и поиска информации.

2.Коммуникативные: умение выражать свои мысли, управлять своим поведением и поведением партнёра, навыки планирования учебного сотрудничества.

3.Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, самокоррекция.

4.Личностные: творческое самоопределение, самореализация.

Заключение

Учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.

Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.

Таким образом, проектная деятельность (в частности, учебный мини-проект) – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.







Список использованной литературы:

1. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка [Текст]/ Л.М.Вахрушева //Русский язык. – 2007. - №14. – С. 35-36.

2. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка [Текст]/ Ю.А.Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С. 3 – 10.

3. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст]: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А.Ступницкая; художник А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. С. 7- 197.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!