СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему:" Система работы учителя при подготовке к ОГЭ по географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

   В настоящее время существует много приемов и методов подготовки учащихся к формату ОГЭ, но я в своей работе рассмотрю некоторые их них:

1.На первом этапе даю рекомендации по подготовке к ОГЭ:

   а) провожу анализ необходимой литературы, говорю, что нам понадобятся: учебники с 6-10 классы, сборники ОГЭ, справочники, различные пособия, атласы с 6-10 классы, КИМы  разных лет;

  б) далее информирую об Интернет-ресурсах;

в) знакомлю с инструкцией по заполнению бланков, системой оценивания экзаменационной  работы, правилами поведения на экзамене, правилами подачи апелляции.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему:" Система работы учителя при подготовке к ОГЭ по географии"»

МБОУ ООШ с.Большая Боевка

Долгоруковский муниципальный район

Липецкая область

















Система работы учителя

при подготовке

к ОГЭ по географии



































Из опыта Кузьминой Н.В.



2019 год





Содержание:



I.Введение.



II.Основная часть.



1.Приемы и методы.



2. Анализ заданий повышенного уровня.



III.Заключительная часть.



IV.Интернет ресурсы.



















































I.Введение.

Главный аргумент учеников, которые выбирают географию для сдачи ОГЭ или ЕГЭ - это: «География — это несложноМногие ребята, которые не имеют каких-то конкретных предпочтений по выбору предметов на ОГЭ, сдают географию из-за того, что она кажется простой.

Эта «простота» объясняется, в первую очередь, тем, что на экзамене можно пользоваться источниками информации. Школьники могут взять с собой на экзамен атласы с картами с 7 по 9 класс. Атласы могут быть любого издательства, но должны быть рекомендованы для школьников Министерством образования. Конечно, наличие карт по всем темам облегчает поиск верного ответа на вопросы, главное — научиться этими картами правильно пользоваться.

В школе географию изучают в 5 и 6 классе один час в неделю, с 7 по 9 класс — два часа в неделю. В 10 классе предлагается на выбор: либо заниматься два часа в неделю и пройти программу за один год, либо заниматься один час в неделю и разделить программу на два года. Курс географии выстроен так, что в 5-7 классах школьники изучают общее землеведение, физическую географию и страноведение, а 8 и 9 классы посвящены только географии России. Чтобы сдать ОГЭ по географии, нужно знать весь материал курса, начиная с 5 класса.

II.Основная часть

1.Приемы и методы.

В настоящее время существует много приемов и методов подготовки учащихся к формату ОГЭ, но я в своей работе рассмотрю некоторые их них:

1.На первом этапе даю рекомендации по подготовке к ОГЭ:

а) провожу анализ необходимой литературы, говорю, что нам понадобятся: учебники с 6-10 классы, сборники ОГЭ, справочники, различные пособия, атласы с 6-10 классы, КИМы разных лет;

б) далее информирую об Интернет-ресурсах;

в) знакомлю с инструкцией по заполнению бланков, системой оценивания экзаменационной работы, правилами поведения на экзамене, правилами подачи апелляции.

2.На втором этапе составляю план подготовки к ОГЭ по географии на 2018-2019 учебный год.

Сроки

Содержание работы

Сентябрь

1.     Ознакомление с результатами ОГЭ прошлых лет, типичными ошибками.

2.     Рекомендации учащимся для самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ:

    общие стратегии подготовки;

     планирование и деление учебного материала;

      официальные сайты ОГЭ.

3. Обеспечение участников государственной (итоговой) аттестации по новой форме в IX классе учебно-тренировочными материалами, обучающими программами, методическими пособиями, информационными и рекламными материалами.

Октябрь

1.Индивидуальное консультирование для  учащихся.

2. Выполнение тестовых заданий по теме «Выдающиеся географические исследования, открытия и путешественники» (6) «Географические модели: глобус, географическая карта, план местности» (1,2,3, 17,18,19,20,21,27) 3. Ознакомление с основными направлениями самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ-2019  в 9 классе.

Ноябрь

1.Практикум по решению нестандартных заданий из контрольно-измерительных материалов.

2. Выполнение тестовых заданий по теме «Выдающиеся географические исследования, открытия и путешественники» (6) «Географические модели: глобус, географическая карта, план местности» (1,2,3, 17,18,19,20,21,27) 3. Использование дифференцированных д\з по предмету, методов и приемов быстрой проверки д\з у всего класса, памяток и алгоритмов по  изучению трудных тем программы.

Декабрь

1.Индивидуальные консультации родителей. 2. Работа с демонстрационными версиями ГИА, кодификаторами и спецификацией, организация повторения тестовых заданий по теме «Современный облик Земли, Население Земли, материки и страны» (1,2,14,27,30) 3. Тестовые  полугодовые контрольные работы по предмету.

Январь

В течение года

1.     Проведение репетиционного ОГЭ в рамках школы.

2.    Анализ  проведения репетиционного ОГЭ. 3.     Информирование по вопросам подготовки к ОГЭ:

- знакомство с инструкцией по подготовке к ОГЭ;

- правила поведения на ОГЭ; КИМы;

- инструктирование учащихся;  проведения ОГЭ;

- официальные сайты ОГЭ.

Февраль

1.Анализ работы, разбор ошибок, выявление проблемных вопросов. 2. Организация повторения по разделу «География России»

3.Выполнение тестовых заданий по теме «Особенности географического положения России» (2,22,25,26)

4.Выполнение тестовых заданий по теме «Природа России» (3,4,6,10,11,24, 25,26, 27, 28, 29)

Март

1.Консультации по вопросу «Права и обязанности участников ОГЭ»

2. Анализ работы, разбор ошибок, выявление проблемных вопросов.

3. Выполнение тестовых заданий по теме «Особенности географического положения России» (2,22,25,26) 5. Решение онлайн- тестов в Интернете

Апрель

  1. 1. Занятия с учащимися по выполнению заданий части В.

  2. Раздаточный материал. Тематические контрольные задания.

  3. 2. Использование Интернет-технологий для работы с образовательными сайтами.

3. Онлайн –тестирование. Работа на интернет-сайте «Решу ОГЭ»

Май

1.Психологическая подготовка к ОГЭ.

2 .Индивидуальное консультирование учащихся.

3. Работа с заданиями различной сложности.

4. Практические занятия  по заполнению бланков ответов.



Для эффективной подготовки к ОГЭ нужно поддерживать систематическую связь с родителями и классным руководителем.

Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ можно выделить следующие составляющие:

-информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);

-предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);

-психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

3.Третий этап – психологический настрой.

Ведь гораздо эффективнее будет спокойствие во время проведения тестирования, нежели волнение.

В чем же заключается психологическая готовность учащегося к ОГЭ :

Это прежде всего ориентированность на целесообразные действия. Необходимо провести беседу, сможет ли ученик осилить экзамен по географии, ведь в географии важно пространственное воображение, и не секрет, что не все ученики им обладают. В географии очень важны специфические знания, а именно хорошее владение географической картой. Здесь важна визуальная память. Проанализировав с учеником возможности - можно смело приступать к подготовке. Очень важно в психологическом плане формировать уже в 6 классе тестовую культуру. Тест должен быть привычной формой работы на уроке, а формировать привычку необходимо постепенно, с возрастом усложняя требования. Далее необходимо знакомить учащихся со спецификой процедуры экзамена. Большую помощь в подготовке учеников могут оказать родители, проявив искреннюю заинтересованность как в подготовке, в том числе и совместной , так и непосредственно в день экзамена, настроив ребенка на успех, И важно самому учителю проявлять спокойствие и сохранять рабочий настрой. В психологии существует понятие «тестовая искушенность»- любой испытуемый , который подвергся тестированию, имеет определенные преимущества по сравнению с теми, кто проходит тестирование в первый раз.

Нужно получить не только практические навыки выполнения тестовых заданий, но и проанализировать свои ошибки. Нужно знать структурные особенности тестов, познакомится с возможными формулировками вопросов, научится распределять время на выполнение заданий, понять, за что могут снизить баллы.

Тестовые технологии используются на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний.

Используются различные виды тестов: с выбором ответов, с развернутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на припоминание.

Чтобы получить максимальный результат при подготовке к ОГЭ, начинать готовиться нужно заблаговременно, в чем часто заключается существенная проблема. Системный подход к повторению изученного материала - вот одна из главных задач при подготовке к экзамену. Самостоятельное повторение и тренинг выполнения заданий , систематические консультации по контрольно- измерительным материалам (КИМ) способствует систематизации комплексных знаний по предмету и формированию навыков выполнения заданий на бланках. Таким образом, учащиеся знакомятся с требованиями и структурой экзаменационных материалов в новой форме, привыкает к формулировке заданий и типам тестов, используемых в 1 и 2 части КИМ, учатся коротко и логично отвечать на задания 3 части.

При подготовке к ОГЭ по географии выпускнику необходимо использовать учебники и пособия для подготовки к ОГЭ , которые рекомендованы к использованию в образовательных учреждениях, картографические и статистические источники для поиска и извлечения информации. « Карта – альфа и омега географии», сказал Н. Баранский, классик отечественной географической науки. Не зная хорошо карты, невозможно удовлетворительно знать предмет. Поэтому необходимо в своей работе использовать как общегеографические карты, так и немые карты (контурные). Для успешной самоподготовки нужно как можно чаще тренироваться. Тесты помогут получить представление о формулировках и уровне сложности экзамена по географии. Значительный результат дает работа, не требующая дополнительных затрат времени, но дающая максимальный балл при оценивание ОГЭ. Необходимо подробно познакомить учащихся с кодификатором. Знания, полученные в ходе подготовки и самоподготовки, позволяют выпускнику на экзамене быстро сориентироваться в вопросах и качественно выполнить задание.

Для успешной подготовки к ОГЭ необходимо, прежде всего просто повторить весь школьный материал, который входит в содержание программы и необходимый для сдачи экзамена.

Отличным помощником в данном вопросе являются краткие словари школьника, которые содержат важную информацию о тех или иных моментах каждой изученной темы. Но по причине того, что все словари служат не для объяснения, а именно для освежения в памяти воспоминаний, краткий словарь школьника будет абсолютно неэффективным для тех, у кого объем знаний стремиться к нулю.

Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатом обучения, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность и деятельность учения. Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. Необходимо развивать навыки самостоятельной работы ребенка, в том числе проводить тренировочные и проверочные работы в системе Интернет.

Использование Интернета для проведения тестирования в формате ОГЭ - онлайн ( приближенному к экзаменационному) позволяет оценить уровень подготовки учащихся. Готовя выпускника к ОГЭ можно использовать различные тренировочные программы, которые учитель предлагает учащимся, а учащимся выполнить интерактивные тренировочные и зачетные задания. Учитель имеет возможность организовать работу с каждым учащимся и вносить необходимые изменения в их подготовку. Тестирование проводится во внеурочное время или в домашних условиях, что позволяет учащемуся максимально сконцентрироваться на выполнение заданий.

Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах по предмету способствует развитию компетенции школьника и, как следствие , его дальнейшей реализации на экзамене. Учащиеся, сдающие ОГЭ, должны принимать активное участие в олимпиадах, т.к. предлагаемые задания по структуре приближены к экзаменационным.

В настоящее время ведущим направлением в развитии сферы образования становится информатизация и внедрение современных информационно-коммуникационных технологий. Глобальная сеть открыла доступ к информационным серверам и ресурсам, находящимся в различных точках земного шара. Для российского образования это позволило обратиться к мировому опыту и зарубежным разработкам по внедрению и применению современных технологий в учебном процессе. В этой связи нельзя не отметить значительное увеличение российских образовательных компьютерных продуктов, широкое внедрение интернет - технологий в образовательный процесс. Создаются электронные учебники и интерактивные учебные программы, разрабатываются автоматизированные системы обучения, в помощь учителю создаются целые комплексы электронных образовательных ресурсов, организуются виртуальные экскурсии, создаются электронные библиотеки. Уже ни у кого не возникает сомнения, что использование возможностей интернета существенно повышает эффективность образовательного процесса. Как показывает опыт проведения экзамена, позитивные результаты могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяется развитию активной познавательной деятельности учащихся: работе со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных умений, систематизации знаний. Другой фактор успеха – целенаправленная работа по использованию всех видов заданий экзамена в учебном процессе как в обучающей, так и в контрольной функциях, учитывая то, что в экзаменационной работе основными объектами проверки являются знания, умения, способы деятельности, предусмотренные нормативными документами и отраженные в федеральном компоненте государственных образовательных стандартов. В подготовке школьников в равной мере значимы как знания базового, фактического, понятийного материала, так и умение работать с географической информацией, применять знания для решения познавательных, проблемных задач. Вот почему рекомендуется уделять внимание этим элементам подготовки на всех этапах обучения в ходе текущего и итогового контроля. Для успешного решения поставленных целей я использую различные средства обучения и образовательные технологии. В своей деятельности я чаще всего обращаюсь к материалам сайтов «Решу ЕГЭ» и «Решу ОГЭ». Преимущества данных сайтов:

возможность работы без регистрации;

возможность бесплатного пользования;

возможность распечатать материал для работы на уроке и подготовительных занятиях; возможность отслеживать результаты учеников;

ежемесячное обновление готовых тестов;

возможность посмотреть пояснение к типовым заданиям;

возможность узнать примерные экзаменационные баллы после выполнения тестов.

Хорошим подспорьем для подготовки к итоговой аттестации обучающихся со слабой учебной мотивацией (а таких с каждым годом становится всѐ больше), за курс основной школы по географии, может стать некоммерческий социальный проект: «Мульти - Россия» (второе официальное название «Мы живем в России»). Это цикл мультфильмов о разных регионах, городах и народностях России. Каждый фильм – это автономное сюжетное произведение, рассчитанное на самостоятельный показ и посвященное одному российскому региону и рассказывающее о том, чем он уникален. Информация хорошо усваивается обучающимися и может стать достойным рефлексивным моментом занятий по подготовке к итоговой аттестации. Подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ дает хороший результат лишь при системном подходе к данной проблеме.

2. Анализ заданий повышенного уровня.

На что нужно обратить внимание при подготовке к заданиям повышенного и высокого уровня сложности? Какие есть подводные камни у этого типа заданий?

Задание № 9

Школьникам предлагается график, таблица или климатограмма со статистическими данными, и надо рассчитать, например, миграционный прирост, естественный прирост, рождаемость и смертность, амплитуду температур, плотность транспортной сети. Ответы чаще всего необходимо рассчитать по формуле. При подготовке обратите внимание на определения географических понятий в разных темах, выучите расчетные формулы.

В ответе авторы чаще всего пишут единицы измерения. Если, например, требуется рассчитать плотность населения, а в ответе вписать количество человек на квадратный километр, это и есть подсказка. В единицах измерения в ответе нам уже показали формулу расчета.

Задание № 14

Школьникам предлагается определить объект по географическим координатам. Для выполнения этого задания один раз нужно сесть и разобраться, как определяются географические координаты. А дальше уже обращайте внимание на подсказку в задании, например, какая горная вершина, какой город, центр какой республики имеет такие-то координаты. Нужно открыть соответствующую карту и ответить на вопрос. Задание относится к повышенному уровню сложности, но если вы разобрались с определением координат один раз, вопросов, как правило, больше не возникает.

Задание № 15

Необходимо прочитать текст и обосновать что-то. Например, в демоверсии требуется объяснить, почему происходят землетрясения, указать причину. Это вопрос по географическим явлениям на понимание причинно-следственных связей. Нужно найти в атласе карту, которая поможет ответить на поставленный вопрос.

Задание № 17

Чаще всего здесь предлагают расположить города в порядке увеличения или уменьшения численности населения. Нужно открыть карту по этой теме, внимательно изучить условные знаки, найти эти города и по условным обозначениям выстроить нужную последовательность.

Не стесняйтесь делать пометки в КИМаХ! Около каждого города подписывайте численность населения и дальше, отложив карту, составляйте последовательность.

Задание № 20

Участникам экзаменов предлагается топографическая карта местности. Требуется подобрать на ней участок под предложенную ситуацию. Это может быть, например, катание на лыжах, закладка фруктового сада, футбольного поля. Нужно выбрать участок и объяснить, почему вы предпочли именно его.

Внимательно просмотрите условные знаки и прочитайте по ним карту. Задайте вопрос: какими условия должны быть? И дальше уже сравнивайте участки. Например, для катания на лыжах не подходит участок с лесом, для футбольного поля мы не выберем участок на склоне горы. Сформулировать ответ нужно внятно и коротко. Например: «Я выбираю этот участок, потому что соблюдены такие-то условия». Или от противного: «Я выбираю этот участок, потому что на двух других не соблюдены такие-то условия».

Задание № 21

Даны четыре профиля местности, которые построены по линии A — B по топографической карте из предыдущего задания. Здесь нужно понимать условные знаки и то, как показан рельеф — с помощью горизонталей. Важно пространственное мышление, чтобы взглянуть на объект сбоку.

Задание № 23

Вопрос по теме «Хозяйство». Здесь нужно обратить внимание на факторы размещения отраслей хозяйства. Что нужно для обеспечения сырьем предприятия? Нужен ли потребитель рядом с предприятием?

Задание № 24

Классический вопрос про Новый год. Необходимо расположить регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Нужно запомнить, что Новый год первыми встречают на востоке страны. Далее найти на карте субъекты РФ и расположить их с востока на запад.

Задание № 25

Надо сопоставить регион России с предложенными слоганами. В слоганах обычно есть какой-то яркий признак, который поможет определить регион. Какие-то объекты можно найти на региональной карте, а по каким-то просто сделать предположение.

Задание № 27

В этом задании необходимо сопоставить климатограмму с картой. На климатограмме показаны температура воздуха, осадки по месяцам, а также общее количество осадков, выпадающих за год. Школьник должен определить, какому региону мира соответствуют эти данные.

Во время подготовки к экзамену необходимо составить таблицу с характеристикой климатических поясов, где в столбцах должны быть отображены температуры воздуха по месяцам, количество осадков и сезон их выпадения. Благодаря этому школьник будет понимать, какие условия действуют в различных климатических поясах. А уже во время экзамена нужно работать с климатической картой 7 класса, сопоставляя имеющиеся данные.

Задание № 28

В условии дана таблица, где собраны данные метеонаблюдений по четырем городам (географические координаты, высота над уровнем моря, средняя температура в июле и январе, среднегодовое количество осадков). Далее предлагается четыре утверждения, из которых, проанализировав таблицу, нужно выбрать верное.

Каждый вариант утверждения состоит из двух частей. Например: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовое количество атмосферных осадков». Я предлагаю своим ученикам разобрать каждое из предложенных утверждений следующим образом. Первое: берем четыре города и нумеруем их в порядке с северо-запада на юго-восток. Второе: работаем со второй частью утверждения и нумеруем города по количеству осадков — от большего к меньшему. Если обе составленные последовательности совпали, значит утверждение верное.

Задание № 29

Задание на пространственное мышление. Во время подготовки нужно посмотреть видеоролик о движении Земли вокруг Солнца, чтобы представлять себе, как изменяется положение Земли относительно Солнца в опорные даты: дни летнего и зимнего солнцестояния и дни весеннего и осеннего равноденствия. От этого будет зависеть угол падения солнечных лучей и, соответственно, выбор ответа.

Задание № 30

Задание-загадка. Требуется определить страну или регион России по предложенным характеристикам. При работе с текстом нужно выделить ключевые особенности, которые будут отделять этот субъект от остальных. Текст составлен так, что каждое следующее утверждение сужает круг поиска. Далее нужно работать с атласом, вам понадобятся разные карты. От общих карт мы постепенно переходим к региональным и климатическим, приближаясь к правильному ответу.

III.Заключительная часть.

Исходя из этого, при подготовке учащихся к итоговой аттестации (в течение всего периода изучения предмета) необходимо обратить внимание на следующие направления работы на уроке и во внеурочное время:

1) активно развивать навыки устной и письменной географической речи;

2) больше времени уделять чтению карты (знанию и пониманию картографического содержания)

3) значительную часть учебного времени уделять работе с таблицами, схемами, работе со статистическим материалом;

4) обучать подходам и умениям моделирования ситуации в соответствии с заданными условиями;

5) обучать умению составлять и решать географические задачи, формулировать и выполнять учебные задания на основе географического содержания, в том числе и на основе собственного жизненного опыта;

6) подводить учащихся к пониманию основных географических следствий, определению основных и второстепенных причин, факторов;

7) учить анализировать географические проблемы и ситуации, процессы и явления;

8) формировать и развивать у обучающихся навыки взаимоконтроля и самоконтроля;

9) формировать умение проверять свой ответ или ответ товарища на правдоподобие, соответствие реальности в предлагаемой ситуации.

IV. Интернет- ресурсы:

http://www.ctege.info/knigi-po-geografii-dlya-podgotovki-k-ege/,http://4ege.ru/geographi/)

(http://geo.reshuege.ru/

http://mucro.goruno-dubna.ru

http://geo.reshuege.ru/test?id=6249 – образовательный портал.

www.fipi.ru – сайт Федерального института педагогических измерений – здесь указана рекомендуемая литература по отдельным предметам

www.ege.edu.ru – портал поддержки ЕГЭ, где размещена вся основная информация о ЕГЭ

http://ege.yandex.ru/geography/ - на этом сайте размещены пробные онлайн тесты ЕГЭ с ответами и пояснениями.



1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!